Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж
№ 1 им. М. Горького»
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школе
| Выполнил: ФИ, Студентка Яковлева Алена группы 22П-7 отделения «Преподавание в начальных классах» |
| Руководитель: ФИО, Бугакова Ольга Евгеньевна преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» |
Красноярск, 2025 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составители: Яковлева А.А., студентка группы 22П-7 отделения «Преподавание в начальных классах», Бугакова О.Е., научный руководитель.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школе / Яковлева А.А., Бугакова О.Е., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького», 2025. - 15 с.
Красноярск, 2025, 15с.
Аннотация
В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта перед образовательными учреждениями встает задача переосмысления подходов к обучению. Современное образование требует от ученика не просто усвоения знаний, а активного участия в образовательном процессе, что подразумевает развитие его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их достижения и осуществлять самооценку результатов своей деятельности.
Данная методическая разработка предлагает рекомендации, направленные на организацию проектно-исследовательской работы в начальной школе, где ученик выступает в роли «архитектора» своего образования. В ней рассматриваются ключевые аспекты, способствующие формированию навыков самоорганизации и самооценки, такие как выбор тематики проектной деятельности, планирование, исследование, анализ и представление результатов работы.
Методические рекомендации адресованы как учителям начальных классов, так и студентам педагогических колледжей, стремящимся создать эффективную и увлекательную образовательную среду. В них подробно изложены методические приемы, техники и инструменты, помогающие учащимся освоить не только предметные знания, но и умения критически мыслить, анализировать информацию и взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание Введение 4
Глава 1. Организация исследовательской работы 5
1.1 Анализ оформления продукта исследовательской деятельности……………………………….7
Глава 2. Организация проектной работы 9
Заключение 11
Список литературных источников 12
Введение Современная система образования предъявляет высокие требования к подготовке учащихся начальной школы, акцентируя внимание на развитии у детей критического мышления, самостоятельности и креативного подхода к решению задач. В этой связи методические рекомендации по формированию организации проектно-исследовательской работы приобретают особую значимость. Они способствуют развитию у младших школьников навыков анализа информации, планирования действий, а также формируют умение работать в команде и презентовать результаты своей деятельности.
Актуальность разработки обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который ориентирован на формирование универсальных учебных действий, включая навыки исследовательской деятельности. Кроме того, профессиональный стандарт педагога подчеркивает необходимость владения современными методами обучения и воспитания, среди которых особое место занимает организация проектной и исследовательской работы.
Цель: представить опыт работы по формированию базовых исследовательской и проектной деятельности. Целевой аудиторией являются учителя начальных классов, а также специалисты системы дополнительного образования, работающие с детьми младшего школьного возраста.
Конечным продуктом разработки станут подробные методические материалы, включающие теоретическое обоснование использования проектных и исследовательских методов, примеры проектов и исследований, а также критерии оценки результатов работы учащихся. Эти материалы помогут учителям эффективно организовать работу над проектами и исследованиями, учитывая возрастные особенности детей и специфику учебного процесса в начальной школе.
Таким образом, предлагаемая разработка будет способствовать повышению качества образовательного процесса и созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.
Организация исследовательской работы Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Как организовать исследование? Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование: эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования: это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:
ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
предлагает возможные варианты решения;
собирает материал;
делает обобщение;
готовит проект (доклад, макет и др.);
защищает проект.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
выбор темы;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- Чем занимаешься в первую очередь?
- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).
Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут.
При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.
Анализ оформления продукта исследовательской деятельности
Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:
- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте
- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики
- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности
- Ясность – умение писать доступно и доходчиво
- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».
Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:
титульный лист
оглавление
введение
основная часть
заключение
список литературы
приложения
Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.
Оглавление………………..3
Введение…………………..4
Основная часть……………5
Заключение………………..6
Литература………………...7
Приложения……………….8
В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение
Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку.
актуальность темы работы;
постановка проблемы;
разработанность исследуемой проблемы;
цель;
основные задачи отражают последовательность достижения цели - к каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
методы решения основных задач - от одного до трех.
Основная часть
Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.
Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Заключение
Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы.
Литература
Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников.
Приложение
Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:
копии документов, инструкции
схемы, графики, диаграммы, таблицы
бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним
иллюстративный материал
В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.
Рефлексия занятия. Покажите с помощью модели (схемы и др.) важность изучения данной темы практического занятия для себя. На какие Ваши вопросы, поставленные в начале занятия, не нашли ответа? Обсудите их с одногруппниками и преподавателем.
Организация проектной работы
Проектная работа — это форма учебной деятельности, в ходе которой учащиеся решают конкретную задачу или проблему, создавая при этом продукт (например, исследование, модель, презентацию). В отличие от традиционного обучения, проектная работа предполагает активное участие детей в процессе, что способствует более глубокому усвоению материала.
Проектная работа — это один из эффективных методов обучения, который позволяет детям не только углубить свои знания, но и развить навыки самостоятельного мышления, критического анализа и творческого подхода. В начальной школе проектная работа становится важным инструментом для формирования у детей интереса к учебе и исследованию окружающего мира.
Организация проектной работы включает несколько ключевых этапов:
1. Выбор темы: тема должна быть актуальной и интересной для детей. Учитель может предложить несколько вариантов, а затем провести обсуждение, чтобы выбрать наиболее привлекательную.
2. Формулирование целей и задач: учащиеся должны четко понимать, чего они хотят достичь в ходе работы. Цели должны быть конкретными, а задачи — разбитыми на более мелкие шаги.
3.Планирование работы: важно составить план, который будет включать все этапы работы: от сбора информации до оформления результатов. Это поможет детям организовать свое время и ресурсы.
4.Сбор информации: учащиеся могут использовать различные источники информации: книги, интернет, интервью с экспертами и т.д. На этом этапе важно научить детей критически оценивать информацию.
5.Создание продукта: на основе собранной информации дети создают свой проект. Это может быть презентация, постер, модель или исследовательская работа.
6.Подготовка к защите: ученики должны подготовиться к представлению своего проекта. Это включает в себя создание презентации и репетицию выступления.
7.Защита проекта: на этом этапе учащиеся представляют свои работы перед классом или другим составом аудитории. Это позволяет им продемонстрировать свои достижения и получить обратную связь.
Учитель играет ключевую роль в организации проектной работы. Его задачи включают:
- Мотивация: вдохновить детей на выбор темы и активное участие в проекте.
- Поддержка: помогать ученикам на всех этапах работы, предоставляя советы и рекомендации.
- Оценка: обеспечивать конструктивную обратную связь и оценивать результаты работы.
Проектная работа имеет множество преимуществ:
- Развитие навыков: учащиеся учатся работать в команде, планировать свои действия, ставить цели и достигать их.
- Критическое мышление: дети учатся анализировать информацию, делать выводы и обосновывать свои идеи.
- Творческий подход: проектная работа способствует развитию креативности, так как дети могут проявить свои идеи и фантазию.
- Интерес к учебе: учащиеся становятся более вовлеченными в процесс обучения, так как работают над темами, которые их действительно интересуют.
Примеры тем для проектной работы:
- Исследование экосистемы своего района.
- Создание модели солнечной системы.
- Опрос о любимых книгах среди одноклассников.
- Изучение традиций и обычаев разных стран.
- Разработка проекта по улучшению школьного двора.
Правильная организация проектной работы и поддержка со стороны учителей и родителей помогут детям не только успешно завершить свои проекты, но и развить интерес к обучению на протяжении всей жизни.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации
Заключение
В заключение организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе – это мощный инструмент развития личности ребенка, формирования его познавательных способностей и ключевых компетенций. Следуя представленным методическим рекомендациям, педагоги смогут эффективно выстроить процесс обучения, в котором ученики не просто усваивают готовые знания, а активно участвуют в их создании, учатся мыслить критически, сотрудничать, и самостоятельно решать проблемы.
Успешная реализация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе закладывает прочный фундамент для дальнейшего развития учебно-исследовательской культуры учащихся и их успешной самореализации в будущем. Важно помнить, что ключевой момент – это поддержка детской инициативы, создание атмосферы творчества и сотрудничества, и вера в возможности каждого ребенка.
Список литературных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) – М.: Просвещение, – 2021. – 18 с.
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» . – Москва: Просвещение, – 2020. – 152 с.
«Исследовательская деятельность младших школьников: проблемы и перспективы» — статья в журнале «Начальная школа», – 2015. – 73 с.
Матюшкин А.М. «Развитие творческой активности школьников». – Москва: Просвещение, – 2019. – 114 с.
«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе: методические аспекты» — материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, – 2019. – 25 с.
«Роль исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий» — сборник материалов конференции «Современная начальная школа: вызовы времени», Москва, – 2017. – 67 с.
19