СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»





Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы»





























Красноярск, 2023


Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические рекомендации, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского и проектного обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же могут быть полезны студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах».



























Автор: студент 3 курса, отделения ПНК, группы 20П-4, Клавдеева П.А. ([email protected])


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

Глава 1. Понятие исследовательской деятельности её специфика, структура и этапы реализации 6

Глава 2. Как выбрать тему исследования? 10

2.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования

2.2 Цели и задачи исследования 13

2.3 Выбор методов исследования………………………………………

Глава 3. Оформление продукта исследовательской деятельности…………

3.1 Оформление паспорта исследования 16

3.2 Критерии оценивания детских исследовательских работ………..

Глава 4. Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС НОО……..

4.1. Презентация проектов……………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В ФГОС НОО от 2009 гг. мы не видели понятия исследовательской деятельности. Мы вычленяли его из образовательных результатов. В ФГОС НОО от 2021 гг. мы уже видим, что в начальной школе уже должны использоваться разнообразные методы, формы, взаимно дополняющие друг друга.

А может ли младший школьник быть исследователем? Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Поэтому для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.





ГЛАВА 1. Понятие исследовательской деятельности её специфика, структура и этапы реализации

Исследовательская деятельность - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.

Цель:формирование познавательной активности, развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • обучать проведению учебных исследований младших школьников

  • развивать творческую исследовательскую активность детей

  • стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам

  • ознакомить с научной картиной мира

  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс

Исследовательская деятельность способствует формированию следующих умений:

  • Видеть проблему;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст.

Алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  • Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы;

  • Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы;

  • Ознакомление с методами исследования;

  • Составление плана работы;

  • Поиск противоречий;

  • Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы;

  • Предзащита работы;

  • Окончательное оформление и защита работы.

Структура и логика исследовательской работы

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же.

Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько.

Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

Процедура защиты

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись [3. c.56]. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.

Глава 2. Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Как выявлять проблемы

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений, назовем их правилами выбора темы:

2.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования

* Тема не должна быть навязана ребенку, она должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

* Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

* Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не следует забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

* Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

* Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

2.2 Цели и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Формирование задачи:

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Формулирование гипотезы исследования

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3. М; Л., 1956]. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, а остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая



2.3 Выбор методов исследования

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

1. Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)

Наблюдение – восприятие и запоминание личностью окружающего мира. (Википедия).

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения, наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение, проводится с помощью тех или иных технических средств).

2. Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

* Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

* Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект, может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.


Глава 3. Оформление продукта исследовательской деятельности

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

Титульный лист

Он является первой страницей и заполняется по образцу.

  • Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

  • Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

  • Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

  • Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

  • В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

Оглавление

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

Введение

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Основная часть

Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение

Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Литература

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

  • копии документов, инструкции

  • схемы, графики, диаграммы, таблицы

  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

  • иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

3.1 Оформление паспорта исследования

После того как весь материал подготовлен, требуется структурировать его и составить паспорт исследования.

Образец составления паспорта

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Статическое электричество в нашей жизни»

2

Актуальность исследования

Каждый человек в современном мире сталкивается с таким явлением, как статическое электричество (или «электричество от трения»). Оно преследует нас везде: в доме, в автотранспорте, при расчесывании волос, при соприкосновении с какими-либо предметами и одеждой. Статическое электричество в быту не формирует мощных зарядов, однако может вызывать неприятности со здоровьем. При длительном нахождении человека в поле такого заряда могут быть вызваны изменения функций центральной нервной системы, а также сердечно - сосудистой системы. Эти функциональные изменения приводят к нарушению сна, потере аппетита, головной боли, повышенной эмоциональности и раздражительности.

Такое электричество считается небезопасным и, поэтому возникает важный вопрос - как избавиться от статического электричества?

3

Проблема исследования

Статическое электричество может пагубно влиять на здоровье человека.


Объект исследования

Статическое электричество

4

Предмет исследования

Влияние электростатических явлений на окружающие предметы и человека

5

Цель исследования

 Рассмотреть процесс возникновения статического электричества примеры и способы его устранения.

6

Задачи исследования

  1. собрать и изучить материал по теме статического электричества.

  2. экспериментально установить причину возникновения статического электричества;

  3. экспериментально (провести опыты) определить возможные способы защиты в быту от статического электричества: доказать что, статическое электричество не наблюдается при высокой влажности.

7

Гипотеза исследования

 Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов

8

Методы исследования

  • изучение и анализ справочной литературы о появлении статического электричества;

  • обработка результатов опроса;

  • проведение опыта;

  • анализ и систематизация полученных данных.

9

Тип исследования (по продолжительности)

краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Организационный:

Планирование деятельности:

1.Анализ источников (интернет-ресурсы, энциклопедия морей, физическая карта мира)

2.Проведение анкетирования.

3.Систематизирование и обработка полученной информации.

4.Проведение опытов.

5.Заполнение дневника исследователя.

Проведение анкетирования учащихся:

Вопрос

2 класс

4класс

1

Знаете ли вы, что такое статическое электричество, электризация?

Да – 14%

Да – 47%

Нет – 86%

Нет – 53%

2

Какой вред приносит статическое электричество?

Никакого – 10%

Никакого – 20%

Неприятные ощущения, когда электризуются волосы, прилипает одежда – 90%

Неприятные ощущения, электризуются волосы, прилипает одежда – 80%

3

Как вы боретесь с неприятными воздействиями статического электричества?

Никак – 60%

Никак – 10%

Применяю воду- 40%

Применяю антистатик или воду- 90%

4

Есть ли польза от статического электричества

Да – 5%

Да – 10%

Нет – 60%

Нет – 40%

Не знаю – 35%

Не знаю – 50%

Анализ текстов про статическое электричество, систематизация полученной информации:

Само слово «электричество», а точнее «электрическая» сила появилось более 2000 лет назад в Древней Греции. Люди заметили, что при взаимодействии янтарного камня с шерстяной тканью, он начинает притягивать к себе мелкие и лёгкие объекты. В переводе с древнегреческого, янтарь означает «электрон», отсюда и пошло название.

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся понятие электричества. Электричество (от лат. electricus) - совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов.

2. Основной:

Проведение опыта на выявление статического электричества разными способами.

Учащимся раздаются материалы: мелко нарезанная бумага, пластмассовая расчёска, воздушный шарик, вода, пластмассовая тарелка, шерстяной шарф.

Ход опыта№1:

На стол выкладывается мелко нарезанная бумага. Ученик пластмассовой расчёской расчёсывает волосы в течение 1 минуты. Затем подносит расчёску к кусочкам бумаги. Бумага должна прилипнуть к расчёске.

-Учащиеся приходят к выводу о том, что при трении пластмассовой расчёски о волосы появляется статическое электричество, с помощью которого притянулась бумага.

Ход опыта№2:

Надуем воздушные шарики и натрём их в течение 1 минуты шерстяным шарфом. Затем снова подносят к нарезанным кусочкам бумаги. Бумага также прилипнет к шарику, как и в предыдущем опыте.

-Учащиеся приходят к выводу о том, что при трении резинового шарика о шерстяной шарф возникает статическое электричество.

Ход опыта№3:

Поместим нарезанную бумагу в тарелку с водой. Затем снова натрём шарик шарфом и поднесём к бумаге.

-Учащиеся делают вывод о том, что наэлектризованный шарик не притягивает мокрую бумагу.

Ход опыта№4:

Немного намочим шарф водой и снова потрём им шарик. Затем поднесём его к сухой бумаге.

-Учащиеся делают вывод о том, что шарик не притягивает сухую бумагу, так как не наэлектризовался об мокрый шарф.

В конце учащимся предлагается:

Заполнить дневник исследователя, зарисовать опыты и записать выводы, сделанные в ходе исследования.

3. Заключительный:

Представление дневника исследователя, в котором представлены результаты опытов и рекомендации по устранению статического электричества.

11

Оборудование для проведения исследования

Пластмассовая расчёска, воздушный шарик, бумага, шерстяной шарф, вода, пластмассовая тарелка.

12

Продукт исследования

дневник исследователя

13

Перспектива исследования

поделиться со своими одноклассниками практическими советами по защите от статического электричества.

14

Используемые источники

интернет-ресурсы, научные статьи, энциклопедии, толковый словарь С. И. Ожегова


3.2 Оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов (+/-)

  1. Верно выделена проблема исследования

  2. Тема сформулирована корректно

  3. Представлена актуальность исследования

  4. Цель соответствует теме исследования

  5. Задачи соответствует цели исследования

  6. Правильно выделена гипотеза исследования

  7. Соблюдена структура и логика исследования

  8. Верно подобраны методы для исследования

  9. Представлен продукт исследования

  10. Использование научной терминологии

  11. Сделаны корректные выводы после проведения исследования

  12. Демонстрирует свободное владение содержанием

  13. Составлен план исследования

  14. Заключение соответствует теме и цели исследования

  15. Представлена перспектива исследования

16.Представлен способ обработки данных (таблица, график, диаграмма)













Глава 4. Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

• Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

• Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

• Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

• Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

• «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

• Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

• Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом.

Этап

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач.

Организационный

А) Определение источников необходимой информации.

Б) Определение способов сбора и анализа информации.

В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности.

Практический

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта.

Презентационный

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Аналитический

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.


Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • описание исследования;

  • заключение (результаты исследования).

Введение должно содержать:

  • описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

  • описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

  • обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

  • цель и задачи для проведения исследования;

  • гипотезу исследования;

  • перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

  • план этапов выполнения исследовательской работы;

  • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

  • собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт. Перечень возможных выходов проектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.




4.1. Презентация проектов

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия.

Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 мая 2021 г. №286

  2. Ефремова Т.Ф., Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000г

  3. Жакулина И.В., Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

  4. Запрудский Н.И., Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г.

  5. Залуговская В.М., Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

  6. Мастрюков А.В., Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13).

  7. Матяш Н.В., Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

  8. Малиновская Е.А., Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

  9. Островская И.Ю., Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г.

  10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г.

  11. Поливанова К.Н., Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011.

  12. Поляк Н.С., Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

  13. Прохорова О.Г., Методические рекомендации по организации по содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г.

  14. Турчен Д.Н., Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г

  15. Самсонова В.П., Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

















20