Методические рекомендации по использованию учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку
В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернет в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения.
Чтобы идти в ногу со временем, учитель иностранного языка должен владеть основами информационных технологий.
Прежде всего, учителю необходимо:
Использовать на уроках Интернет-технологии (электронная почта, общение в форумах, посещение Интернет-ресурсов) для того, чтобы создавать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала, и вырабатывать адекватное поведение.
Активно использовать мультимедийные учебники на разных уровнях обучения.
Применять на уроках обучающие компьютерные программы, с помощью которых можно изучать лексику, отрабатывать произношение, обучать диалогической и монологической речи, письму, отрабатывать грамматические явления, а, следовательно, существенно повысить уровень информационной культуры учеников.
Обладать рядом необходимых умений в информационной сфере, чтобы развивать информационную культуру учащихся.
Создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.
Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся.
Организовать весь учебный процесс, решить извечную проблему «слабый - сильный ученик в одном классе».
Реализовать разнообразные дидактические задачи.
Для поиска нужных учебных сайтов учитель может воспользоваться следующей памяткой:
зайти на поисковый сервер, например на www.yahoo.com. Для этого необходимо нажать мышкой на кнопку Open и в появившемся окошке ввести адрес сервера, а затем нажать кнопку Enter на клавиатуре;
в строку поиска ввести подробное и грамотное описание исследуемого вопроса, максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой;
выбрать нужный сайт из найденных;
найти необходимую информацию в нем;
при необходимости добавить сайт в закладки, а именно выбрать на панели инструментов Закладки - Добавить страницу в закладки.
Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.
Сайт «Виртуальная реальность» () - это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.
И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в классе сейчас набирают ход. Таким образом, путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.
Cайт City Net () делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с ее особенностями.
Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по Лондону, можно отправиться со станции метро Холланд Парк и ехать до остановки Холборн. Программа определяет, что на это потребуется примерно 20 минут, показывает, какие станции будут на пути и к каким достопримечательностям можно попасть, если выйти там в город. Именно по этому маршруту можно попасть в Британский Музей. Отчет может иметь форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним станции метро.
America's homepage http://www.infospace.com/info.USA/ - путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев.
Таким образом, учитель может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию, или можно дать задание - найти информацию ученикам, но, разумеется, определив сферу поиска. [13;43]
В качестве иллюстрации наглядного применения Интернет-ресурсов можно привести пример урока для 8 класса по теме «Здоровое питание» по учебнику «English-8» Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Целью данного урока будет развитие навыков речи через практическое использование приобретенных знаний для обеспечения коммуникативных потребностей.
Помимо этого перед учителем стоит ряд задач:
образовательная задача: расширение лингвистического и общего кругозора, расширение знаний учащихся о здоровом питании;
воспитательная задача: воспитание у учащихся уважительного отношения к своему организму для его полноценного развития;
развивающая задача: развитие умения выделять главное, умения давать личностную оценку; речевого внимания и языковой догадки; способности выражать собственное мнение; готовности к коммуникации на основе предложенного речевого материала.
Для проведения урока учителю понадобятся компьютеры с выходом в Интернет.
Познавательный урок английского языка должен включать в себя все виды речевой деятельности, и для усвоения этих навыков, лучше всего обращаться к носителям языка. Учащиеся рассаживаются по одному человеку за компьютер, надевают наушники и погружаются в англоговорящую среду.
Для того чтобы обучающиеся смогли назвать тему урока, как требуют ФГОС, учитель даёт детям задание – отправиться в виртуально созданный магазин и купить необходимые продукты питания по списку покупок. Как только учащиеся оказываются в магазине, перед ними встаёт проблема: выбрать необходимые продукты. Однако новую лексику они не знают, а, значит, им предстоит обратиться к продавцу-консультанту за помощью. Продавец-англичанин интересуется у учащихся, что они хотят узнать. Учащиеся, развивая навыки говорения, должны составить предложение из представленных на экране слов, чтобы спросить у продавца, что за продукт у них в руках.
-Good morning/arternoon. What can I help you with?
-What is this product? What's that? Is this…?
Как только необходимые продукты куплены, дети начинают сверяться со списком покупок. Так они узнают новые слова, которые необходимо изучить на уроке.
В ходе проблемного обучения учащиеся понимают тему урока, которая связана с полезным питанием. Вместе с этим ученики развивают навыки аудирования и говорения.
Во втором задании учащиеся отправляются в кафе. Там им необходимо изучить меню и состав блюд и сделать заказ. Официант спрашивают у учащихся на английском языке, что бы они хотели заказать. Ученики должны устно сделать заказ, употребляя новую лексику.
- Good morning. Can I take your order?
- Yes, I want…/No Later.
В случае если учащиеся ещё не готовы сформулировать свои мысли, они могут ответить отрицательно на вопрос официанта. В этом случае официант подойдёт спустя несколько минут.
Как только заказ принят, учащиеся попадают в общую чат-конференцию, где они совершенствуют навыки письма, общаясь между собой и обсуждая тему урока.
Когда заказ будет готов, учащиеся должны устно поблагодарить официанта. После чего они покидают кафе и оказываются в видео-конференции Ученики совместно посещают сайт http://www.alleng.ru/engl-top/148.htm и изучают текст. После чего идёт совместное с учителем обсуждение возникших проблем. И для того, чтобы закрепить усвоенный материал и продолжить практиковаться в навыках устной речи, ученики отвечают друг другу в видео-конференции на вопросы по теме «Здоровое питание»:
1. What nutrients do you know?
2. Should we eat fats less or more?
3. Where are there many fats? In sweets? In vegetables?
4. Does the meal change its structure when it’s ready? Are there any vitamins then?
5. Can the food be produced with the help of chemicals and additives?
6. What products should we eat constantly?
Как только задание будет выполнено, учитель задаёт учащимся домашнее задание.
Если в ходе урока ученики неправильно произносят слово несколько раз подряд, онлайн-помощник в лице продавца или официанта переспрашивает их, называя слово правильно. Как только предложение будет произнесено с верной интонацией и с верными звуками, ученик продолжает выполнять задание.
Если же ошибки возникают в процессе составления письменного предложения, то онлайн-чат предлагает правильную формулировку предложения.
После того, как все задания будут выполнены, программа показывает оценку, которую получил учащийся в течение урока.
По итогам вышеизложенного, можно отметить, что урок с применением Интернет-технологий становится более интересным для учащихся. Учащиеся принимают активное участие в ходе урока, выполняя задания, предоставленные учителем. Любой урок английского языка становится интереснее и увлекательнее благодаря инновационным Интернет-ресурсам. Помимо устного восприятия информации ученики также воспринимают её и визуально. Создавая для детей ситуации, в которых они могут оказаться и в реальной жизни, учитель интегрирует образовательный процесс и будущее учащегося. В условиях проведения урока с применением Интернет-ресурсов, стоит уделять внимание всем видам речевой деятельности и развивать их совместно.