Пояснительная записка
Предмет: литература (базовый уровень)
Количество часов в неделю: 3 часа
Урок рассчитан на учеников 10 класса, который обучается по рабочей общеобразовательной программе, составленной к линии УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник литературы 10 класс (базовый уровень). Авторы-составители: Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев и др., Изд.: М. «Дрофа», 2020 год
Класс: общеобразовательный.
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Женское счастье? Какое оно?» по повести Ф.А. Абрамова «Пелагея»
Место урока в изучаемой теме: урок станет завершающим в изучении творчества Ф.А. Абрамова.
Используемая литература/интернет-ресурсы:
Учебник литературы 10 класс (базовый уровень). Авторы-составители: Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев и др., Изд.: М. «Дрофа», 2020 год;
Ф. Абрамов. Повести. Изд.: «Детская литература», 1988 г.;
Конспекты учителя-словесника;
http://club.foto.ru/gallery/photos/421927.
https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/637-stikhi-pro-zhenshchin-rossii.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-fa-abramov-pelageya-2732680.html (на сайте представлена моя разработка)
Обоснование выбора стратегии. Методы:
аналитическая беседа, при помощи которой педагог посредством продуманной системы вопросов, подводит обучающихся к усвоению новой информации или проверяет, как они запомнили пройденный материал;
смысловое чтение учит искать и систематизировать информацию;
дискуссия - данный метод обучения основывается на обмене взглядами касательно определенного вопроса. Эти взгляды могут, как отображать собственное мнение собеседников, так и опираться на мнение других людей;
визуализация информации в виде графической зарисовке, облака слов позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным.
творческая работа в виде изменения сюжетной линии повести предлагается как домашнее задание. Эта методика является отличным средством для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования у него навыков целенаправленной самостоятельной деятельности.
Формы работы: на уроке применяется фронтальная форма работы для создания атмосферы творческой коллективной работы, а также поддержания активности и внимательности учеников на высоком уровне.
Практическая значимость: Методическая разработка может использоваться учителями литературы как первый или обобщающий урок творчества писателей «деревенской прозы» - полностью, либо какие-то ее фрагменты могут помочь в подготовке педагогов к урокам по данному литературному направлению или другим урокам по поставленным нравственным проблемам.
В сегодняшних реалиях непростой жизни задача школы расширить представление обучающихся о семье, определить их нравственные убеждения. Один из писателей, который в своих произведениях поднимает нравственные проблемы, Федор Александрович Абрамов. Именно поэтому мы обратимся к его повести «Пелагея».
Подготовительная работа к уроку:
прочитать повесть Ф.А. Абрамова «Пелагея»;
подготовить характеристики Пелагеи и Альки;
при чтении отмечать эпизоды, раскрывающие главных героев повести.
Технологическая карта урока:
Тема | «Женское счастье? Какое оно?» по повести Ф.А. Абрамова «Пелагея» |
Цель | Рассмотрение отношения автора к проблемам нравственности. |
Задачи | 1. Познакомиться с биографией Ф.А.Абрамова Осмыслить нравственные проблемы содержания повести Ф.А. Абрамова «Пелагея». Прийти к выводу, что семья в жизни женщины – это самое важное. Уметь вести беседу по прочитанному произведению, доказывать свою точку зрения |
Формируемый компонент функциональной грамотности | 1. Читательская грамотность 2. Глобальные компетенции 3. Креативное мышление |
Класс/возраст | 10 класс, 16-17 лет |
Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование | Тема, эпиграф на доске; Жетоны 3х цветов; Компьютер, мультимедиа установка, колонки; Презентация; Фото писателя; Текст повести. |
Этап и время | Содержание педагогического взаимодействия | Как формируется компонент функциональной грамотности |
деятельность педагога | деятельность обучающихся |
1.Организационный 2 мин | Приветствие. Выдача жетонов 3х цветов. Подготовка презентации урока. Обращение внимания на эпиграф (Жизнь не те дни, что прошли, А те, что запомнились П.А. Павленко.) (слайд 1,2) | Приветствие. Получение жетонов. Повторение записей с предыдущего урока. Читают эпиграф на доске. | |
2. Мотивационный 10 мин | 1. Вопросы о «деревенской прозе» (В чем отличие между городом, селом и деревней? Как в литературе отражены эти отличия? В чем особенность деревенской прозы?) (слайд 3) и писателях к ней относящихся (Как думаете, чье творчество можно отнести к «деревенской прозе»?). 2. Рассказ о Ф.А. Абрамове (слайд 4) 3.Видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=5-b4vMBdynk) | 1. Ответы на заданные вопросы. 2. Выступление докладчика. 3. Просмотр видеоролика. | Читательская грамотность: повторение и закрепление полученных знаний |
3. Целеполагание 3 мин | 1. Сегодня мы поговорим о повести «Пелагея». Исходя из названия, скажите, о чем будет идти речь? 2. Послушайте стихотворение о «Женщины России» Светланы Рыболовлевой (слайд 5) 3. Сформулируйте тему урока. 4. Определите цель и задачи урока. 5. Определите проблемы, которые автор поднимает в тексте. | 2.Прочтение стихотворения: Как многолики женщины России! И простотой и щедростью души! Нигде не встретите вы женщину красивей, Бери любую и о ней стихи пиши! Пусть наши женщины и хрупкие создания, Но плечи их не гнулись ни в войну, Ни в дни репрессий, в горести скитаний, С мужьями вместе поднимали целину. Такая женщина накормит и согреет, А если нужно , то и жизнь свою отдаст! Все тяготы земные вмиг преодолеет, И в трудную минуту не предаст! 3.4.Определение темы, цели и задач урока, запись в тетрадь. 5.Определение круга проблем, поднимаемых автором в повести. | Креативное мышление: умение предполагать и предлагать различные варианты формулировок тем, целей, задач и проблем. Глобальные компетенции: умение понимать проблемы, поднимаемые автором. |
4. Постановка и решение учебной задачи Аналитическая беседа 20 мин Работа с текстом. Дискуссия Работа в группах (3 группы, делятся по цвету жетона). Предлагается обсудить изображения и понять какое они имеют отношение к повести. Аналитическая беседа Работа с текстом. | Что такое женское счастье? И была ли счастлива Пелагея? | |
Вопросы учителя | Ожидаемые ответы учеников | | Как вы думаете, о чем нам говорит название произведения? | О судьбе русской женщины, на примере жизни Пелагеи. | | Каково ваше впечатление от прочитанного? (слайд 6) Оцените произведение по 5-балльной системе. | Ответы разнообразны: от положительных, до нейтральных. Произведение понравилось, т.к. сюжет интересно выстроен, есть чему поучиться у главной героини. Произведение не понравилось, т.к. обычная история, обычной семьи. | | Опираясь на текст, попробуем составить словесный портрет Пелагеи. Как автор к ней относится? Необходимо найти «+» и «-» качества героини. (слайд 7) | 1 вариант 2 вариант | | Ребята цитируют произведение. «по лугу бежала босиком…» «…поправила волосы – жиденькую бесцветную кудельку…» «Глаза у Пелагеи были острые…» «И вдруг почувствовала, как слегка оторопели глаза…» « - Ты, как золотой волной накрывшись…» | Пелагея корыстолюбива. Желая в голодный год устроиться на работу в пекарню, она изменила мужу поддерживать отношения старается только с нужными людьми. Особенно показательна сцена, когда Пелагея с благоговением развешивает в избе для просушки накопленные вещи в сундуках. | | Защита свое мнения. Вывод | | Где она работала? Как относилась к работе? (слайд 8) | Работала в колхозе, на пекарне, была очень ответственной, любила сделать так, чтобы людям было приятно. « - А я на пекарню-то пришла…» «А без пекарни, какая жизнь?...» «…почуяла теплый хлебный дух, какой бывает только возле пекарни и расплакалась…» «Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее…» «А в пекарне – тоже небывалое с ней дело…» «Ее давно тянуло на пекарню…» | А каковы были ее отношения с мужем? | «Провожая мужа на войну…» «Нынешняя болезнь Павла поначалу казалась Пелагее погибелью…» «Днем и ночью две недели подряд сидела Пелагея возле больного мужа…» (картинка) «Пелагея слушала-слушала эти слова и вдруг подумала…» | К какой сцене повести подходит данное изображение? (слайд 9) О чем данное изображение? (слайд 10) Предлагается изображение к обсуждению. (слайд 11) | Измена мужу, воспоминание об этой ситуации. О последнем визите Пелагеи на пекарню. Мысли о прошлом, которые не дают Пелагеи покоя. | Какая у Пелагеи дочь? Какие у них отношения? | « - Посмотри, посмотри на свою дочь…» «Самую неприкрытую дурость Алька выказала…» | О чем нам говорит эпизод в сельском магазине, в котором Пелагея покупала, жалеет из плащевки? | «Плюшевки все-таки у нее взяли обратно, до самого председателя дошла…» | Как вы считаете, какую жизнь прожила героиня? Предлагаю ребятам проголосовать - счастлива ли была Пелагея? Оцените по 10- бальной системе счастье и несчастья героини. | Мнения разделяются. Работаем с текстом, чтоб доказать обе позиции. Жизнь ее трудная: дом, хозяйство, работа, больной муж — все лежало на ее плечах, но она была по-своему счастлива, так как гордилась, что у нее «самая заглавная должность на Земле — она хлеб печет, она сама жизнь делает». | А в чем ее жизненная драма? Есть ли в этом ее вина? | Драма — да, есть. Она осталась одна, муж умер, дочь сбежала в город, но Пелагея верила, что Алька вернется. А вина ее в том, что за своей работой, трудной, тяжелой, она не увидела дочери, ей просто некогда было поговорить с ней по душам, но в то время не всегда это было | | Читательская грамотность: обращение внимание на детали описания, умение их правильно трактовать. Креативное мышление: умение анализировать изображение и соотносить с сюжетом повести Читательская грамотность: умение находить нужный эпизод и правильно цитировать Глобальные компетенции: умение рассуждать о жизненных проблемах и ценностях |
Подведение итогов. Визуализация. | 1. Определить что такое женское счастье? (слайд 12) 2. Была ли Пелагея счастлива? 3. Сделать вывод о судьбе, характере и нравственных ценностях героини. 4. Подобрать подходящие слова и составить облако в онлайн-генераторе https://wordscloud.pythonanywhere.com/ (слайд 13) 5. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Есть у него связь с нашим произведением? (слайд 14) | 1.Высказывают свое мнение. Работа словарем. 2. Всю жизнь работала, все делала для дома, для семьи, а пожить для себя не успела, была по - своему счастлива, т.к. добилась всего чего хотела. Осталась одна, умер муж, которым она помыкала, сбежала в город дочь, даже на похороны к матери не приехала. 3.Высказывают 4. Пример: 5. Слова Павленко: мудрые слова, важно, какой ты, каким тебя запомнят люди, ведь Пелагею любили за ее простоту и доброту | Читательская грамотность, Креативное мышление: умение делать выводы и характеризовать героиню одним словом Глобальные компетенции: умение видеть нравственные проблемы, поднимаемые автором и оценивать их |
5.Рефлексия 5 мин Визуализация. | 1.Что я открыл для себя 2.Чувства, возникшие после прочтения данного произведения Сделайте маленькую зарисовку, отвечающую на эти вопросы. | Выполняют зарисовку | Креативное мышление: умение выражать свои мысли графически |
Осуществите самоконтроль, Заполните листы. | АНКЕТА Заполните анкету 1. На уроке я работал_______________ 2.Урок для меня показался _____________ 3. Мое настроение ______________________ 4. Материал урока мне был __________________ 5. Мое предложение/замечание_ | |
6.Оценочный 2 мин | В анкете поставьте себе за урок оценку. | Выставляют оценки, сдаю листы | |
7.Домашнее задание 3 мин Творческое задание | Первое задание обязательно для всех. Второе и третье на ваш выбор. Прочитать рассказ «Срезал» В.М. Шукшина, Изменить сюжетную линию «Пелагеи» и написать свой вариант сюжета. Познакомиться со статьей Шукшина «Как я понимаю рассказ», сделать ее конспект (слайд 15) | Записывают домашнее задание | |
Итого: 45 мин | Благодарность за урок (слайд 16) | | |
Планируемые результаты урока:
Личностные результаты:
осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученного произведения;
- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев.