СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Правописание сложных слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предазначена для преподавателя СПО по дисциплине ОДБ.01 Русский язык.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Правописание сложных слов"»

Дисциплина: ОДБ.01 Русский язык

специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация

Курс: 1

Занятие №16

Раздел 5: Морфемика. Словообразование. Орфография.

Тема 5.2: Правописание сложных слов

Тип занятия: систематизация знаний, повторение изученного материала.

Форма проведения: практика

Продолжительность: 90 минут.

Цели:

Образовательная:

  • систематизировать знания о правописании сложных слов;

  • повторить и закрепить правила слитного и дефисного написания сложных слов;

  • формировать умение применять на практике знания по орфографии;

  • совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

Студент должен знать:

  • способы словообразование сложных слов;

    • особенности правописания сложных слов.

Студент должен уметь:

    • применять на практике изученные правила правописания;

    • проводить словообразовательный анализ сложных слов;

    • отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний;

    • делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания;

    • осуществлять речевой самоконтроль;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Развивающая:

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • развивать внимание, память, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная:

  • содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.

Методическая:

  • стимулирование познавательной и творческой активности;

  • усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

  • создание условий для усвоения материала;

  • реализация технологии личностно-ориентированного обучения и здоровьесберегающей технологии.

Оборудование: классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

  2. Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

  3. Методическое пособие для преподавателя по теме «Правописание сложных слов»

Дидактическое оснащение занятия:

1. Русский язык и литература. Русский язык: для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1/Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 4-е изд. – М.,: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 336 с. – (Инновационная школа).

2. Таблица № ______

3. Раздаточный материал.

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: определение условий правописания сложных слов и выполнение заданий и упражнений.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка посещаемости и готовности студентов к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация 2-3 мин

3. Повторение изученного и проверка домашнего задания 15-20 мин

- фронтальный опрос

- проверка домашнего задания

4. Целеполагание и задачи занятия 5-7 мин
- словарная разминка
5. Совершенствование знаний по теме 20-25 мин

- работа с теоретическим материалом

6. Практическая часть 15-20 мин

- выполнение упражнений

7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин

- самостоятельная работа.

8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

9. Домашнее задание 2 мин





Ход занятия:

1. Организационный момент

- проверка посещаемости и готовности студентов к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?"

- И мне хочется, чтобы вы использовали ваши знания, полученные ранее, и закрепили их на сегодняшнем занятии.

- Тема нашего занятия «Правописание сложных слов».

3. Контроль уровня знаний 13-15 мин

1) фронтальный опрос

- Перечислите морфемы и назовите их особенности

Префикс (приставка – образуются слова той же части речи)

Суффикс (образуются новые слова, но разные части речи чернота-черный)

Префиксально-суффиксальный (одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса)

Сложение (соединение основ или слов овощехранилище)

- Какая часть слова называется основой?

- Какая основа называется производной?

- Какая основа называется непроизводной?

- Как определить, является ли основа простой или сложной?

- Чем различаются процессы словообразования и формообразования?

- Назовите основные виды словообразовательных словарей. (…..)

2) проверка домашнего задания упр. 85


4. Целеполагание и задачи занятия

- На сегодняшнем занятии мы вспомним и повторим правила написания сложных слов; повторим правила слитного и дефисного написание сложных слов, будем совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

Словарная разминка (работа у доски)

1-вариант

Легк..растворимый, сам..вар, мног..слойный, земл..ройка, тяжел..раненый, верт..лет, жив..родящий, лес..заготовка, мед..сестра, бел..снежная, сердц..иение, кров..точащий, полу()правда, врем..препровождение.


2-вариант

кров..обращение, лед..ход, глубок…расположенный, каш..вар, слеп..рожденный, пчел..вод, нов..рожденный, стекл..рез, полу()мрак, взаим..помощь, глаз..мер, мыш..ловка, микр..волны, тепл..отдача, пол...чайной ложки.

(проверка по вариантам)

- А теперь вместе с вами давайте попробуем сформулировать цели и задачи сегодняшнего занятия.

5. Совершенствование знаний по теме (работа с теоретическим материалом)

1. В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: тепловоз. После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, зверолов.

В отдельных словах в первой части сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, времяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметровый (пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласныхо, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на –ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол- дефис ставится перед гласными, всеми прописными буквами, а также перед согласной л, например: пол-острова, пол-Москвы, пол-лимона. Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседьмого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувековой, полуостров.


6. Практическая часть

- выполнение упражнений

Задание №1

Спишите. Подчеркните пропущенные буквы О и Е.

Пут…шественник, восьм…гранник, ча…питие, кров…носный, двенадцат…метровый, сорок…литровый, сорок…ножка, ст…миллионный, солн…цепёк, элетр…двигатель, электр…фикация, газ…фикация.


Задание №2

Распределительный диктант

пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, полставки, пол-лагеря, пол-огурца, полубокс, полуостров, полцены, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, пол-очка, пол-игры, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды,

Слитно: полбанки, полгода, полминуты, полставки, полубокс, полуостров, полцены, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды, полкирпича, поллитровка.

Через -: пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, пол-лагеря, пол-огурца, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, пол-очка, пол-игры, пол-лавки, пол- Тобола, пол-ложки.


Задание № 3

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец:Тот, кто возит воду - водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.


7. Контроль уровня усвоения материала

- самостоятельная работа.

1 вариант

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.


3. В каком слове используется соединительная гласная О?

1) птиц…ферма 3) пут…шествие.

2) жертв…приношение. 4) овц…водство.


  1. Какое слово не является сложным?

1) газификация. 3) чаепитие.

2) поллитровка. 4) газопровод.

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.


6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;

2) (пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;

3) (полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;

4) (пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.


2 вариант

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.


2.В каком ряду есть только сложные слова?

1)глубокомысленный, приглушённый, изголодавшийся, непригодный

2)скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.

3)Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.

4) неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.


3. В каком слове пишется буква И?

1)стал…литейный. 3)двенадцат…метровый.

2)нефт…добывающий. 4)кон…водство.


4. Какое слово пишется слитно?

1) пол(Костаная). 3)пол(яблока)

2) пол(неба). 4)чёрно(белый).


5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.


6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;

2) (во)едино, (без)толку, (пласт)масса;

3) (англо)японский, (зам)декана; (по)больше;

4) (с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.


1-ВАРИАНТ

2,4,2,1,5,4


2-ВАРИАНТ

1,2,3,2,2,1


8. Рефлексия. Подведение итогов

  • Отчего зависит выбор написания о-е в сложных словах?

  • Как могут писаться сложные слова?

  • В каких случаях уместно слитное написание?

  • Когда пишутся сложные слова через дефис?



9. Домашнее задание упр 86. подготовить СВР сообщение «Правописание сложных слов (сущ-ое, прилаг-ое)»