Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.
Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.
Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.
Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".
Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.
Задача современного педагога привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.
Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.
Данное внеклассное мероприятие полностью отражает требования ФГОС последнего поколения, отраженных в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413.
Мероприятие направлено на становление следующих личностных характеристик
- уважение своего народа, его культуры;
- креативность и критическое мышление,
- владение основами научных методов познания окружающего мира;
- готовность к сотрудничеству,
- способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- уважение мнения других людей,
- умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Кроме того оно стимулирует развитие следующих умений:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Данное занятие направлено на следующие результаты освоения основной образовательной программы:
· сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
· способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
· свободное использование словарного запаса
· сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
· владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· владение умением анализировать единицы различных языковых уровней;
· владение приемами редактирования текстов.
Данная методическая разработка может быть полезна как преподавателям средних профессиональных учебных заведений для проведения внеклассных мероприятий, так и учителям школ для проведения занятий в средних и старших классах. Кроме того, данное мероприятие может быть адаптировано для проведения урока. по русскому языку и культуре речи.