СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе. Тема: «Русский алфавит, или Азбука.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России. Первый урок по теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 1 классе. Тема: «Русский алфавит, или Азбука.»»

Методическая разработка урока русского языка в 1 «а» классе


Царева Галина Ивановна,

Учитель начальных классов,

I квалификационная категория,

Муниципальное образовательное учреждение

«Пинежская средняя общеобразовательная школа № 117»



1. УМК «Школа России»

2. Тема: «Русский алфавит, или Азбука.» (Первый урок из двух отведенных по этой теме)

3. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

4. Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение.

5. Задачи урока: формировать умения располагать заданные слова в алфавитном порядке; учить пользоваться словарями; развивать речь.

6. Планируемые результаты:

предметные:    научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке, применять знание алфавита при выполнении практических заданий;

метапредметные: Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – делают выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушают и понимают речь других;

личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности.

7. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный

8. Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, групповая

9. Средства обучения: учебник «Русский язык», под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого; тексты для самостоятельной работы, бумажные вопросительные знаки, карточки для рефлексии,оценочные листы, разные виды словарей, алфавит на карточках, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, компьютер с проектором.

10. Оборудование: толковый словарь, орфографические словари.





Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Приветствие.








Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Показывают готовность к началу учебной деятельности

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Актуализация полученных ранее знаний

1. Минутка чистописания.







2. Повторение изученного.

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

- Подготовим пальчики:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

- Посмотрите на образец. Какую букву будем писать?

Кто расскажет, как надо писать строчную букву а?

- Назовите слова, которые начинаются с буквы а. Запишем слово азбука.

- А теперь запишем слово, разделив его для переноса.

- Вспомним алгоритм переноса слов.

Если вы справились с этим заданием, поставьте на оценочных листах +

Повторяют изученный материал






Проверяют посадку, пишут букву в воздухе.



Проверяют по образцу.

Алгоритм переноса слов, изученных способов действий, развитие мыслительных операций.








Самоконтроль.

Фронтальный. Устные ответы

III. Целеполагание

1. Формулирова-ние цели урока учащимися





2. Составление плана


Фронтальная








Коллективная


– Отгадайте загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

- Кто может сформулировать тему урока?

- Сформулируем цель урока.

- Какие вопросы поставим перед собой?

(По мере поступления вопросов учитель обозначает каждый вопрос бумажным вопросом на доске)

? – что такое алфавит?

? – что такое буква? Из каких букв состоит алфавит?

? – для чего нужен алфавит?

? – история слов «Алфавит» и «Азбука».

- Как будем отвечать на вопросы?


Слушают учителя


- Алфавит.





Ответы детей. Записывают тему урока.

Планируют этапы работы


Будем искать информацию в учебнике, словарях, вспоминать

изученный ранее материал

Принимают учебную цель и задачи урока.

Фронтальный. Устные ответы

IV.Самостоятель-ный поиск информации на вопросы.

Работа в парах

Первая пара - что такое алфавит?

Вторая пара - что такое буква? Из каких букв состоит алфавит?

Третья пара - для чего нужен алфавит?

Четвертая и пятая пара - история слов «Алфавит» и «Азбука».


Каждая пара получает свой вопрос, поиск ответов на который и является основной деятельностью учеников



V. Обмен информацией.


Фронтальная.

Словесный, наглядный. Беседа

- А сейчас каждая пара выступит с ответом на свой вопрос, слушаем и оцениваем устно.

(После выступления каждой пары, прослушивается ответ по электронному учебнику.)

Если вы справились с этим заданием, поставьте на оценочных листах +

Отвечают на вопросы, выслушивают ответы товарищей

Оценивают себя.

Фронтальный. Наблюдение учителя

VI. Проблемная ситуация.

Работа в группе. Словесный, проблемный.

- Ребята, мне нужно записать ваш список в журнал. Помогите расположить ваши фамилии по алфавиту. Проблема в том, что некоторые фамилии начинаются с одной и той же буквы.

- Как быть, если фамилии начинаются с одной и той же буквы?

Если вы справились с этим заданием, поставьте на оценочных листах +







Дети предлагают свои ответы.

Находят пути решения проблемы.


VII. Первичное закрепление.

1. Название букв в алфавите.



























2. Расположить слова в алфавитном порядке

Фронтальная.































Коллективная



- Знание алфавита необходимо в жизни. Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь. Вы помните песенку про кузнечика?

- Вот на этот мотив мы будем петь названия букв. (Перед каждым учащимся алфавит.)

Аа

а

Бб

бэ

Вв

вэ

Гг

гэ

Дд

дэ

Ее

е

Ёё

ё

Жж

жэ

Зз

зэ

Ии

и

Йй

и краткое

Кк

ка

Лл

эль

Мм

эм

Нн

эн

Оо

о

Пп

пэ

Рр

эр

Сс

эс

Тт

тэ

Уу

у

Фф

эф

Хх

ха

Цц

цэ

Чч

че

Шш

ша

Щщ

ща


Ъ

твёрдый

Ы

ы

Ь

мягкий


Ээ

э

Юю

ю

Яя

я


- Песенку нужно петь по строчкам. В конце каждой строчки делайте паузу. Дома продолжите работать с алфавитом, постарайтесь его запомнить.

2. - Помоги Кваку перебраться на другой берег. Для этого расположите слова в алфавитном порядке. (Задание по электронному приложению.)

- Запишите в тетрадь. Проверим.

Если вы справились с этим заданием, поставьте на оценочных листах +

Запоминают название букв.
































Сравнивают с образцом.


Фронтальный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Видим, скачут по опушке две зеленые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, прыгать с пятки на носок.

Ножками потопали, ручками похлопали. Вправо наклонялись, влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям – физкульт-привет!

VIII. Словарная работа.

Практическая

- Прочитайте предложения. Какое слово повторяется в предложениях?

Как хорошо уметь читать!

Хорошо живет на свете Винни Пух!

Произнесите его по слогам. [харашо]

- Какие гласные звуки слышатся?

- Проверим по словарю. Как быстро найти это слово?

- Как пишется слово? Запишите его. Найдите опасное место в слове. Запомните написание буквы о в слове.

Найдем значение в толковом словаре.

(Электронный учебник)









Ищут слово в словаре, записывают в тетрадь

Умение работать со словарем.

Коллективный. Устные ответы

IX.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону.


Самостоятель-ная

- Проверим себя, для этого выполним упражнение по электронному приложению.

- После проверки сами себя оцените и подумайте, над чем еще нужно поработать.

Если вы справились с этим заданием (правильно выполнили 3 и более зада-ний), поставьте на оценочных листах +

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение.

Дети предъявляют результат своего труда.


X. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.




- Урок подходит к концу.

- Вспомните, какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? Получили ли мы на них ответы?

- Оцените свою деятельность на уроке.

-Если вам всё удалось – возьмите карточку зелёного цвета.

-Если иногда затруднялись – жёлтого цвета.

-Если было очень трудно – красного цвета.

Оценить словесно (подсчитайте количество +)

Спасибо за урок!

Узнать, что такое алфавит.




Оценивают себя