СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салыткова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

по произведению М.Е.Салыткова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Учитель: Ханина О.Л.

 

ЦЕЛИ:

Обучающие: коротко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина, выделить особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

подвести учеников к пониманию авторского замысла и отношения к героям.

Развивающие: совершенствовать навык анализа текста, развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, развивать умение делать выводы из прочитанного, способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе через внимание к художественному слову, способствовать воспитанию культуры общения: умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе PowerPoint.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салыткова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».»

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

по произведению М.Е.Салыткова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Учитель: Ханина О.Л.


ЦЕЛИ:

Обучающие: коротко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина, выделить особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

подвести учеников к пониманию авторского замысла и отношения к героям.

Развивающие: совершенствовать навык анализа текста, развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, развивать умение делать выводы из прочитанного, способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе через внимание к художественному слову, способствовать воспитанию культуры общения: умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе PowerPoint.

Ход урока.

1) Организационный момент.

2) Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского писателя 19 века М. Е. Салтыкова – Щедрина. Какое его произведение Вам нужно было прочитать дома к сегодняшнему уроку?

Ученики: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Учитель: Верно, ребята. Но прежде, чем мы перейдем к разговору об этом произведении, взгляните на доску – перед вами портрет Михаила Евграфовича. Чем поражает вас внешний облик писателя?

Ученики: Сочетанием суровости, твердости и доброты.

Учитель: Вы правы, ребята. Русский писатель Луначарский с восхищением писал об этом портрете: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо... Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

Действительно, ребята, жизнь Салтыкова – Щедрина не была лишена страданий.

Михаил Евграфович родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в помещичьей семье.

Все его детство прошло в родовом имении отца Пошехонье. Что же оно из себя представляло? Огромный неуютный дом, похожий на серую коробку, стоял почти на голом месте. К нему лепились многочисленные строения для дворовых, для скота, погреба для многолетних хозяйственных припасов. За барским имением на многие версты тянулась болотистая равнина, покрытая хвойным лесом.

В их доме полновластно господствовала мать- Ольга Михайловна. Она была женщиной умной, энергичной, обладала сильным и властным характером, упорством, практической хваткой. С ее помощью дела в имении Салтыковых начали поправляться, и вскоре они оказались в числе богатейших помещиков Тверской губернии. На всю жизнь запомнились Михаилу слабохарактерность и капризность отца и крутая властность матери, ее суровый нрав, наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей.  Салтыков – Щедрин воспоминал: “ Помню ,секут меня, кто именно не помню, но секут как следует, розгою, а немка, гувернантка моих старших братье и сестер, закрывает меня ладонью от ударов и говорит, что я слишком мал для этого. Было мне тогда , должно быть, года два, не больше.”

Крепостническое “гнездо” Салтыковых было как бы крепостнической Россией в миниатюре. Здесь были и угнетатели ,и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и привилегии. А Салтыков- Щедрин позднее скажет: “ Я вырос на лоне крепостного права”.

- Как вы понимаете это высказывание?

Ученики: Он с детства видел тяжелую жизнь крепостных крестьян.

Учитель: Верно, ребята. С детства, наблюдая за крепостными крестьянами, он не мог не заметить, как крепостное право уродует людей, что вокруг царит жестокость и несправедливость.

“ Может это покажется странным, но я и теперь сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей жизни, и только пережив его, я мог прийти к полному, сознательному и страстному его отрицанию”.– писал Щедрин.

Такие слова мог сказать только человек, искренне переживающий за судьбу бесправного народа, человек, который старался своим творчеством заставить открыть глаза тех, кто не хотел видеть недостатков , царящих в обществе.

Но прежде, чем мы приступим к анализу сказки, вспомним необходимые литературоведческие термины: сарказм, ирония, гротеск, гипербола.

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

Учитель: Где начинается действие произведения?

Ученики: В Петербурге. Улица Подьяческая. Подьячий – на Руси XVI-начала XVIII века помощник Дьяка, канцелярист.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

Учитель: Кто герои произведения?

Ученики: Два генерала

Учитель: Кто вы понимаете слово генерал? Что это за звание?

Ученики: Генерал – высокий военный чин.

Учитель: Верно.

Учитель: Что мы узнаем о жизни генералов?

Ученики:Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре. Оставшись за штатом, поселились в Подьяческой улице; имели каждый свою кухарку и получали пенсию».

Учитель:Где завязка в произведении?

Ученики: Генералы попадают на необитаемый остров).

Учитель: Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается?

Ученики: Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

Учитель: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»?

Ученики: Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

Учитель: Верно, молодцы. Так, не сумев добыть еду, что генералы находят на острове?

Ученики: Газету «Московские ведомости».

Учитель: Верно. В чем особенность текстов в найденной генералами газете?

Ученики: Найденные обрывки газет сообщают только о роскошных утонченных пиршествах. (Докажите текстом)

Учитель: Верно, ребята. Но вы должны знать, что газета «Московские ведомости» - это не консервативная газета М.Н. Каткова. Салтыков- Щедрин пародирует газет­ные штампы, необоснованную востор­женность, которая была характерна для данной газеты.

-Итак, какой выход видят генералы из создавшегося положения?


Ученики: Генералы не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кор­мильце, о русском мужике.

Учитель: Какие чувства охватывают генералов, когда они находят мужика? Найдите этот момент в тексте.

Ученики: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».Чтение этого эпизода.

Учитель: Как смог мужик накормить генералов?

Ученики: Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

 Учитель:  Но, ребята, почему мужик, при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

Ученики: Мужик так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права.

Учитель: Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а г генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода?

 Ученики: Он преисполнен радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

 Крестьянин формально стал свободен. Но он только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

    Учитель: Итак, чем заканчивается сказка? Прокомментируйте концовку сказки. (подтверждение текстом)

Ученики: Возвращение генералов в Петербург- триумф тунеядцев: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли- того ни в сказке сказать, ни пером описать!» Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако сколько в эту концовку внесено щедринского сарказма! Генералы вспомнили о своём спасителе: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Учитель: Какова награда генералов за труд мужика и справедлива ли она?

Ученики: «Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика.

Учитель: Итак, какую проблему «Повести…» вы считаете главной?

Ученики:Салтыков – Щедрин в своей сказке зло и ядовито осмеяв генералов, в то же время с большим сочувствием показал прекрасные качества, свойственные русскому народу, русскому крестьянину. Всем содержанием своей сказки автор подчеркнул, что именно народ - создатель материальных благ, а не правящие государством генералы. Без него, без народа, наступит голод и одичание.

Учитель: Сегодня на уроке мы анализировали сказку Салтыкова-Щедрина, говорили о том, как зло высмеивает писатель никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов – представителей класса имущих, раскрывая их звериную сущность, преувеличивая их невежество и неприспособленность, в то же время преувеличивая ловкость, трудолюбие, находчивость мужика. Но его рабская покорность вызывает протест у автора и у читателя.
Словно обращаясь к своим соотечественникам, Салтыков-Щедрин говорил, как странно и дико устроена наша жизнь:
Пусть человек трижды глуп и туп, но потому, что достиг богатства и чинов, он
становится властным хозяином, распоряжаясь судьбами других людей, которых и за людей не считает. Он еще их презирает, кто на него, тунеядца, в поте лица трудится, кормит, поит. Но это еще не все.
Страшно то, что трудолюбивый, умный и сильный народ покорно сносил гнет,
поношения, издевательства. Для России полтора века не срок. Если вглядеться, можно и сейчас эти пороки встретить.

Учитель: Спасибо за урок, ребята. Вашим домашним заданием будет

письменный ответ на вопрос, рецензия на иллюстрации к щедринским сказкам, например: чем интересны иллюстрации Кукрыниксов, Муратова? Кто из иллюстраторов ярче подчеркнул сатирическую направленность сказок «для изрядного возраста»?