Начинает урок с активизации имеющихся знаний: «Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. Какие события происходили в России в начале XX века, особенно в 1917 году?» (интонация должна побуждать к размышлению).
Выслушивает ответы учеников, при необходимости корректирует и направляет их: «Правильно, мы говорили о Первой мировой войне, о Февральской революции. А что стало причиной Февральской революции? Какие проблемы стояли перед Россией в то время?»
Обобщает ответы учеников: «Итак, мы видим, что Россия находилась в состоянии глубокого кризиса: война, голод, нехватка земли, политическая нестабильность. Все это создавало напряженную обстановку в стране.»
Представляет проблемную ситуацию: «А теперь давайте посмотрим на эти изображения.» Учитель включает проектор и демонстрирует на экране несколько фотографий или плакатов, изображающих сцены Октябрьской революции (штурм Зимнего дворца, демонстрации рабочих и солдат с оружием, революционные плакаты).
Задает вопросы, направленные на стимулирование интереса к теме: «Что вы видите на этих изображениях? Какие события они иллюстрируют? Какие чувства они у вас вызывают? Как вы думаете, почему произошли эти события?» (Учитель использует открытые вопросы, чтобы стимулировать дискуссию и разные варианты ответов).
Выслушивает ответы учеников, не оценивая их сразу, а побуждая к дальнейшим размышлениям: «Интересное мнение… А кто думает иначе? Какие еще причины могли привести к этим событиям?»
Подводит итог мотивационного этапа: «Как вы видите, события, изображенные на этих фотографиях, очень важны для нашей истории. Это события Октябрьской революции 1917 года. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах, ходе и последствиях этой революции.»
Совместно с учениками формулирует тему и цели урока: «Итак, тема нашего урока – «Октябрь 1917 года и его последствия». Как вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой на этот урок? Что мы должны узнать и понять?»
Вспоминают и отвечают на вопросы учителя об исторических событиях, предшествовавших Октябрьской революции.
Высказывают свои мнения о причинах кризиса в России в 1917 году.
Внимательно рассматривают фотографии или плакаты, изображающие события Октябрьской революции.
Делятся своими впечатлениями и чувствами, вызванными увиденным.
Предлагают свои варианты ответа на вопрос о причинах Октябрьской революции.
Принимают участие в формулировке темы и целей урока.