СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме «Заимствования в русском языке: добро или зло?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.

Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.

Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.

Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".

Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.

Задача современного педагога привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.

Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.

Данное внеклассное мероприятие полностью отражает требования ФГОС последнего поколения, отраженных в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413.

 Мероприятие направлено на становление следующих личностных характеристик

  • уважение своего народа, его культуры;
  • креативность и критическое мышление,
  • владение основами научных методов познания окружающего мира;
  • готовность  к сотрудничеству,
  • способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • уважение мнения других людей,
  • умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

 Кроме того оно стимулирует развитие следующих умений:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Данное занятие направлено на следующие результаты освоения основной образовательной программы:

·                    сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

·                    способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

·                    свободное использование словарного запаса

·                    сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

·                    владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

·                    владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

·                    владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

·                    владение умением анализировать единицы различных языковых уровней;

·                    владение приемами редактирования текстов.

Данная методическая разработка может быть полезна как преподавателям средних профессиональных учебных заведений для проведения внеклассных мероприятий, так и учителям школ для проведения занятий в средних и старших классах. Кроме того, данное мероприятие может быть адаптировано для проведения урока. по русскому языку и культуре речи.