Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» поселка Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края
«Мой родной посёлок»
Методическая разработка занятия духовно-нравственной направленности, патриотической направленности
Автор:
Зореева Зэйтунэ Гильмановна,
воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Берёзовый
2021 год
Пояснительная записка.
Цель: Формирование представлений о малой Родине, уточнение и расширение знаний о родном посёлке. Задачи:
Познакомить с историей посёлка;
Расширять знания детей о родном посёлке, о его улицах, достопримечательностях;
Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
Расширять знания детей о флоре и фауне нашего края;
Развивать чувства ответственности и гордости за достижения наших земляков;
Воспитывать любовь к родным местам. Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, в патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.
Обращение к культурно-историческому прошлому своей малой Родины – важный момент в воспитании подрастающего поколения. Учитывая актуальность программы духовно-нравственного воспитания дошкольников, тема любви к родному посёлку с его историческим прошлым, традициями имеет уникальное развивающее и воспитательное значение, соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка и ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку.
Изменения в социально-экономических и политических сферах общества, произошедшие за последние годы, привели к снижению духовно-нравственного воспитания. Нарушилась преемственность поколений и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Методы: Игровой, наглядный, словесный, слуховой.
Возраст детей: 6-7 лет
Условия проведения: Создаются оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях.
Материалы и оборудование: Ноутбук; презентация на тему «Наш посёлок»;
аудиозапись песни «Моя малая Родина»; письмо; видео физминутки «По родному краю»; альбом «Природа Хабаровского края»; пословицы и поговорки о Родине.
Предварительная работа:
Беседы о нашем посёлке; экскурсия по посёлку; разучивание стихотворений о малой Родине; изготовление макета посёлка (воспитатель, дети, родители).
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
Звучит песня: «Моя малая Родина» (Песня братьев Радченко)
- О чем поется в песне? (о Родине)
2. Проблемная ситуация.
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Кому же оно адресовано? (Посёлок Берёзовый, детский сад «Теремок», старшая группа). Давайте прочитаем письмо! («Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка из волшебного города. Я хотел бы побольше узнать о вашей Малой Родине. Расскажите мне о ней!»
- Ребята, расскажем ему о нашей малой Родине: (Да!)
Основная часть.
- Малая Родина – это уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это леса, поля, реки. Это наш посёлок. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки.
– А интересно, как называется поселок, в котором вы живете? А край? А район? (Посёлок Берёзовый, Солнечный район, Хабаровский край).
– Молодцы!
- Ребята, даже в таком небольшом посёлке, как наш, живут такие великие люди, как Ольга Тенякова. А сейчас послушайте стихотворение, которое написала наша односельчанка, поэтесса Ольга Тенякова о нашем посёлке: Мой адрес: Берёзовый Солнечного края, Иль: посёлок Постышево,- Станция такая. Звери здесь напуганы. В реках икромёты. Звери не распуганы Рёвом самолётов. Лесом сочным, дружненько Прут из почвы травы, Аромат багульника - Сладостной отравой. Грозы над Берёзовым - Очищенье душам! Не страшны морозы нам, И, чем крепче, лучше! Жаль, пора морошная Грусть-тоску наводит. Засыпает Постышево. Заодно с природой. Я сижу на солнышке. Под тесовой крышей. Только - одно солнышко. Из-за тучки вышло. Отшумевши с грозами. Затихают капли. Солнечно, Берёзово, Постышево как-то…
- У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это наш поселок Берёзовый. Поселок основан в 1962 году в 180-ти км от города Комсомольск – на - Амуре. Это был небольшой посёлок, в котором жили и работали лесозаготовители. Развитие посёлка началось со строительством БАМа. В настоящее время в Берёзовом живут и трудятся около семи тысяч человек. Основными предприятиями являются: железная дорога, Cреднеамгуньский ЛПХ, комбинат «Молодёжный», лесоперерабатывающий завод «Амур Форест», больница, 2 детских сада, школа искусств, средняя школа, вспомогательная школа.
- Вы любите свой поселок?
- Да!
- Ребята, посмотрите внимательно на экран. Я вам буду показывать известные места нашего посёлка, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.
(презентация о посёлке Берёзовом)
Слайд № 5.
- Что это? (дом культуры)
- Для чего нужен дом культуры? (Ответы детей)
Слайд № 6.
- Что это? (детский сад «Теремок»)
- Для чего нам нужен детский сад в посёлке? (Ответы детей)
Слайд № 7.
- Что это? (средняя школа)
- Для чего нам в посёлке нужна школа? (Ответы детей)
Слайд № 8.
- Что это? (сельская администрация)
- Для чего нужна администрация? (Ответы детей)
Слайд № 9.
- Что это? (храм)
- Для чего нам в посёлке нужен храм? (Ответы детей)
Слайд № 10.
- Что это? (музыкальная школа)
- Для чего нужна музыкальная школа? (Ответы детей)
Слайд № 11.
- Что это? (памятник - пушка)
- Для чего нам в посёлке нужен памятник? (Ответы детей)
Слайд № 12.
- Что это? (поселковая библиотека)
- Для чего нам в посёлке нужна библиотека? (Ответы детей)
- Какой прекрасный и удивительный у нас с вами наш посёлок!
- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
Физминутка «По родному краю» (видео) По родному краю Дружно мы шагаем (Марш на месте) Справа от нас - зеленый луг. (Поворот) Слева находится лес. (Поворот) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (Махи руками) Солнце над березами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)
- Ребята, скоро вы станете взрослыми, разъедетесь по разным городам. Многие из вас уедут из посёлка! Кто-то просто приедет в гости, а кто-то не захочет уезжать из родных мест и найдёт свое призвание здесь, в нашем маленьком посёлке. Что же здесь все-таки нас держит? Какие глубокие корни связывают нас с этой землей? Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:
1. Всякому мила своя сторона.
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
4. На чужой стороне и весна не красна.
5. Дома и стены помогают.
6. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
7. В гостях хорошо, а дома лучше.
8. Где родился, там и пригодился.
В этих мудрых словах ясно показана преданность к родной земле, желание сделать ее лучше и краше.
А давайте немного пофантазируем. Пройдет много лет, станете вы взрослей. Что бы вы хотели увидеть в нашем посёлке, каким хотите увидеть его в будущем? (Ответы детей).
А сейчас я предлагаю вам викторину на тему: «Достопримечательности нашего посёлка»
1. Как по-другому называется железнодорожная станция? ( «Постышево»)
2. Место куда многие из ваших родителей ходят заниматься спортом (Фитнес-клуб)
4. Главная улица посёлка («Гагарина»)
5. Как называются детские садики посёлка? («Теремок», «Серёжка»)
6. Какие памятники в нашем посёлке вы знаете? (Памятник воинам-
освободителям - пушка).
7. Какие большие предприятия в посёлке? (деревоперерабатывающий завод, комбинат «Молодёжный»)
- Молодцы!
- А сейчас я предлагаю вам, ребята, встать в круг и поиграть в игру с мячом «Я знаю свой домашний адрес». Мяч передается по кругу, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес (под бубен).
Заключительная часть.
- Молодцы, ребята! Мы много чего рассказали о нашем посёлке! Сегодня я отправлю видео нашего занятия Незнайке и он узнает о нашей малой Родине.
Рефлексия: – Что нового узнали сегодня? – Что было интересного на занятии? – Что еще хотелось бы узнать о нашей малой Родине? - О чем вы расскажите вечером своим родителям?
- Ребята, после занятия я приглашаю посмотреть альбомы с нашей природой Хабаровского края!
Список литературы: Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. Программа «Люби и знай свой край» Н.Н. Ахметова. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. МЦФЭР Образование 2020 № 1-12. Интернет-источники:
https://portalpedagoga.ru
https://www.maam.ru
7