Методическая разработка урока-семинара по истории
«Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»
Тема урока: Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил
Тип урока: урок – семинар
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о Гражданской войне в России, противоборствующих силах-участниках войны, познакомить и научить работать с историческими документами, относящимися к периоду Гражданской войны.
Развивающая: развить навыки работы в группах, отбора материала по заданным вопросам, представления своей точки зрения по данной проблеме.
Воспитательная: сформировать у учащихся отрицательное отношение к войне в целом, и к гражданской войне в частности.
Методы и технологии обучения: технология смены видов деятельности, технология проблемного обучения, групповая работа и предоставление написания творческих работ учащимися, технология работы с историческими источниками, метод погружения.
Время урока: 90 минут (общий хронометраж урока представлен в см. Приложение 1).
Оборудование: карта «Россия в годы Гражданской войны», портреты основных деятелей периода Гражданской войны (см. Приложение 2).
Средства обучения, используемые по данной теме: раздаточный материал в виде исторических источников (см. Приложение 3).
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивационно – целевой момент.
Сегодня на уроке, мы попытаемся рассмотреть один из самых сложных и неоднозначных вопросов истории нашей страны в XX веке – вопрос Гражданской войны в России. Хочется отметить, что наш урок пройдет в формате семинара.
На сегодняшнем уроке мы должны выполнить следующие задания:
Познакомиться с противоборствующими силами, учувствовавшими в Гражданской войне, в ходе анализа исторических источников по данной проблеме.
Презентовать программы трех основных сил – участниц Гражданской войны.
Познакомиться с основными деятелями трех основных идеологических направлений, возникших в ходе Гражданской войны.
Создать общую картину положения России в период Гражданской войны, систематизируя отдельные идеологические элементы противоборствующих сил.
Сделать выводы о роли и месте Гражданской войны в истории России.
Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу:
На предыдущем уроке в качестве домашнего задания вам необходимо было вспомнить основные моменты, связанные с Гражданской войной в России, подобрать и проанализировать материал, касающийся темы Гражданской войны в России.
Учащиеся групп будут поделены на три группы: каждой группе фронтально будут предоставлены задания по данной теме (см. Приложение 4). Группа, которая качественнее выполнит задания и представит результат своей деятельности – выбирает одну из армий (Красная Армия, Белая Гвардия и Зеленое объединение Нестора Махно). На презентацию продукта деятельности отводится – 5 минут на каждую группу. Участники по ходу презентации создают схему «Причины Гражданской войны в России» (см. Приложение 5). Стоит отметить, что качественность заданий и уровень презентации будут оценены не только учителем, но и группой экспертов, сформированной из представителей каждой группы (по одному человеку от группы). Критерии оценки группы представлены в Приложении 6.
Работа по теме урока.
Когда группы определятся с армией, учитель ставит перед ними одну проблемную тему и вопросы, на которые они должны будут ответить в ходе работы в группах (см. Приложение 7). Также каждой группе будут выданы исторические источники (см. Приложение 3), отражающие идеологию выбранного направления.
После работы в группах, учащимся предлагается выступить и представить выбранное направление в виде лаконичного ответа на поставленные вопросы и раскрыть проблемную тему. Выступление каждой группы регламентировано 7 минутами. После выступления, представители других групп могут задать вопросы, а также высказаться по поводу выступления – 3 минуты на каждую группу.
Подведение итогов урока (рефлексия):
После выступлений учитель должен подвести итог урока: обобщить все выступления учащихся, выделить основные моменты для запоминания данной темы. Затем учитель задает проблемный вопрос: «Гражданская война в контексте этики и морали». После обсуждения вопроса учащимися, учитель должен скорректировать ответы учащихся и выстроить лаконичный вывод по данной проблеме.
По результатам работы, учитель дифференцированно оценивает каждую группу.
Домашнее задание:
Домашним заданием к следующему уроку будет эссе, выражающее отношение представителя отдельной противоборствующей силы к событиям исторического периода, хронологически совпадающего с Гражданской войной в России (см. Приложение 8,9).
Список использованной литературы:
Загладин Н.В. и др. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2012. – 400 с.
Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 256 с.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 352 с.
Приложение 1. Общий хронометраж урока.
№ п/п | Этап урока | Время, запланированное на определенный этап |
1. | Организационный момент | 3 минуты |
2. | Мотивационно-целевой момент | 3 минуты |
3. | Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу | 30 минут |
3.1. | Групповая работа учащихся по отдельным вопросам Гражданской войны | 7 минут |
3.2. | Презентация продукта деятельности учащихся в группе по отдельным вопросам Гражданской войны | 23 минуты Регламент: 5 минут – презентация; 2 минуты – обсуждение. |
4. | Работа по теме урока | 45 минут |
4.1. | Работа в группах с историческими источниками по отдельной проблеме определенной противоборствующей стороны | 15 минут |
4.2. | Презентация идейного направления (противоборствующей стороны) как продукта групповой деятельности | 30 минут Регламент: 7 минут – презентация; 3 минуты – вопросы и обсуждение. |
5. | Подведение итогов урока (рефлексия) | 6 минут |
5.1. | Резолюция по проблемному вопросу «Гражданская война в контексте морали и этики» | 3 минуты |
5.2. | Подведение итогов урока, основные выводы | 3 минуты |
6. | Домашнее задание | 3 минуты |
7. | ИТОГО | 90 минут |
Приложение 2. Оборудование урока.
Карта «Гражданская война в России» и портреты основных деятелей периода Гражданской войны.
Приложение 3. Раздаточный материал в виде исторических источников.
Исторические источники для группы Красной Армии:
Из постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о переходе ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Рабочее – Крестьянскую Красную Армию.
Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О превращении Советской республики в военный лагерь»
Из обращения святейшего патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров.
Из речи А.И.Деникина памяти генерала С.Л.Маркова о причинах победы большевиков в Гражданской войне.
Исторические источники для группы Белой Гвардии:
Из ноты Верховного Совета Антанты адмиралу А.В. Колчаку об условиях, на основании которых союзники будут оказывать помощь антибольшевистским силам.
Из «Наказа» А.И. Деникина представителям Добровольческой армии о целях ее борьбы.
Из «Московской» директивы А.И. Деникина
Из воспоминаний У.Черчиля о роли Антанты в организации помощи белогвардейскому движению.
Исторические источники для группы Зеленного объединения Н.Махно:
Махно Н., Дело труда, № 23-24, апрель-май 1927, с.8-10.
Отрывки из мемуаров Н.Махно «Воспоминания»
Отрывки из мемуаров А.И.Деникина «Очерки русской смуты»
Приложение 4. Задания для групповой работы на этапе актуализации знаний учащихся по ранее изученному материалу.
Показать социально-экономические причины Гражданской войны в России.
Показать политические причины Гражданской войны в России.
Показать духовные, культурные причины Гражданской войны в России.
Приложение 5. Каркас схемы «Причины Гражданской войны в России».
Приложение 6. Критерии оценки презентации продукта групповой деятельности.
Оригинальность раскрытия проблематики задания;
Четкость и доступность изложения;
Наличие выводов;
Свободное владение содержанием анализа;
Артистизм и высокая степень коммуникативных качеств;
Опора на структуру плана ответа;
Регламент – 7 минут.
Член жюри-представитель группы не оценивает свою группу!
Приложение 7. Проблемные темы для групповой работы по теме урока и вопросы к анализу источников
| Красная Армия | Белая Гвардия | Зеленое объединение Н. Махно |
Проблемная тема | Причины победы Красной Армии в Гражданской войне | Причины поражения Белой Гвардии в Гражданской войне | Смена идеологической ориентации Зеленого объединения в ходе Гражданской войны |
Вопросы | 1. Выдающиеся деятели движения. 2. Основные положения дельнейшего развития общества. 3. Методы ведения Гражданской войны (вопрос о терроре). 4. Итоги деятельности. |
Приложение 8. Требования к выполнению домашнего задания.
В качестве домашнего задания предлагается написать эссе на тему: «Воспоминания очевидца о событиях Гражданской войны».
Структурные компоненты эссе:
дать очевидцу фамилию, имя, отчество;
раскрыть кратко его биографию до Гражданской войны
отразить принадлежность очевидца к отдельной противоборствующей силе;
привести одно историческое событие и раскрыть отношение очевидца к нему;
сделать вывод.
Объем эссе – не более 2 страниц машинописного текста;
Требования к оформлению:
Формат листа – А4;
Шрифт – Times New Romans;
Выравнивание по ширине;
Кегль – 14;
Интервал: 1,5;
Поля – 2 см с каждой стороны.