СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражаются этапы тренинга  с учащимися выпускных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия"Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»










Методическая разработка

внеклассного мероприятия

ТЕМА: «КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ»



















Преподаватель

Бугрова М.В.




2018 г.



аннотация

Внеклассное мероприятие «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» предназначено для обучающихся, которым предстоят экзамены, в т.ч. итоговая аттестация в форме ГИА или ЕГЭ. Данное занятие имеет практическую направленность, поскольку помогает увидеть проблему сохранения здоровья в условиях стрессовой ситуации, связанной со сдачей экзаменов. Это так же важ­но, как и знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не дол­жен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.


Тема: «Как подготовиться к занятиям и сохранить здоровье»

Цель: обучение навыкам само регуляции и повыше­ние стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время под­готовки к экзаменам.

  2. Дать понятие об опасности экстре­мальных психических и физиологи­ческих нагрузок.

  3. Сделать проблемы риска для здо­ровья во время подготовки к экзаме­нам наглядными («погружение в про­блему»).

  4. Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, преду­преждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятель­ности на организм.

Методические средства: беседа, тренинговые упражнения, «мозговой штурм», метод проекта.

Условия проведения: Тренинг рассчитан на проведение в аудитории с демонстрацион­ной доской. Потребуются картонные или бумажные фигурки человека — стилизованные изображения, как на дорожных знаках, — из расчета по 1 фигурке на 4—6 человек или по количеству предполагаемых групп; красные фломастеры или карандаши в таком же количестве; круглые бу­мажные карточки около 10—12 сан­тиметров в диаметре; скотч для за­крепления фигурок на доске.


Время проведения занятия: 45минут .


План занятия


  1. Введение в групповую работу, мотивационная беседа

Участники распо­лагаются в произвольном порядке на стульях, расставленных в круг или «подковой».

После объявления темы тренинга веду­щий, задав несколько вопросов, должен убедиться, что проблема подготовки к экзаменам является актуальной для груп­пы. Желательно подобрать вопросы так, чтобы получать утвердительные ответы.

Например: «Правильно ли мне сказали, что вам скоро предстоит сдавать экзамены? А часто ли людям вообще приходится сдавать экзамены или проходить тестиро­вание? Ваши родители когда-нибудь про­ходили на своем рабочем месте аттеста­цию, повышение квалификации, квалифи­кационные экзамены?»

Наличие утвердительных ответов позво­лит ведущему сделать вывод, что подго­товка к экзаменам или другим испытани­ям — не единовременная проблема, по­этому целесообразно уделить время ее обсуждению.

Усилению мотивации работы способству­ет следующая инструкция: «Проблема эта не нова, и, конечно, существует много рекомендаций и советов, которые я могла бы вам передать. Но сегодня я не буду этого делать. Я заметила, что то, что лег­ко достается, легко и забывается. Сегод­ня я предлагаю вам заработать советы и рекомендации, выполняя определенные задания в группах».

Если группа никогда не участвовала в тренингах, следует, кратко объяснить, что это за форма работы, или привести пример тренингов разной направленности (уверенности, сензитивности и др.).

Затем можно перейти к выполнению вводных упражнений. Желательно прове­сти хотя бы по одному упражнению на сплочение (см. «Передача уверенности в успехе»), на кон­центрацию внимания и согласованность работы в группе (см. упр. «Муха»).

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЧА УВЕРЕННОСТИ В УСПЕХЕ»

Сегодня вам предстоит решать проблемы не индивидуально, а в группе. Успех этой работы во мно­гом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте при­ободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назови­те его по имени вслух и мысленно скажите: «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу.

А теперь давайте повторим уп­ражнение в обратную сторону, можно похлопывать соседа левой рукой.

Примечание: лучше начать вы­полнение задания справа налево и предложить участникам слегка развернуться, чтобы видеть лицо соседа.


УПРАЖНЕНИЕ «МУХА»

Упражнение направлено на концентрацию внимания и создание настроя на согласованную работу в группе

Инструкция: Представьте себе игровое поле 3x3 клетки. В централь­ной ячейке сидит муха, которая может выполнять наши команды ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО И ВЛЕ­ВО. Поочередно давайте мухе команды так, чтобы при движе­нии она не вышла за пределы поля. Нельзя давать противоположную команду – например, после ВВЕРХ говорить ВНИЗ. Если кто-то из членов группы за­метит, что муха вышла за пре­делы поля или нарушена инст­рукция, он должен сказать: «Стоп» и игра начнется сначала. Желательно безошибочное вы­полнение команд всеми участни­ками хотя бы за один круг игры.


2. Погружение в проблему

Мозговой штурм «ЗОНА РИСКА»

Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте, дей­ствительно ли экзамены и подготовка к ним так вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время под­готовки и сдачи экзамена? К чему это может привести?

Для обсуждения этих вопросов раз­делитесь на группы по 4—6 человек, сдвиньте стулья. Каждая группа полу­чит фигурку человека и красный фло­мастер. На фигурке отметьте с помо­щью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья.

На выполне­ние этого задания вам дается 5—7 ми­нут.

Вторая инструкция (дается через не­сколько минут после начала работы над проектом). У каждой группы уже появи­лись первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что дру­гие группы могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом пришед­шем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм — свое тело, нервную систе­му, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов.

Следует попросить одного из предста­вителей каждой группы представить ито­ги работы: фигурка закрепляется скотчем на доске, участник объясняет смысл над­писей и штриховок.

Целесообразно начать демонстрацию результатов с наименее проработанных проектов, чтобы каждый последующий выступающий вносил дополнения.

См. таблицу часто встречающихся ответов. Могут проявить­ся и неожиданные ответы, связанные с низким уровнем знаний по биологии и фи­зиологии человека (например, нарушения дыхания как вегетативные проявления не­вроза — одышка, судорожные вздохи, не­хватка воздуха — рассматриваются как нарушение деятельности легких). Такие предположения следует прокомментиро­вать — выяснить, какие именно наруше­ния имелись в виду, пояснить их физио­логические механизмы.

Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья. Проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуаль­ный диапазон. Ввести понятие экстремаль­ных нагрузок (которые могут привести r срыву) и понятие функциональных (приходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости.

Следует направить рассуждения учащих­ся к выводу, что умение работать с мате­риалом и научная организация умствен­ного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вред­ные нагрузки на организм.

Подведение итогов групповой работы «Спасательный круг»: в результате интенсификации нагрузок перед экзаменами увеличивается негативное воздействие на организм, поэтому следует предложить следующие рекомендации:

  1. ОБЩЕЕ УТОМЛЕНИЕ

Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодр­ствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время)

  1. НЕРВОЗНОСТЬ, ПЕРЕЖИВАНИЯ

Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, рас­пределение времени, планирование деятельности, про­гулки, витамины, «несильные» лекарства

  1. УТОМЛЕНИЕ ГЛАЗ

Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (мор­ковь), после утомления глаз не поднимать тяжести

  1. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (в том числе боли в сердце, желудке)

Рекомендации. Привычный режим дня, травя­ные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка

  1. НАГРУЗКА НА СЕРДЦЕ, СОСУДЫ

Рекомендации. Самоуспокоение на случай неуда­чи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают - и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный от­дых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги)

  1. МЫШЕЧНОЕ УТОМЛЕНИЕ

Рекомендации. Чередование труда и отдыха, на­клоны, элементарные физические упражнения, пита­ние с высоким содержанием белка и низким - жира, массаж, самомассаж

  1. НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК

Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в пере­рывах между занятиями полежать на полу


  1. Поиск альтернатив

ПРОЕКТ «Спасательный круг»

После обсуждения результатов «Зоны риска» участникам сообщается, что они успешно справились с заданием и за­работали звезду (фишку, 1 балл и т.п.) право на 1 совет. Но ведущий предлагает сэкономить эту звезду и оставить ее для обмена на более важные советы при работе над темой «Технология под­готовки и сдачи устного экзамена». Это можно сделать, если учащиеся попытают­ся самостоятельно разработать рекомен­дации по преодолению и профилактике наиболее распространенных проблем, воз­никающих во время сдачи экзаменов.

Каждой группе предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении работы «Зона риска», и круглая карточка из плотной белой бумаги.

На одной стороне карточки следует изоб­разить спасательный круг с надписью «Средство от...» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации.

Через несколько минут после начала ра­боты над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию:

Не останавливайтесь на банальных ре­комендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообраз­ны, не бойтесь ошибиться.

По завершении проекта представители групп рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы всем присутствующим.

Ведущему полезно показать комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и сис­тем. Например, для глаз читать лежа вред­но, а для позвоночника вредно много си­деть над книгой, полезно лежать, распря­мив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях?

Обращает на себя внимание тот при­скорбный факт, что учащиеся редко ука­зывают на необходимость выполнения физических упражнений, регулярных за­нятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддер­жанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок.

На данном занятии важно помочь увидеть проблему. Это более важ­но, чем знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не дол­жен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.

Итак, какими бы ни были советы, каж­дый «Спасательный круг» следует прикре­пить к фигурке человека с помощью скот­ча или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечатель­но, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье.


4. Подведение итогов, рефлексия

В заключительной части следует оста­новиться на двух основных выводах.

Первый вывод — здоровье можно со­хранять с помощью своих же собствен­ных усилий.

Второй относится собственно к учебной деятельности. Занятие наглядно может продемонстрировать эффективность метода погружения в проблему для организации последующего сообщения по данной про­блеме, поэтому в листок обратной связи включены вопросы: 5 и 6.


Рефлексия / обратная связь.

по мероприятию «________________________________________________________», состоявшемуся «_____» _______________ 201____г.

Оцените, пожалуйста, наше мероприятие по 2-х балльной системе. Укажите свой балл: чем результативнее работа, тем балл выше (0 – отсутствие всякого результата).



0

1

2

Тема актуальна




Цели понятны




Продуктивность работы группы




Личная активность.




Объем фактического материала для подготовки сообщения по теме « Как вредит здоровью неправильное поведение при подготовке к экзаменам или выполнении домашней ра­боты»




Могли они сделать такое сообще­ние до нашего тренинга?




Отметка организатору




Ф.И. участника_______________________________