СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики в 4 классе "Сложение и вычитание величин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики в 4 классе "Сложение и вычитание величин"»

Тема «Сложение и вычитание величин»

Конспект урока математики в 4 классе

Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор Моро М. И., в соответствии с концепцией «Школа России».

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами; для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления; для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать, для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять перво­начальный контроль в различ­ных видах познаватель­ной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие кор­рективы под руковод­ством учителя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать прос­тые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.

Предметные: научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитавния величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.

Оборудование: компьютер; электронное приложение к учебнику, карточки-памятки, блок-схема, учебник.



Содержание урока

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.Организационный момент

Мотивация

Учитель приветствует детей.

- Скажите, вы любите разгадывать тайны?

- Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок

Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

2.Актуализация знаний



















Проблемная ситуация

- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)

а) Найдите «лишнее» в каждом столбике:

1. Длина 1. Км

2. Вкус 2. См

3. Площадь 3. Кг

4. Масса 4. Дм

5. Время 5. Мм

б) Преобразуй: Сравни:

2 км 400 м = …м 8 т …80 кг

2 ч 30 мин = …мин

в) Помоги Винни Пуху удачно приземлиться.

125 см -105 см =

125 см + 105 см =

325 м – 273 см = ?

458 м + 571 дм = ?

-Почему остановились? Какая проблема возникла?


Фронтальная работа учащихся.

Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы.



Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами



Ученики не сталкивались с таким заданием

Высказывают свои предположения

Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний.

















Проблемный метод


3. Постановка цели.







Планирование работы

- Сформулируйте тему урока.

- Откройте учебник на стр. 67, прочитайте тему урока.

- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке?


Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока!



- На какие вопросы могли бы получить ответы?

- Где можете найти информацию?




- Чтобы достичь цели нам надо пройти 3 этапа. Какие?

Лестница знаний:

1.«узнаю»

2. «тренируюсь»

3.«оцениваю»

Читают: «Сложение и вычитание величин»

Предлагают разные версии. Формируют общую цель: Овладение умением складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами



Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам:

1. Какие величины можно складывать и вычитать?

2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами?

Выстраивают лестницу знаний:

«узнаю»

«тренируюсь»

«оцениваю»

Тема урока «Сложение и вычитание величин»
















4. Реализация плана

Открытие новых знаний

- Какую работу выполним на первом этапе?

УЗНАЮ:

Вопрос 1.

«Какие величины можно складывать?»

На этот вопрос вы можете ответить сами, вернувшись к заданию устного счёта.

125 см -105 см =

125 см + 105 см =

- Как выполнили действия? Почему?

- Сформулируйте ответ на свой вопрос.

- Верно. Такие величины называются однородными.

- Сделайте вывод.


Вопрос 2.

«Как складывать величины, выраженные разными единицами»

- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока.

Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе.

325 м – 273 см = ?


- Предположите, как будем вычитать?












- Какой вывод можем сделать после проведенной работы?






















- На все вопросы ответили?

- Обратимся к уроку в электронном приложении.


Ответы детей…


Ученики рассуждают о том, как им удалось выполнить известные задания устного счёта.






-Единицы измерения принадлежат одной и той же величине.




- Складывать и вычитать можно одинаковые величины.












Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице

325 м = 32500см. А теперь можно попробовать вычесть столбиком, как обычные многозначные числа

Выполняют действия.

Формулируют вывод. Составляют памятку.


У доски работают учащиеся по желанию

- Приведём величины к одной единице измерения.

325 м = ? см

32500 см.

- Вычитаю столбиком, как обычные многозначные числа.

32500 - 273= 32227 см (письменно)

- Выразим в удобных единицах измерения.

32227 см = 322 м 27 см

Вывод: сначала надо привести величины к одной единице, выполнить действие, как обычные многозначные числа.

458 м + 571 дм

(ученик решает у доски, остальные в тетради)

458 м=4580 дм

4 580 дм+571 дм =5 151 дм = 515 м 1 дм

Прослушивают урок по ЭП

(ЭП, часть 1, «Сложение и вычитание величин»)




Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения










Фронтальная работа













5. Физкультминутка

- Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть.

Один ученик у доски показывает упражнения, а весь класс повторяет за ним.

Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения

6. Реализация плана

Применение новых знаний

- Какими теперь будут наши действия?

- опираемся на лестницу знаний.

2 этап «ТРЕНИРУЮСЬ»

- Где можно найти задания для тренировки?

- В ЭП.

Задание 1. (2)

Письменно

7 км 104 м – 6 км 724 м =

7 ц 78 кг + 8 ц 43 кг =

3 ч 20 мин – 55 мин=


- А где мы можем использовать полученное знание?

(При решении задач).

- Скажите, годом чего назвал президент России 2022 год?

Давайте решим задачу про кино.

- Решите задачу в парах № 316, используя блок-схему, решение запишите в тетрадь.

Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос.

- На видеокассету, рассчитанную на 210 мин, записали два фильма: первый длится 1 ч 38 мин, второй – 1 ч 27 мин. Можно ли на эту кассету записать ещё один фильм, который длится 23 мин?

(слайд )

- Какие знания помогли решить задачу?

Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний)



Учащиеся предлагают задания из электронного приложения, учебника.



Один учащийся выполняет задание на компьютере, остальные выполняют задание в тетради, используя памятку, составленную на уроке (висит на доске),

затем проверяют правильность, выполнив соответствующую операцию данного задания.



Пара учащихся работает у доски, остальные на местах, используют блок-схему

(приложение 1)













Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем

Фронтальная работа




















Работа в тетради.

7. Реализация плана. Оценивание.

- Переходим на следующий этап – «оцениваю».

-Теперь пришло время оценить себя.

Организуют взаимооценку, обосновывают оценку.




Взаимооценка

8. Итог урока.




Рефлексия.

- Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний.

Лестница знаний:

1.«узнаю» -

2. «тренируюсь»

3.«оцениваю»

Все этапы прошли?

Достигли цель урока?

-Что узнали?

-Как складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами измерения?

- Для чего нужны полученные умения?

(Для покупки продуктов в магазине, для решения задач по математике, для составления меню здорового блюда на проекте «Кулинарная студия»)


Ученики отвечают на вопросы учителя.





9.

Домашнее задание

-Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 313, 314, 317. выберите только два, которые будут вам по силам

-Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание в дневник

Технология уровневой дифференциации



Литература

1. Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник. - В 2 ч. - М.:»Просвещение», 2014.

2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике «Школа России», Москва «ВАКО», 2014..

3. Уроки просвещения Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение», 2014.







Приложение

1. Раздаточный материал.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.