СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру по теме « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень"»

Урок окружающего мира

2 класс

Раздел: «Свет и цвет»

Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)

Цели: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами

светового луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.

Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной

деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы,

переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.

Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую

культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: мультимедиапроектор, презентация « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень», отрывок DVD фильма « Приключения Буратино», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс», Фрагмент фильма

« Театр теней», фонарик, стакан и кружка (раздаточный материал), лист картона на подставке,


Формирование общеучебных умений с точки зрения деятельностного подхода : учебно – управленческих умений : самоконтроль и взаимоконтроль;

учебно – информационные умения : осуществлять неструктурированное наблюдение(где определен только объект наблюдения) и лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях)

учебно – логические умения : определять объект анализа и его аспект, т.е устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.


Ход урока

  1. Организационный момент.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение раздела «Свет и цвет», а тему нашего урока вы попытаетесь определить сами , посмотрев отрывок их кинофильма

« Приключения Буратино» . Кто автор и какое полное название литературного произведения? ( Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Ваша задача внимательно прослушать песню, и определить какие понятия, но уже с точки зрения окружающего мира, мы будем изучать на нашем уроке.

  1. Постановка учебных целей.

На уроке познакомимся с тайнами света (светового луча), постараемся понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

III. Актуализация знаний .

А откуда берется свет и для чего он нужен?

Давайте прочитаем первый абзац на с.16 учебника.

Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет. Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли».


На предыдущих уроках мы много говорили об этом теле неживой природы.

Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон :


  • Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения науки – астрономии?

Доклад:« Солнце- большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».

Что еще можно добавить?

Слайд 2 .Солнце всходит с Востока и заходит на Западе, наступает смена дня и ночи .

Слайд 3. В зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.

  • Что мы можем рассказать о Солнце, с точки зрения истории?

Доклад: « Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».

  • А какой народный праздник состоится в конце февраля?

Слайд 4. Праздник «Масленица». Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду. Чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности.

  • А как люди выражали свое отношение к Солнцу в устном народном творчестве?


Загадки :

Ты весь мир обогреваешь, Голубой платок,

Ты усталости не знаешь, Желтый колобок,

Улыбаешься в оконце, По платку катается,

И зовут тебя все… Людям улыбается.

Тянется в окно золотое полотно.

Красная девица гуляет по небу.

Летом греет – зимой холодит.


Пословицы и поговорки:

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встает, так и день настает.

Солнце не померкнет, народ не сломится.

Правда краше солнца.

При солнце тепло, при матери добро.

Солнце пригреет – все поспеет.

Солнышко на всех ровно светит.

После дождя солнце жжет, после лжи –стыд.


  • Какие источники информации вы использовали, чтобы подготовить свои доклады?


Слайд 5. Подведение итогов «Солнце:

  1. Тело неживой природы.

  2. Дает тепло и свет для всего живого на Земле.

  3. С давних времен почитается людьми и находит отражение в их творчестве»


Молодцы! Если мы хотим понять какой – либо объект, то мы должны определить у него существенные признаки, рассмотреть его с разных точек зрения, т.е подвергнуть его анализу.

Физкультминутка. Слайд 13. Гимнастика для глаз.

I V. Изучение новой темы

Итак, главным источником света является Солнце.

Слайд 6. А что использовали люди для освещения своих домов с давних времен?

Слайд 7. Лучина. Где встречалось это слово и что оно означает? Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева.( работа со словарём)

Слайд 8. Свеча.

Слайд 9. Керосиновая лампа. Что такое керосин? (работа со словарём)

Слайд 10. Электрическая лампочка.

Слайд 11 , 12 . Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете?


Вернемся к нашему учебнику и рассмотрим таблицу «Источники света» Я утверждаю, что все эти предметы можно разбить на группы . Почему?

  • Тела природы и изделия

  • Свет от огня ( лампа, фонарь, свеча), природный свет (Луна,Солнце)

  • Натуральный природный свет и искусственный (фонарик)


Практическая работа


  • Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

Опыт 1.

  • Включим наши фонарики и направим их на потолок. Что мы видим? (луч света) . Вспомните из уроков математики что такое луч?

  • Какой вывод можно сделать? Свет распространяется по прямой линии.

Опыт 2 « Осветим весь земной шар»

  • Направьте луч света на шарик.

  • Поворачивая шарик разными сторонами в луче света.

  • Какой вывод можно сделать? Освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.

Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.

Опыт 3. « Проходит или не проходит свет?»( со стаканами)

  • По очереди освещай на фоне стены фарфоровый и стеклянный стакан.

Какой вывод можно сделать? Фарфоровый стакан препятствует распространению света, а стекло пропускает свет.

Слайд17 Опыт 4. « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»

  • Пусть один из вас осветит стену фонариком, а другой расположит руку между фонариком и стеной: сначала близко, а затем подальше от него.

  • Что образуется? Тень.

  • Какой вывод можно сделать? Чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.

Это потому … что когда какой – нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень.

  • Почему тень смещается?

Доклад :«В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной».

  • Люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день изобрели специальный прибор-_солнечные часы?( слайд 18)

Доклад: Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.»


Слайд 19 . Выводы

  • Свет распространяется по прямой линии.

  • Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень.

  • Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.


Работа в тетради.


Слайд 20. Тетрадь на печатной основе стр.8 № 10

  • Что художник нарисовал неправильно?

Слайд 21

  • А сейчас мне бы хотелось вам показать музыкальный сюрприз. Вашему вниманию « Театр теней».

Слайд 22

  • «Любознательные никогда не останавливаются на том, что изучили. Стремитесь познать этот загадочный мир!»

Итог урока. Слайд 23


Дом. зад. в тетради стр. 7 № 8, № 9. Подчеркнуть названия предметов, которые пропускают свет. Если затрудняешься ответить, то проведи опыт.