СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для составления планов по эффективному взаимодействию классного руководителя и специалистов школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методические рекомендации

для составления планов

по эффективному взаимодействию

классного руководителя

и специалистов школы-интерната

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для составления планов по эффективному взаимодействию классного руководителя и специалистов школы-интерната»












Методические рекомендации

для составления планов

по эффективному взаимодействию

классного руководителя

и специалистов школы-интерната























ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ:

Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателей и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

I – Совместная работа воспитателя и классного руководителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;

ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.

II – Обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.

III – Совместная работа с родителями.

IV – Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.

V – Обсуждение единых требований к учащимся по предмету (режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки).

Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях).

Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.

Учителя и воспитатели готовят и проводят вместе родительские собрания изучают:

  • домашние условия учащихся;

  • устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;

  • согласовывают индивидуальный подход к детям;

  • ведут активную педагогическую пропаганду среди родителей;

  • проводят индивидуальные беседы;

  • принимают участие в общешкольном всеобуче родителей.

Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.

Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации, оказывает дневник взаимосвязи.

В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.






ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:

Взаимодействие классного руководителя и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

  • взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

  • получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия  классных руководителей и соц. педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:

  • организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

  • выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;

  • своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

  • оказание социальной помощи и поддержки учащихся;

  • способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

  • развитие демократических основ жизни детских коллективов;

  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

  • взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

Исходя из совместно решаемых  проблем, можно назвать и общие формы работы:

-совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как  отдельных учащихся, так и классов в целом;

-проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;

-совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;

-игровые способы коррекции поведения детей;

- совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.

Взаимодействие социального педагога с классными руководителями :



I.Социально-педагогическая диагностика:

- изучение личных дел;

- опрос, анкетирование;

- контактные беседы, наблюдение, посещение семей

сентябрь (корректировка в течение года)



II. Организационный этап

Составление плана индивидуальной профилактической и коррекционной работы

в течение учебного года



III. Социально-профилактическая работа

- социально-педагогические беседы;

- консультации, информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности;

- посещение семей;

- обмен информацией по вопросам учебы, поведения учащихся, семейного воспитания;

- вовлечение учащихся состоящих на различных видах учета в ДО;

- организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся.

в течение учебного года



IV. Просветительская работа

- совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний;

- участие в работе педсоветов школы, РМО;

- выступления на психолого- педагогических семинарах, семинарах классных руководителей, педагогических консилиумах

в течение учебного года



V. Коррекционно-развивающая работа

- выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками;

- разработка психолого-педагогических рекомендаций взаимодействия с учащимися и родителями;

- помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

- коррекция поведения

в течение учебного года



VI. Консультативная работа

По вопросам: - заполнения социально-педагогической характеристики классов;

- разрешения конфликтов;

- особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;

- работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;



- системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений.

в течение учебного года



ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА:

Каковы вопросы, которые чаще всего решает психолог?

Круг этих проблем затрагивает практически все стороны школьной жизни. Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.

Поэтому естественно и логично мы говорим о более тесном взаимодействии классного

руководителя, психолога и социального педагога.

Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы:

-совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики;

-проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;

-совместное проведение родительских собраний и т.д.


Совместная деятельность классного руководителя, психолога и социального педагога должна быть

построена таким образом, чтобы все учащиеся были задействованы в классных и школьных мероприятиях. Такая работа раскрывает индивидуальные творческие способности учащихся и формирует ценностное отношение к себе, сверстникам, жизни. Чем шире охвачены подростки активными формами занятости (кружками и секциями, конкурсами, всевозможными благотворительными акциями, общественной и трудовой деятельностью, экскурсионными поездками), тем выше качество воспитания.


Совместно с психологом ведутся дневники наблюдения, где психолог записывает наблюдаемый факт.

Некоторые учащиеся проявляют агрессивность в отношениях с учителями и сверстниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.

В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как классного руководителя,

социального педагога, так и психолога. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.


Основные направления совместной деятельности:

-организация работы с учащимися «группы риска»;

-оказание помощи неблагополучной семье;

-социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

-организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;

-оказание социально-психологической помощи приёмной семье;

-оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.


Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками.

На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На

этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог и классный руководитель участвуют в коррекционной работе. Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Классный руководитель включает ребёнка в общественно-значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в классе. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Третьим условием совместной деятельности является структурированность деятельности и распределение функций.

Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Это означает, что

индивидуальная деятельность каждого участника является органической частью, составляющей единой совместной деятельности. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики, проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы.



Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должна строиться совместная работа классного руководителя, социального педагога и психо

лога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.