Методические рекомендации
для составления планов
по эффективному взаимодействию
классного руководителя
и специалистов школы-интерната
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ:
Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателей и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.
I – Совместная работа воспитателя и классного руководителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.
II – Обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.
III – Совместная работа с родителями.
IV – Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.
V – Обсуждение единых требований к учащимся по предмету (режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки).
Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях).
Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.
Учителя и воспитатели готовят и проводят вместе родительские собрания изучают:
домашние условия учащихся;
устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;
согласовывают индивидуальный подход к детям;
ведут активную педагогическую пропаганду среди родителей;
проводят индивидуальные беседы;
принимают участие в общешкольном всеобуче родителей.
Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.
Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации, оказывает дневник взаимосвязи.
В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:
Взаимодействие классного руководителя и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);
принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и соц. педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:
организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
развитие демократических основ жизни детских коллективов;
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы:
-совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и классов в целом;
-проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
-совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;
-игровые способы коррекции поведения детей;
- совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.
Взаимодействие социального педагога с классными руководителями :
I.Социально-педагогическая диагностика:
- изучение личных дел;
- опрос, анкетирование;
- контактные беседы, наблюдение, посещение семей
сентябрь (корректировка в течение года)
II. Организационный этап
Составление плана индивидуальной профилактической и коррекционной работы
в течение учебного года
III. Социально-профилактическая работа
- социально-педагогические беседы;
- консультации, информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности;
- посещение семей;
- обмен информацией по вопросам учебы, поведения учащихся, семейного воспитания;
- вовлечение учащихся состоящих на различных видах учета в ДО;
- организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся.
в течение учебного года
IV. Просветительская работа
- совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний;
- участие в работе педсоветов школы, РМО;
- выступления на психолого- педагогических семинарах, семинарах классных руководителей, педагогических консилиумах
в течение учебного года
V. Коррекционно-развивающая работа
- выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций взаимодействия с учащимися и родителями;
- помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
- коррекция поведения
в течение учебного года
VI. Консультативная работа
По вопросам: - заполнения социально-педагогической характеристики классов;
- разрешения конфликтов;
- особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;
- работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;
- системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений.
в течение учебного года
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА:
Каковы вопросы, которые чаще всего решает психолог?
Круг этих проблем затрагивает практически все стороны школьной жизни. Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.
Поэтому естественно и логично мы говорим о более тесном взаимодействии классного
руководителя, психолога и социального педагога.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы:
-совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики;
-проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
-совместное проведение родительских собраний и т.д.
Совместная деятельность классного руководителя, психолога и социального педагога должна быть
построена таким образом, чтобы все учащиеся были задействованы в классных и школьных мероприятиях. Такая работа раскрывает индивидуальные творческие способности учащихся и формирует ценностное отношение к себе, сверстникам, жизни. Чем шире охвачены подростки активными формами занятости (кружками и секциями, конкурсами, всевозможными благотворительными акциями, общественной и трудовой деятельностью, экскурсионными поездками), тем выше качество воспитания.
Совместно с психологом ведутся дневники наблюдения, где психолог записывает наблюдаемый факт.
Некоторые учащиеся проявляют агрессивность в отношениях с учителями и сверстниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.
В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как классного руководителя,
социального педагога, так и психолога. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.
Основные направления совместной деятельности:
-организация работы с учащимися «группы риска»;
-оказание помощи неблагополучной семье;
-социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
-организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;
-оказание социально-психологической помощи приёмной семье;
-оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.
Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками.
На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На
этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог и классный руководитель участвуют в коррекционной работе. Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Классный руководитель включает ребёнка в общественно-значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в классе. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Третьим условием совместной деятельности является структурированность деятельности и распределение функций.
Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Это означает, что
индивидуальная деятельность каждого участника является органической частью, составляющей единой совместной деятельности. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики, проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должна строиться совместная работа классного руководителя, социального педагога и психо
лога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.