СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Основам Православной культуры. Тема: «Милосердие – будущее человечества».

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

А разве без любви к Богу может быть милосердие к творению Божьему? Православная вера дает нам путь понять, осознать и прийти к истине.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Основам Православной культуры. Тема: «Милосердие – будущее человечества».»

Методическая разработка урока по Основам Православной культуры.


Пояснительная записка.


Опираясь на концепцию духовно-нравственного воспитания, хотелось бы коснуться одной из базовых национальных ценностей, как социальная солидарность, а в частности - милосердие. Для каждого человека, любого вероисповедания, милосердие сочетается с любовью, состраданием, сочувствие к ближнему. Ближний, может быть кровным родственником, а может быть и первым встречным человеком. Именно ему может понадобиться помощь. Ведь когда человек проявляет истинное милосердие, он не задумывается о каких-либо выгодах, не проявляет заинтересованность в обратной отдаче. Человек должен подражать Богу в милосердии.

А разве без любви к Богу может быть милосердие к творению Божьему? Православная вера дает нам путь понять, осознать и прийти к истине.

1. Тема урока: «Милосердие – будущее человечества».


2. Цель: Формирование высокого понимания значимости социальной солидарности – милосердия. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе реализации благотворительного проекта.

3. Задачи


Обучающие задачи:

- познакомить с этимологией и смыслом слов «социальная солидарность - милосердие»;

- расширить познавательную сферу учащихся, через творческую инициативу каждого ребенка в разработке благотворительного проекта.


Воспитательные задачи:

- формировать интерес к милосердному отношению к ближнему;

- воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения;


Развивающие задачи:

- овладение практическими умениями и навыками при разработке благотворительных проектов (рисунок, реклама, медиа-проект и т.д.).

- формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.



4. Наглядно-визуальный ряд:


Репродукция иконы:

  1. Св. Иоанн Кронштадтского.


5. Литературный ряд:


1) Слова Святого праведного Иоанна Кронштадтского – «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову и вашему собственному - зане есмы друг другу удове».


6. Организационно-пространственная среда:


1. Вопросительное пространство

2. Познавательно - вопросительное пространство

3. Познавательное пространство

4. Выставочное пространство.


7. Предварительная работа:


- Подготовка исторической справки на тему: «Сестры милосердия в России»;

- Подборка фотографий, рисунков, документов, писем на тему: «Милосердие глазами моей семьи».


8. Оборудование:


- мультимедийный экран;

- презентация урока на тему: «Милосердие – будущее человечества».


9. Область применения:


- Православная воскресная школа;

- Общеобразовательная школа;

- Военно-патриотические клубы;

- Кадетские классы.


10. Возраст обучающихся: от 14 до 17 лет.


11. Форма реализации: урок-беседа с творческим домашним заданием (разработка благотворительного проекта - зарисовка, рекламный макет, арт-проект, медиа-проект и т.д.).


12. Ожидаемые результаты:

Знание этимологии и смыслом слов «социальная солидарность - милосердие», понимания значимости Православной церкви в вопросах милосердия, осознание важности общественно-полезной деятельности, разработка и реализация благотворительного проекта.


Карта занятия


Этап и время

Образовательное

пространство

Деятельность педагога

Деятельность детей

Метод обоснования

Вводный этап

5 минуты

Вопросительное пространство

Постановка вопроса перед обучающимися.

Отвечаю на вопросы, выражают собственные предположения, ищут и находят решения.

Форма организации обучения – фронтальная.


Словесные методы в виде беседы.

Проблемный этап

10 минут

Познавательно- вопросительное пространство

Рассказывает, постановка вопроса перед обучающимися.

Слушают, выражают собственные предположения, ищут и находят решения.

Форма организации обучения – фронтальная.


Наглядный метод обучения в виде рассматривания картинок на слайдах.


Словесные методы в виде беседы.

Познавательный этап

20 минут

Познавательное пространство

Показывает и поясняет информацию по реализованным благотворительным проектам, отвечает на вопросы детей, задает вопросы.

Слушают педагога, смотрят на изображения на сладах, обдумывают услышанное, отвечают на вопросы, письменный опрос. Выступают с докладом на тему: «Сестры милосердия в России».

Форма организации обучения – фронтальная.


Наглядный метод обучения в виде рассматривания картинок на слайдах.

Словесные методы в виде беседы.

Выставочный этап

10 минут

Выставочное пространство

Организует выставку фотографий, рисунков, документов, писем, и документов на тему: «Милосердие глазами моей семьи», выражает восхищение, инициирует общее обсуждение, задает вопросы, показывает заинтересованность.

Демонстрируют фотографии, рисунки, документы, письма на тему: «Милосердие газами моей семьи», рассматривают, обсуждают, выражают собственные суждения, рассказывают о своих чувствах, объясняют.

Форма организации обучения – фронтальная


Наглядный метод обучения, в виде рассматривания фотографий, рисунков, документов, писем.


Словесные методы в виде беседы.









Ход урока.


1. Вступительное слово педагога: – Ребята, кто знает, как мы называем человека, который сострадает, протягивает руку помощи к ближнему? (слайд №1) (ответы обучающихся)

2. Педагог – Ребята, подумайте и ответьте на вопрос, кто для вас является ближним, кому вы сочувствуете, спешите помочь? (ответы обучающихся).

(слайд №2)

Давайте поговорим непосредственно о смысле самого слова «милосердие». В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича слов «Милосердие» - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Милосердие есть плод христианской любви. Истинная милость есть плод христианский любве. Коль же высоко милость превозносится в Святом Писании, и как ублажаются милостивии и творящие дела милости, и тем самым, как сильно к сей добродетели поощряемся, читающему Писание Святое видно, так что и Христос, праведный Судия, добродетели сея плоды превознесет на всемирном оном суде, и как сокровища другая, в избранных Своих сокровенная, всему миру в явление произнесет (2:343–344).

(Слайд №3) Св. Иоанн Кронштадтский говорил: Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову и вашему собственному - зане есмы друг другу удове [Ефес. 4, 25].

Как вы можете прокомментировать слова Св.Иоанн Кронштадтского? Кого он имеет ввиду под словами «Враг постарается…»? (ответы детей)

(слайд №4) Сестры милосердия в России. Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях. Церковь Воздвижения Креста Господня. Община образована в 1854 г. по инициативе вел. кн. Елены Павловны. Создана с целью подготовки сестер милосердия для работы в полевых госпиталях во время Крымской войны. (Более подробную историческую справку готовит один из обучающихся класса).

В современном мире милосердие – находит отклики в таком общественно полезном (социальном) явлении как благотворительность, добровольчество или волонтерство.

(Слайд №5) 2018 год, указом Президента РФ В.В. Путина, объявлен в РФ годом добровольца (волонтера). Даже на законодательном уровне наша страна стремиться поднять вопрос множества нравственных, социальных проблем нашего с вами общества. Россия – многонациональная страна, которой нужно жить в мире и согласии, независимо от вероисповедания, места жительства, социального статуса и т.д. Государство, конечно, обеспечивает незащищенные слои населения, но это всего лишь небольшие материальные средства. А кто же будет сострадать, помогать, заботиться о них в духовном плане, на ком лежит эта часть заботы? Как вы считаете, ребята? (например: Православная служба милосердия, Российский Красный крест, Православный приют для бездомных, паллиативная помощь, приюты для бездомных животных и т.д.). (ответы детей)

(Слайд №6) Ребята, как вы думаете, с какой целью создаются благотворительные фонды, организации? Что они стараются реализовать в своей деятельности? Какие направления в благотворительной деятельности вы знаете, приведите примеры? (ответы детей)

Ребята, как вы полагаете, откуда берет свои корни милосердие в людях (в чем заключается потребность человека проявлять заботу о своем ближнем)? По вашему мнению, кто (люди) или что (поступки, действия) является примером для познания и осознания человеком сочувствия, сопереживания? (ответы детей)

3. Педагог – Давайте совершим путешествие по нескольким благотворительным проектам, которые созданы и реализованы мной и моими сторонниками:

1. Благотворительный проект «Творим Добро». Основными направлениями являются создание благоприятных условий для всех, кто в данный момент нуждается в помощи: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, люди, нуждающиеся в медицинской и материальной помощи. Вся работа благотворительного проекта открыта для любого человека. (слайд №7, 8)

Основная идея проекта заключается в организации и проведении творческих мастер-классов и выездных мероприятий для ребят с ограниченными возможностями здоровья и детей из детских домов. Часть работ, созданных руками детей, идет на продажу в интернет-магазин, а на вырученные средства приобретаются материалы для занятий и исполняются детские мечты.

Шефство над Ветеранами ВОВ. Контроль состояния здоровья ветеранов. Организация прогулок, выездных мероприятий, праздников.

Новое направление в работе проекта – кураторская деятельность волонтеров с выпускниками интернатов (детских домов). Социализация и адаптация выпускников в училищах, общежитиях и т.д.

Подопечные проекта:

*Школа-интернат № 8

*Детский Дом № 3

*Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно отсталых детей

*Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов.

2. Благотворительная акция «Письмо Добра». В мире современных технологий человечество уже привыкли переписываться через социальные сети, но это не дает особого тепла от переписки! Акция «Письмо Добра» заключается в том, что Вы пишете письмо и посылаете его по почте, а адресатами - будут дети из детских домов и ветераны ВОВ. И конечно, ждите ответа. Вы можете написать письмо добра конкретному ребенку. (слайд №9)

Педагог – Ребята, мы уже обсудили, что такое благотворительность, волонтерство и добровольчество и как они связаны с милосердием. А сейчас я хотела прочитать вам стихотворение, вы внимательно послушайте и выскажите свое мнение. Говориться ли в нем о милосердии? Что еще хочет сказать автор. Какие важные моменты жизни человека хочет донести автор?


Что останется после…

Годы жизни быстро утекают, как весенний ручеек,

И когда-нибудь задашь себе вопрос конкретно,

Что ты в этой жизни сделать смог?

Чем помог ты близким людям?

Все ли сделал ты для них?

Дал и ты надежду на спасенье?

Спас ли ты хотя бы одну жизнь?

Может ты сказал всего три слова?

Счастья, Верности, Любви!

Люби это многие оценят,

Словом можно ранить, поддержать.

Если даже человек убит страданьем,

И душа его возвыситься спешит,

Помоги ему духовно и морально,

Жизнь его так на волоске висит!

И он прозреет, вспомнив дни, года, минуты,

Счастлив был когда, и сам внушал в людей надежду и любовь!

Не дал отчаяться ни на секунду,

Не унывать и не сдаваться вновь и вновь!

И в тот момент, все явно понимаешь,

Что жизнь на месте не стоит,

Она бежит так быстро и ветвисто,

Как ручеек, а ты - кораблик, что спешит!

Пойми одно, умей любит, страдать и сострадать душевно,

Грустить отчаянно и радоваться жизни, как в последний раз,

Всех понимать и никогда не злиться,

И видит Бог, что ты достойный человек!

И будут правнуки гордиться,

«Спасибо!» скажут поклонясь,

За то, что ты всегда был Человеком!

Достойный памяти и чести навсегда!

(Ржанникова Е.А.)


Письменный анонимный опрос обучающихся.

Тема: «Что для тебя милосердие».

  1. Возраст

  2. Пол

  3. Что для тебя «Милосердие»?

  4. Кто для тебя из людей является образцом милосердия и почему?

  5. Ты считаешь себя милосердным человеком и почему?

  6. Какие социальные проекты ты хотел бы реализовать в ближайшем будущем?



  1. Выставка фотографий, рисунков, документов, писем на тему: «Милосердие глазами моей семьи».


Организована выставка фотографий, рисунков, документов, писем на тему: «Милосердие глазами моей семьи».


Домашнее задание:

Разработать благотворительный проект на свободную тему (рекламный макет, арт-проект, медиа-проект, зарисовку, коллаж, агитационный плакат и т.д.). Защита проекта состоится 5 декабря в Международный день добровольца (волонтера).


Список литературы:


  1. А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".

  2. http://www.foru.ru/slovo.30985.html




6