СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию безопасной среды в 6-7 классах «Сильнее гор могут быть только горы».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с новым экологическим праздником "День гор".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию безопасной среды в 6-7 классах «Сильнее гор могут быть только горы».»

Внеклассное мероприятие по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»,

разработанное в качестве обобщения материала по темам: «Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности» в 6-ом классе и «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия» в 7-ом классе

для общеобразовательных учреждений.



«Лучше гор могут быть только горы…»















Разработали:

учитель ОБЖ

МОАУ «Школа №40 г. Орска»

Байков Сергей Владимирович,

ученик 7 класса

МОАУ «Школа №40 г. Орска»

Мухамбетов Мансур

23 апреля 2021 г.

г. Орск Оренбургская область





Цель мероприятия: Познакомить ребят с новым экологическим праздником «Днём гор».

Задачи мероприятия:

  1. Расширить познания детей о горах;

  2. Формировать правила безопасного поведения на природе, туристические навыки;

  3. Развивать творческие способности детей, развивать их кругозор;

  4. Через рассказ и творческие задания привить бережное отношение к родному краю;

  5. Формировать у детей лидерские качества, гражданскую и социальную ответственность.

Оборудование: пожарный шланг, крепления для лыж, две метровые верёвки, комплект букв на листах формата А4, комплект кубиков из фанеры или картона, листы ватмана, фломастеры.

В мероприятии принимают участие две команды по 10 человек (команды формируются заранее).

Оформление зала (плакаты):

  1. «Что-то там спрятано. Пойди и отыщи. Что-то потеряно за этими хребтами. Потеряно и ждёт тебя…»

(Редьярд Киплинг)

  1. «Когда ты стоишь один на пустом плоскогорье под

Бездонном куполом Азии, в чьей синеве пилот

Или ангел разводит изредка свой крахмал;

Когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,

Помни: пространство, которому, кажется, ничего



Не нужно, на самом деле сильно нуждается

Во взгляде со стороны. В критерии пустоты.

И сослужить эту службу можешь только ты».

(Иосиф Бродский)

  1. «На высоких, очищенных ветрами местах были следы великого общения».



(Николай Рерих)

  1. «Но есть такое там –

И этим путь хорош, -

Чего в других местах

Не купишь, не найдешь.

С утра подъём, с утра,

И до вершины бой,

Отыщешь ты в горах

Победу над собой».

(Юрий Визбор)

Ведущий 1 (ый): Добрый день, дорогие друзья! В горах, в альпинизме есть тайна, о которой мы пока можем только догадываться. Когда-то на альпинистских путёвках печатали: «Альпинизм – школа мужества».

Да, спорт в качестве пеших походов, которому посвящён сегодняшний праздник, сложен, а порой даже опасен. Однако многие новые смельчаки идут в горы навстречу судьбе.

Чтец 1 (ый):

Я знаю, эти гор не покорить!

И потому склоняюсь, как виноватый,

Пред красотой, умеющей парить,

И высотой, достойной быть не взятой.

Я соберу, как ранние цветы,

Журчанье родников, подобных чуду,

Вкушу великой горной простоты

И высоты оспаривать не буду.

Ведущий 2 (ой): Лучше всех, пожалуй, объяснил тягу людей к вершинам британский альпинист Джордж Мэллори. «Почему вы идёте на Эверест?» - спросили его. «Потому что он есть». Мэллори пропал без вести под вершиной Эвереста. Спустя много лет, нашли его ледоруб. Подвиг британского альпиниста «вошел в легенду».

Чтец 2 (ой):

Горы.

Уж я потерянным не буду,

Разочарованным - едва ли.

Ведь я притягивался к чуду,

Встречал восход на перевале.

Прекрасна жизнь, и даже в горе

Её бранить едва ли стоит –

Всё зачеркнуть, уехать в горы

И захлебнуться высотою.

Ведущий 3 (ий): Надеюсь, что наш сегодняшний праздник, посвященный альпинизму, тоже войдёт в легенду нашей школы.

Горы – кухня погоды, точнее – непогоды. Прямо за пологом палатки формируются грозовые фронты, набухают облака. Потом они поползут вниз на равнину. Обо всём этом первым сказал Гёте: «На равнине мы получаем погоду в готовом виде, в горах видим её рождение».

Чтец 3 (ий):

В горах.

Пусть над дорогою гремит обвал,

Но вперёд мы идём, скользя;

Ливень, ревущий потока вал,

На нём перед ним стоять нельзя.

Этих обвалов похож разметёт

На обрывки…

Тёмные камни, где поворот.

Молнии бьют обвалов края,

Трудно ехать в таких горах, друзья.

Молнии и грома полон простор

В ночь, когда буря идёт, круша.

Что ж! Пусть опасны дороги гор,

Мужеству здесь учись, душа!

- А у нас в зале погоду будут делать наши болельщики.

(Представление болельщиков).

Ведущий 4 (ый): Горы неторопливы. Их диалог с солнцем и ветром длится тысячелетиями. Не торопись и ты, суетливый человек. Спокойно осмотрись, прислушайся – и тогда ты услышишь неспешную беседу вершин. Вот на леднике в солнечной истоме позванивают сосульки, виолончелью поёт ветер на скалах. А вот – соло на ударных в исполнении снежной лавины. Если приглядеться, то увидишь, как облака спотыкаются о вершину и с тихим шелестом перетекают её. Кто понял жизнь, тот не торопится.

Чтец 4 (ый):

Не схожи скалы меж собой обличием,

И на границах горной высоты

Не трудно разглядеть за их отличием

Характера различные черты.

Одна скала над вековою кручею

Крута, как щит прадедовских времён.

Другая вровень с грозовою тучею,

Остра, как меч, что вырван из ножон.

А третья встала с головою гордою,

Дуб нацепив на каменную грудь.

Ведущий 4 (ый): Я думаю, что не будет торопиться и наша справедливая судейская коллегия.

(Представление жюри).

Ведущий 1(ый): Известный российский альпинист Фёдор Свешников писал: «Мы – двое, мы – сказка. Это настолько сильное ощущение, что я забываю собственную фамилию – это уже лишний груз. Зато победа на маршруте вместо фамилии даёт тебе Имя».

- Итак, познакомимся с нашими командами.

(Представление команд: название, капитан команды и девиз).

Ведущий 2 (ой): По-настоящему альпинизм начал развиваться с середины XIX века. Его историки выделяют с 1854 по 1856 год, когда были совершены первые восхождения на главные вершины Альп. Затем, поклонников гор становилось всё больше. С 1929 года появились альпинистские клубы, профессиональные гиды и спасатели, начался выпуск специальной литературы и снаряжения.

Чтец 2 (ой):

Есть десятки звёзд над головой,

Компас, ледоруб и котелок.

Так открой рюкзак, ведь это не впервой –

Разложить в походе костерок.

Путешественник: Начинаем первый конкурс нашего мероприятия. И называется он «Я иду в поход».

- Первый участник команды говорит слова: «Я иду в поход и беру с собой рюкзак». Второй продолжает: «Я иду в поход и беру с собой рюкзак, спальник». Третий участник: «Я иду в поход и беру с собой рюкзак, спальник, ледоруб». И так далее. Выигрывает так команда, участники которой не собьются или сделают меньше ошибок, чем соперники.

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 3 (ий): В горах у людей вырабатывается идеальная манера общения. Это – молчание. Слаженной связке на маршруте слова почти не нужны. Взгляд, жест – и всё. Внизу, на равнине, такое случается лишь изредка, и то – только с очень близкими людьми.

Чтец 3 (ий):

А мы себя и друзей на излом

Проверяем в горах.

Ведь жизнь – это тот же опасный склон

И побеждённый страх.

И если верёвка у друга в руках,

То значит - всё хорошо,

Нам уступает дорогу страх.

- Страховка готова, пошел!

Путешественник: Переходим ко второй эстафете «В одной связке». Соревноваться вы будете по пять человек. На старте первые участники команд становятся на «лыжи», т.е. вставляют ногу в крепление и берутся за верёвку.

Вам необходимо преодолеть расстояние от ориентира и обратно, возвратиться к команде, где присоединяются вторые участники, и дистанция преодолевается уже вдвоём, потом втроём, вчетвером, и наконец, впятером. Затем в соревнование вступает вторая «пятёрка». Побеждает команда, закончившая гонки раньше соперников.

(«Лыжи» длиною в 2 метра изготавливаются из пожарного шланга; к каждой пришиты 5 петель-креплений для ног, а к заострённому переднему концу прикреплена метровая верёвка).

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 4 (ый): На севере России, под Архангельском, растёт ель, особая резонансная ель с плотными годовыми кольцами. Из этой ели получаются отличные скрипки. Вот и альпинисты ищут в горах свою резонансную ель, чтобы зазвучала музыка гор – музыка человеческого духа… И она звучит. Звучит в стихах, посвященных романтикам гор.

Чтец 4 (ый):

О скалы, скалы! В их великом множестве

И в грубых очертаньях простоты

Мне видятся возвышенной несхожести

Всегда нерукотворные черты.

Давным-давно беру в горах уроки я

У строгих скал. Они на свой манер,

От суеты и зависти далёкие,

Мне постоянства подают пример!

Путешественник: Третий конкурс называется «Музыка человеческого духа». Задача болельщиков – вспомнить и прочитать как можно больше стихов, посвящённых горам, альпинизму и альпинистам. Я начну это соревнование первым, а вы ко мне присоединитесь.

Эльбрус.

Ты – мечта людская, что на крыльях

Высоко под небо вознеслась.

Горцы бога своего молили,

В сторону твою оборотясь.

Видели вдали тебя герои,

Погибая в праведном бою,

Прорубали горцы

Дверь и окна в сторону твою.

Ты стоишь, Эльбрус, велик и вечен,

Как поэзия и как природа.

Ты стоял до нашего прихода,

Нашего ухода не заметишь.

(Это задание даётся обучающимся заранее).

Ведущий 1 (ый): Каждый народ выложил к престолу Гималаев всё лучшее из своего характера: стойкость и неприхотливость шерпов Непала, самурайский дух японских альпинистов; особый галльский шик восхождения у французов; традиционные английские невозмутимость и целеустремлённость. Наши сограждане также смело приняли вызов Гималаев. Они являют миру своё спокойное мужество, долготерпение, самопожертвование; они не торгуются с вершинами.

Путешественник: Следующий этап соревнований, который нам нужно будет преодолеть – это эстафета «Скалолазы». Первый участник проползает на животе по скамейке, бежит до ориентира, выкладывает на пол букву «А», возвращается, передаёт эстафету следующему игроку и т.д. В итоге выигрывает команда, быстрее соперников собравшая слово «альпинисты».

(Каждой команде предложен комплект букв, по одной на участника, для того, чтобы собрать слово «альпинисты». Буквы написаны на листах формата А4).

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 2 (ой): На Безенгийском леднике скалолазов, возвращающихся с горы, часто накрывает густая пелена тумана, попав в которую, можно заблудиться. Но альпинисту обязательно встретятся туры – каменные пирамидки, указывающие верный путь, сложенные заботливой рукой неизвестного друга, побывавшего здесь раньше.

Чтец 2 (ой):

Благословенен, в горах кто оставит туры,

Кто, сняв рюкзак, оставив свой путь,

Из камня строит стройные фигуры

На всякий случай, для кого-нибудь.

И если вдруг, в тумане ты потерян,

Не ной, платок слюняво теребя.

Коль путь не сыщешь сам, то - будь уверен –

Найдётся тур, он выведет тебя.

Путешественник: После прочтения этого стихотворения переходим к эстафете «Постройка тура». По сигналу ведущего первый участник бежит к ориентиру, ставит кубик, возвращается к команде; второй участник ставит свой кубик на предыдущий и т. д. Если башня падает, тот, кто разрушил, восстанавливает её заново. Побеждает команда, быстрее построившая «тур» из десяти кубиков.

(Каждая команда получает комплект кубиков из фанеры или картона).

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 3 (ий): Все мы любим путешествия, не правда ли? Только одни предпочитают комфортабельные поездки или круизы, удобные отели, а другие – единоборство со стихией, ночлег под звёздным небом в палатке.

Романтика, романтика –

Страна цветного фантика,

Походная, бивачная,

Романтика рюкзачная.

Подлунная и звёздная,

Смешная и серьёзная.

Чтец 3 (ий):

Горные вершины.

Вершины гор, вершины гор!

Вы, подарив мне ястребиную,

Заоблачную высоту,

Вдохнули в грудь неистребимую

О восхождении мечту.

Я вас люблю, мои суровые,

За похвалу и приговор.

Наставники седоголовые,

Вершины гор, вершины гор!

Путешественник: А сейчас каждой команде будет предложено творческое задание. Следующая эстафета называется «На привале». Каждой команде выдаётся кроссворд, на разгадывание которого отводится 8-10 минут. По истечении времени жюри подсчитывает количество правильных ответов в каждом кроссворде.

(По горизонтали:

2. Период на море, когда паруса бесполезны - штиль.

  1. Предмет, которым пользуются и туристы, и кладоискатели - карта.

  1. «Снежный человек» - Йети.

8 Дубрава, лиственная роща - Гай.

10. Первый признак надвигающейся осени - листопад.

13. Процесс передвижения группы специально подготовленных людей от подножия возвышенности до её высшей точки - восхождение.

15. Преодоление водных преград при отсутствии моста - переправа.

19. Далеко вдающийся в сушу морской залив, в который впадает река - Губа.

20. Участок моря внутри атолла - Лагуна.

По вертикали:

  1. Человек, путешествующий пешком - странник.

3 Единица измерения размера рюкзака - литр.

  1. Велосипедный «сектор газа» - педаль.

7 В честь какого выдающегося уроженца Гжатска назван перевал в Язгулемском хребте Памира - Гагарин.

9. Короткое толстое бревно - колода.

11. Форма рельефа, ведущая из долины на гребень хребта - склон.

12. Вершина (1709 м) в Сихотэ-Алиньском хребте, название которого обозначает одно из красивейших явлений природы - Водопад.

14. Дикий хвойный лес - Тайга.

16. Атмосферное явление, предвещающее ясный день - роса.

17. Скала в районе крымского мыса Форос, популярная у скалолазов - Парус.

18. Телега на Кавказе и в Средней Азии - арба.

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 4(ый): В списке экспедиционных грузов альпинистов много неожиданных предметов. Например, веники берёзовые с крапивой, пантокрин, мумиё, шахматы, любимый фильм «Белое солнце пустыни», компакт-диски с песнями Юрия Визбора и Владимира Высоцкого.

Чтец 4 (ый):

Тем, кто по белому свету блуждает и кружит,

Делит последний, промокший сухарь на двоих.

Гимном торжественным верой и правдой послужат

Песни, сложенные в наших палатках сырых.

И опять в суете новизны перевалов, привалов

Подтверждается мысль – мы с собой её вниз унесём.

Трудно петь о горах, до тебя если спето немало,

Но труднее не петь, если знаешь, что спето не всё.

Путешественник: Конкурс «Походная песня». Команды по очереди исполняют туристические песни: кто больше. Во время исполнения песен можно использовать гитару.

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 1(ый): Альпинизм – это тихие игры на свежем воздухе, мужские. За два-три сезона в горах истираются в пыль десять пар кроссовок, три пары горных ботинок, сгорает на собственных плечах дюжина рубашек. Столько же раз меняется и твоя кожа. На высоте у человека меняется походка. Человек устаёт, поднимаясь всё выше и выше в горах.

Путешественник: И мы сейчас с вами попытаемся покорить вершины гор. Следующий наш конкурс – это конкурс «Покорение вершины». Первый участник команды бежит до ориентира – «вершины» сначала по верёвке, положенной на пол, затем по скамейке, возвращается назад не четвереньках и передаёт эстафету следующему участнику.

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 2 (ой): Природа не любит прямых линий, геометрически точных фигур. Она бесконечно изобретательна, разнообразна и гениальна.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал –

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Ведущий 3 (ий): Сейчас все вместе давайте исполним песню на слова и музыку Юрия Визбора «Песня альпинистов».

«Песня альпинистов».

Вот это для мужчин –

Рюкзак и ледоруб!

И нет таких причин,

Чтоб не вступать в игру.

А есть такой закон –

Движение вперёд,

И кто с ним не знаком,

Навряд ли нас поймёт.

Припев:

Прощайте вы, прощайте!

Писать не обещайте,

Но обещайте помнить

И не гасить костры.

До послевосхождения,

До будущей горы!

И нет там ничего –

Ни золота, ни руд,

Там только-то всего,

Что гребень слишком крут.

И слышен сердца стук,

И страшен снегопад,

И очень дорог друг,

И слишком близок ад.

Припев:

(Все присутствующие на празднике исполняют песню «Песня альпинистов» (слова и музыка Ю. Визбора)).

Путешественник: После исполнения душевной песни переходим к следующей эстафете, которая называется «Прыгающие художники». Для юных путешественников-горцев на высоте чуть выше вытянутой руки будут прикреплены листы ватмана. Ваша задача – нарисовать фломастерами горный пейзаж. Но, это задание будет усложнено тем, что каждую линию в рисунке вы будете делать, подпрыгивая вверх и вытянув руку с фломастером. В этом соревновании должен принять участие каждый участник команды. Побеждает команда, выполнившая рисунок качественнее и быстрее.

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 4 (ый): На вершинах альпинисты часто оставляют свои реликвии: фотографии, детские пипетки сына-первенца, записки, кассеты с голосами погибших друзей, православные иконки и буддистские святыни, католические распятия, амулеты – чего только нет!

Чтец 4 (ый):

Когда я говорю с горами.

Когда я говорю с горами,

Я с целым миром говорю,

Мне внемлет дерево, и камень

И свет, рождающий зарю.

Когда, по тропам скал бредущий,

Я слово молвил в тишине,

Мне кажется: всяк в мире сущий,

Как эти скалы, внемлет мне.

Моим реченьям горы вторят,

Их, повторяя наизусть.

Лишь здесь я с радостью и горем

Со всей вселенною делюсь.

Путешественник: И позвольте завершить наш праздник эстафетой «Письмо инопланетянам». Каждая команда пишет своё письмо инопланетянам. Первый участник бежит к столу, на котором лежат лист бумаги и ручка, пишет первое предложение, возвращается, передаёт эстафету следующему участнику. По окончании эстафеты команды зачитывают свои послания болельщикам и жюри. Оценивается быстрота написания, связность и оригинальность текста.

(Команды участвуют в соревновании).

Ведущий 1 (ый): Счастье большой вершины достаётся не всем: до маковки Эвереста удаётся дойти лишь каждому седьмому из стартовавших. Зато, победитель на всю оставшуюся жизнь одарён несравненным чувством вершины – я там был!

Чтец 1(ый):

Мы рубим ступени… Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем,

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершина ещё впереди.

Ведущий 2 (ой): Сейчас мы узнаем, какая из команд достигла заветной вершины. Слово предоставляется жюри.

(подведение итогов, награждение победителей).

Чтец 2 (ой):

Знаю я, почему горы стали моими друзьями,

Почему каждый год ждёт нас снова заоблачный путь:

Горы весь земной шар опоясать сумели цепями,

Что им стоит тогда человека к себе притянуть.

Чтец 3 (ий):

Перепеты все песни, а расстаться нам жаль,

В нашей песне прощальной не звучит пусть печаль.

Все друзья наши рядом. Тишина над костром.

И последнюю песню мы все вместе споём.



(Все присутствующие на празднике исполняют песню «Глобус» (слова М. Львовского, музыка М. Светлова)).

Я не знаю, где встретиться

Нам придётся с тобой,-

Глобус крутится, вертится,

Словно, шар голубой,

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но таких ещё пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.



Знаю, есть неизвестная

Широта из широт,

Где нас дружба чудесная

Непременно сведёт.

И узнаем мы тогда, что смело

Каждый брался за большое дело,

А места, в которых мы бывали,

Люди в картах мира отмечали.



Кто бывал в экспедиции,

Тот поёт этот гимн,

И его по традиции

Мы считаем своим,

Потому что мы народ бродячий,

Потому что нам нельзя иначе,

Потому что нам нельзя без песен,

Потому что мир без песен тесен.



Знаю, знаю, где встретиться

Нам придётся с тобой:

Лета кончатся месяцы –

Мы вернёмся домой,

И тогда на этаже двадцатом

Мы расскажем обо всём ребятам –

О местах, в которых мы бывали,

О друзьях, которых мы встречали.



Мы детей своих вырастим

В нашей дружной семье.

Мы, конечно, их выучим,

Как ходить по земле,

Чтобы шли они потом по свету,

Чтобы песню напевали эту,

Чтобы до последнего привала

В них романтика не угасала.