СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) «Путешествие в мир оперы Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) «Путешествие в мир оперы Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка».»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга













Методическая разработка урока музыки

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальными нарушениями)


«Путешествие в мир оперы Н.А. Римского – Корсакого «Снегурочка»



















Учитель музыки первой категории:

Мироненко Елена Александровна

alenamironenko@mail.ru






2022г.

Санкт-Петербург


Пояснительная записка


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга реализует адаптированные образовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее - ФГОС). В основу ФГОС положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: -развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации; -личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей; -рост творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование познавательной деятельности; -формирование у обучающихся умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь сотрудничать. В связи с этим, основной задачей педагога в современной школе является – не передача готовых знаний ученику, а формирование у него личностных компетенций, которые будут побуждать его к самостоятельному получению знаний. (Музыка как важный предмет для УО)… Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как инструмент формирования нравственно-эстетического и творческого потенциала обучающегося, Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом заключается познавательная роль музыки. Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка связывает, "породняет" человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский).

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачи изменения традиционных уроков, в связи с тем, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готовых знаний, а на освоение системно-деятельностного подхода к получению знаний. Это в свою очередь проявляется творческим подходом учителей в своём профессиональном росте и источником мотивации для учащихся.

Урок разработан с учётом концепции личностно-ориентированной развивающей системы. При подготовке урока учитывались психологические и индивидуальные особенности обучающихся, уровень вокальной подготовленности. Специально подобранные упражнения, игры, песни решали образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Образовательные задачи заключались в знакомстве с композитором, кратким содержанием оперы, более подробном изучении образов главных героев: Снегурочки и царя Берендея. Познакомиться с понятием «сопрано» и повторить уже изученные типы мужских и женских голосов. Развивающие задачи заключались в обеспечении условий для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом; развивать интерес к творчеству русских композиторов. Воспитательные задачи заключались в формировании познавательной активности, умении анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, расширении кругозора, совершенствовании навыков общения.

Планируемыми результатами проведения урока будут:

1)оптимизация учебно – воспитательного процесса обучающихся посредством смены видов деятельности, повышение эффективности учебной деятельности путём использования вокального исполнения учителем арии из оперы;

2)создание предпосылок для формирования современного целостного представления об окружающей действительности;

3)адаптация обучающихся к сохранению здоровья на данном этапе обучения: сохранение правильной осанки, управление эмоциями в процессе участия в проведении урока.

Предметные результаты освоения урока с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы «Музыка» должны отражать:

1)формирование представлений о роли классической музыки в жизни человека, её значении в духовно-нравственном развитии;

2)развитие художественного вкуса и интереса к классической музыке;

3)умение воспринимать классическую музыку и выражать свое отношение произведению;

4)использование музыкальных образов при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.

Смысловой акцент содержания урока: опора на опыт обучающихся, психологический комфорт, интерес; единство эмоционального и рационального единство общего и индивидуального, выход за рамки музыкального искусства. При проведении урока используются методы: словесные (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение); игровые, наглядные; метод слуховой наглядности; метод сравнения; метод эмоциональной драматургии. Используются технологии: личностно – ориентированного обучения; учебно-игровой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог).

Цель проведения урока:

-познакомить с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как формой искусства,

которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.

Задачи:

-воспитание духовности, интереса к классической и народной музыке, литературе, театру, любви к искусству;

-освоение новых знаний: знакомство с оперой, композитором;

-освоение новых понятий: ария, сопрано;

-развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-развитие творческих способностей.

При проведении урока формируются:

Познавательные УУД:

1)формирование музыкальных образов через освоение классической музыки;

2)видение взаимосвязи между музыкой, литературой и живописью;

3)решение учебной задачи по выявлению интонационных особенностей

классической музыки, формирование у обучающихся духовно-нравственных

ценностей;

4)формирование знаний о композиторе, жанре опера, освоение новых терминов;

5)совершенствование уровня исполнения песен, свободного и ровного пения с

движением, игра на музыкальных инструментах.

Личностные УУД:

1)формирование представления о нравственности, развитие доброжелательности и

эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной

классики;

2)воплощение художественно-образного содержания музыки в пении, пластике;

3)эмоциональный отклик на классическую музыку;

4)умение выявлять значение классической музыки в жизни человека;

5)воспитание патриотизма, любви к Родине.

Регулятивные УУД:

1)выстраивание хода решения учебной задачи с привлечением разных видов

музыкальной и творческой деятельности;

2)решение конкретной учебной задачи при прослушивании отрывков из оперы

«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (исполнить элементы музыкальной речи с

помощью музыкально- ритмических движений, дирижёрского жеста).

Коммуникативные УУД:

1)умение найти аргументированные ответы на вопросы в процессе коллективного

размышления по учебной задаче;

2)воплощение художественно-образного содержания в пении, ритмике, в

коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися;

3)общение и взаимо­действие в про­цессе ансамблевого, коллективного (хорового и

ин­струментального) воплощения художе­ственного образа музыки;

4)умение передавать музыкально-двигательные, ритмические, вокально-хоровые

навыки, коммуникативные умения в различных видах деятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентации PowerPoint,

электрофортепиано. Дидактический материал: портрет Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрация картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Раздаточный материал: шумовые инструменты (металлофон, барабан, бубен, треугольники, колокольчики, деревянные ложки), цветные карандаши, карточки с заданием, оценочные материалы.

Место проведения: кабинет музыки.

Музыкальный ряд: Вступление к опере «Снегурочка», ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить», «А мы просо сеяли», «Песня Леля», «Сцена таяния Снегурочки», «Хвалебная песня».

Рекомендации: для проведения урока необходима предварительная работа: обучающиеся разучивают песни, учатся выполнять их с движениями, знакомятся с игрой на шумовых инструментах, должен произойти процесс накопления понятий и терминов (музыкальный жанр, музыкальный театр, опера, балет, песня, куплет, запев, припев, солист, дуэт, трио, квартет, квинтет, сильная доля, слабая доля, ритм, музыкальная характеристика). Это оказывает объективное влияние на развитие интереса к классической музыке: на его расширение, углубление, устойчивость, длительность впечатлений от знакомых произведений. Педагог должен учитывать уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся. Урок музыки имеет своей целью не развлечение, а обучение с увлечением, обучающиеся учатся рассуждать, работать в команде, находить взаимопонимание. Оценивание на уроке применяется не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Конспект урока

9 класс

«Путешествие в мир оперы Н.А. Римского – Корсакого «Снегурочка»

«Музыка-это искусство способное

растопить даже самое ледяное сердце».


План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. 3. Определение темы урока, постановка цели и учебных задач. 4. Введение в тему урока. 5. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Музыкальное приветствие.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Психологический настрой.

Проверка готовности учащихся к уроку:

Учитель: Прозвенел звонок для нас, 
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. Музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем:

(Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте! (Поет учитель, а дети отвечают). Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют дети, а учитель отвечает). Артикуляционная гимнастика:
Упражнения:

 “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт, язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг, делаем круговые движения в разные стороны);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”).
Дыхательная гимнастика- укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат, дыхательную гимнастику можно использовать для отдыха в процессе урока.
Упражнения:
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.

Психологический настрой: Учитель: Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем, 
И скорей урок начнем. Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания! 2. Актуализация знаний Учитель: Ребята, о каком жанре мы с вами говорили на прошлом уроке? Ученики: О жанре опера. Слайд 1. Учитель: Давайте вспомним что такое опера? Откуда пришёл к нам этот жанр? Что в переводе означает опера? С какими операми мы уже знакомы? Ученики дают ответы. Учитель: Вы любите сказки? Ученики: да. Учитель: Знакома ли вам сказка о Снегурочке? Ученики: да. Учитель: Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие в прекрасный мир сказки. 3. Определение темы урока, постановка цели и учебных задач Учитель: Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Ученики: Опера «Снегурочка». Учитель: Молодцы, наша тема «Путешествие в мир оперы Н.А. Римского – Корсакого «Снегурочка». Давайте вместе определим цели и задачи нашего урока. Слайд 2. Ученики: цель- познакомиться с оперой «Снегурочка» и композитором, сочинившим произведение, задачи-развить музыкальный кругозор в области классической музыки, быть внимательными, дружными и творческими. Учитель: Молодцы ребята, давайте вместе отправимся в музыкальное сказочное путешествие! 4. Введение в тему урока Звучит Вступление к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Слайд 3 вкл. музыку.
Учитель: Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – опера. Удивительным, я называю его потому, что в опере соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и песня.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать оперный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – певцы и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Опера создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора оперы или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли вокалиста, художника или музыканта?
Ученики: да.
Учитель: Конец зиме, пропели петухи. Весна – Красна спускается на землю. Полночный час настал, сторожку Леший Отсторожил, - ныряй в дупло и спи! Учитель: Ребята, вашим домашним заданием было прочитать сказку Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Вам удалось узнать о том, где живёт Снегурочка? Ученики: Она живёт в глуши леса, её охраняет Леший и звери. Учитель: Ты погляди, диковина какая, Боярышня! Живая ли? Живая! Вся в снежинках, лед искрится на ее ресницах. В белой шубке, как принцесса, в теплых рукавицах… Дозволь спросить: далеко ль держишь путь, и как зовут тебя и величают? Ученики: Снегурочка! Учитель: Правильно. Героиней нашего урока будет Снегурочка. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь. Слайд 4. Опера «Снегурочка» написана Н.А. Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского. Николай Андреевич очень любил сказки и однажды прочитав одну из них воскликнул «Что за прелесть эти сказки! Николая Андреевича называют композитором-сказочником. Он сочинил 15 опер, но оперу «Снегурочка» композитор сочинял особенно. Ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью. Оперы сочиняют годами, а «Снегурочка» родилась за 2.5 месяца. Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора! Учитель: Ребята, о чём же сказка «Снегурочка»? Ученики: Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета. Учитель: Очень ярко композитор изобразил жизнь русского народа с его старинными обычаями, обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. Где происходит действие оперы? Ученики: В сказочной стране царя Берендея. Учитель: Ребята, а кто поёт в опере? Ученики: Солисты, хор в сопровождении оркестра. Учитель: Верно, а как в опере называется, когда поёт один человек? Ученики: высказывают свои версии. Слайд 5. Учитель: А́рия  с итал. aria — воздух — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Ария отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. В нашей опере ария – это песня главной героини, в которой она делится своими мыслями и дается ее музыкальная характеристика. Учитель: Я хочу исполнить для вас арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». Учитель: О чём поёт девушка? Ученики: Снегурочка хочет почувствовать, что такое любовь. Учитель: Какое настроение передано в музыке? Близки ли интонации арии народным песням? Ученики: Радостное, близки музыка распевная. Учитель: Какой вам показалась Снегурочка, какой у неё голос? Ученики: Сказочной, голос необычайно высокий, холодный. Учитель: Как называется такой певческий голос? Ученики: Сопрано. Учитель: У Снегурочки особенное сопрано, оно называется колоратурное. Колоратуры – это украшения, виртуозные мелодические обороты.

Музыкально – ритмическая деятельность под фрагмент оперы «А мы просо сеяли»

Я предлагаю немного отдохнуть и окунуться в мир старинной игровой песни «А мы просо сеяли». Выходите девочки и мальчики, становитесь друг напротив друга.
Содержание игры Слайд 6 вкл. муз.
Дети становятся в две шеренги друг напротив друга, взявшись за руки, двигаются наступая и отступая, говорят слова (1 – первая шеренга, 2 – вторая шеренга):
1- А мы просо сеяли, сеяли!
2- А мы просо вытопчем, вытопчем!
1- А чем же вам вытоптать, вытоптать!
2- А мы ее конями, конями.
1- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
2- А мы коней выкупим, выкупим.
1- А чем же вам выкупить, выкупить.
2- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
1- Не надо нам и тысячи, тысячи!
2- А чего ж вам надобно, надобно.
1- А нам надо девицу (молодца), девицу (молодца).
2- А каку ж вам девицу (молодца), девицу (молодца).

Команда, выбирающая девицу или молодца совещается, говорят с места:
1- А нам надо Машеньку, Машеньку!
2 - Открывайте ворота, принимайте девицу!

Игроки сходятся попарно, перетягивают друг друга. Перетянутого игрока забирает победитель.
Двигаясь наступая и отступая, говорят слова:
- В нашем полку прибыло, прибыло!
- В нашем полку убыло, убыло!
- В нашем полку чай пьют, чай пьют!
- В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Игра продолжается.

Учитель: Молодцы ребята, хорошо поиграли! А теперь продолжим. Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка». Как вы думаете, созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова? Как художник красками изобразил нашу героиню? Какие цвета использовал? Слайд 7. Ученики: Созвучна. Белые, синие, холодные. Учитель: Картина находится в Третьяковской галерее. В.М. Васнецов написал её под впечатлением от сказки Островского и оперы Римского-Корсакова. Что вы видите на картине? Ученики: Сказочно красивая ночь, Снегурочка вышли из леса, она испуганная, но полна решимости идти к людям. Учитель: На вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни». Чьи же песни влекут Снегурочку? Ученики: Совершенно верно- песни Леля. Учитель: Пастух Лель словно призывает Снегурочку к счастливой, весёлой, незнакомой ей жизни.

Звучит «Песня Леля». Слайд 8 вкл. муз. Учитель: Его песня народного характера, это пастуший наигрыш. Снегурочка приходит к людям и ей очень нравится Лель, но полюбить его она не может, так как сердце её холодно. Лель не долго поёт ей свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам – берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду. Она понимает, что ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди и решается пойти на отчаянный шаг. Она обращается к матери Весне, которая дарит ей волшебный венок. В нем заключена великая сила человеческой любви. И вдруг….Снегурочка увидела мир другими глазами:

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зеленый лес оделся!

Она узнала чувства, о которых раньше не ведала, встретив Мизгиря полюбила его. Снегурочка полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувство нежной любви к человеку. Настает праздник Солнца- Ярилин день. А что происходило в этот день? Ученики: Царь Берендей благословляет молодые пары.

Учитель: Мизгирь подводит Снегурочку. Царь спрашивает у нее – охотно ли она отдает свое сердце Мизгирю?

-Великий царь! Спроси меня сто раз,

Сто раз отвечу, что люблю его! отвечает Снегурочка.

И в этот миг яркий луч солнца падает на нее. Что же произойдёт со Снегурочкой, если на неё попадёт солнце?

Ученики: Снегурочка начнёт таять.

Учитель:Верно ребята, давайте посмотрим «Сцену таяния Снегурочки». Слайд 9 видеофрагм.

Смотрим видеофрагмент.

Учитель: Ребята, что вы услышали в арии? Какой была музыка?

Ученики: Снегурочка восхищалась и прощалась с жизнью. Музыка была очень трогательная. Потом Снегурочка исчезла, расстаяла.

Учитель: Ярило-Солнце теперь полновластный хозяин, вмешательство Мороза прекратилось.

Опера заканчивается хвалебным гимном.

Звучит «Хвалебная песня».

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём опера «Снегурочка»? Какая главная мысль этого произведения?

Ученики: О прекрасной Снегурочке, её чувствах, о добре и зле, о природе.

Учитель: Верно, Александр Николаевич Островский и Николай Андреевич Римский-Корсаков очень хотели, чтобы вы задумались над тем, что надо быть добрыми, уметь по-настоящему любить и что добро сильнее зла. Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце. Опера «Снегурочка» очень сближает нас с природой, учит любоваться её красотой, прививает любовь к русским обычаям, обрядам. Слайд 10.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

Ученики: да! Слайд 11.

Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

Ученики: С оперой «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель: А кто сочинил сказку «Снегурочка»?

Ученики: Александр Николаевич Островский.

Учитель: Как быстро Николай Андреевич сочинил оперу «Снегурочка» и почему?

Ученики: За 2.5 месяца, потому, что он был очень вдохновлён сказкой.

Учитель: Какие новые термины вы узнали на уроке?

Ученики: Ария, колоратурное сопрано.

Учитель: Чему научила вас опера?

Ученики: Быть добрыми, ценить любовь, беречь природу.

Учитель: Ребята продолжите мысль:

Мне понравилось…

Самым интересным было…

Для меня было сложно…

Сегодня я понял(а)…

Сегодня я задумался…

На уроке я научился…

Учитель: На этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания! Слайд 12.


Список используемых источников

  1.  Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 1 / Подгот. тома А. В. Оссовский и В. Н. Римский-Корсаков. М.: Музгиз, 1955.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Снегурочка_(опера)#cite_note-2

  3.  Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка» — весенняя сказка (тематический разбор). М.: Музыка, 1978.

  4. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей жизни/e-libra.ru//https://e-libra.ru/read/238760-letopis-moej-muzykalnoj-zhizni.html.

  5. И.А.Резенова «Необычные уроки обычных детей» (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php);

  6. Новые формы оценивания. М.А. Пинская, И.М.Улановская.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.

  7. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»,1997. СЕМЬЯ КРИВОРОТЫХ.