СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая методическая разработка составлена по теме "Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном падеже". Тема актуальна тем, что учащиеся начальной школы испытывают определённые трудности в склонении имён прилагательных во множественном числе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 4 классе»

Тема: Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; способствовать развитию умений составлять из данных слов предложения, выполнять морфологический разбор имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; составлять из данных слов предложения, выполнять морфологический разбор имени прилагательного; объяснять изученные орфограммы

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения.

Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.


Задание рабочей тетради ч.2, упр.53

1.– Прочитайте задание к упражнению,что нужно выполнить в упражнении?








2. Что ещё нужно сделать?

-Укажите падеж имен прилагательных во множественном числе.

-Следующее задание?



– Как вы различили имена прилагательные в винительном и именительном падежах?

Прочитать, вставить пропущенные окончания и слова-названия деревьев.

Высок…красноват..сосны развесили свои иглист.. вершины ,а зелён.. ёлочки выгибают свои колюч.. ветви.Коренаст.. дуб раскинул шатром свои вырезн… листья.

К.Ушинский

1. Выполняют задание, проговаривают окончания прилагательных

-Указать падеж имён прилагательных во множественном числе.

2. Указывают падеж прилагательных

- Выписать словосочетания с прилагательными в винительном падеже.

3 Выписывают словосочетания, проверяют написанное.

4. Отвечают на вопрос учителя.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Минутка чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения .

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звуку [ш].

– Запишите соединения с буквой «ш»

Шило в мешке не утаишь.

Шут гороховый.



Шершавый, шевелить, широкий


III. Постановка учебной задачи

Определение целей урока

– Прочитайте записанные на доске словосочетания:



– Определите падеж имён прилагательных, назовите их окончания.


Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания –ых;-их?

Определите тему сегодняшнего урока.

Какие цели сегодня мы перед собой поставим?

1 Читают словосочетания

Хороших верных товарищей;

О хороших верных товарищах

2.определяют падеж имён прилагательных, называют их окончания.

3. Делают вывод: в прилагательных в родительном и предложном падежах.



4.Называют тему урока.

5. Совместно с учителем определяют цели урока.

Сегодня на уроке мы научимся правильно писать окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Принимать
и сохранять учебную задачу. Строить
речевое высказывание

IV. Открытие новых знаний.

Наблюдение над языковым материалом.

По выполненному предыдущему заданию. В каких ещё падежах встречаются подобные окончания.

1 Вспоминают: в винительном падеже, если сочетаются с одушевленными именами существительными

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 91).

– Прочитайте отрывок стихотворения Н. Рыленкова. О чем эти стихи?

– Спишите. Укажите имена прилагательные в родительном падеже. Почему они имеют разные окончания?

1.Выполняют задание.Выделяют окончания прилагательных.

Все богатства русского (м. р., ед. ч.) пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных (мн. ч.) зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.

2.Объясняют , почему они имеют разные окончания в родительном падеже.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.


-Что ещё нужно было выполнить в упражнении?

-Морфологический разбор слова русского(пейзажа)

3.Выполняют морфологический разбор слова.

Русского (пейзажа) – прил., какого?, нач. ф. –
русский, ед.ч., м. р., Р. п., определение.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить
понятные для собеседника высказывания.

Применение полученных знаний. (упражнение 93).

Работа с деформированными предложениями.

– Прочитайте. Что нужно выполнить в упражнении?.

– Запишите составленные предложения.

– Как определить падеж имен прилагательных, стоящих во множественном числе?



-Записать три предложения. Определить падеж прилагательных во множественном числе.

Записывают предложения.

В глухих (П. п.) сосновых (П. п.) лесах живут глухари. Эти большие (И. п.) красивые (И. п.) птицы кормятся хвоей и смолой молоденьких (Р. п.) сосен. Умные (И. п.) охотники берегут редкостных (Р. п.) птиц и любуются их красотою и силой.

3.Выполняют разбор слова смолистый по составу:

Планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать свою работу.

Включение в систему знаний (упражнение 94)

Работа в парах. Каждая пара получает по одному словосочетанию.

- Что нужно выполнить в этом упражнении?


– В чем сходство имен прилагательных и имен существительных в данных словосочетаниях?

– Спишите каждое словосочетание, а рядом с ним запишите это же словосочетание в предложном падеже



1.Определяют задание



2Отвечают на вопросы с учителя



3. Выполняют работу в парах.

Сочных (Р. п.) яблок – о сочных (П. п.) яблоках, зимних (Р. п.) ботинок – о зимних (П. п.) ботинках, свободных мест – о свободных (П. п.) местах, чистых (Р. п.) кастрюль – о чистых (П. п.) кастрюлях, теплых (Р. п.) пальто – о теплых
(П. п.) пальто, красных (Р. п.) помидоров – о красных (П. п.) помидорах, резиновых (Р. п.) сапог –
о резиновых (П. п.) сапогах, летних (Р. п.) каникул – о летних (П. п.) каникулах, красивых (Р. п.) туфель – о красивых (П. п.) туфлях, модных
(Р. п.) костюмов – о модных (П. п.) костюмах

Коммуникативные -умение работать в паре. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с товарищем, понимать точку зрения другого.

VI. Проверка первичного закрепления.

Тест по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных».

Проводит тест по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных».

1. Среди данных слов найди прилагательное:

а) холод; в) холодный;

б) похолодало; г) холодок.

2. Найди прилагательное среднего рода:

а) красная; в) лесной;

б) сильное; г) синяя.

3. Найди прилагательное с мягкой основой:

а) сладкий; в) крикливый;

б) высокая; г) голубое.

4. Найди прилагательное в творительном падеже:

а) у синего моря; б) о верном друге;

в) в осеннем лесу; г) свежим утром;

5. Определи, где пишется «и»:

а) перед могуч..м великаном;

б) около древн..го замка;

в) мягк..е стулья;

г) по верхн..му этажу.

инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Работают над тестом.

Ключ: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – а, в.

Те, кто справился с тестом, выполняют дополнительное задание на карточках:

1. Подчеркни в каждом предложении имена прилагательные и имена существительные, к которым они относятся. Вставь окончания прилагательных, определи их род, число, падеж.

Травы и деревья прощаются с жарк.. солнцем.

Пролетело зелен.. лето, наступает золот.. осень.

Поздн.. осенью срезают сочн.. капусту.

2. Исправь ошибки и докажи, что ты прав, определяя у прилагательных род, число, падеж, основу.

У синиво моря, свежым утром, о вернам друге,
в далеких стране, к веселаму празднику, синие
платье.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию.

Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать
выводы

Самостоятельная работа .Рабочая тетрадь упр.54

– Прочитайте. Что нужно выполнить в упражнении?


















– Какие окончания имен прилагательных в родительном ,винительном и предложном падежах?.

– У каких имен прилагательных во множественном числе в указанных падежах одинаковые окончания?

-Просклонять данные словосочетания в родительном, винительном и предложном падежах.

1.Склоняют имена прилагательные.

Р. п.

каких?

весел зимн каникул,

пушист рыж котят

В. п.

какие?

каких?

весел зимн каникулы,

пушист рыж котят

П. п.

о каких?

о весел зимн каникулах, о пушист рыж котятах

2Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные : самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения

VII. Итог урока.







Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

– Была ли полезной вам работа на уроке? Отнесите свои смайлики туда, куда вы считаете нужным. Приём : Чемодан(полезная информация, буду использовать её), корзина(мне эта информация не пригодится в жизни), мясорубка (мне было интересно, но не всё понятно, надо ещё над этим поработать).

Продолжают высказывания:

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…






Осуществлять самоконтроль учебной деятельности, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий


8