СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-семинара по истории «Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока-семинара по истории

«Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-семинара по истории «Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»»



Методическая разработка урока-семинара по истории

«Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»

Тема урокаГражданская война в России: анализ противоборствующих сил

Тип урокаурок – семинар

Цели урока:

  •                 Образовательная: сформировать у учащихся представление о Гражданской войне в России, противоборствующих силах-участниках войны, познакомить и научить работать с историческими документами, относящимися к периоду Гражданской войны.

  •                 Развивающая: развить навыки работы в группах, отбора материала по заданным вопросам, представления своей точки зрения по данной проблеме.

  •                 Воспитательная: сформировать у учащихся отрицательное отношение к войне в целом, и к гражданской войне в частности.

Методы и технологии обучениятехнология смены видов деятельности, технология проблемного обучения, групповая работа и предоставление написания творческих работ учащимися, технология работы с историческими источниками, метод погружения.

Время урока: 90 минут (общий хронометраж урока представлен в см. Приложение 1).

Оборудованиекарта «Россия в годы Гражданской войны», портреты основных деятелей периода Гражданской войны (см. Приложение 2). 

Средства обучения, используемые по данной темераздаточный материал в виде исторических источников (см. Приложение 3).

Ход урока.

  1.                     Организационный момент.





  1.                     Мотивационно – целевой момент.

Сегодня на уроке, мы попытаемся рассмотреть один из самых сложных и неоднозначных вопросов истории нашей страны в XX веке – вопрос Гражданской войны в России. Хочется отметить, что наш урок пройдет в формате семинара.

На сегодняшнем уроке мы должны выполнить следующие задания:

  1.     Познакомиться с противоборствующими силами, учувствовавшими в Гражданской войне, в ходе анализа исторических источников по данной проблеме.

  2.     Презентовать программы трех основных сил – участниц Гражданской войны.

  3.     Познакомиться с основными деятелями трех основных идеологических направлений, возникших в ходе Гражданской войны.

  4.     Создать общую картину положения России в период Гражданской войны, систематизируя отдельные идеологические элементы противоборствующих сил.

  5.     Сделать выводы о роли и месте Гражданской войны в истории России.

  1.                     Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу:

На предыдущем уроке в качестве домашнего задания вам необходимо было вспомнить основные моменты, связанные с Гражданской войной в России, подобрать и проанализировать материал, касающийся темы Гражданской войны в России.

Учащиеся групп будут поделены на три группы: каждой группе фронтально будут предоставлены задания по данной теме (см. Приложение 4). Группа, которая качественнее выполнит задания и представит результат своей деятельности – выбирает одну из армий (Красная Армия, Белая Гвардия и Зеленое объединение Нестора Махно). На презентацию продукта деятельности отводится – 5 минут на каждую группу. Участники по ходу презентации создают схему «Причины Гражданской войны в России» (см. Приложение 5). Стоит отметить, что качественность заданий и уровень презентации будут оценены не только учителем, но и группой экспертов, сформированной из представителей каждой группы (по одному человеку от группы). Критерии оценки группы представлены в Приложении 6.

  1.                      Работа по теме урока.

Когда группы определятся с армией, учитель ставит перед ними одну проблемную тему и вопросы, на которые они должны будут ответить в ходе работы в группах (см. Приложение 7). Также каждой группе будут выданы исторические источники (см. Приложение 3), отражающие идеологию выбранного направления.

После работы в группах, учащимся предлагается выступить и представить выбранное направление в виде лаконичного ответа на поставленные вопросы и раскрыть проблемную тему. Выступление каждой группы регламентировано 7 минутами. После выступления, представители других групп могут задать вопросы, а также высказаться по поводу выступления – 3 минуты на каждую группу.

  1.                      Подведение итогов урока (рефлексия):

После выступлений учитель должен подвести итог урока: обобщить все выступления учащихся, выделить основные моменты для запоминания данной темы. Затем учитель задает проблемный вопрос: «Гражданская война в контексте этики и морали». После обсуждения вопроса учащимися, учитель должен скорректировать  ответы учащихся и выстроить лаконичный вывод по данной проблеме.

По результатам работы, учитель дифференцированно оценивает каждую группу.

  1.                      Домашнее задание:

Домашним заданием к следующему уроку будет эссе, выражающее отношение  представителя отдельной противоборствующей силы к событиям исторического периода, хронологически совпадающего с Гражданской войной в России (см. Приложение 8,9).

 

Список использованной литературы:

  1. Загладин Н.В. и др. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2012. – 400 с.

  2. Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 256 с.

  3.  Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 352 с.



Приложение 1. Общий хронометраж урока.

п/п

Этап урока

Время, запланированное на определенный этап

1.

Организационный момент

3 минуты

2.

Мотивационно-целевой момент

3 минуты

3.

Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу

30 минут

3.1.

Групповая работа учащихся по отдельным вопросам Гражданской войны

7 минут

3.2.

Презентация продукта деятельности учащихся в группе по отдельным вопросам Гражданской войны

23 минуты

Регламент:

5 минут – презентация;

2  минуты – обсуждение.

4.

Работа по теме урока

 45 минут

4.1.

Работа в группах с историческими источниками по отдельной проблеме определенной противоборствующей стороны

15 минут

4.2.

Презентация идейного направления (противоборствующей стороны) как продукта групповой деятельности

30 минут

Регламент:

7 минут – презентация;

3 минуты – вопросы и обсуждение.

5.

Подведение итогов урока (рефлексия)

6 минут

5.1.

Резолюция по проблемному вопросу «Гражданская война в контексте морали и этики»

3  минуты

5.2.

Подведение итогов урока, основные выводы

3 минуты

6.

Домашнее задание

3 минуты

7.

ИТОГО

90 минут



Приложение 2. Оборудование урока.

Карта «Гражданская война в России» и портреты основных деятелей периода Гражданской войны.



Приложение 3. Раздаточный материал в виде исторических источников.

Исторические источники для группы Красной Армии:

  1.              Из постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о переходе ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Рабочее – Крестьянскую Красную Армию.

  2.              Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О превращении Советской республики в военный лагерь»

  3.              Из обращения святейшего патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров.

  4.              Из речи А.И.Деникина памяти генерала С.Л.Маркова о причинах победы большевиков в Гражданской войне.

Исторические источники для группы Белой Гвардии:

  1.              Из ноты Верховного Совета Антанты адмиралу А.В. Колчаку об условиях, на основании которых союзники будут оказывать помощь антибольшевистским силам.

  2.              Из «Наказа» А.И. Деникина представителям Добровольческой армии о целях ее борьбы.

  3.              Из «Московской» директивы А.И. Деникина

  4.              Из воспоминаний У.Черчиля о роли Антанты в организации помощи белогвардейскому движению.

Исторические источники для группы Зеленного объединения Н.Махно:

  1. Махно Н., Дело труда, № 23-24, апрель-май 1927, с.8-10.

  2. Отрывки из мемуаров Н.Махно «Воспоминания»

  3.  Отрывки из мемуаров А.И.Деникина «Очерки русской смуты»

 



Приложение 4. Задания для групповой работы на этапе актуализации знаний учащихся по ранее изученному материалу.

 

  • Задания для первой группы:

Показать социально-экономические причины Гражданской войны в России.

  • Задания для второй группы:

Показать политические  причины Гражданской войны в России.

  • Задания для третьей группы:

Показать духовные, культурные причины Гражданской войны в России.



Приложение 5. Каркас схемы «Причины Гражданской войны в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6. Критерии оценки презентации продукта групповой деятельности.

  1. Оригинальность раскрытия проблематики задания;

  2.  Четкость и доступность изложения;

  3.  Наличие выводов;

  4.  Свободное владение содержанием анализа;

  5.  Артистизм и высокая степень коммуникативных качеств;

  6.  Опора на структуру плана ответа;

  7.  Регламент – 7 минут.

Член жюри-представитель группы не оценивает свою группу!

 

 



Приложение 7. Проблемные темы для групповой работы по теме урока и вопросы к анализу источников

 

 

Красная Армия

Белая Гвардия

Зеленое объединение Н. Махно

Проблемная тема

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне

Причины поражения Белой Гвардии в Гражданской войне

Смена идеологической ориентации Зеленого объединения в ходе Гражданской войны

Вопросы

1.  Выдающиеся деятели движения.

2. Основные положения дельнейшего развития общества.

3.  Методы ведения Гражданской войны (вопрос о терроре).

4. Итоги деятельности.

 

 



Приложение 8. Требования к выполнению домашнего задания.

  1. В качестве домашнего задания предлагается написать эссе на тему: «Воспоминания очевидца о событиях Гражданской войны».

  2. Структурные компоненты эссе:

  • дать очевидцу фамилию, имя, отчество;

  • раскрыть кратко его биографию до Гражданской войны

  • отразить принадлежность очевидца к отдельной противоборствующей силе;

  • привести одно историческое событие и раскрыть отношение очевидца к нему;

  •  сделать вывод.

  1. Объем эссе – не более 2 страниц машинописного текста;

  2. Требования к оформлению:

  •  Формат листа – А4;

  •  Шрифт – Times New Romans;

  •  Выравнивание по ширине;

  •  Кегль – 14;

  •  Интервал: 1,5;

  •  Поля – 2 см с каждой стороны.