СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Октябрь 1917 года и его последствия"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка создана в соответствии с обновленными ФГОС и призвана сформировать у учащихся представление об Октябрьской революции 1917 года как о сложном и противоречивом историческом событии, выявить ее причины, ход, последствия и неоднозначные оценки в исторической науке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Октябрь 1917 года и его последствия"»

Октябрь 1917 года и его последствия

Класс: 9

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об Октябрьской революции 1917 года как о сложном и противоречивом историческом событии, выявить ее причины, ход, последствия и неоднозначные оценки в исторической науке.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Актуализировать знания учащихся о предпосылках и ходе Первой мировой войны, Февральской революции и социально-политической ситуации в России в 1917 году.

    • Ознакомить учащихся с основными событиями Октябрьской революции, ключевыми фигурами и принятыми декретами.

    • Рассмотреть различные последствия Октябрьской революции для России и мира.

    • Познакомить с различными точками зрения на Октябрьскую революцию в исторической науке.

  • Развивающие:

    • Развивать умения анализа исторических документов и источников.

    • Развивать навыки критического мышления, умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.

    • Развивать умения работы в группах, ведения дискуссии и публичного выступления.

    • Развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать уважение к истории своей страны.

    • Формировать толерантное отношение к различным точкам зрения на исторические события.

    • Формировать гражданскую позицию и осознание ответственности за будущее своей страны.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

    • Проявление уважения к истории России, осознание ее места в мировой истории.

    • Формирование собственной позиции по отношению к событиям Октябрьской революции, основанной на критическом анализе информации.

    • Развитие умения аргументировать свою точку зрения, уважать мнение других людей.

  • Метапредметные:

    • Умение определять тему и цели урока.

    • Умение планировать свою деятельность на уроке.

    • Умение находить и анализировать информацию из различных источников.

    • Умение работать в группе, взаимодействовать с другими учащимися.

    • Умение представлять результаты своей работы в устной и письменной форме.

    • Умение оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся.

  • Предметные:

    • Знание основных событий Октябрьской революции, ее причин, хода и последствий.

    • Знание ключевых исторических личностей, связанных с Октябрьской революцией.

    • Умение анализировать исторические документы и источники.

    • Умение сравнивать различные точки зрения на Октябрьскую революцию в исторической науке.

    • Умение формулировать собственную точку зрения на события Октябрьской революции, основанную на исторических фактах.

Методы и приемы:

  • Проблемное обучение.

  • Исследовательская деятельность.

  • Работа с историческими источниками (документы, фотографии, плакаты).

  • Групповая работа.

  • Дискуссия.

  • Мультимедийная презентация.

  • Прием «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно).

Оборудование:

  • Компьютер.

  • Проектор.

  • Экран.

  • Мультимедийная презентация.

  • Раздаточный материал (исторические документы, фотографии, плакаты).

  • Цветные шляпы (для приема «Шесть шляп мышления»).

Основные понятия:

  • Октябрьская революция.

  • Большевики.

  • Советы.

  • Декрет о мире.

  • Декрет о земле.

  • Совет Народных Комиссаров (СНК).

  • Гражданская война.

  • Военный коммунизм.

  • Красный террор.

  • Национализация.

  • Индустриализация.

  • Коллективизация.

  • Тоталитаризм.

Этап 1: Организационный момент

  • Действие учителя:

    • Входит в класс, приветствует учеников: «Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть.»

    • Осматривает класс, визуально проверяя готовность учеников к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей).

    • Спокойным, доброжелательным тоном: «Пожалуйста, проверьте, все ли необходимое для работы у вас на партах. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку, и я постараюсь помочь.»

    • Делает небольшую паузу, давая возможность ученикам подготовиться.

  • Действия учащихся:

    • Встают, приветствуют учителя в ответ.

    • Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей на парте.

    • При необходимости обращаются к учителю за помощью.

    • Садятся на свои места.

Этап 2: Актуализация знаний и мотивация

  • Действие учителя:

    • Начинает урок с активизации имеющихся знаний: «Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. Какие события происходили в России в начале XX века, особенно в 1917 году?» (интонация должна побуждать к размышлению).

    • Выслушивает ответы учеников, при необходимости корректирует и направляет их: «Правильно, мы говорили о Первой мировой войне, о Февральской революции. А что стало причиной Февральской революции? Какие проблемы стояли перед Россией в то время?»

    • Обобщает ответы учеников: «Итак, мы видим, что Россия находилась в состоянии глубокого кризиса: война, голод, нехватка земли, политическая нестабильность. Все это создавало напряженную обстановку в стране.»

    • Представляет проблемную ситуацию: «А теперь давайте посмотрим на эти изображения.» Учитель включает проектор и демонстрирует на экране несколько фотографий или плакатов, изображающих сцены Октябрьской революции (штурм Зимнего дворца, демонстрации рабочих и солдат с оружием, революционные плакаты).

    • Задает вопросы, направленные на стимулирование интереса к теме: «Что вы видите на этих изображениях? Какие события они иллюстрируют? Какие чувства они у вас вызывают? Как вы думаете, почему произошли эти события?» (Учитель использует открытые вопросы, чтобы стимулировать дискуссию и разные варианты ответов).

    • Выслушивает ответы учеников, не оценивая их сразу, а побуждая к дальнейшим размышлениям: «Интересное мнение… А кто думает иначе? Какие еще причины могли привести к этим событиям?»

    • Подводит итог мотивационного этапа: «Как вы видите, события, изображенные на этих фотографиях, очень важны для нашей истории. Это события Октябрьской революции 1917 года. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах, ходе и последствиях этой революции.»

    • Совместно с учениками формулирует тему и цели урока: «Итак, тема нашего урока – «Октябрь 1917 года и его последствия». Как вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой на этот урок? Что мы должны узнать и понять?»

  • Действия учащихся:

    • Вспоминают и отвечают на вопросы учителя об исторических событиях, предшествовавших Октябрьской революции.

    • Высказывают свои мнения о причинах кризиса в России в 1917 году.

    • Внимательно рассматривают фотографии или плакаты, изображающие события Октябрьской революции.

    • Делятся своими впечатлениями и чувствами, вызванными увиденным.

    • Предлагают свои варианты ответа на вопрос о причинах Октябрьской революции.

    • Принимают участие в формулировке темы и целей урока.

Этап 3: Изучение нового материала

  • Действие учителя:

    • Причины Октябрьской революции (Работа в группах):

      • Делит класс на 4 группы, учитывая интересы и возможности учащихся (можно использовать принцип случайного выбора или дать возможность ученикам самим объединиться в группы).

      • Объясняет задание для каждой группы: «Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит задание изучить определенную группу причин Октябрьской революции. Ваша задача – внимательно прочитать текст в учебнике и дополнительный материал (раздаточный материал с документами и статистическими данными) и составить краткий конспект, выделив ключевые факторы.»

      • Распределяет темы по группам:

        • 1 группа: Экономические причины.

        • 2 группа: Социальные причины.

        • 3 группа: Политические причины.

        • 4 группа: Идеологические причины.

      • Раздает каждой группе необходимый материал: учебники, распечатки с документами и статистическими данными.

      • Устанавливает время для работы в группах: «У вас есть 10 минут на работу в группах своей работы. Пожалуйста, подготовьте краткое выступление, в котором вы расскажете о ключевых факторах, которые, по вашему мнению, привели к Октябрьской революции.»

      • Предоставляет каждой группе по 5 минут для выступления.

      • После выступления каждой группы задает уточняющие вопросы, побуждает к дискуссии: «А как, по вашему мнению, эти причины связаны между собой? Какая из этих причин была наиболее важной?»

      • Обобщает выступления групп: «Итак, мы видим, что Октябрьская революция была вызвана целым комплексом причин, как экономических, так и социальных, политических и идеологических. Все эти причины тесно переплетены между собой и создали взрывоопасную ситуацию в России в 1917 году.»

    • Ход Октябрьской революции (Лекция с элементами беседы и работы с источниками):

      • Переходит к следующему этапу урока: «Теперь давайте поговорим о том, как развивались события Октябрьской революции.»

      • Начинает лекцию, используя мультимедийную презентацию, на которой представлены основные события, ключевые фигуры и принятые декреты: «После Февральской революции в России установилось двоевластие: Временное правительство и Советы. Однако Временное правительство оказалось неспособным решить ключевые проблемы страны. В это время большую популярность набирает партия большевиков во главе с Владимиром Лениным…»

      • В процессе лекции задает вопросы учащимся для поддержания интереса и активизации их мыслительной деятельности: «Какую роль сыграл Ленин в подготовке и проведении революции? Как вы думаете, почему большевикам удалось захватить власть? Какое значение имели Декреты о мире и о земле?»

      • Вовлекает учеников в работу с историческими источниками: «Сейчас я вам предлагаю проанализировать отрывки из Декрета о мире и Декрета о земле и ответить на вопросы: Какие обещания давали большевики народу? Как эти обещания повлияли на поддержку большевиков населением?»

      • Выслушивает ответы учеников, комментирует их, подчеркивая важность Декретов о мире и о земле для привлечения на сторону большевиков широких масс населения.

    • Последствия Октябрьской революции (Работа с таблицей):

      • Переходит к обсуждению последствий Октябрьской революции: «Итак, большевики пришли к власти. Но каковы были последствия этого события? Как изменилась Россия после Октябрьской революции?»

      • Предлагает учащимся заполнить таблицу «Последствия Октябрьской революции», разделенную на следующие категории: Политические, экономические, социальные, культурные и международные последствия.

      • Объясняет задание: «Сейчас вам предстоит заполнить эту таблицу, используя учебник и дополнительную информацию. Подумайте, какие изменения произошли в России после Октябрьской революции в каждой из этих сфер.»

      • Дает учащимся 7 минут на выполнение задания.

      • После выполнения задания организует обсуждение и проверку заполненной таблицы: «Давайте теперь обсудим, что у вас получилось. Какие политические изменения произошли в России после Октябрьской революции? Какие экономические?…»

      • Корректирует ответы учеников, дополняет информацию, обобщает результаты работы.

  • Действия учащихся:

    • Причины Октябрьской революции (Работа в группах):

      • Делятся на группы (заранее определенные учителем или по желанию).

      • Внимательно слушают задание учителя.

      • Распределяют обязанности внутри группы (например, один ученик ищет информацию в учебнике, другой – в дополнительном материале, третий – делает записи, четвертый – готовит выступление).

      • Изучают предложенные материалы и составляют краткий конспект, выделяя ключевые факторы, приведшие к Октябрьской революции.

      • Готовят краткое выступление для представления результатов работы группы у доски.

      • Представляют результаты работы группы, рассказывая о ключевых факторах, приведших к Октябрьской революции.

      • Отвечают на уточняющие вопросы учителя, участвуют в дискуссии.

    • Ход Октябрьской революции (Лекция с элементами беседы и работы с источниками):

      • Внимательно слушают лекцию учителя, конспектируют основные моменты.

      • Отвечают на вопросы учителя, проявляя активность и заинтересованность.

      • Анализируют отрывки из Декрета о мире и Декрета о земле и отвечают на вопросы.

    • Последствия Октябрьской революции (Работа с таблицей):

      • Индивидуально или в парах заполняют таблицу «Последствия Октябрьской революции», используя учебник и дополнительную информацию.

      • Принимают активное участие в обсуждении и проверке заполненной таблицы.

Этап 4: Первичное закрепление материала

  • Действие учителя:

    • Объясняет суть приема «Шесть шляп мышления»: «Сейчас мы попробуем применить метод, который поможет нам рассмотреть Октябрьскую революцию с разных сторон, учитывая разные точки зрения. Этот метод называется «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа символизирует определенный тип мышления, определенный аспект рассмотрения вопроса.»

    • Раздает или показывает цветные шляпы (или их изображения) и объясняет, что они символизируют:

      • Белая шляпа: Факты и информация.

      • Красная шляпа: Эмоции и чувства.

      • Черная шляпа: Критика и риски.

      • Желтая шляпа: Преимущества и возможности.

      • Зеленая шляпа: Креативность и новые идеи.

      • Синяя шляпа: Управление и обобщение.

    • Предлагает учащимся по желанию выбрать одну из «шляп» и высказать свое мнение об Октябрьской революции в соответствии с выбранным типом мышления: «Пожалуйста, выберите одну из шляп и выскажите свое мнение об Октябрьской революции, исходя из того, что символизирует эта шляпа.»

    • Направляет дискуссию, задает наводящие вопросы, стимулирует учащихся к размышлению: «Итак, кто хочет первым высказаться? Что вы можете сказать об Октябрьской революции, если вы наденете ‘белую шляпу’? А если ‘красную’?»

    • Благодарит каждого ученика за высказанное мнение.

  • Действия учащихся:

    • Внимательно слушают объяснение учителя о приеме «Шесть шляп мышления».

    • Выбирают одну из «шляп», которая им больше всего подходит.

    • Высказывают свое мнение об Октябрьской революции в соответствии с выбранным типом мышления, используя полученные на уроке знания.

    • Слушают мнения других учеников.

Этап 5: Подведение итогов и рефлексия

  • Действие учителя:

    • Подводит итоги урока: «Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели сложное и противоречивое событие – Октябрьскую революцию 1917 года. Мы узнали о ее причинах, ходе и последствиях. Мы попытались рассмотреть это событие с разных точек зрения.»

    • Возвращается к поставленным в начале урока целям: «Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Считаете ли вы, что мы достигли этих целей?»

    • Задает вопросы для рефлексии: «Что нового вы узнали на уроке? Что было самым интересным? Что было самым сложным? Какие вопросы остались для вас неясными? Изменилось ли ваше мнение об Октябрьской революции после этого урока?»

    • Выслушивает ответы учеников, благодарит их за активную работу на уроке.

  • Действия учащихся:

    • Вспоминают цели урока.

    • Оценивают свою работу на уроке и то, насколько успешно удалось достичь поставленных целей.

    • Отвечают на вопросы учителя для рефлексии, делятся своими впечатлениями и мыслями.

Этап 6: Домашнее задание

  • Действие учителя:

    • Объявляет домашнее задание: «Итак, ваше домашнее задание:

      • Изучить соответствующий параграф учебника, чтобы закрепить полученные на уроке знания.

      • Подготовить эссе на тему: «Октябрьская революция: благо или трагедия для России?’ (или выбрать другую тему по согласованию со мной, если у вас есть собственные интересные идеи).

      • (Дополнительно, по желанию) Провести небольшое исследование и узнать о судьбе одной из исторических личностей, связанных с Октябрьской революцией. Это поможет вам лучше понять эпоху и те события.»

    • Отвечает на вопросы учеников, касающиеся домашнего задания.

    • Прощается с учениками: «Спасибо за урок! До свидания!»

  • Действия учащихся:

    • Записывают домашнее задание в дневник.

    • Задают вопросы учителю, если что-то неясно.

    • Прощаются с учителем.

В течение всего урока:

  • Учитель:

    • Поддерживает доброжелательную и рабочую атмосферу в классе.

    • Стимулирует активность и самостоятельность учащихся.

    • Использует различные методы и приемы обучения для поддержания интереса к теме.

    • Осуществляет индивидуальный подход к каждому ученику.

    • Оценивает деятельность учащихся, учитывая их вклад в работу на уроке.

  • Учащиеся:

    • Активно участвуют в работе на уроке.

    • Высказывают свои мнения и задают вопросы.

    • Работают в группах и индивидуально.

    • Слушают друг друга и уважают чужое мнение.

    • Выполняют задания учителя и стрем к истории.



10