СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока практического обучения по теме: "Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ (дуговые натриевые трубчатые)".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока практического обучения по теме: "Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ (дуговые натриевые трубчатые)".»



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)











Методическая разработка

урока практического обучения по МДК.02.01. Организация и технология проверки электрооборудования.


Профессия 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»


Тема: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ (дуговые натриевые трубчатые).













Составитель: Ведехин

Алексей Анатольевич







Владимир 2023 г.





Аннотация


Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях. Они содержат рекомендации и задания в соответствии с рабочей программой, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Проблема заключается в сложности понимания обучающимися принципа работы дуговых натриевых трубчатых ламп.

Кроме того, обучающиеся еще не научились на практике, самостоятельно выявлять и устранять неисправности.

В методической разработке представлен урок практического обучения, задачей которого является ускорить процесс понимания представленной темы.

Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».





























Содержание



1.Введение

2.Методическое обоснование темы урока

3.Методические рекомендации к проведению урока

4.План урока.

5. Лабораторно-практическое занятие.

6. Список литературы.






Введение



Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь преподавателю спец.дисциплин по проведению урока практического обучения по темам, связанными с наладкой и испытанием осветительных электроустановок.

Обучающиеся, в основной массе, не могут долго понять, как производится процесс запуска в дуговых натриевых трубчатых лампах.

Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию принципа работы и устранению неисправностей в светильниках с дуговыми натриевыми трубчатыми лампами мною разработан и предложен урок практического обучения по теме: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с дуговыми лампами ДНаТ.

Предложенный урок позволяет обучающимся не только быстрее понять, как правильно устранять неисправности, но и в дальнейшем помогает легче и быстрее переходить на новый уровень обучения.

















Методическое обоснование темы урока.



Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». В начале уроков практического обучения обучающимся бывает сложно собирать электрические схемы на стендах, пользоваться электроизмерительными приборами, работать самостоятельно в группах.

Тематика и содержание практической работы направлено на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии, так как часто возникает необходимость ремонта и замены натриевых трубчатых ламп не только на производстве, но и в быту.

Преподавателю необходимо как можно доходчивее донести до обучающих эти моменты. Задачей данного урока практического обучения является ознакомление с конструкцией светильников с лампами ДНаТ, основными неисправностями и способами их выявления и устранения, научиться рисовать схемы соединения ДНаТ, и знать принцип их работы. Практическое занятие проводится в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного обучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата. При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

Для ускорения понимания этой темы, разработан данный урок практического обучения. В процессе урока практического обучения создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.

Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям дисциплин профессионального цикла при подготовке к практическим занятиям.




















Методические рекомендации


Проведение практических занятий имеет большое значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Задачи практических занятий по предмету «Организация и технология проверки электрооборудования»:

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;

- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам лабораторных работ и практических занятий, инструкции, таблицы, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.

Лабораторные работы и практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. Выполнению лабораторной работы и практического задания предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению.

Оценка за выполнение лабораторной работы и практического задания выставляется в пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.

В случае пропуска лабораторной работы или практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить их самостоятельно в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.

Выполнение всех лабораторных работ и практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.


















ПЛАН УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ


по предмету: МДК 02.01 «Организация и технология проверки электрооборудования»

Проводит преподаватель Ведехин А.А.

Тема 1: Наладка и испытание осветительных электроустановок.

Урок 4: Лабораторно-практическая занятие № 4. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ.

Количество часов: 2

Цели урока:  
1. Обучающая - Способствовать формированию профессиональных компетенций по изучению конструкции, принципа работы, основным неисправностям и способам их устранения в светильниках с лампами ДНаТ.

2. Развивающая - развивать представления о неисправностях в светильниках с лампами ДНаТ, формировать умения анализировать и мыслить.

3. Воспитательная - Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, 
Тип, вид урока: урок закрепления знаний, умений, навыков, практическое занятие.

Методы обучения:

наглядные (демонстрация схем, плакатов);

практические;

словесные (беседа, устное объяснение, дискуссия); исследовательский (организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения).

Межпредметная связь:

предмет - МДК. 01.02. Тема 1. Урок 1. Виды электрических источников света.



























Учебно - методическое оснащение урока:

1. В.А.Кацман, Лабораторные работы по электротехнике, М., Академия, 2013 г

2. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие для учреждений нач.проф.образования/В.М.Прошин -7-еизд.стер.-М,:Издательский центр «Академия»,2013г.

3. Дидактический материал: видеофильм (Дуговые натриевые трубчатые лампы).


Материально-техническое оснащение урока:

1. Стенды с электрооборудованием (12 рабочих мест);

2. Плакаты, схемы;

3. Телевизор.

4. Тетради для конспектов, ручки, карандаши.











































Ход урока

Элемент структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание по методике

1.Подготовительный этап(15 мин)

1.1Оргмомент

1.Приветствует обучающихся

2. Проверка явки

3. Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют 2. Готовятся к уроку урок.

Словесный

(беседа)


1.2 Целевая установка


1. Сообщает тему, цели занятия

Воспринимают и записывают тему

1.3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков










1. Опрашивает учащихся
2. Актуализирует знания и опыт

Вопросы:

1.Какой материал используется для изготовления спирали в лампах накаливания?

2.Для чего в схеме включения люминесцентной лампы применяется дроссель?

3. Какой металл заполняет полость колбы люминесцентной

лампы?

4. Чем покрывают внутреннюю полость колбы люминесцентной

лампы?

5.Какой провод размыкают фазный или нулевой в осветительной сети?





Слушают, отвечают на вопросы

2.Основной этап(60 мин)

2.1.Объяснение нового материала.


Поясняет алгоритм выполнения практической работы и требования к составлению отчета;

демонстрирует видеофильм;

выдает обучающимся методические указания и материал для письменного инструктирования;

организует и управляет деятельностью

1.Воспринимают, ведут записи в конспектах,

2. Смотрят видеофильм

3. Изучают материал самостоятельно. 4. Выполняют задание

5. Отвечают на вопросы

Проблемно-поисковый







Практический

2.2 Закрепление и применение знаний

Проводит обработку и оценку результатов за каждый этап практической работы, организует защиту работ, формулирует выводы.

Отвечают на вопросы

Защищают выполненную работу

Осуществляют взаимоконтроль

Диалогово-словесный

2.3 Выдача домашнего задания

Комментирует домашнее задание

Обсуждают

Диалогово-словесный

3.Заключительный этап (15мин)


1.Подводит итоги, сообщает о достижении поставленных целей

2.Оценивает работу обучающихся и сообщает оценки

3.Проводит рефлексию занятия.

Проводят само и взаимоконтроль


Словесный

(беседа)





















Лабораторно-практическое занятие№ 4.
Тема: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ».

Цель: изучить конструкцию и принцип работы, основные неисправности и способы их устранение в светильниках с лампами ДНаТ.

Уважаемый обучающийся!

1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить и
устранять неисправности в светильниках с лампами ДНаТ.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.
Оборудование:

  1. Светильник.

  2. Клещи для снятия изоляции

  3. Отвертка

  4. Бокорезы

5.Пасатижи

6. Провода

7.Индикатор напряжения

8.Указатель напряжения.

9.Лампочки ДНаТ

10.Одноклавишный выключатель

11. Дроссель


Порядок выполнения работы

1 Прочитайте краткие теоретические сведения.

Внутри внешнего стеклянного баллона лампы ДНаТ находится «горелка» – трубка

из алюминиевой керамики заполненная разреженным газом, в котором между двух электродов создается электрический разряд (дуга). В горелку также вводится ртуть и натрий (в ДРИ вместо натрия применяются галиды различных металлов, и горелка делается из кварцевого стекла) Для ограничения тока дуги используется специальный индуктивный (дроссель) или электронный балласт. Для зажигания холодной лампы напряжения сети недостаточно, поэтому необходимо использовать специальное импульсное зажигающее устройство – ИЗУ. Сразу же после включения оно генерирует импульсы напряжением несколько тысяч вольт, которые гарантированно пробивают лампу и создают дугу. «Натриевыми» лампы ДНаТ называют за то, что основной поток излучения генерируется ионами натрия, поэтому их свет имеет характерную желтую окраску. При работе «горелка» разогревается до 1300 °C, поэтому для сохранения ее в целости из внешнего баллона откачан воздух. Внимание: у всех без исключения дуговых ламп температура баллона при работе превышает 100 °С! Без принудительного охлаждения температура рефлектора будет ненамного меньше. Сразу после возникновения дуги лампа светит очень слабо, вся энергия расходуется на прогрев горелки. По мере прогрева яркость растет и достигает нормального уровня через 5–10минут.



2. Изучите элементы схем включения лампы ДНаТ
В наше время появилось довольно много различных дуговых ламп высокого давления. Но наиболее высоким коэффициентом полезного действия среди них отличается ДНаТ, т. е. дуговая натриевая трубчатая лампа. Ее устройство практически схоже с ДРЛ – дуговой ртутной, только свечение намного ярче, она более экономична и долговечна. Мощность ДНаТ может составлять от 30 Вт до 1 кВт в зависимости от того, в какой сфере она будет использована.

Что же касается срока ее службы, то он составляет около 25 тыс. часов – мало какой из световых приборов может таким похвастаться. Но о преимуществах позже. Сейчас имеет смысл рассмотреть схему питания подобной газоразрядной лампы. Ведь хотя подобный источник света в чем-то схож по устройству с ДРЛ, все же в подключении его есть свои особенности.

Помимо индуктивного дросселя, ограничивающего силу тока дуги, в схему ПРА или ЭПРА (электронного пускорегулирующего аппарата) включено ИЗУ – импульсное зажигающее устройство. Именно оно отвечает за создание импульсов, имеющих напряжение в несколько тыс. вольт.

Схема подключения ДНаТ.

Если обратить внимание на схемы подключения натриевой лампы, то можно заметить, что есть два варианта того, как подключить лампу ДНаТ. Во втором случае приборы освещения подключаются через 3-контактное импульсное зажигающее устройство, хотя большой роли это не играет. А вот в первой схеме показано включение ДНаТ с конденсатором. Делается это для того, чтобы сгладить напряжение, поступающее на ДНаТ, и тем самым увеличить ее срок службы. Подключение ДНаТ-светильников к дросселю необходимо осуществлять последовательно, а ИЗУ с осветительным прибором должны быть параллельно соединенными. При этом именно фаза, а не ноль идет на лампочку через индуктивный дроссель.

К тому же номинальная мощность ПРА (или ЭПРА), подключенного к осветительному прибору, должна совпадать с тем же параметром натриевой лампы.

Очень важен при монтаже схемы следующий момент. Не стоит игнорировать помеченные контакты. Если на него должен подключаться ноль – не нужно бросать туда фазу, и наоборот. Конечно, лампа зажжется, но срок службы как лампы, так и пускорегулирующего аппарата от этого значительно снизится.

3.Ознакомтесь с монтажной схемой включения лампы, выполните ее чертеж





4. Монтажными проводами соберите схему включения лампы на лабораторном стенде.

5. После проверки преподавателем схемы, осуществите её включение автоматическим выключателем QF.

6.Измерьте вольтметром напряжение на лампах после их загорания и определите ток, результаты измерений запишите в отчет.

7.После успешно проведенного эксперимента отключите автоматический выключатель QF. Отсоедините монтажные провода от блока зажимов стенда и сдайте их преподавателю.

8.Ответить на контрольные вопросы.



Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные преимущества и недостатки лампы ДНаТ.

  2. Где лампы ДНаТ получили наибольшее применение?

3. Можно ли браться за колбу голыми руками сразу после выключения?

4. Принцип работы лампы ДНаТ?

5. Основные неисправности в светильниках с лампами ДНаТ?

6. Каковы функции дросселя, предохранителя, ИЗУ?



Список литературы.



  1. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, A.M.Мысьянов, 2-еизд.стер.-М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.

  2. МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко -2-е изд., стер. -Издательский центр «Академия» 2005-288с.

3. В.А. Кацман, Лабораторные работы по электротехнике, М., Академия, 2013г.

4. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие для учреждений нач.проф.образования/В.М.Прошин -7-еизд.стер.-М,:Издательский центр «Академия»,2013г.