СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы мотивации учеников НОО на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для выступления на ШМО

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы мотивации учеников НОО на уроках английского языка»

Приемы повышения мотивации учащихся начальной школы

В настоящее время известно много приемов, направленных на повышение мотивации учащихся при изучении английского языка в школе. Это разнообразные игровые приемы, квесты, театрализация, использование песен, стихов, рифмовок, “chants” (скандирование). Это нестандартные формы уроков, уроки-экскурсии, тематические недели, конкурсы, а также приемы, связанные с применением компьютерных технологий, интернета, интерактивной доски, приемы, использующие наглядные средства обучения.

Кроме того, существуют разнообразные активные методы обучения (АМО), которые строятся на игровом действе и имеют практическую направленность и творческий характер. Все эти приемы – результат большой творческой работы учителей–практиков, педагогов, психологов, лингвистов. Работа по созданию всех этих приемов началась давно и ведется по сей день, и каждое поколение вносит свое, новое, в копилку мотивационных приемов и методов для изучения английского языка.

Педагоги определяют следующие факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся:

  • Содержание учебного материала;

  • Организация учебного процесса;

  • Коллективные формы деятельности обучающихся;

  • Оценка учебной деятельности;

  • Стиль педагогической деятельности преподавателя.

Под приемом мы будем понимать «способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения»[9].

В отношении содержания учебного материала, организации учебной деятельности, стиля педагогической деятельности учителя рассмотрим игровые приемы. В начальной школе игровые приемы являются одними из главных приемов, повышающих мотивацию учеников на уроках английского языка. Игра – ведущий тип деятельности дошкольников и учащихся НОО. Она раскрепощает, в ней все равны, нет плохих и хороших учеников. Игра требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Результат игры зависит от самого ученика, его способностей, подготовленности, его характера и выдержки. В игре существует возможность выбора, самовыражения, а это важно для развития, самопознания и утверждения личности ученика. Атмосфера игры позволяет отвлечься от обычной атмосферы урока.

Игра - нестандартная форма урока, а нестандартное способно притягивать к себе внимание. Игра активизирует мыслительную деятельность учащихся, мотивирует их на поиск собственных решений. Игра имеет определенный результат и направляет учеников к достижению цели. Состязательность игры привлекательна для учащихся. Коллективная игра учит сотрудничеству ребят друг с другом. В игре учащимися усваивается до 90% информации. Удовольствие от игры создает комфортное состояние на уроке и усиливает желание изучать предмет. Игра-форма активного обучения, в которой заключены все его методы.

Игровые приемы имеют то преимущество, что могут использоваться на разных этапах урока и уроках различных типов, для учащихся любых возрастных категорий. НОО – лидер в использовании игровых методик, так как это обусловлено потребностями младших школьников. Более того, с точки зрения Мухамедьяновой А.Х., игра является основным видом деятельности на уроке иностранного языка в НОО, поскольку именно игра «оживляет урок, заинтересовывает школьников, создает условия для реального использования языка» .

Игра как средство обучения, по Пассову Е.И., обладает следующими чертами: мотивированность, индивидуализированная деятельность, отсутствие принуждения, обучение в коллективе, учение с интересом и увлечением.

Игры способствуют выполнению важных методических задач на уроках иностранного языка: создают психологическую готовность детей к речевому общению, обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала, тренируют учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Более того, психологами доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является интересным видом работы для ученика, а для учителя – аналогом языковых упражнений.

Но необходимо отметить, что игровые приемы, являясь универсальными приемами повышения мотивации, обращены к внешней мотивации учащихся, поэтому, с нашей точки зрения, не следует перенасыщать ими уроки или очень часто использовать в учебном процессе.

Рассмотрим классификацию игровых приемов и игр с точки зрения отрабатываемого языкового навыка. Игровые приемы, направленные на запоминание алфавита:

  • игры

Примером игры для запоминания букв английского алфавита является игра «ABC Task». Ученики делятся на 2 команды. На доске висят 2 плаката. На каждом нарисован домик с 26 окнами. Каждое окно – ячейка для буквы алфавита, но не все ячейки заполнены - есть пустые клетки для пропущенных букв. Ученики выходят по одному к доске и выстраивают алфавит. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.

  1. Фонетические:

  • игры

  • фонетическая зарядка

  • стихотворения и рифмовки

  • чанты (скандирование)

Фонетические игры используются для речевой разминки и помогают легко в игровой форме отработать сложно произносимые фонемы.

Примером фонетической игры – зарядки могут быть игры на отработку произношения. Например, отработка звуков английского языка [t], [д] - язычок встает на мысочки и стучит в потолок (нёбо); [р] - давайте попыхтим, как паровоз, выбрасы­вая пар изо рта: п-п-п...

Фонетическую зарядку в НОО лучше проводить в начале или середине урока. Для оживления зарядки в гости к детям может прийти сказочный персонаж и предложить свои фонетические упражнения.

Стихи и рифмовки также можно применять в фонетической зарядке, так как эта форма удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Вот пример рифмовки со звуком [ r ] :

A squirrel dries

mushrooms

for winter

Орфографические:

  • игры

  • упражнения

Данные игровые приемы направлены на формирование навыка правильного написания слов на иностранном языке, а также на запоминание лексики. Примером орфографической игры на уроках английского языка может быть игра «Дежурная буква». Цель такой игры – помочь осознать учащимся, какое место занимает буква в слове.

Ход игры: ученикам раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: "Сегодня у нас дежурная буква "о", она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква "о" стоит на первом месте?" Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

Грамматические:

  • игровые приемы

  • игры

Игровые приемы, связанные с освоением грамматических тем, позволяют более легко и непринужденно усваивать грамматику на уроках иностранного языка.

Лексические:

  • игры

Игровые приемы, направленные на запоминание лексики, помогают легче запоминать слова и языковые конструкции иностранного языка, способствуют формированию речевых навыков учащихся, развитию устной речи.

Так, прием игры с мячом открывает большие возможности для отработки языка: лексики, речевых клише, грамматики, вопросов-ответов, общих речевых навыков, практически любого материала, необходимого учителю. Этот прием хорошо воспринимается как младшими школьниками, так и старшими учениками.

Игра «Переводчик» также дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Пример: a mouse – мышка, a frog– лягушка и наоборот. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения.

Таким образом, игровые приемы играют важную роль для повышения мотивации учащихся НОО на уроках английского языка. Они разнообразны, их можно применять на разных этапах урока, они охватывают все языковые уровни - от алфавита и фонетики до времен и синтаксиса.