Классификация профессий
(методические рекомендации)
Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей.
Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский психолог Е.А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):
c техникой - «Человек – Техника»,
c природой - «Человек – Природа»,
со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»,
с художественным образом - «Человек – Художественный образ»,
c людьми - «Человек – Человек».
«Человек – Техника»:
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения. | технический склад ума; творческие способности; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость; крепкое здоровье. |
«Человек – Природа»:
В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны с исследованием и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями, профилактикой и лечением их заболеваний. Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе.
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями. | наблюдательность; склонность к систематизации; устойчивость внимания; потребность в двигательной активности. |
«Человек — Знаковая система»:
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки. | способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость. |
«Человек — Художественный образ»:
Традиционно труд представителей профессий, а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….
Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает, ни с чем не сравнимую, радость!
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах. | яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.) |
«Человек - Человек»:
Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.
Связаны с медицинским обслуживанием, правовой защитой, обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор, воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант, парикмахер, экскурсовод.
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
обслуживание людей; занятие лечением; обучение; воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; умение внимательно выслушивать людей; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично. | развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; сдержанность, терпение, собранность; быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности. |
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.