Управление образования администрации МО «Город Воркута»
МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»
УТВЕРЖДЕНО
методсоветом МУДО “ДТДМ”
“_____” _____________2023 г.
Протокол № _______
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
Методика круговой тренировки для юных пловцов
с учётом физиологических особенностей
/Для педагогов – тренеров по плаванию
учреждений дополнительного образования./
Автор: Шелудько Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
МУДО “Дворец творчества детей и молодежи”
г. Воркута
2023 г.
Данная методическая рекомендация посвящена гармоничному психофизическому развитию, повышение работоспособности организма, развитию мышечной силы, выносливости, укреплению здоровья детей, формирование правильной осанки, совершенствование и развитие спортивных результатов при помощи правильного подхода к тренировочному процессу, а именно к круговой тренировке с учётом физиологических особенностей. В практике спорта целесообразно учитывать возраст ребёнка, так как он точнее отражает степень анатомо-физиологического созревания организма, уровень его физических и функциональных возможностей.
Основой круговой тренировки является строгая регламентация упражнений, которая предусматривает не только точное дозирование нагрузки, управление её динамики, но и нормирование интервалов отдыха, что позволяет избежать переутомления и травматизма на занятиях.
Методическая рекомендация составлена на основе личного опыта педагога дополнительного образования Шелудько О.В., собранных материалов и комплексов упражнений круговой тренировки. Данный материал используется педагогом на занятиях по совершенствованию и развитию спортивных результатов юных спортсменов.
Методическая рекомендация может быть использована тренерами, педагогами учреждений дополнительного образования, учителям физической культуры, которые создают условия для развития мышечной силы и выносливости, гармоничного психофизического развития.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития науки и техники большое место в жизни человека занимает физическая культура и спорт.
Физическое воспитание способствует формированию умений и решает задачи воспитания с необходимыми двигательными навыками и способностями.
Основная форма обучения юных спортсменов – тренировка. Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи. А.А. Солонкин (2002) считает, что интересно преподнесенная система спортивных упражнений в значительной степени предрешает успех тренировки, настраивает юных спортсменов на рабочий лад и чаще всего определяет конечную цель учебной работы на тренировке.
Развитие двигательных качеств у юных спортсменов это прежде всего правильное применения рациональной методики обучения и необходимость знаний закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и физиологическом состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только начальным воздействием систематических занятий физическими улучшениями, но и возрастными особенностями.
Самое главное не следует забывать об анатомо-физиологических и психологических особенностях возрастного развития, следует помнить, что нагрузки должны быть непродолжительными и обязательно чередоваться с активным отдыхом.
Хочу поделиться опытом и рекомендовать его учителям физической культуры в школе. В своей работе с группами начальной подготовки, применяю метод круговой тренировки, ранее я практиковала только с учебно-тренировочными группами. Применяя этот метод, позволило юным спортсменам улучшить свои физические качества, акцентировать устойчивое внимание к тренировочному процессу.
Такие занятия стали разнообразны и интересны, у юных спортсменов развивается способность к перестроению двигательных действий, координационные способности, быстрота реагирования, выносливость, способность к ориентированию в пространстве, способность к перестроению двигательных действий. Особенностью данного метода является активная работа всей группы одновременно, с интервальным отдыхом между станциями. За занятие можно выполнить 2-3 круга, между которыми в период отдыха учащиеся выполняют упражнения на развитие гибкости.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
В первую очередь это касается таких закономерностей как: гетерохронность (неодновременность) развития различных физических качеств и функций; сенситивных (чувствительность к внешним воздействиям) периодов; степень консервативности и тренируемости различных физических качеств в процессе развития и тренировки; влияние индивидуальных темпов биологического созревания на динамику физического развития и спортивных достижений; адаптационные возможности юных спортсменов различного возраста к тренировочным нагрузкам различной интенсивности и продолжительности.
Обычно сенситивные периоды связывают с возрастом наиболее интенсивного прироста показателей. Хотя ускорение ростового процесса имеет место уже в предпубертатном периоде онтогенеза (8-11 лет у девочек и 9-12 лет у мальчиков). Наибольший прирост скелетных размеров, силовых показателей и функциональных возможностей в основном совпадают по срокам с пубертатным периодом (11-13 лет для девочек и 13-15 лет для мальчиков), который является решающим в формировании дефинитивных пропорций тела и всестороннего физического развития. Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития, или период полового созревания. Данный период охватывает возрастной диапазон от 8-9 до 16-17 лет. В свете теории сенситивных периодов это ключевой период в развитии физического потенциала юных спортсменов.
Большое практическое значение имеет выявление сенситивных периодов развития основных физических качеств и функциональных систем. Сенситивные периоды характеризуются повышенной чувствительностью организма к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов среды, в том числе тренировки. Выявление сенситивных периодов позволяет более эффективно работать над совершенствованием физической подготовленности на отдельных этапах многолетней тренировки, а также прогнозировать спортивную перспективность детей и подростков по темпам прироста ведущих качеств.
При воспитании физических качеств целесообразно учитывать, так называемые, «чувствительные» сенситивные, критические периоды возрастного развития, т.е. время, когда организм особенно легко поддается воздействию внешних факторов, в том числе тренировочных. Если пропустить «чувствительный» возраст, может понадобиться значительно больше времени, чтобы получить те же сдвиги в физических качествах. Иногда нужный прирост качеств можно не получить вовсе. Ниже приведена таблица возрастов, в течение которых те или иные физические качества в наибольшей степени поддаются целенаправленному воздействию.
Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И)
Возрастные периоды |
Физические качества | Мальчики | Девочки |
Быстрота движений | с 7 до 9 лет | 7-9, 10-11, 13-14 лет |
Быстрота реагирования | с 7 до 14 лет | с 7 до 13 лет |
Максимальная частота движений | с 4 до 6, с 7 до 9 лет | 4-6, 7-9 лет |
Сила | 13-14, 17-18 лет | 10-11, 16-17 лет |
Скоростно-силовые качества | 14-15 лет | с 9 до 12 лет |
Выносливость аэробная (общая) | 8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет | 9-10, 11-12 лет |
Выносливость силовая (динамическая) | 11-13, 15-16 лет | с 9 до 12 лет |
Выносливость скоростная* | после 12 лет | после 12 лет |
Гибкость | с рождения до 13-14 лет | с рождения до 13-14 лет |
Координационные способности | с 7 до 11-12 лет | с 7 до 11-12 лет |
Способность к ориентированию в пространстве | с 7 до 10, 13-15 лет | 7-10, 13-15 лет |
Способность к динамическому равновесию | в 15 лет | в 17 лет |
Способность к перестроению двигательных действий | 7-11, 13-14, 15-16 лет | с 7 до 11-12 лет |
Способность к ритму | 7-13 лет | с 7 до 11 лет |
Способность к расслаблению | 10-11, 14-15 лет | 10-12, 14-15 лет |
Точность | 10-11, 14-15 лет | 10-11, 14-15 лет |
Младший школьный возраст относится к группам начальной подготовки 1 и 2 год обучения и является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы.
Основные физиологические особенности детей 7-10 лет занимающихся плаванием
Дыхательная система:
Количество альвеол в лёгких достигает конечного взрослого уровня к 8 годам. В дальнейшем происходит только увеличение лёгочных объёмов. На развитие дыхательного аппарата ребёнка большое влияние оказывают занятия спортом. Показатели функции дыхания у 8-9-летних пловцов со стажем 1-2 года соответствуют показателям 12-13-летних подростков, не занимающихся плаванием;
Сердечно - сосудистая система:
У детей 7-10 лет мышца сердца по своему развитию намного отстает от мышцы взрослого человека. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода, развить и поддержать высокую мощности мышечной деятельности. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений.
При правильной организации занятий по плаванию работоспособность детей может долго не снижаться. Для этого надо чередовать разнообразные по структуре, направленности и темпу движения, а непродолжительные скоростные упражнения выполнять с оптимальным отдыхом. Занятия должны быть эмоциональными. Для этого успешно используются игровые и соревновательные ситуации. Быстрая утомляемость и медленное восстановление наблюдаются после однообразных или продолжительных упражнений высокой интенсивности, которые обычно выполняются в ущерб технике движений.
Для детей этого возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения.
Нервная система:
У детей к 7 годам развивается чувство равновесия, координация движений, ловкость, достаточно высока скорость реакции на любые стимулы. Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость.
Опорно-двигательный аппарат:
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержащие минимальное количество белков и энергетических ресурсов (гликоген, жирные кислоты). Крупные мышцы развиты развиваются быстрее мелких, поэтому дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них ещё недостаточно развита координация.
Костная система ещё недостаточно твёрдая, окостенение костей не завершено, суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани.
У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДУ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основной задачей начальной подготовки является улучшение физической подготовленности занимающихся. В этих целях используют метод круговой тренировки, который имеет большую популярность. Этот метод позволяет юным пловцам упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки способствуют общему физическому развитию.
Целью круговой тренировки во время проведения занятий является комплексное развитие силы, выносливости, быстроты и гибкости по разным разделам учебных программ (спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика и т.д) за счет повышения моторной плотности занятий и дозирования нагрузки.
Однако перед тем как приступить к подбору упражнений для проведения занятий круговым методом, необходимо:
определить цели воспитания физических качеств на конкретном этапе обучения;
провести анализ упражнений, проверить их связь с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений при обучении тому или иному навыку или умению;
вписать комплексы упражнений в определённую часть занятия, с учётом степени физической подготовленности группы;
определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых различий;
соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервалы между кругами при повторном прохождении комплекса;
Основой круговой тренировки являются следующие методы.
1. Непрерывно-поточный, особенность которого заключается в коротких паузах отдыха, поэтому нагрузка в круговой тренировке воспринимается как непрерывная и способствует повышению выносливости учащегося.
2. Поточно-интервальный, при котором выполнение простых упражнений проходит в режиме с минимальным отдыхом от 15 до 45 секунд на каждой станции, в процессе чего развивается общая и силовая выносливость, совершенствуются дыхательная и сердечно-сосудистая системы.
3. Интенсивно-интервальный, при котором интенсивность выполнения задания составляет от 75% до 80% от максимальной и достигается за счет увеличения нагрузки и сокращения времени работы с сохранением временных параметров отдыха. Подобный режим обеспечивает прирост скоростной и силовой выносливости и развивает максимальную «взрывную силу».
Используя различные методы круговой тренировки с учетом нозологических форм, у учащихся можно целенаправленно развивать необходимые физические качества.
Учебные занятия необходимо строить в соответствии с основными дидактическими принципами: последовательностью и систематичностью, наглядностью и доступностью, сознательностью и активностью. При этом принцип последовательного прохождения материала предполагает выполнение основного дидактического правила: от лёгкого к сложному. Систематическое повторение комплексов круговой тренировки эффективно совершенствует физические качества юных спортсменов, повышает функциональные возможности.
Методической основой «круговой тренировки» является многократное выполнение определённых движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка её изменения и чередования с отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация.
Исходя из этого положения круговую тренировку следует проводить не менее двух раз в неделю. Наглядность и доступность упражнений способствует ясному пониманию изучаемого материала, лучшему усвоению и закреплению знаний, умений, навыков. Создавая комплексы круговой тренировки основное внимание нужно уделить развитию физических качеств, к которым прежде всего относят силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость, не забывая при этом и так называемые комплексные качества: прыгучесть, силовую или скоростную выносливость и др. Целесообразно включать в один комплекс упражнения, направленные на развитие всех физических качеств, варьируя количество упражнений-станций в зависимости от задач данного занятия.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
Особенности спортивной тренировки пловцов
Главной особенностью подготовки юных пловцов является планирование тренировочного процесса, предусматривается постепенное повышение уровня физических и функциональных возможностей юных спортсменов от одного спортивного сезона к другому. При планомерной тренировке создаются условия для всесторонней физической подготовки, овладения техникой плавания и достижения высоких спортивных результатов.
Ни в коем случае нельзя форсировать подготовку юного пловца, так как в результате этого не только прекращается спортивный рост, но и ухудшается его здоровье. В первые годы занятий нельзя спешить с подготовкой спортсмена давая несовместимые с возрастом нагрузки, когда организм ребёнка ещё полностью не сформирован.
Известно, что рост спортивных результатов у юных пловцов происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, а бурного протекания биологических процессов. Некоторые педагоги этот взлёт результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения физических нагрузок. Подобная ошибка нередко допускается в отношении пловцов раннего типа развития. Так начинается форсирование подготовки, пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена и ведущее к застою результатов в последующие годы.
Работа с юными спортсменами требует внимательного анализа динамики их показателей в разнообразных контрольных упражнениях на суше и в воде, соотношения этих результатов со степенью биологической зрелости. Забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий тренировочных занятий, учёбы и отдыха, разнообразии средств и методов подготовки имеет важнейшее значение для будущих спортивных успехов пловцов пубертатного возраста.
Общие положения применения метода круговой тренировки на учебно-тренировочных занятиях у юных пловцов
Для проведения занятий по круговой тренировке с юными спортсменами составляют комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определённые группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Так же, методом круговой тренировки применяю разучивание и закрепления элементов техники плавания. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определённых двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно циклическую структуру путём серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.
В зависимости от числа упражнений в комплексе группу делю на пары. Заранее (перед занятием) размешаю места (станции) для выполнения упражнения. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату, в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Стараюсь использовать снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.
Например, можно давать подтягивание в висе, прыжки на турник с выпрыгиванием вверх, как отягощение применить гантели или блины (диски), набивные мячи, скакалки, маты, гимнастические скамейки и т.д. Педагог указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться, и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Перед началом выполнения комплекса проводится инструктаж по технике безопасности и разминка.
Примерный комплекс круговой тренировки
По окончанию или между фазой отдыха обязательно использовать упражнения на гибкость. Хорошая амплитуда движения в лодыжках, плечах и поясничном отделе очень важна для пловцов. Она не только снижает риск получения травмы, но и сохраняет энергию, увеличивает скорость, благодаря снижению внутримышечного сопротивления движению.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Круговая тренировка как комплексная организационно - методическая форма использования физических упражнений на занятиях применяется в соответствии с рядом методических правил.
Первое правило: воспитывать сознательное и активное отношение к круговой тренировки у занимающихся. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача педагога.
При проведении круговой тренировки представляется широкая возможность воспитывать у детей инициативу, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие педагогические приёмы, как взаимный контроль за правильностью выполнения упражнения, подсчёт количества повторений или определение времени работы, самостоятельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повышению её эффективности.
Второе правило заключается в следующем: обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки.
Для обеспечения дисциплины и безопасности при проведении круговой тренировки рекомендуется назначать помощника из числа наиболее подготовленных спортсменов. По команде преподавателя они демонстрируют упражнения, акцентируя внимание на основные моменты техники, отслеживают и наравне с преподавателем устраняют ошибки занимающихся.
Соблюдение всех этих требований по обеспечению наглядности особенно важно при проведении круговой тренировки на начальном этапе обучения.
Сам термин «нагрузка» в физическом воспитании означает величину воздействия физических упражнений на занимающихся.
Доступность нагрузки - сложный вопрос при составлении комплекса круговой тренировки, так как в практике физического воспитания пока ещё нет достаточно объективных способов измерения нагрузки. Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда занимающемуся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности.
Человек является живой динамической системой. Одно из важных свойств этой системы - адаптация. Адаптация - это универсальное свойство живого организма, позволяющее ему приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Она развивается в ответ на воздействия, превышающие физиологически «привычную» норму
На занятиях в соответствии с требованиями принципа систематичности должна соблюдаться последовательность решения образовательных, восстановительных и оздоровительных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из приоритетных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.
Эту задачу решаю, реализуя программу «Плавание» с привлечением к занятиям спортом большего количества детей и подростков, при этом акцентируя, внимание на расширения сферы влияния физической культуры и спорта к проблеме воспитания здорового образа жизни. Спорт сегодняшнего дня - это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющий свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления. Спорт не только спортивная борьба на аренах и дорожках стадионов, это образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день. Спорт - чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним.
Спортивная деятельность, как правило, связана:
С проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;
С овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта, она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки и развивает необходимые, для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);
Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответствии с рядом методических правил, которые необходимо соблюдать.
Здесь стоит очень важная задача педагога – сформировать осознанное отношение занимающихся к круговой тренировке и управлять их активностью на занятиях. Одним из основных путей повышения активности занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых мотивов спортивной деятельности. Например, таковыми мотивами могут стать стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к материальному вознаграждению и т.д. Считаю, что должен быть такой подход к решению воспитательно-образовательных задач, ведь он способствует формированию устойчивого интереса к занятиям, стремлению и мотивации.
Я применяю метод круговой тренировки в занятиях в течение всего учебно-тренировочного процесса. Не имеет смысла проводить круговую тренировку допустим лишь раз в 4 недели или только в течение определенного периода, так как физические качества при перерывах в тренировке быстро утрачиваются.
Круговую тренировку сочетаю и чередую с другими формами и методами физического воспитания. В процессе круговой тренировки у учащихся вырабатываются навыки самостоятельного выполнения упражнений и умение осуществлять контроль за движениями.
При проведении занятий методами круговой тренировки я использую большой круг различных спортивных снарядов, способствующих развитию как различных физических качеств (силы, ловкости, гибкости, выносливости), так и совершенствованию двигательных навыков.
Таким образом, можно сказать, что в работе с учащимися круговая тренировка способствует:
достижению оздоровительного эффекта от упражнений;
увеличению моторной плотности занятий;
повышению общей работоспособности организма;
целенаправленному воспитанию физических качеств;
формированию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
воспитанию самостоятельности, активности, организованности.
Кроме того, большое разнообразие и оригинальность упражнений, используемых в круговой тренировке, обогатят содержание занятий, сделают их более интересными и эмоциональными.
Вместе с тем, преимущественное использование метода круговой тренировки у юных пловцов, сочетающего упражнения разносторонней направленности в условиях водной среды и суши, позволяют создать необходимую базу общей физической и функциональной подготовленности для тренировок на следующем этапе - начальной спортивной специализации.
ВЫВОДЫ
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что к круговой тренировке в последние годы с её эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области физической культуры и спорта. Осознавая ее ценность можно добиться невероятных результатов.
2. Применение круговой тренировки на занятиях оказалась эффективной, так как прирост результатов значителен, а в отдельных случаях превосходит начальный в несколько раз.
3. Круговая тренировка позволяет эффективно решать задачи воспитания физических и психических способностей занимающихся, совершенствовать методику организации занятий.
4. Использование круговой тренировки в учебном процессе содействует созданию устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, формированию у них здорового образа жизни и способности активного использования различных средств и методов физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, достижения физической и психической устойчивости и высокого уровня работоспособности.
5. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.
Рекомендации:
При разработке комплексов круговой тренировки необходимо учитывать специфические особенности вида спорта, в том числе факторы, лимитирующие спортивные достижения; возрастные закономерности роста и развития функциональных систем и организма в целом; эффект различных средств и методов подготовки на темпы прироста двигательных способностей в различном возрасте.
2. Применять комплексы круговой тренировки для улучшения показателей различных физических качеств, а также значительно формировать устойчивый интерес к занятиям, стремлению быть лучшим в группе и мотивации выполнению спортивных разрядов.
3. Круговую тренировку целесообразно использовать в тренировочном процессе, так как она способствует гармоничному развитию занимающихся, дисциплинирует, прямолинейно воздействует на организм, прорабатывая все группы мышц.
ПЕДАГОГ | УЧАЩИЙСЯ |
Знать: - содержание и направленность круговой тренировки, её оздоровительную и развивающую эффективность; - технику безопасности круговой тренировки; - основные правила круговой тренировки; - методику организации и проведения круговой тренировки. Уметь: - разработать и расположить порядок станции при круговой тренировки; - расписать комплексы упражнений на станциях; - определить дозировку упражнений и интервалы отдыха при круговой тренировки; - контролировать правильность и порядок выполнения упражнений. Владеть: - способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений при круговой тренировки; - спортивной терминологией. | Знать/ понимать: - влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; - способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; - правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности; - правила и технику безопасности на занятиях физической культурой. Уметь: - выполнять подобранные комплексы физических упражнений ; - выполнять простейшие приемы самоконтроля за физической нагрузкой; - преодолевать усталость при выполнении нагрузки; - осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физическими упражнениями; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием. Владеть: - выполнением приемов страховки и самостраховки |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Булгакова Н.Ж. Современные тенденции развития спортивного плавания в России и в мире / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, В.В. Смирнов // Плавание V. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: материалы междунар. конференции. – СПб. : Изд-во «Петроград», 2009. – С. 34-38;
Васильев В.С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1999. – 372 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
Викулов А.Д. Плавание. Учебное пособие для вузов - М., Владос-Пресс, 2004. - 368 с.
Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 186 с.
Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки / И.А. Гуревич.- Минск: Высшая школа, 1976.- 304 с.
Дихтярев В. А. Круговая тренировка. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №5 2005г. - С. 47-51.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.- 2-е изд., испр./ Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
Макаренко Л.П. Юный пловец/ Л.П. Макаренко. - Москва: Физкультура и спорт, 1983.- 364 с.
Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной деятельностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроке физической культуры: Учеб.- метод. пособие.- 2-е изд./ И.А.Медведев.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001.- 120 с.
Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М., Астрель, 2006. - 864 с.
Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 143 с.
Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная Учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 520 с.
Солонкин А.А. Технология применения круговой тренировки на учебных занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Смоленск: СГИФК, 2002. - 23 с.
Спортивное плавание: учебник для вузов/ Н.Ж. Булгакова [и др.]. - М.: ФОК, 1996. -430 с.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Просвещение, 1990. – 427 с.
Шолиг М. Круговая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 354 с.