1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
| Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
| Место урока (по тематическому планированию ПРП) | По тематическому планированию ПРП |
| Тема урока | Роль имени существительного в речи |
| Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
| Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ обобщение |
| Планируемые результаты (по ПРП): |
| Личностные: единство учебной и воспитательной деятельности, самопознания, формирования внутренней позиции личности. |
| Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев |
| Предметные: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи. |
| Ключевые слова: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи. |
| Краткое описание: использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный. Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную). Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изученного материала; задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом; задания с применением классификации (показать падежные окончания 3-х склонений), представить материал в определенном порядке (просклонять слова). Уделить внимание рефлексивно-оценочному этапу урока и предложить им самостоятельную работу (тест для самодиагностики знаний и умений). Научная литература (справочники, пособия, учебник) Сеть Интернет, произведения отечественной литературы |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
| БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
| Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
| Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
| Мотивировать учащихся на позитивный настрой в работе. Предложить отправиться в небольшое путешествие в кладовую знаний под названием «Морфология» (игровой момент). (Восторг, восхищение) И на такой высокой ноте начать урок. |
| Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
| Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
| Задать вопросы, корректировать ответы учащихся, оценить работу каждого ученика |
| Этап 1.3. Целеполагание |
| Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
| Корректировать цели и задачи, создать проблемную ситуацию. |
| БЛОК 2. Освоение нового материала |
| Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
| Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
| Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт Александр Александрович Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» писал: Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, Означено словами. Запись на доске. Дополните своими примерами. Живые существа: девочка (собака) Явления природы: дождь (радуга). Действие как предмет: бег (прыжок). Признак как предмет: синь (зелень). Какое слово объединяет все эти значения? (Ответ: предмет) |
| Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
| Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
| Работа с учебником (упр.498, с.55). Озаглавить текст, найти имена существительные. Словарная работа (слово из текста упр. 498 «Кремль»). |
| БЛОК 3. Применение изученного материала |
| Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
| Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
| Выписать в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные (раздаточный материал). |
| Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
| Подберите соответствующие учебные задания |
| Чтение стихотворений Р.Х.Фархади «Земные слова» и А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье… (в приложении). Беседа по стихотворениям. Словарная работа (лексическое значение слова «кладовая»). |
| Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
| Подберите соответствующие учебные задания |
| Сделать синтаксический разбор предложения и выписать существительные. Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (Сердце-подлежащее, дом матери, игры детства, дорогу в школу-дополнение). |
| Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
| Подберите соответствующие учебные задания |
| В задания включить действия, исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков. Определить склонение, род имен существительных (раздаточный материал). |
| Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
| Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
| Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот. Работа у доски, запись в тетрадь. Превратить имена нарицательные в имена Собственные. Птица орел - город Орел. Цветок роза – девочка Роза. Плодородная земля – планета Земля. Воздушный шарик – собака Шарик. |
| БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
| Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
| Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
| Тест для самодиагностики знаний и умений (в приложении) В тесте 5 заданий: в А1-А4-вариант ответа отметить значком, в В1-выписать словами одушевленные имена существительные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (Ответы: 1 вариант-А1-1;А2-4; А3-1; А4-2; В1-птицы, звери, царевны, Баба-яга. 2 вариант-А1-2; А2-2; А3-3; А4-4;В1-отцов, дедов. Оценки: 5 баллов-«5»; 4 балла-«4»; 3 балла-«3». |
| БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
| Этап 5.1. Рефлексия |
| Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
| Помочь сделать учащимся выводы по итогам урока, рекомендовать им совершенствовать навыки подведения итогов своей деятельности, умение делать выводы-Р, правильно выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью-К |
| Этап 5.2. Домашнее задание |
| Введите рекомендации по домашнему заданию. |
| Дать комментарий к выполнению домашнего задания, учащимся предложить записать в дневник домашнее задание. |