СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В пособии определенгы знания и умения студентов по дисциплине, даны критерии оценки практических работ, перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы и тексты практических работ.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
председатель ПЦК заместитель директора по УМР
______________Г.В.Монастырева ______________ Н.В.Шараева
«____» ________ 20___г. «____» ___ _____ 20___г.
Методические материалы для групп заочного отделения
по учебной дисциплине
Культура речи
Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кожевниково 2019
Организация- разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчик: Синявина О.И. – преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №____ от «_____» ______ 2019г.
Председатель ПЦК _____________ Монастырева Г.В.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Право и организация социального обеспечения» (заочное обучение).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования для повышения квалификации и переподготовки, а также в профессиональной подготовке по данной специальности и также в соответствии с ФГОС по другим специальностям СПО.
Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, является дисциплиной по выбору образовательного учреждения. Количество часов определено за счет вариативной части циклов ОПОП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться различными словарями;
- создавать тексты в устной и письменной форме;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и выявлять грамматические ошибки в тексте;
- редактировать тексты;
- устанавливать взаимодействие с аудиторией;
- готовить собственное выступление.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные компоненты культуры речи;
- типы речевых норм;
- особенности русского произношения и ударения;
- лексические и фразеологические единицы языка;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложений;
- правила правописания;
- функциональные стили литературного языка;
- принципы организации вербального общения;
- способы достижения эффективной речевой коммуникации;
- невербальные средства общения;
- историю ораторского искусства;
- принципы взаимодействия оратора и аудитории.
Дисциплина «Культура речи» ставит задачей не только развитие речевой компетенции студентов, но и расширение их представлений о русском языке, о современной речевой ситуации, о речевом портрете нашего современника.
Теоретический материал увязывается с большим количеством практических заданий как для аудиторной, так и для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В результате выполнения практических работ студенты совершенствуют свои знания, умения и навыки в оформлении связной письменной речи в соответствии с предложенным планом; показывают и упрочняют умение пользоваться лингвистическими словарями; показывают знания орфоэпических норм; видение лексических и речевых ошибок и умение их исправлять; умение использовать в письменной речи возможностей синтаксической синонимии словосочетания и предложения; показывают знание стилей русского литературного языка и умение делать стилистический анализ текста по предложенному плану.
При составлении содержания практических работ использовалась учебная литература, указанная в перечне основной и дополнительной литературы. На каждом занятии предусматривается работа со словарями. Каждый студент получает работу, оформленную в письменном или электронном виде.
Выполненные задания Вы можете отправить по адресу: Sinyavina.1972@mail.ru
Обязательно укажите вашу ФИО, номер группы, специальность.
Критерии оценки практических работ
Практическая работа считается выполненной, если студент набрал проходной балл, который составляет половину максимального количества баллов.
Для оценивания работы прилагается эталон и шкала оценок.
Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.
Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники и литература:
Введенская Л.А, Павлова Л.П, Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов./ Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева – Ростов-н/Д.: Феникс 2012. – 340с.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие./ И.Б. Гоолуб – М.: Логос, 2009. – 270с.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное./ Т.Ф. Иванова– М.: 2010. – 300с.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; – М.: Флинта: Наука, 2010. – 269с.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М.: 2010. – 400с.
Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской,А.В. Хохлова. – С.-Пб.: Питер, 2009. – 230с.
Русский язык и культура речи: Практикум по курсу. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2011.
Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2011. – 250с.
Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 170с.
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. / М.Ю Сидорова, В.С. Савельев – М.: Айрис-пресс, 2010. -190с.
Интернет – ресурсы:
http://pedved.ucoz.ru/tests/4 - Образовательный портал - тестовые материалы (дата посещения 12.12.2013г.)
http://www.gramota.ru/ - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (дата посещения 12.12.2013г.)
http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181361930-kultura-russkoy-rechi.html - культура русской речи - Мир книг - скачать бесплатно (дата посещения 12.12.2013г.)
http://www.slovari.ru/ - Словари русского языка (дата посещения 12.12.2013г.)
Практические работы
Практическая работа №1
Вариант 1
Цель: Развитие умений и навыков работы студентов с различными видами словарей (анализ словарей, их сравнение) по индивидуальным заданиям.
Задание 1
Из словарей выпишите определения терминов красноречие, риторика. Обратите внимание на расхождения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение.
Задание 2
Составьте свой словарь глаголов говорения и слушания по образцу.
Образец: он произнес услышал
пробормртал и т.д.
Сравните первый и второй столбики. Что дают такие ряды синонимов? Подобным образом составьте и антонимические пары: говорить- молчать, говорун-молчун и т.д.
Задание 3
Подберите и запишите антонимы к данным ниже словам. Помните, что точные антонимы к прилагательным можно подобрать только в том случае, если они употреблены в сочетании с существительными.
1. Враг —
2. Мрак —
3. Радость —
4. Молодость —
5. Правда —
6. Достоинство —
7. Мокрое полотенце —
8. Грустная история —
9. Свежий хлеб —
10.Открытый характер —
11.Местный житель —
12.Верное решение —
3.Встретиться —
14.Забыть —
15.Уйти —
16.Горевать —
Задание 4
Дайте аннотацию толкового словаря.
Практическая работа №1
Вариант 2
Цель: Развитие умений и навыков работы студентов с различными видами словарей (анализ словарей, их сравнение) по индивидуальным заданиям.
Задание 1
Из словарей выпишите определения терминов оратор, общение.
Обратите внимание на расхождения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение.
Задание 2
Составьте свой словарь глаголов говорения и слушания по образцу.
Образец: он произнес услышал
пробормртал и т.д.
Сравните первый и второй столбики. Что дают такие ряды синонимов? Подобным образом составьте и антонимические пары: говорить- молчать, говорун-молчун и т.д.
Задание 3
Напишите подходящие по смыслу антонимы. Обратите внимание на то, что для одних и тех же прилагательных антонимы не одинаковы. От чего это зависит?
1. Мягкий климат —
2.Мягкий хлеб —
3. Старая женщина —
4. Старая история —
5.Живые цветы —
6.Живой человек —
7. Интересное лицо —
8. Интересный фильм —
9. Тяжелый день —
10.Тяжелый чемодан —
11.Дорогой подарок —
12.Трудный ребенок —
13.Трудная задача —
Задание 4
Дайте аннотацию словаря фразеологизмов.
Практическая работа №2
Цель: Определение орфоэпических норм. Определение ударения в слове.
Задание 1
Найдите с помощью словаря и запишите три-четыре русских слова, которые начинаются
на букву А:________________________________________________________________
на букву Ы: ________________________________________________________________
на букву Э: _________________________________________________________________
Много ли таких слов вы нашли? Почему? В наше время некоторые требуют, чтобы из русского языка были изъяты все слова иноязычного происхождения и оставлены только русские. Что бы вы ответили таким людям?
Задание 2
Расставьте ударение в словах.
АГЕНТСТВО; алфавит, по алфавиту; аэропорт, аэропорты, аэропортов; баловать, балую, баловала; бармен; диалог; документ; досуг; занят, занята, заняты; звонит, звонишь; иконопись; инструмент; каталог; красивее; материальные блага; медикаменты; мозги; начать; повторишь, повторим; премировать, премируют; процент; склад — склады; средство — средства; статуя; столяр, столяром; украинский; фарфор; хвоя; хозяева; щавель; эксперт.
Задание3
Определите значение слов в зависимости от произношения.
Составьте с ними словосочетания.
Брoня _______________________ – броня ______________________________;
киркa _______________________ – кирка ______________________________ ;
острoта _____________________ – остротa _____________________________;
рожки ______________________ – рoжки _______________________________;
безобрaзный _________________ – безoбразный _________________-_______;
языковaя ____________________ – языкoвая ___________________________.
Задание 4
Объясните, одинаково ли значение следующих слов. В каких случаях одна буква или ударение меняет значение слова?
ТвОрог и творОг
СУдно и СуднО
СовершЕнный и совершённый
Приёмник и преЕмник
Атлас и атлАс
ВИдение и видЕние
ЗАнятый и занятОй
ПОрты и портЫ
ВрЕменный и временнОй
МукА и мУка
ЯзыкОвый и языковОй
Задание 5
В каком из слов ударение поставлено, верно, а в каком нет? Неправильное зачеркните.
КаталОг — катАлог, украИнский — укрАинский, Оптовый — оптОвый, кУхонный — кухОнный, навЕрх —- нАверх, завИдно — зАвидно, срЕдства — средствА, склАды — складЫ, ходАтайство и ходатАйство, звонИт — звОнит.
Повторите правила орфографии. В данные ниже слова впишите, если это нужно, буквы «Ъ» или «Ь». Объясните свой выбор.
Об..явление, обязател..ство, без..язычный, обез..янничать, без..алаберный, без..вкусный, меж..ярусный, меж..этажный, бар..ер, бур..ян, в..юга, в..езжать, ад..ютант, об..ект, трёх..ярусный, трет..еклассник, дет..ясли.
Задание 6
Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т. е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.
1. Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.
2. Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.
Практическая работа №3
Вариант 1
Цель: Исправление лексических ошибок в тексте. Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов. Составление текстов с использованием афоризмов и их анализ. Стилистический анализ текста.
Задание 1
Как образованы эти слова? Все ли они произошли от одного корня? Есть ли в каждом ряду лишние, неоднокоренные слова? Зачеркните лишнее. Объясните, почему вы это сделали.
1. Позор, взор, утренние зори, озарять (землю — о солнце), разорение, беспризорник, озорник.
2. Порядок, (первый) ряд, рядовой, ряженый, упорядочить (номера домов), заурядный (писатель).
3, Колесо, колодец, колоссальный, кольцо, колхоз, кольраби, колышек, около.
4. Поздравление, здоровье, да здравствует, повздорить.
Задание 2
Ответьте на вопрос
1. Что общего у всех приведенных фразеологизмов? Объясните их значение.
Начинать с азов _______________________________________________________
Дать добро __________________________________________________________
Ходить глаголем _____________________________________________________
Ходить мыслете _____________________________________________________
Ходить фертом ______________________________________________________
2. Объясните значение фразеологизма, обыгрываемого в эпиграмме Козьмы Пруткова. За счет чего в произведении создается комический эффект?
Раз архитектор с птичницей спознался.
И что ж? — в их детище смешались две натуры:
Сын архитектора — он строить порывался,
Потомок птичницы — он строил только «куры».
(Козьма Прутков. Эпиграмма № II)
Задание3
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Ускорение процесса образования связной речи с помощью самого подвижного из органов речевого аппарата, состоящего из корня, спинки и кончика, не следует выдвигать на первый план при ускорении выполнения какого-либо назначенного задания.
_____________________________________________________________________________
2. При негативном отношении к устному коммуникативному акту, ставящему перед собой дезинформационную цель, целесообразно прервать свое участие в нем в качестве адресанта, а не препятствовать его продолжению.
_____________________________________________________________________________
Задание 4
Подчеркните фразеологизмы. Объясните, на чем основан перенос значения, Есть ли здесь случаи с прямым значением?
Много воды с тех пор утекло.____________________________________________________
В его докладе много воды.__ _____________________________________________________
Они друзья не разлей водой. _____________________________________________________
Задание 5
Запишите синонимы для прилагательного свежий . Обратите внимание на то, что одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.
Свежий
1. Свежий воздух —
2. Свежий ветер —
3 Свежий хлеб —
4. Свежие новости —
5. Свежее решение —
6. Свежая газета —
Практическая работа №3
Вариант 2
Цель: Исправление лексических ошибок в тексте. Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов. Составление текстов с использованием афоризмов и их анализ. Стилистический анализ текста.
Задание 1
Как образованы эти слова? Все ли они произошли от одного корня? Есть ли в каждом ряду лишние, неоднокоренные слова? Зачеркните лишнее. Объясните, почему вы это сделали.
1. Прекрасный (пейзаж), украсить (квартиру), укрощать (животное), Красная площадь, украсть (что-то), перекрасить (кухню), восьмикратное увеличение, красавица, красное знамя.
2. Край (земли), Украина, украшение, окраина (города), краеугольный (камень), искра, (Хабаровский) край, краюшка хлеба, выкроить время (для чего-то, работы), крайне (тяжелое заболевание), украденное время.
3. Витамин, витрина, Виталий, развитие, викторина, завивка, зависимость.
4. Уродливый, природа, родина, родник, вырос (огурец), урожай, родинка, ровесник.
Задание 2
Ответьте на вопрос
1. Что общего у всех приведенных фразеологизмов? Объясните их значение.
Начинать с азов _______________________________________________________
Дать добро __________________________________________________________
Ходить глаголем _____________________________________________________
Ходить мыслете _____________________________________________________
Ходить фертом ______________________________________________________
2. Объясните значение фразеологизма, обыгрываемого в эпиграмме Козьмы Пруткова. За счет чего в произведении создается комический эффект?
Раз архитектор с птичницей спознался.
И что ж? — в их детище смешались две натуры:
Сын архитектора — он строить порывался,
Потомок птичницы — он строил только «куры».
(Козьма Прутков. Эпиграмма № II)
Задание 3
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих._________________________________________________________
2. Ожидаемый результат достигается семикратным измерением и однократным движением ножниц. _________________________________________________________________________________
Задание 4
Подчеркните фразеологизмы. Объясните, на чем основан перенос значения, Есть ли здесь случаи с прямым значением?
У него каша в голове. ____ _____________________________________________________
Ты еще мало каши ел.______ _____________________________________________________
Сапоги каши просят. ______ _____________________________________________________
Такая каша заварилась! ____ _____________________________________________________
Задание 5
Запишите синонимы для прилагательного чистый. Обратите внимание на то, что одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.
Чистый
1. Чистый (воздух) —
2. Чистые (намерения) —
3. Чистый (спирт) —
4. Чистое (белье) —
5. Чистое (небо) —
6. Чистое (стекло) —
Практическая работа №4
Вариант 1
Цель: Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики. Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах. Использование лексики со стилистически окрашенными морфемами в собственном тексте.
Задание 1
Прочитайте текст и озаглавить его. Выпишите из текста слова с корнем дом-, разберите их по составу.
В нашем доме поселилась новая семья. За их дверью всегда было тихо. Однако ночью из их квартиры разносился по всему дому странный грохот, из-за которого их невзлюбил даже домовладелец. Когда их укоряли в этом, все члены семейства как один утверждали, что у них завелся домовой. Действительно, переехали они недавно из ветхого домишка с окраины, который быстро снесли, может, домовой за ними и увязался, не желая оставаться бездомным. Хозяйка и ее домочадцы не привыкли попусту тратить время: они тосковали по огороду, который их кормил и приучал ребят к труду. Жизнь в городской квартире сделала их Домоседами: мать гнала детей хоть немного побегать на улице, но они не умели найти себе радость в наших городских играх.
(По Д. Григоровичу)
Задание 2
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Хитрость, излечение, безрукавка, молодцеватый, глуповатенький, переходящий, образованный.
Задание 3
Эти слова имеют разные корни. Как доказать, что именно эти гласные там должны быть написаны? Каковы значения этих слов?
Посвятить — _____________________________________________________
ПосвЕтить — _____________________________________________________
ПримЕрять – ______________________________________________________
ПримИрять -_______________________________________________________
УмОлять— ________________________________________________________
УмАлять— _____-___________________________________________________
Нак А лить - ________________________________________________________
НакОлоть - _________________________________________________________
Задание 4
Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, кото-рая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в приведенных примерах? Ответ запишите
1.На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта. 3. Она выступила «пророком» его судьбы и его сущности.
Задание 5
Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорною стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.
1. Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в 1961 году.
2. Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент — сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам»,
3. Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом — сказать им об этом).
4. Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила), наконец, квартиру.
Задание 6
В следующих предложениях найдите избыточные выражения (плеоназмы), вычерните слово, дублирующее смысл понятия.
1. Прейскурант цен вывешен на витрине. 2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
3. Выдержать молчаливую паузу не удалось. 4. Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за». 5. Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность. 6. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 7. Первый дебют юной актрисы был весьма удачен. 8. Мы занимаемся развитием интеллектуальных и умственных возможностей человека. 9. Эта конструкция не имеет подобных аналогов на мировом рынке. 10. Следует посоветоваться с коллегами по работе.
11. Она занималась народным фольклором. 12. Он привык беречь каждую минуту времени. 13. Новое предприятие выпускает 30 тысяч штук изделий в год
Практическая работа №4
Вариант 2
Цель: Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики. Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах. Использование лексики со стилистически окрашенными морфемами в собственном тексте.
Задание 1
Прочитайте текст и озаглавить его. Выпишите из текста слова с корнем дом-, разберите их по составу.
В нашем доме поселилась новая семья. За их дверью всегда было тихо. Однако ночью из их квартиры разносился по всему дому странный грохот, из-за которого их невзлюбил даже домовладелец. Когда их укоряли в этом, все члены семейства как один утверждали, что у них завелся домовой. Действительно, переехали они недавно из ветхого домишка с окраины, который быстро снесли, может, домовой за ними и увязался, не желая оставаться бездомным. Хозяйка и ее домочадцы не привыкли попусту тратить время: они тосковали по огороду, который их кормил и приучал ребят к труду. Жизнь в городской квартире сделала их Домоседами: мать гнала детей хоть немного побегать на улице, но они не умели найти себе радость в наших городских играх.
(По Д. Григоровичу)
Задание 2
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Снегоуборочная, преподавательский, накричаться, побелить, самоварный, моделирование, примирение.
Задание 3
Эти слова имеют разные корни. Как доказать, что именно эти гласные там должны быть написаны? Каковы значения этих слов?
ДрОжать - _____________________________________________________________
РаздрАжать - __________________________________________________________
РазвИваться - __________________________________________________________
РазвЕваться - __________________________________________________________
ЗапИвать - _____________________________________________________________
ЗапЕвать - _____________________________________________________________
УвЯдать - ______________________________________________________________
УвИдать - ______________________________________________________________
Задание 4
Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, кото-рая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в приведенных примерах? Ответ запишите
1. Учитель прислушивался к мнению учеников и к их интересам. 2. Колледж опустел, не слышно привычного шума и громких команд курсового офицера. 3. В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему страны.
Задание 5
Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорною стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.
1. Медведь увел медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь — в другую берлогу).
2. Старый ворон (вступил в конфликт — начал спорить) со всей стаей.
3. Мой выбор (пал — лег) на роман Достоевского «Преступление и наказание».
4. Нам нужно быстрее обсудить вопрос, так как время передачи завершается..
Задание 6
В следующих предложениях найдите избыточные выражения (плеоназмы), вычерните слово, дублирующее смысл понятия.
1. Прейскурант цен вывешен на витрине. 2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
3. Выдержать молчаливую паузу не удалось. 4. Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за». 5. Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность. 6. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 7. Первый дебют юной актрисы был весьма удачен. 8. Мы занимаемся развитием интеллектуальных и умственных возможностей человека. 9. Эта конструкция не имеет подобных аналогов на мировом рынке. 10. Следует посоветоваться с коллегами по работе.
11. Она занималась народным фольклором. 12. Он привык беречь каждую минуту времени. 13. Новое предприятие выпускает 30 тысяч штук изделий в год.
Практическая работа №5
Вариант 1
Цель: Морфологический разбор частей речи. Стилистический анализ грамматических форм в тексте. Выявление ошибок на употребление форм слова. Использование заданных форм слова в тексте. Использование грамматических синонимов.
Задание 1
Проверьте себя, знаете ли вы, что здесь нужно выбрать. Запишите правильный вариант.
1. Он до сих пор колебается (колеблется), ехать ли ему в Москву.
2. Он пахает (пашет) старательно землю.
3. Поезд уже ушел, а я все махаю (машу) ему вслед.
4. Взвесьте (свешайте) мне, пожалуйста, этот арбуз.
5. Она встала (стала) на колени и начала молиться.
Задание 2
Образуйте формы повелительного наклонения глаголов:
бежать —
лечь —
не испортить —
не морщить лоб -
выкинуть-
Задание 3
Какие ошибки допущены в предложениях с причастными оборотами. Записав конструкцию правильно, расставьте знаки препинания.
1.Человек был одет в тулуп, обросший бородой.
2.Это были письма из времен застойных, полученных из разных городов.
3. Проверенная работа преподавателем была возвращена автору.
4. Иллюстрации к рассказам присланным на конкурс нам очень понравились.
Задание 4
Морфологический разбор частей речи.
На яблоневой ветке сидели невиданной красоты птицы.
Практическая работа №5
Вариант 2
Цель: Морфологический разбор частей речи. Стилистический анализ грамматических форм в тексте. Выявление ошибок на употребление форм слова. Использование заданных форм слова в тексте. Использование грамматических синонимов.
Задание 1
Проверьте себя, знаете ли вы, что здесь нужно выбрать. Запишите правильный ответ.
1. Мы уже заслушали (прослушали) эту передачу.
2. Куда ты обычно лежишь (кладешь) тетради?
3. Спасибо, я уже покушал (поел) больше не хочу.
4. Мальчик надел (одел) куртку и выбежал на улицу.
5. Он бреется (броется) два раза в день.
Задание 2
Образуйте формы повелительного наклонения глаголов:
бежать —
лечь —
не испортить —
не морщить лоб -
выкинуть-
Задание 3
Какие ошибки допущены в предложениях с причастными оборотами. Записав конструкцию правильно, расставьте знаки препинания.
1.Лес тянется с севера на юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.
2. Пионеры спешат к реке, приехавшие в лагерь.
3. Пятерке я очень обрадовалась, полученной мною впервые в жизни.
4. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
Задание 4
Морфологический разбор частей речи.
На яблоневой ветке сидели невиданной красоты птицы.
Практическая работа №6
Вариант 1
Цель: Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Стилистический анализ синтаксических структур текста.
Задание 1
Какие знаки препинания вы поставите? Почему?
1. Дети собирали и грибы и ягоды и орехи.
2. Дети собирали грибы или ягоды.
3. Дети собирали или грибы или ягоды.
4. В зале сидели только я да какой-то мальчик.
5. Я посмотрел в окно да так ничего и не увидел.
6. Нет пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
Задание 2
Поставьте, где нужно, тире. Объясните, почему вы его поставили или не поставили.
1. Курить здоровью вредить.
2. Закончить работу в срок наша задача.
3. Кони П. К. Клодта один из самых любимых петербуржцами памятников.
4.Художник В. С. Садовников автор «Панорамы Невского проспекта».
5.«Арка» в переводе с латинского «дуга».
6.Говорить правильно вот наша задача.
Задание 3
Синтаксический разбор предложений.
Над Невою вьются флаги пестрые судов. Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные тени.
Практическая работа №6
Вариант 2
Цель: Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Стилистический анализ синтаксических структур текста.
Задание 1
Какие знаки препинания вы поставите? Почему?
1. Дети собирали и грибы и ягоды и орехи.
2. Дети собирали грибы или ягоды.
3. Дети собирали или грибы или ягоды.
4. В зале сидели только я да какой-то мальчик.
5. Я посмотрел в окно да так ничего и не увидел.
6. Нет пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
Задание 2
Поставьте, где нужно, тире. Объясните, почему вы его поставили или не поставили.
1. Синонимы слова, имеющие сходное значение.
2. Главное это объяснить принципы работы механизма,
3. Он опытный офицер.
4. Сердце матери было как весы: она выбирала между любовью к сыну и любовью к родному городу.
5. Трижды два шесть.
6. Это вещи ваши?
Задание 3
Синтаксический разбор предложений.
Наступила долгожданная весна. Третий день идет дождь , а земля без устали требует все больше и больше влаги.
Практическая работа №7
Вариант 1
Цель: Анализ текста с точки зрения стиля. Стилистический разбор текстов различных стилей. Выявление в тексте средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием. Анализ индивидуально авторских стилистических средств текстов. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.
Составьте текст о своей будущей профессии в разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом стиле.
Задание 2
Сделайте стилистический анализ текста по плану:
Характеристика ситуации общения;
Основные стилевые черты;
Языковые средства;
Определение стиля и речевого жанра
Да, профессия учителя не из легких. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя будущая профессия – так это тем, что я учитель всегда нужен.
Нужен своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту. Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться; тебя всегда осмотрят и заметят твое настроение и даже прическу(!), возможно, сделают замечание – мы все живые люди! – и будут стараться, по мере возможности, следовать твоим замечаниям, указаниям, советам.
Нужен родителям своих учеников, ведь они доверили учителю своих любимых детей. Они надеются, что учитель поможет их чадам научиться учиться, самостоятельно добывать знания, жить в коллективе, дружить и трудиться сообща.
Нужен коллегам, которые часто спрашивают совет, просто делятся наболевшим и раскрывают свои секреты «педагогической кухни», с которыми вместе ежедневно выполняем свою работу. Такую непростую, но такую нужную!
С чего начинается школьный день учителя? С уроков. Чем заканчивается день учителя? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это КРУГ, а не просто окружность. Этот круг плотно заполнен: разными событиями - приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными и не очень обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями. У учителя бурная жизнь благодаря выбранной любимой профессии.
Практическая работа №7
Вариант 2
Цель: Анализ текста с точки зрения стиля. Стилистический разбор текстов различных стилей. Выявление в тексте средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием. Анализ индивидуально авторских стилистических средств текстов. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.
Составьте текст о своей будущей профессии в разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом стиле.
Задание 2
Сделайте стилистический анализ текста по плану:
Характеристика ситуации общения;
Основные стилевые черты;
Языковые средства;
Определение стиля и речевого жанра
Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит своего первого учителя – руководителя начальных классов. Он – педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклашку в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.
Работа учителя начальных классов начинается со знакомства с родителями. Необходимо установить с ними доброжелательные отношения. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организовывает развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует на школьных планерках, ведет кружки, занимается репетиторством.
Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, выдержки, самообладания, терпения, оперативную и долговременную память. Профессия педагога предъявляет свои требования: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями.
Практическая работа №8
Вариант 1
Цель: Тестирование на выявление коммуникативных способностей и возможностей студентов. Тренинги эффективного коммуникативного взаимодействия. Формирование навыков результативных коммуникаций
Прочтите текст и выполните задания 1–9.
1. (1) Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. (2) Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. (3) Пресловутые «муки творчества» тоже далеки от вдохновения.
2. (4) Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
3. (5) Каждый человек хотя бы и несколько раз за всю свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
4. (6) Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
5. (7) Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. (8) Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
6. (9) Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.
7. (10) Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни. (По К. Паустовскому)
1. В каком варианте ответа наиболее точно указана тема текста?
Это текст о том,
1) кто переживает состояние вдохновения
2) как влияет вдохновение на внутренний мир
3) какое состояние называется вдохновением
4) что такое поэтический подтекст вдохновения
2. Какое предложение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) 1 2) 6 3) 7 4) 9
3. Установите соответствие между характеристиками и объектами, данными в
тексте: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТЫ
А) сияющее летнее утро 1) внутренний мир
Б) предчувствие удивительных встреч 2) вдохновение
В) волшебный инструмент 3) первая любовь
4) муки творчества
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В |
|
|
|
4. Какое определение вдохновения соответствует содержанию текста?
1) театральная поза 2) муки творчества
3) состояние приподнятости 4) работа во всю силу
5. Переживая вдохновение, человек испытывает различные чувства. В каком предложении описаны эти чувства?
1) 1 2) 5 3) 6 4) 8
6. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Каждый человек переживал состояние вдохновения.
2) Вдохновение – это состояние, когда человек ощущает творческую силу.
3) У рабочего состояния не может быть поэтического подтекста.
4) Вдохновение характеризуется живым восприятием действительности.
7. В каком предложении в качестве выразительного средства используется сравнительный оборот?
1) 3 2) 5 3) 6 4) 10
8. Какой тип речи представлен в 7–8 предложениях?
9. Укажите стиль речи, к которому следует отнести данный отрывок.
Прочтите текст и выполните задания 10–23.
1. (1) На другой день с самого раннего утра Чайковский начал работать над увертюрой «Ромео и Джульетта». (2) Несколько раз он «пробовал» сюжет трагедии В. Шекспира, примеривался, привыкал к нему, но теперь могучее напряжение, какое-то лёгкое чувство полёта охватило всё его существо.
2. (3) Всё внутри его трепетало и билось, порываясь принять форму, запеть, зазвучать, излиться на бумагу. (4) Минутами он сам терялся перед силой этого натиска и вдохновения. (5) Казалось, композитор – только свидетель своего творчества. (6) На его глазах из маленького зерна, из первоначальной музыкальной мысли с непостижимой быстротой поднялся стебель, выбивались листья, стремительно распускались цветы.
3. (7) Он забывал обо всём, а необходимость отрываться от стола, идти в консерваторию, или же приход гостя, иногда даже звон часов внезапно пробуждали его от забытья. (8) Невыразимо тяжелы были эти перерывы, хотя они же давали отдых.
4. (9) На нотной бумаге набросанные лихорадочно-торопливым почерком вырастали всё новые и новые строки. (10) После короткого вступления, порученного духовым инструментам, возникла напряжённая, исполненная глубокого страдания тема, звучащая в низких регистрах струнных. (11) В музыке слышались стенания и вздохи, невыплаканные слёзы, скорбь и горькая жалоба. (12) Но и это ещё только вступление, только рамка для трагедии. (13) Действие начнётся чуть позднее бешеным натискомзлобы и ненависти. (14) Всё стихает постепенно, и из чуткой тишины рождается тема любви. (15) В неё вложена такая полнота нежности, такое томление и нега, что, тихонько напевая про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию, Пётр Ильич ощущает, как что-то внезапно перехватывает ему горло и туманит глаза. (16) Он намечает для сопровождения мягкое, словно баюкающее движение, он вводит тихие, вздыхающие звуки валторны, и мелодия становится ещё одушевлённее, ещё сладостней. (17) Снова врываются тревожные, энергичные звуки схватки. (18) Они нарастают.
5. (19) В ожесточённой, не знающей пощады борьбе гибнут юные герои. (20) Погибли любившие, но бессмертна любовь, навеки бессмертна и память о юной, бесстрашной любви Ромео и Джульетты. (21) Могучие удары всего оркестра завершают увертюру. (22) Борьба не кончена. (23) Борьба продолжается. (24) Любовь победит!( По Алтаеву)
10. Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ТЕЗИСЫ АБЗАЦЫ ТЕКСТА
А) Авторский замысел композитора 1) первый абзац
развивался с невероятной быстротой. 2) второй абзац
Б) Во вступлении после темы страдания, 3) четвёртый абзац
скорби, злобы и ненависти рождается 4) пятый абзац
тема любви.
В) Финал увертюры – гимн любви.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В |
|
|
|
11. Автор текста описал, как композитор работал над
1) сюжетом будущего спектакля
2) увертюрой к музыкальному произведению
3) сюжетом трагедии В. Шекспира
4) трагедией «Ромео и Джульетта»
12. Какая музыкальная тема является основной в произведении композитора?
1) скорбь по погибшим 2) бессмертие любви
3) победа ненависти 4) натиск злобы
13. А.С. Пушкин писал о вдохновении: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут». Какие предложения текста созвучны со стихами Пушкина в передаче состояния вдохновения?
1) 2, 3 2) 5, 7 3) 8, 10 4) 21, 22
14. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Во время работы композитор забывал обо всём.
2) Композитор иной раз терялся перед натиском вдохновения.
3) Необходимость отрываться от стола для отдыха радовала композитора.
4) Новые строчки увертюры возникали на нотной бумаге невероятно быстро.
15. Среди предложений 1–8 найдите предложение, в котором в качестве выразительного средства используется развёрнутая метафора. Запишите номер этого предложения.
16. Какой тип речи представлен в первом абзаце?
17. В предложениях 3–4 найдите слово, в котором происходит оглушение согласного звука перед глухим. Запишите это слово.
18. Каков способ образования слова напряжение во 2 предложении?
19. В предложениях 19–24 найдите слово, употреблённое в значении: «музыкальное вступление к оперному, театральному представлению». Запишите это слово.
20. Из последнего абзаца выпишите краткое страдательное причастие.
21. Среди предложений 1–5 найдите простое предложение с обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.
22. Среди предложений 10–16 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных предложений. Запишите номер этого предложения.
23. Среди предложений 3–6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Запишите номер этого предложения.
Практическая работа №8
Вариант №2
Цель: Тестирование на выявление коммуникативных способностей и возможностей студентов. Тренинги эффективного коммуникативного взаимодействия. Формирование навыков результативных коммуникаций
Прочтите текст и выполните задания 1–9.
1. (1) Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. (2) Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. (3) Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, словно хрустальный звон.
2. (4) От пенька на пенёк пробежала, тоненько пискнула мышь. (5) Поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о берёзу и грузно упал неповоротливый жук. (6) Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель. (7) На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает. (8) Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды, и в глухой еловой чащобе тихо попискивает
рябчик.
3. (9) Обманывая слух, под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей. (10) Вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева- косачи. (11) А в холодных прозрачных лужах неустанно «турлычут» лягушки.(По И. Соколову-Микитову)
1. В каком варианте ответа наиболее точно указана тема текста?
Это текст о…
1) разнообразии голосов и звуков в весеннем лесу
2) чутком и внимательном охотнике
3) пении птиц в весеннем лесу
4) пробуждении жизни в весеннем лесу
2. Какое предложение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) 1 2) 4 3) 8 4) 9
3. Установите соответствие между характеристиками и объектами, данными в тексте: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТЫ
А) барабанная трель 1) жук
Б) разливаются на звонких свирелях 2) капля
В) хрустальный звон 3) дятел
4) дрозды
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
4. Какие звуки в лесу издают тетерева-косачи?
1) «турлычут» 2) бормочут
3) попискивают 4) разливаются
5. В каких предложениях текста переданы звуки пробуждения неживой природы?
1) 2, 6 2) 3, 9 3) 4, 5 4) 10, 11
6. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) В холодных прозрачных лужах уже пробудились лягушки.
2) Весной на сухом дереве стучит дятел.
3) В весенний лес ещё не прилетели кукушки.
4) Весной в лесу звонко поют дрозды.
7. В каком предложении в качестве выразительного средства употребляется сравнительный оборот?
1) 1 2) 3 3) 6 4) 7
8. Какой тип речи представлен в первом тексте?
9. Укажите стиль речи, к которому следует отнести данный отрывок.
Прочтите текст и выполните задания 10–23.
1. (1) Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. (2) На колебания и сложность норм русского литературного языка сетует стар и млад. (3) Известно, что образованная часть общества никогда не была безразличной к своему языку. (4) Почти всегда находились сторонники языкового обновления, даже реформ языка, а с другой стороны, пуристы – ревнители чистоты и правильности старых, традиционных речевых навыков.
(5) Спор между ними – это непреходящий спор, который похож на извечную проблему «отцов и детей».
2. (6) Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии носителей языка и нашего общества в целом. (7) Осознание общественной важности литературного языка и тревога о его судьбе естественно ведут к формированию целенаправленной языковой политики. (8) Это звено современного научного мировоззрения принято называть учением о культуре речи.
3. (9) Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления), во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания. (10) Понятие «культура речи» не сводится к мелочной опеке и погоне за отдельными уродливыми словечками и безграмотными оборотами.
4. (11) Борьба за культуру речи всегда ведётся как бы на два фронта: против тех, кто безоглядно засоряет литературный язык ненужными и даже вредными новшествами, и против тех, кто упрямо противится всему новому, непривычному, но в то же время прогрессивному и полезному.
(12) Сохранение ценностей, которые основываются на языковой традиции, – одна из задач учения о культуре речи. (13) Но литературно-языковые традиции – это клад, а не кладовая с обветшалыми словечками и словосочетаниями. (14) Традиция – то, что вышло из прошлого, живёт и продолжает служить нам. (15) Но безуспешно цепляться за идеалы минувшего, поклоняться старому языку как неприкосновенному кумиру.
(16) При нормативной оценке современной речи неуместны ни сладкоречивые восторги, ни гневные и тем более предвзятые осуждения. (17) Позитивная программа совершенствования речевой культуры может быть сформирована только на основе спокойного и вдумчивого исследования языковых фактов. (По К. Горбачевичу)
10. Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ТЕЗИСЫ АБЗАЦЫ ТЕКСТА
А) Культура речи включает в себя 1) первый абзац
требования правильной речи. 2) второй абзац
Б) Сохранение языковой традиции – одна из 3) третий абзац
задач учения о культуре речи. 4) четвёртый абзац
В) Образованная часть общества никогда не
оставалась равнодушной к своему языку.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
11. В чём, по мнению К.С. Горбачевича, заключается борьба за культуру речи?
1) в совершенствовании речевой культуры
2) в сопротивлении новому, непривычному
3) в поклонении старому языку
4) в повышении требований к форме речи
12. В каком предложении автор объясняет причины формирования целенаправленной языковой политики?
1) 7 2) 9 3) 11 4) 12
13. К.П. Паустовский писал об отношении людей к своему языку: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
В каких предложениях текста содержится та же мысль?
1) 1, 2 2) 4, 5 3) 6, 7 4) 8, 9
14. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Программа совершенствования речевой культуры может быть сформирована на основе исследования языковых фактов.
2) Культура речи включает в себя стремление к эффективности высказывания.
3) Понятие «культура речи» сводится к исправлению нарушений норм литературного языка.
4) В обществе всегда находятся сторонники языковых реформ.
15. В каком из предложений 11–14 в качестве выразительного средства используется метафора?
16. Какой стиль речи представлен в данном тексте?
17. В предложениях 4–5 найдите слово, в котором мягкий знак используется для обозначения мягкости согласного звука на конце слова. Запишите это слово.
18. Каков способ образования слова исследования в 17 предложении?
19. В 4 абзаце найдите слово, употреблённое в значении: «то, что составляет высшую степень деятельности, стремлений». Запишите это слово.
20. Из предложений 3–5 выпишите краткое прилагательное.
21. В третьем абзаце найдите простое предложение с вводными словами. Запишите номер этого предложения.
22. Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение спридаточным определительным. Запишите номер этого предложения.
23. В 4 абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.
Практическая работа №8
Вариант №3
Цель: Тестирование на выявление коммуникативных способностей и возможностей студентов. Тренинги эффективного коммуникативного взаимодействия. Формирование навыков результативных коммуникаций
Прочтите текст и выполните задания 1–9.
1. (1) Хороша сосна и в пору молодости, когда она ещё не дерево, а деревце, ярко-зелёное, пахучее, стройное, и в период зрелости, когда золотистый ствол становится главным украшением мощного дерева. (2) Радостно смотреть на сосну, когда весной она выгоняет вверх свои нежные, почти белые свечи.
2. (3) Если тронуть сосну в пору цветения, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы. (4) Вскоре появятся на ней ярко-зелёные лаковые шишки, которые впоследствии потеряют семена и упадут на землю.
3. (5) Если сосна растёт на отшибе, то дерево будет низкорослое, узловатое, распространяющее во все стороны длинные мохнатые ветви. (6) Ствол такого дерева не только узловатый, но и кривой.
4. (7) Не то в лесу. (8) Особенно хороши сосны, когда растут в бору близко друг к дружке. (9) Каждое дерево тянется вверх, к солнцу, старается перерасти своих соседей, хотя соседи тоже не отстают. (10) Нижние сучки у таких деревьев отсыхают и падают на землю. (11) Дерево вытягивается длинное и ровное, как струна или свеча. (12) Высоко вверх, кажется, что под белые облака, поднимают сосны тёмно-зелёные матовые облачка своих крон. (13) Тогда говорят «строевой лес», а в пору полной зрелости – «корабельная роща». (14) Сосны из таких лесов использовались для строительства судов. (По В. Солоухину)
1.В каком варианте ответа наиболее точно указана тема текста?
Это текст о том,
1) чем хороши сосны, растущие в роще
2) какие бывают сосны
3) как выглядит сосна в пору цветения
4) какой бывает ствол у сосны, растущей на отшибе
2. Какое предложение в наибольшей степени отражает основную мысль текста? 1) 1 2) 5 3) 8 4) 13
3. Установите соответствие между характеристиками и объектами: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТЫ
А) узловатый и кривой 1) шишки
Б) ярко-зелёные лаковые 2) ствол
В) тёмно-зелёные матовые 3) облако пыльцы
4) кроны
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
4. Какие сосны, с точки зрения В. Солоухина, особенно хороши?
1) растущие близко друг к дружке
2) растущие на отшибе
3) окутанные облаком пыльцы
4) с ярко-зелёными шишками
5. Сосны, растущие в бору, имеют характерные особенности. В каких предложениях сказано об этом?
1) 1, 2 2) 5, 6 3) 10, 11 4) 13, 14
6. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) В бору сосны тянутся вверх, к солнцу.
2) В лесу каждое дерево старается перерасти своих соседей.
3) В бору сосны вырастают длинные и ровные.
4) В пору молодости сосны не отличаются стройностью.
7. В каком предложении в качестве выразительного средства употребляется сравнительный оборот?
1) 5 2) 9 3) 11 4) 12
8. Какой тип речи представлен в первом и втором абзацах?
9. Укажите стиль речи, к которому следует отнести данный отрывок.
Прочтите текст и выполните задания 10–23.
1. (1) Создать областной словарь – это значит сохранить для многих поколений те слова и обороты речи, которые, не будучи зафиксированными, могут или бесследно исчезнуть, или видоизмениться, или получить иное значение. (2) Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдёт в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора?
2. (3) Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? (4) Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.
3. (5) Для науки представляет определённую ценность каждое слово, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого-либо диалекта, ибо оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать какую-то частицу действительности (предмет, признак, действие, отношения между людьми). (6) В словаре В.И. Даля есть, например, слово «лыва» – так называют большие лужи северяне; в одном слове запечатлён цельный образ действительности: накануне был сильный дождь, налило воды много – вот и «лыва».
4. (7) Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. (8) Из глубин веков слова доносят до нас нравственные заповеди предков: «ладливый» говорили про миролюбивого, уживчивого человека в некоторых областях. (9) Вот почему долг каждого поколения, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (По Г. Мельниченко)
10. Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ТЕЗИСЫ АБЗАЦЫ ТЕКСТА
А) Слова местного говора необходимо 1) первый абзац
сохранять как памятники старины. 2) второй абзац
Б) Каждое диалектное слово передаёт 3) третий абзац
частицу действительности. 4) четвёртый абзац
В) Сохранить сокровища живой речи – долг
каждого поколения.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
11. В чём, с точки зрения автора, состоит ценность диалектных слов?
1) в необходимости создавать специальный словарь
2) в невозможности их сохранения для науки
3) в угрозе их исчезновения из языка
4) в передаче представлений о жизни предков
12. В предложенном отрывке Г. Мельниченко пишет о(об)
1) сохранении памятников старины
2) изучении материальной культуры
3) развитии литературного языка
4) сохранении диалектных слов
13. Поэт А.Я. Яшин в стихотворении «Родные слова» пишет о диалектных словах как о «вверенном наследстве» и задаёт вопрос: «Но как отстоять его, не растерять? И есть ли такие средства?» В каком предложении текста содержится ответ на этот вопрос?
1) 1 2) 2 3) 5 4) 7
14. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Потерять диалектные слова – это значит потерять значительную часть языка.
2) Для науки каждое слово представляет определённую ценность.
3) Диалектные слова – неоценимые сокровища живой народной речи.
4) Диалектные слова всегда входят в литературный язык.
15. Укажите номер абзаца, в котором используется в качестве выразительного средства используется вопросно-ответная форма.
16. Какой тип речи представлен в данном тексте?
17. В предложениях 3–4 найдите слово с оглушением согласного звука на конце. Запишите это слово.
18. Каков способ образования слова бесследно в предложении 3?
19. В 3–5 предложениях найдите слово, употреблённое в значении: «местная или социальная разновидность языка». Запишите это слово.
20.Из предложения 5 выпишите неопределённое местоимение.
21. Среди предложений 8–9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.
22. Среди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.
23. В первом – втором абзацах найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью утвердительной частицы и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.
Практическая работа №8
Вариант №4
Цель: Тестирование на выявление коммуникативных способностей и возможностей студентов. Тренинги эффективного коммуникативного взаимодействия. Формирование навыков результативных коммуникаций
Прочтите текст и выполните задания 1–9.
1. (1) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (2) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
2. (3) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (4) На берёзах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (5) На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие, в детский ноготок, листочки. (6) Солнце выходит очень быстро. (7) Яростно-новое, с
неопределёнными очертаниями, оно греет ещё бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (8) Птицы поют взахлёб. (9) Всё поминутно меняет свой образ, везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости! (По В. Белову)
1.В каком варианте ответа наиболее точно указана тема текста?
Это текст о том,
1) какие изменения происходят в природе
2) какая погода была ночью
3) какие поднимаются испарения
4) какие появляются листочки
2. Какое предложение в наибольшей степени отражает основную мысль текста? 1) 2 2) 3 3) 7 4) 9
3.Установите соответствие между характеристиками и объектами, данными в тексте: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТЫ
А) словно добрые призраки 1) листочки
Б) маленькие, в детский ноготок 2) зелень березняка
В) густеющая с каждой минутой 3) исчезающая темень
4) столбы испарений
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
4. Какой период года изображён в тексте?
1) поздняя осень 2) ранняя весна
3) начало лета 4) конец зимы
5.В каких предложениях передано состояние человека и природы, вызванное происходящими изменениями?
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 6, 7 4) 8, 9
6. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Птицы нерешительно начинают петь.
2) Травяные ростки поднимают прошлогодние листья.
3) Зелень березняка густеет с каждой минутой.
4) Берёзовые листочки распускаются на восходе.
7.В каком предложении в качестве выразительного средства употребляется сравнительный оборот? 1) 2 2) 3 3) 4 4) 7
8. Какой тип речи представлен во втором абзаце?
9. Укажите стиль речи, к которому следует отнести данный отрывок.
Прочтите текст и выполните задания 10–23.
1. (1) Русский Север. (2) Поморье… (3) Край невероятных просторов, раздолья и воли (Север никогда не знал ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права), край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне ещё не утратила очарования первобытной дикости. (4) Север – это бесконечная зима с непролазными снегами и лютыми морозами, Север – это штормы и бури Студёного моря…
2. (5) Дивные, прославившиеся на весь мир каменные и деревянные храмы (достаточно назвать такую жемчужину северного зодчества, как Соловки), известны всем. (6) Бесподобные бревенчатые дома-богатыри, дома-крепости с их непременным деревянным конём, горделиво восседавшим на тесовой крыше, символом крестьянского счастья и благополучия, тоже прославили Север.
3. (7) Однако, быть может, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры – это слово. (8) Живое народно-поэтическое, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. (9) Прошли века, но слово и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры, времён Господина Великого Новгорода. (10) Одно это делает Север краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия.
4. (11) На Севере издревле вся жизнь: и повседневная, и праздничная – была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь (или по-местному «говоря»), то ли песня и сказка, то ли героическая былина и искромётная скоморошина, то ли задиристая и забористая частушка.
5. (12) А как же иначе? (13) Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? (14) В чём черпать силу духа? ( По Ф. Абрамову)
10. Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ТЕЗИСЫ АБЗАЦЫ ТЕКСТА
А) В слове запечатлелся характер 1) первый абзац
северянина. 2) второй абзац
Б) Каменные и деревянные храмы 3) третий абзац
прославили Север. 4) пятый абзац
В) Русский Север – край редкого богатства и
редкой красоты.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
11. В чём, по мнению Ф. Абрамова, состоит главный вклад Севера в сокровищницу национальной культуры?
1) в сохранении живого слова
2) в сохранении деревянных храмов
3) в сохранении бревенчатых домов
4) в сохранении домов-богатырей
12.В каком предложении текста автор оценил роль языка в народной культуре?
1 ) 4 2) 6 3) 10 4) 13
13. В стихотворении И.А. Бунина «Слово» есть строчки: «Молчат гробницы, мумии и кости, – лишь слову жизнь дана…».
В каких предложениях текста выражена мысль о бессмертии слова? 1) 3, 4 2) 9, 10 3) 11, 12 4) 13, 14
14. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Слово сохраняет дух русского языка древнейшей поры.
2) Песни, сказки, былины пронизаны многоцветием краснословья.
3) Русский Север никогда не знал татаро-монгольского ига.
4) В языке ничего не сохранилось с древних времён.
15. В каком абзаце в качестве выразительного средства используется риторический вопрос?
16. Какой тип речи представлен в 3–5 абзацах?
17. В предложениях 1–3 найдите слово с непроизносимым согласным звуком. Запишите это слово.
18. Каков способ образования слова очарование в предложении 3?
19. В 3 абзаце найдите слово, употреблённое в значении: «совокупность норм поведения». Запишите это слово.
20. Из предложений 8–9 выпишите прилагательное в простой превосходной степени.
21.Среди предложений 4–6 найдите предложение, осложнённое распространённым обособленным и одиночными приложениями. Запишите номер этого предложения.
22. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Запишите номер этого предложения.
23. В третьем абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.
Практическая работа №8
Вариант №5
Цель: Тестирование на выявление коммуникативных способностей и возможностей студентов. Тренинги эффективного коммуникативного взаимодействия. Формирование навыков результативных коммуникаций
Прочтите текст и выполните задания A1—A6; B1—B14.
(1)Пеле — кот, названный так потому, что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. (2)Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный, как уголёк, мохнатый хвост. (3)Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства. (4)Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какой-то независимый, гордый взгляд. (5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал. (12)К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи. (13)Раз мы остановились на велосипедах у ворот:
— (14)Смотри, к нам какой-то рыжий побежал! — показал мне Женька.
(15)Чужак вошёл в наш двор, а через некоторое время туда же направился Пеле.
— (16) Ну, он сейчас ему даст!
(17)Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор. (18)Большую часть дня Пеле спал. (19)Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь. (20)Причём редко на такие прогулки он отправлялся через дверь. (21)Пеле запрыгивал в форточку, располагался между рамами, мурлыча и мерно постукивая чёрным хвостом. (22)Может, он слышал какую- то музыку — музыку звёзд и темноты. (23)Неожиданно он прыгал вниз и скрывался в кустах сирени… (24)Один раз я встал на подоконник рядом с ним и стал вглядываться во тьму сада. (25)Тишина, свежо, и кажется, что этот холодок, бегущий по спине, навевает горящий в небе месяц. (26)Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём. (27)Сейчас со мной был не милый котя, а дикий свободный зверь. (28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды, горел месяц… (30)Я нарисовал тогда картину «Мир кота», которую храню до сих пор, которая и сейчас мне нравится. (По Л. Бахревскому)
Бахревский Леонид Владиславович — современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них — «Избранник», «Пеле».
Задания A1—A6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. В бланке ответов № 1 справа от номера выполняемого вами задания поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Почему кот Пеле любил играть с мячом?
2) Какой породы был Пеле?
3) В чём проявлялась «необычность» Пеле?
4) Каким был «распорядок дня» кота Пеле?
А2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик считал, что «дружба с котей была испытанием»?»
1) (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал. (12)К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи.
2) (18)Большую часть дня Пеле спал. (19)Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь.
3) (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины.
4) (28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды, горел месяц…
А3. Как характеризует Пеле информация, заключённая в предложениях 12—17?
1) Пеле был агрессивным котом, преследующим свою жертву до конца.
2) Пеле даже людям не позволял нарушать границы той части территории двора, которую считал своей.
3) По натуре Пеле был собственником и не позволял чужим котам заходить во двор, поскольку считал его своим.
4) Независимый характер Пеле мешал ему завязать дружбу с другими котами, к которой он всегда стремился.
А4.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «хозяин» (предложение 12).
1) тот, кто устанавливает свои правила
2) тот, кто является главой дома
3) тот, кто ведёт хозяйство
4) тот, кто владеет имуществом
А5. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 3: «Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства»?
1) (2)Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный, как уголёк, мохнатый хвост.
2) (18)Большую часть дня Пеле спал.
3) (26)Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём.
4) (4)Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какой-то независимый, гордый взгляд.
А6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.
2) Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.
3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
4) Сколько тайн ночью!
Задания B1—B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы символов (букв или цифр), которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без запятых и пробелов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В1. Замените слово «колотил» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2.Из предложений 20—22 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4.Из предложений 8—17 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
От этого на руке,(1) попавшей в когти,(2) оставались длинные царапины.Царапины быстро заживали,(3) но тотчас появлялись новые… Впрочем,(4) пощекотать себя под подбородком котя давал. К третьему году жизни он,(5) по-моему,(6) стал хозяином округи.
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Тишина,(1) свежо,(2) и кажется,(3) что этот холодок,(4) бегущий по спине,(5) навевает горящий в небе месяц.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Пеле — кот,(1) названный так потому,(2) что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка,(3) белые лапки,(4) чёрные голова и спина и чёрный,(5) как уголёк,(6) мохнатый хвост.
В8. Замените словосочетание «музыку звёзд» (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В9.Выпишите грамматическую основу предложения 12.
В10. Среди предложений 4—8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 4—9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Практическая работа №9
Цель: Подготовка грамотных текстов в соответствии с нормами русского литературного языка. Публичное выступление с подготовленными текстами перед аудиторией.
Задание 2
Даны два разных слова. Надо говорить об одном и плавно подводить речь к другому. Составьте свою речь, использую данные слова:
1) Математика и кино
2) Автомобиль и чеснок
3) Девушка и напильник
4) Високосный год и чемодан
5) Любовь и керосин
6) Небо и теория вероятности
7) Есенин и взятка