СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности обучающихся на уроке в начальной школе с целью развития учебной мотивации младших школьников. В ней раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

М инистерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»





















Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»



























г. Красноярск 2023 г.





Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Козлова Д.П – студентка группы 20п-6 отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы». / Козлова Д.П.,
Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023.- 14 с.

Красноярск, 2023, 14с.







Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности обучающихся на уроке в начальной школе с целью развития учебной мотивации младших школьников. В ней раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника. Представлены теоретические исследования, раскрывающие актуальность и содержание проектной деятельности, опыт конструирования исследовательских проектов как средства организации проектной деятельности младших школьников. Данное методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих данную проблему.

























СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

Раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании………………………………………………………..................

1.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования…….............

1.2 Типичные ошибки постановки цели и задач исследования…………………………………………………………………

1.3. Типичные ошибки при выборе методов исследования……………….

Раздел 2. Оформление и защита паспорта исследования…………………

Раздел 3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………….

3.1 Отличие исследовательской работы от проектной…………………

Раздел 4. Проектная задача «Встреча в лесу» 1 класс………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………...

4


5

8


10

14

18


21

25

27

46

47























ВВДЕНИЕ

В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

«Может ли младший школьник быть исследователем?». Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретет жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.


Цель разработки: систематизация знаний и обобщение и опыта организации проблемно-поисковой деятельности, направленной на развитие учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста на уроке.

В результате работы представлены методические рекомендации, которые представляют собой основные понятия проблемно-поисковой деятельности, методика преподавания данной технологии, рекомендации по организации урока с использованием частично-поискового метода.


Раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании.

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

А.И. Савенков считает, что исследовательскую деятельность следует рассматривать, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи исследовательской деятельности:

- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

- обучить основам оформления работ;

- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ученику легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования.

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа. Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

Необходимо приучить учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, сделав вывод, фиксируем результаты.

Задачи исследовательской деятельности:

- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

- обучить основам оформления работ;

- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.

У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.


1.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования.

Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].

Выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.

1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).

Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

5. Некорректная формулировка темы исследования.

Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).

6. Не оригинальность темы исследования.

7. Название темы не соответствует проблеме исследования [8, с.147-148].

Педагог начальной школы и дополнительного образования Самсонова В.П. дает следующие рекомендации при выборе и формулировании темы исследования.

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

Не стоит навязывать ученику тему исследования. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

4. Название работы должно чётко отражать её содержание.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят начатое дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали от ребёнка длительного времени.

6. Тема должна быть конкретной.

7. Название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, она должна подразумеваться [14, с. 8]

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.


1.2. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования.

Определение цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Возвращаясь к теме «История цифр», исследователем выделены следующие цели:

1. выяснить, как люди считали в древности;

2. рассмотреть, какие бывают цифры;

3. выяснить, что интересное связано с цифрами.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определённой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов ученик может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (например, информационные). В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Формулирование гипотезы исследования

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3. М; Л., 1956]. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

  1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

  2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

  3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

  4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

  5. Деловая игра.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

1.3. Типичные ошибки при выборе методов исследования

Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

•        Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

•        Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

1.4. Оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки исследовательских работ учащихся (максимальное количество баллов – 16 баллов)

Критерии

Показатели


Оценка исследовательской работы


1. Актуальность

2б – Обоснована актуальность темы исследования

1б - Докладчик может обосновать только личную заинтересованность темой.

0б – Актуальность не обосновывается.



2. Научность исследования

3б – Полный цикл исследования, включающий собственную программу наблюдений, или проведение эксперимента, обработку и анализ полученного материала; результаты достоверны, методики валидны ИЛИ исследование, проведённое на основе литературных источников, опубликованных работ, в котором выполнено сравнение по самостоятельно разработанным критериям, сделано обобщение, или классификация

2б - Исследование с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами, но есть собственная обработка результатов, анализ.

1б - Имеются элементы исследования, или результаты не вполне достоверны.

0б - Элементарная компилятивная работа, изложение известных фактов, истин.



3. Проработанности темы

2б – Высокая степень проработанности темы автором (продемонстрирована глубина знания автором избранной области исследования)

1б - Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы.

0б - Слабое ориентирование в исследуемой области



4. Креативность исследования

2б – Оригинальность проблемы и или оригинальность ее решения

1б – Есть оригинальные подходы к решению проблемы

0б – Оригинальность отсутствует как в постановке проблемы, так и в ее решении


5. Структура

2б – Структура: введение, основная часть, заключение, список литературы, наблюдается полное соответствие выводов целям и задачам работы

1б - Часть требований к структуре работы не выполнена, или наблюдается неполное соответствие выводов целям и задачам работы

0б - Отсутствует логика изложения, выводы не соответствуют целям и задачам



6.Научность

3б - Используемые источники соответствуют замыслу работы, в тексте работы представлены цитаты, или имеются ссылки на список источников, список оформлен в соответствии с ГОСТом.

2б - Используемые источники соответствуют замыслу работы, в тексте работы представлены цитаты, или имеются ссылки на список источников, но список оформлен не по ГОСТу

1б – Список используемых источников недостаточен, или не соответствует замыслу работы; в тексте работы нет цитат, или ссылок на источники

0б - Используемая терминология недостаточна или некорректна. Источников для раскрытия темы недостаточно.



7. Оформление работы

2б – Высокое качество оформления текста работы в соответствии с требованиями.

1б – В целом качество оформления текста работы хорошее, есть небольшие погрешности в оформлении

0б – Качество оформления текста работы низкое, требования к оформлению не соблюдаются




Раздел 2. Оформление и защита паспорта исследования.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Аммиак – простое соединение с большим потенциалом»

2

Актуальность исследования

Аммиак нашел широкое применение в нашей жизни, о котором большинство современных людей не знают.

Если вы знаете, как использовать его широкие возможности, вы можете значительно облегчить выполнение своих повседневных бытовых обязанностей. При правильном использовании и в правильных пропорциях аммиак эффективен и безопасен. Поэтому он массово производится в химической промышленности.

3

Проблема исследования

Проблема заключается в том, что большинство людей не знают об эффективном применении такого простого соединения, имеющегося в каждой аптечке, как аммиак. Аммиак имеет очень широкое применение. Химическая, пищевая и сельскохозяйственная промышленности – основные отрасли, в которых он используется. Несмотря на неприятный запах, аммиак является соединением, обладающим множеством полезных свойств.

4

Объект исследования

Предмет исследования – аммиак, объект исследования – свойства аммиака.

5

Цель исследования

Узнать о полезных свойствах аммиака в быту и проверить эффективность одного из свойств с помощью опыта.

6

Задачи исследования

1. Познакомиться с теоретической частью по данной теме.

2. Разработать памятку о полезных свойствах аммиака.

3. Выбрать одно из свойств аммиака и вывести к нему гипотезу.

4. Провести опыт и проверить эффективность одного из свойств аммиака с помощью опыта.

5. Доказать или опровергнуть гипотезу, сделать вывод.

7

Гипотеза исследования

Доказать или опровергнуть гипотезу о том, что аммиак способен удалить самое сложное загрязнение или пятно с одежды.

8

Методы исследования

• Теоретический – анализ литературы;

• эмпирический – опыт, наблюдение, сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный (Экспресс исследование)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный этап

• Анализ предстоящей деятельности;

• распределение детей на группы;

• ознакомление с техникой безопасности при работе с аммиаком;

• распределение обязанностей в группе.

Проектировочный этап

• Изучение теории по данной теме (изучение полезных свойств аммиака);

• подготовка материалов к исследовательской деятельности;

• планирование технического процесса;

• выполнение технологических действий.

Практический этап

• Формулировка выводов по результатам опыта;

• общая оценка результатов по теме исследования.

11

Оборудование для проведения исследования

Аммиак, перекись водорода 3%, зеленка, йод, стакан с водой, чайная ложка, салфетки.

12

Продукт исследования

Памятка о полезных свойствах аммиака в быту.

13

Перспектива исследования

Описание опыта

1. В прозрачный стакан с водой добавляем йод и перекись водорода, при помощи чайной ложки перемешиваем. В получившуюся жидкость добавляем раствор аммиака – наблюдаем за происходящей реакцией.

2. На обычную столовую салфетку наносим зеленку( в виде фломастера), сверху наливаем небольшое количество аммиака - наблюдаем за происходящей реакцией.

14

Используемые источники

  1. Полезные свойства аммиака - https://vk.com/away.php?utf

  2. Интересные факты про аммиак - https://vivareit.ru/samye-interesnye-fakty-pro-ammiak/

  3. История аммиака - https://chem.ru/ammiak.html


Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму: (основание)

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2.  обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7.  определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Воздух и его свойства» (см. табл. 1).

Таблица 1

Паспорт исследования Абашиной Вероники


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Аммиак – простое соединение с большим потенциалом»

2

Актуальность исследования

Аммиак нашел широкое применение в нашей жизни, о котором большинство современных людей не знают.

Если вы знаете, как использовать его широкие возможности, вы можете значительно облегчить выполнение своих повседневных бытовых обязанностей. При правильном использовании и в правильных пропорциях аммиак эффективен и безопасен. Поэтому он массово производится в химической промышленности.

3

Проблема исследования

Проблема заключается в том, что большинство людей не знают об эффективном применении такого простого соединения, имеющегося в каждой аптечке, как аммиак. Аммиак имеет очень широкое применение. Химическая, пищевая и сельскохозяйственная промышленности – основные отрасли, в которых он используется. Несмотря на неприятный запах, аммиак является соединением, обладающим множеством полезных свойств.

4

Объект исследования

Предмет исследования – аммиак, объект исследования – свойства аммиака.

5

Цель исследования

Узнать о полезных свойствах аммиака в быту и проверить эффективность одного из свойств с помощью опыта.

6

Задачи исследования

1. Познакомиться с теоретической частью по данной теме.

2. Разработать памятку о полезных свойствах аммиака.

3. Выбрать одно из свойств аммиака и вывести к нему гипотезу.

4. Провести опыт и проверить эффективность одного из свойств аммиака с помощью опыта.

5. Доказать или опровергнуть гипотезу, сделать вывод.

7

Гипотеза исследования

Доказать или опровергнуть гипотезу о том, что аммиак способен удалить самое сложное загрязнение или пятно с одежды.

8

Методы исследования

  • Теоретический – анализ литературы;

  • эмпирический – опыт, наблюдение, сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный (Экспресс исследование)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный этап

  • Анализ предстоящей деятельности;

  • распределение детей на группы;

  • ознакомление с техникой безопасности при работе с аммиаком;

  • распределение обязанностей в группе.

Проектировочный этап

  • Изучение теории по данной теме (изучение полезных свойств аммиака);

  • подготовка материалов к исследовательской деятельности;

  • планирование технического процесса;

  • выполнение технологических действий.

Практический этап

  • Формулировка выводов по результатам опыта;

  • общая оценка результатов по теме исследования.

11

Оборудование для проведения исследования

Аммиак, перекись водорода 3%, зеленка, йод, стакан с водой, чайная ложка, салфетки.

12

Продукт исследования

Памятка о полезных свойствах аммиака в быту.

13

Перспектива исследования

Описание опыта

  1. В прозрачный стакан с водой добавляем йод и перекись водорода, при помощи чайной ложки перемешиваем. В получившуюся жидкость добавляем раствор аммиака – наблюдаем за происходящей реакцией.

  2. На обычную столовую салфетку наносим зеленку( в виде фломастера), сверху наливаем небольшое количество аммиака - наблюдаем за происходящей реакцией.

14

Используемые источники

  1. Полезные свойства аммиака - https://vk.com/away.php?utf

  2. Интересные факты про аммиак - https://vivareit.ru/samye-interesnye-fakty-pro-ammiak/

  3. История аммиака - https://chem.ru/ammiak.html







Раздел 3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Слово ― проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

• Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

• Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

• Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

• Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

• «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

• Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

• Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов [2, c. 189].

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом.

Этап

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач.

Организационный

А) Определение источников необходимой информации.

Б) Определение способов сбора и анализа информации.

В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности.

Практический

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта.

Презентационный

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Аналитический

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.


Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

    • титульный лист;

    • содержание;

    • введение;

    • описание исследования;

    • заключение (результаты исследования).

Введение должно содержать:

    1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

    2. описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

    3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

    4. цель и задачи для проведения исследования;

    5. гипотезу исследования;

    6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

    • план этапов выполнения исследовательской работы;

    • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

    • собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности) [1, c. 49].

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.


3.1. Отличие исследовательской работы от проектной.

В современной литературе по педагогике и педагогической психо­логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект­ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяс­нение сути этих понятий представляется принципиально важной за­дачей с точки зрения современной образовательной практики.

Первым шагом на пути поиска сходства и различий между выше­названными понятиями, вероятно, может быть обращение к их об­щепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представ­лениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, сово­купность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследова­ние». Исследование в обыденном употреблении понимается преиму­щественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие ис­следования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.






























Проектная задача

«Все профессии важны»

1 класс

Учитель: Абашина Вероника Дмитриевна





Название  проектной  задачи

«Все профессии нужны - все профессии важны».

Предмет

Литературное чтение (Обучение грамоте.  Букварный период.)

Класс

1



Тип задачи

Предметная: различать профессии людей, приводить примеры  людей разных профессий, расширить  свой кругозор.

 

Цели и педагогические задачи

1.Использование предметных знаний для  создания творческой работы.

2.Развитие умения работать в команде.

Задачи

1.Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях.

2. Расширить знания детей о мире профессий.

 3.Формировать интерес к профессиям.

  4.Активизация к познавательной, творческой    деятельности

  5.Продолжить работу по сплочению детского коллектива посредством работы детей.

Продукт

Усвоение предметного материала и создание буклета .



Способ оценивания результатов  работы

 Дети осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения в малой группе и фиксации в оценочном листе.

 

Оборудование и материалы

Лист формата А3, набор текстов, картинок , рисунков, клей, ножницы, карандаши.

  

Замысел проектной задачи

В результате работы над проектной задачей, проверяются способности детей максимально использовать свои возможности, работая в группе. Учебный проект позволяет развить следующие умения и навыки: умение вступать в диалог, задавать вопросы,  уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить полученные знания и показать публично достигнутый результат.

Дети на предыдущем уроке, работая по Букварю (с.72-73), узнали о том, что обозначает слово – профессия. Учились определять профессию человека, основываясь на его интересах, склонностях. Узнали о таких профессиях, как художник, хирург, парикмахер, пастух. Дети рассказывали о том, кем работают их родители. В результате,  возникает проблема – не все дети знают о профессии своих родных: чем занимается мама - бухгалтер на работе, какую работу выполняет папа - механик.

Класс делится на 3 группы. У каждой группы своё задание:

1группа – «Журналисты», интервьюируют своих близких и собирают материал для буклета о профессии своих родных.

2группа - «Следопыты», найдут информацию и интересный материал о рабочих профессиях.

3группа -  «Любознательные», познакомят ребят с редкими  и малоизвестными профессиями.

 

Детям предстоит, работая в группе,  ознакомить товарищей с найденным материалом, представить его в виде буклета и договориться о ходе презентации. Все материалы, собранные учащимися с помощью родителей, расширят кругозор детей, вызовут интерес к той или иной профессии, обогатят их знания о жизни людей. Работа над данной проектной задачей имеет большое воспитательное значение: позволяет сплотить семью, детей, объединенных одной целью; вызывает чувство гордости к людям рабочих профессий, интерес к необычным профессиям.

Продукт, который должны получить дети:

Буклет о профессиях, в котором будет раскрыто и иллюстрировано содержание учебной задачи.

Сценарий проектной задачи

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!

Звучит песня «Дорогою добра»:

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой.

Куда по свету белому отправиться с утра.

Как путь не был бы долог,

Иди прямой дорогой,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

-О какой дороге говорится в песне?

-Как  человек может каждый день творить добро, приносить пользу людям?

- Зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире.)

 - Для чего нужны эти знания? (чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т.д., чтобы поступить в институт или другое учебное заведение для получения профессии).

 - Чему первым делом научится кошка?

Мальчики: хватать.

Чему первым делом научится птица?

Девочки: летать.

Чему первым делом научится школьник?

Все вместе: читать.

- Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,
Такую, как все на свете.
А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

 

Ученик 1:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.

Ученик 2:
Вы увидите сейчас,
Как многому на уроках  учат нас –
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.

Ученик 3:
Предлагаем вам мы тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим
им   посвятим.
Ученики (хором)

- Тема наша вам ясна?

О профессиях она!

- Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

- Давайте вспомним, что обозначает слово  профессия?

Обратившись к толковому словарю раскроем смысл этого слова.

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

- А какой труд сейчас важен для вас? (учиться). После  интересной  дискуссии пришли к выводу, что учиться нужно для того, чтобы быть успешным в жизни, чтобы стать хорошим специалистом в какой-то области  и приносить людям пользу.

Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том , чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего , к чему есть способности. Сейчас вы мечтаете , кем бы вы могли стать в будущем…

И мечтали дети

Обо всем на свете.  (Высказывания детей)

У каждой группы было своё  задание.

Ваша задача – создать буклет из собранного вами материала и презентовать его.

Дети повторяют правила работы в группе, порядок работы и обсуждают критерии оценивания.

Критерии оценивания

Содержание представлено в логической последовательности

 

Использование различных видов информации

 

Грамотное и понятное изложение

 

Оформление логично и отвечает эстетическим требованиям

 

Рисунки, фото, интересны и не противоречат содержанию

 




(поставьте от 1 до 5 баллов)

 Группа_______________________ 

 План работы:

  1. Распределим между собой виды работ.

  2. Выберем необходимую информацию.

  3. Оформим собранную информацию.

  4. Составим рассказ по теме, распределив, кто и что будет говорить.

  5. Представим буклет. 

Пословицы и высказывания великих людей

  • Землю солнце красит, а человека–труд.

  • О человеке судят по его труду.

  • За всякое дело берись умело.

  • На работу с радостью, а с работы с гордостью.

  • Не за своё дело не берись, а за своим–не ленись.

  • Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

  • Глазам страшно, а руки сделают.

  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы

  • Не молот железо куёт, а … (кузнец), что молотом бьёт.

  • … (Плотник) без топора, что изба без угла.

 

Закончите известную русскую пословицу

  • «Терпенье и труд всё ...»

  • «Землю красит солнце, а человека…»?

  • «Один в поле ...»?

Строители

 Папу знает весь район,

 Мастер он отличный.

 Со своей бригадой он

 Строит дом кирпичный.

 Дом среди других домов

 И стройней и выше.

 Говорят, до облаков

 Дом достанет крышей.

 Мы с сестренкою вдвоем

 На лугу зеленом

 Двухэтажный строим дом

 С окнами, с балконом.

 Папа к нам вчера пришел,

 Осмотрел, как надо,

 И сказал он: "Хорошо.

 Славная бригада!".

(Г. Люшнин)

 

Крановщик

  Парень низенького роста

 И не очень-то силён,

 А смотри – легко и просто

 Управляет краном он.

 Если путь закрыт, он сразу

 Может кран остановить,

 Крановщик всегда обязан

 На работе зорким быть.

 Под руками три штурвала,

 По порядку вертит их.

 Не боится этот малый

 Блоков самых тяжелых.

Сварщик

  Он в синей спецовке

 И в синих очках,

 Он синюю молнию

 Держит в руках.

 Она как живая:

 Подвижна, сильна.

 Смотрите, как яростно

 Бьётся она!

 Вот смолкла,

 Затихла,

 Свернулась клубком,

 А сварщик коснулся её

 Проводком,

 И молния брызнула

 Золотом звёзд,

 Как будто жар-птица

 Расправила хвост Плотник

  Летят опилки белые,

 Летят из-под пилы.

 Это плотник делает

 Рамы и полы.

 Топором, рубанком

 Выстругивает планки.

 Сделал подоконники

 Без сучка-задоринки.



Плотник

  Плотник думал топором.

 Выдумал из брёвен

 Ароматный светлый дом,

 Дом, как терем, стройный.

 

Кровельщик

 Чтобы в доме было сухо и тепло,

 Чтобы снег зимою в дом не занесло,

 Чтоб не мокли люди в доме под дождём,

 Кровельщик железом покрывает дом.

 

Штукатуры

  Вы видали штукатура?

 Приходил он к нам во двор

 И, поглядывая хмуро,

 Он размешивал раствор.

  Что-то сеял через сито,

 Головой качал сердито, Плотник

  Летят опилки белые,

 Летят из-под пилы.

 Это плотник делает

 Рамы и полы.

 Топором, рубанком

 Выстругивает планки.

 Сделал подоконники

 Без сучка-задоринки.

Маляры

 Красить комнату пора,

 Пригласили маляра.

 Но не с кистью и ведром

 Наш маляр приходит в дом.

 Вместо кисти он принёс

 Металлический насос.

 Брызжет краска по стене,

 Солнце светится в окне.

 Стали стены голубыми,

 Словно небо в вышине.

 Новый дом почти готов,

 Примет к празднику жильцов.

 Вот, кто строит этот дом –

 Дом, в котором мы живём.

Маляр

  Есть у мастера сноровка –

 Водит кистью очень ловко.

 Тянет следом за собой

 Ленту краски голубой.

  Удивилась птичья стая,

 Мимо дома пролетая:

 «Вот так крыша – чудеса - Голубей, чем небеса!»

 

Маляры

 Маляры пришли втроём,

 Обновили старый дом:

 Был облезлый, скучный, голый,

 Стал нарядный и весёлый!

 Все ребята со двора

 Малярам кричат: «Ура!»



Весёлый маляр

  Я маляр, шагаю к вам

 С кистью и ведром.

 Свежей краской буду сам

 Красить новый дом.

 Крашу стены, крашу дверь,

 Пляшет кисть моя…

 У меня и нос теперь

 Белым стал, друзья.

 

Чернорабочий

  Чернорабочий лопатой

 Закидывал в кузов мел.

 Чернорабочий с лопатой

 Был ослепительно бел.

  Был он чем-то озабочен,

 В ящик воду подливал,

 В пиджаке своем рабочем

 Над раствором колдовал.

 Наконец повеселел он,

 Подмигнул: – Займемся делом.

 Мы не курим, не халтурим,

 Мы на совесть штукатурим.

 А потом дошкольник Шура

 Вслед за ним пришел во двор

 И, поглядывая хмуро,

 На скамейке что-то тер.

 Что-то сеял через сито,

 В банку воду подливал,

 Головой качал сердито,

 Над раствором колдовал,

 Был он чем-то озабочен –

 Ведь не просто быть рабочим!

 Наконец повеселел он,

 Подмигнул: – Займемся делом.

 Мы не курим, не халтурим,

 Мы на совесть штукатурим.

(А. Барто)

Слесарь

Мне нужны такие вещи:

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней –

Сноровка!



Песенка слесаря

Окна настежь, двери настежь,

В доме ржавые замки.

Кран течёт, у крана насморк,

Дуют в доме сквозняки.

То мороз, то потепленье,

Разболелся дом, как зуб…

Слух прошёл, что воспаленье

У водопроводных труб.

Даже душ, всегда душевный,

Равнодушно вдруг замолк…

Неужели дом волшебный

Не на шутку занемог?

Чин по чину, чин по чину,

Все болезни нипочём!

Всё починим, всё починим

Ковкой, клёпкой и ключом.

Не ключом загадочным,

А волшебным, гаечным.

Если вызвать докторов,

Будет снова дом здоров.

Есть такие доктора,

Доктора-профессора,

Доктора-волшебники:

Слесари-сантехники.

Всё в порядке, если слесарь

Знает дело, как профессор.

 

Столяр

Молоток в работе нужен,

 И с пилою столяр дружен.

 Он дощечки распилил

 И скворечник смастерил.

 

Молоток

 Молоток всегда скучал,

 Если на рукопожатье

 Делом он не отвечал.

 А свое любил он дело.

 Бил проворно и умело,

 Бил то сильно, то слегка,

 Бил, как этого хотела

 Друга-слесаря рука!



Токарный станок

 Многое может

 Токарный станок.

 Может на части

 Разрезать пруток.

Разные резьбы нарежет,

 Смотри:

 Эта снаружи,

 А эта – внутри.

 Может огромнейший

 Выточить вал!

 Вит для часов,

 Что упал и пропал!

 Только все это

 Токарный станок

 Вряд ли без токаря

 Сделать бы мог.

 

 Токарь

 Токарь склонился над умным станком.

 Тонкая стружка бежит ручейком.

 У станка

 Поёт станок на все лады,

 Стружка вьётся синяя.

 Деталь, как окунь из воды,

 Показывает спину

 И падает мне на ладонь

 Ещё горячая – не тронь!

 Резец врезается в металл,

 Податливый и вязкий...

 Я у станка взрослее стал,

 Без втыков и натаски.

 Запомнив навсегда совет

 Наставника Андрея:

 «С душой вникай

 в суть дела, шкет,

 Упрямства не жалея.

 Работа - это ремесло,

 А не пустое слово –

 Лишь труд –

 завистникам назло –

 Во всём – первооснова!»

(В. Коржов)

 

Сталевар

 Прикрывается рукой

 Он от огненного жара,

 И течёт металл рекой

 По команде сталевара!

(Е. Санин)

 

Электрик

 Если в доме свет погас,

 Если тока нет у вас,

 Если сломаны приборы,

 Он является к вам скоро:

 Оглядит проводку зорко,

 Поработает отверткой,

 Выключатель щелкнет: "трак!" –

 И исчезнет полумрак.

Водопроводчик

– Эй, молодчик!

 Ты водопроводчик.

 Загляни в квартиру пять:

 Стало кухню заливать.

 С краном кухонным беда,

 Через край бежит вода.

 – Кран закрутим.все устроим,

 Воду живо успокоим.

- (М. Пожаров)



Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли

Есть у Андрюши старший брат-

Отличной выправки солдат.

Несёт он службу, но притом

Вооружён водой, багром.

Он на посту в мороз и зной.

Скажите, кто же он такой?

 


Заключение

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.



Список используемой литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2015.

    2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2011. 2.                 

    3. Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.

    4. Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2015, № 2. 4.                 

    5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. Пособие / К. Ю. Ксензова. — М.: Педагогич. общ-во России, 2011.


























55