СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы


















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Смолина Маргарита Павловна – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

























Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

























ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

    2. Типичные ошибки при проведении исследования

Примеры ошибок в детских исследовательских работах

    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ

    2. Паспорт исследования №1 «Говорите грамотно!»

    3. Паспорт исследования №2 «Кристально-чистая вода»

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

2.2. Проектная задача №1

2.3. Проектная задача №2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ














РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская деятельность занимает одно из главнейших мест в учебной деятельности детей. В современной школе позиция ребенка рассматривается как позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализация цели и анализ результата. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и, по возможности, ведет учеников на пути открытия.

Исследование — творческая и систематическая работа, направленная на увеличение объема знаний. [https://cyclowiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 ]

А.С. Обухов считает, что исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. [Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С. 132.]

А.В. Леонтович говорит о том, что исследовательская деятельность учащихся ̶ деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. [Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf ]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) задает в п. 42.1. раздела IV необходимость формирования у младших школьников базовых исследовательских действий:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Также в этом же пункте ФГОС НОО предъявлены требования к работе с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

[Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ ]

Выбранная тема имеет значение для организации сегодняшнего образовательного процесса. Требованием ФГОС НОО обучающиеся должны творчески и самостоятельно принимать решения проблем. Для достижения этой цели может помочь исследовательская деятельность.

Целью исследовательской деятельность в начальной школе является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Следовательно, для достижения цели ставятся следующие задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Зубова О.А. в своей статье выделяет два вида исследований.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

В ходе проведения исследовательской деятельности обучающийся проходит через следующие этапы:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Для реализации первого этапа исследовательской деятельности учитель помогает выбрать обучающемуся, интересующую его тему. Сначала учитель задаёт вопросы, а затем выбирается тематика и определяется тема. Темы бывают следующие:

  • фантастическая (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальная;

  • изобретательская;

  • теоретическая.

В ходе проведения исследовательской деятельности у обучающихся формируются исследовательские умения, которые выделял Александр Ильич Савенков:

  • видеть проблемы

  • задавать вопросы

  • выдвигать гипотезы

  • давать определения понятиям

  • классифицировать

  • сравнивать

  • наблюдать

  • проводить эксперименты

  • делать выводы и умозаключения

  • устанавливать причинно-следственные связи

В проведении исследовательской деятельности также принимают участия родители и учитель.

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Таким образом, принимая участия в исследовательской деятельности, обучающийся становится активным, начинает творчески мыслить. Главное помочь ребёнку и направить его на открытие нового знания для себя.

    1. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Исследовательская работа обучающегося начинается с выбора темы исследования. Существует несколько способов выбора темы исследования:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Каждая тема исследования имеет проблему. Для развития умения видеть проблему можно использовать следующий способ - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Темы исследования условно делятся на 3 группы:

  • Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

При выборе темы исследования выделяются некоторые правила:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна.

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

При выборе темы для своей исследовательской работы ребёнок может допустить ошибки.

Например, в статье Ирины Юрьевны Островской выделены следующие типичные ошибки и примеры:

  • слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»);

  • тема исследования сформулирована слишком широко («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.).

Также типичные ошибки при выборе темы исследования выделяла Н.А. Семенова:

  • неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»);

  • тема не соответствует содержанию («Микроскоп» – тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб – всему голова» – о пословицах и поговорках).

Следующим этапом определяется цель исследования и задачи. Цель исследования – это значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим.

Выделяются следующие требования к цели:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Для постановки цели можно выделить рекомендации, которые помогут определить цель вашего исследования:

  • Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  • Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  • Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  • Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  • Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Далее выделяются конкретные операции, которые помогут достигнуть цель:

  • выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  • создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

  • смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

При определении цели можно совершить следующие ошибки:

  • отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

  • цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

  • цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

  • не явная логическая цепочка «проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Для достижения цели выдвигаются задачи, при их формулировке также можно допустить ошибки:

  • формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

  • количество задач более 5-ти;

  • нарушена логическая последовательность задач.

Для проведения исследования обучающимися выдвигается гипотеза. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. К гипотезе выдвигаются следующие требования:

  • содержать предположение;

  • быть проверяема, подтверждена;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемая или доказуемая.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку.

При формулировке гипотезы можно допустить следующие ошибки:

  • гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

  • не содержит предположение;

  • не соответствует фактам по теме исследования.

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

Попробую найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Следующим этапом будет оформление продукта исследовательской деятельности. Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Выделяются следующие исследовательские умения:

  • самостоятельно проводить исследования с применением современных методик;

  • анализировать полученные результаты;

  • сравнивать их с литературными данными;

  • делать правильные и обоснованные выводы;

  • правильно оформлять свою работу.

Исследовательская работа оформляется в научном стиле, имея свои особенности:

  • Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте.

  • Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики.

  • Объективность – изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

  • Ясность – умение писать доступно и доходчиво.

  • Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

Каждая часть исследовательской работы имеет свою структуру.

Введение:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему;

  • постановка проблемы – обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат;

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.

Основная часть:

  • Основная часть может содержать 2-3 главы.

  • Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование.

  • Главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования.

  • В конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

  • Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение:

  • Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен.

  • Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован.

  • В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список литературы:

  • Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников).

  • Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников.

  • Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц.

  • Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение:

  • Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы.

  • К приложениям относят:

- копии документов, инструкции;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

- иллюстративный материал;

  • Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

Типичные ошибки при оформлении исследовательских работ:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Тема соответствует возрастным особенностям.

1-0

1-тема соответствует возрасту

0-тема не соответствует возрасту

2.Верно сформулирована тема исследования.

1-0

1-тема сформулирована верно (не кратно, не широко)

0-тема сформулирована неверно

3.Проблема сформулирована в соответствии с темой исследования.

1-0

1-проблема соответствует теме

0-проблема не соответствует теме

4.Цель исследования соответствует теме.

1-0

1-цель соответствует теме

0-цель не соответствует теме

5.Задачи исследования соответствуют цели.

1-0

1-задачи соответствуют цели

0- задачи не соответствуют цели

6.Задачи сформулированы структурированно.

1-0

1-последовательность прописанных задач, ведёт к достижению цели

0-последовательность задач нарушена

7.Верно сформулирована гипотеза.

1-0

1-верно сформулирована гипотеза

0-неверно сформулирована гипотеза

8.Литература подобрана в соответствии с темой исследования.

1-0

1-литература подобрана в соответствии с темой работы

0-литература подобрана неверно

9.Методы в работе соответствуют возрасту.

1-0

1-используемые методы соответствуют возрасту

0- используемые методы соответствуют возрасту

10.Верно оформлен вывод исследовательской работы (подтверждена/опровергнута гипотеза, достигнута/не достигнута цель)

1-0

1-вывод оформлен верно

0-вывод оформлен неверно

11.Работа выстроена структурно и логично.

1-0

1-работа имеет структуру и логику

0-в работе нарушена структура

12.Данные работы представлены разными способами (в работе имеются рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.).

1-0

1-в работе есть рисунки, диаграммы, таблицы и т.д.

0-в работе не используются разные способы представления информации

13.Продемонстрирована грамотность письменной речи.

1-0

1-в работе отсутствуют грамматические ошибки

0-в работе есть грамматические ошибки

14.Оформление работы в соответствии с требованиями.

1-0

1-оформление работы соответствует техническим требованиям

0-оформление работы не соответствует техническим требованиям

15.В работе использован научный стиль речи.

1-0

1-вся работа написана с использованием научного стиля речи

0-в работе используется не только научный стиль речи

    1. Паспорт исследования №1 «Говорите грамотно!»

Данный паспорт является моей личной разработкой

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Говорите грамотно!»

2

Актуальность проекта

Люди редко задумываются над правильным произношением слов или грамматической нормой.

3

Проблема исследования

Почему при произношении слов иногда люди делают ошибки в ударении?

4

Объект исследования

Речь учащихся.

5

Цель исследования

(для учителя)





(для обучающихся)



Создание условий для знакомства учащихся с грамотным произношением слов и правильным обозначением ударений в словах.

Знакомство с грамотным произношением слов, правильным обозначением ударением в словах.

6

Задачи исследования

(для обучающихся)


1) Сформулировать понятия «культура речи», «ударение»;

2) Познакомиться с орфоэпическим словарем;

3) Создать индивидуальные памятки - буклеты «Говорите правильно!» со словами, в которых наиболее часто делаются ошибки в ударении.

7

Гипотеза исследования

Нормы ударения нарушаются людьми из-за их незнания, а также потому что не придают должного значения правильности речи.

8

Методы исследования

Наблюдение, анализ, синтез

9

Тип исследования

  1. (по продолжительности)

  2. (по организационной форме)



  1. (по содержанию)



Краткосрочный



Индивидуальный





Монопредметный

10

Этапы реализации проекта, и их описание


Цель исследования: Создание условий для знакомства учащихся с грамотным произношением слов и правильным обозначением ударений в словах.

Ход исследования:

Подготовительный этап: предварительная беседа о культуре речи, ударении в словах; определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта.

Аналитический этап: сбор всей информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта; пошаговое планирование этапов проекта.

Практический этап:

- Знакомство с орфоэпическим словарем;

- Создание индивидуальных памяток – буклетов «Говорите грамотно!» со словами, в которых наиболее часто делаются ошибки в ударении.

Рефлексивный этап: проведение презентации проекта, (показ буклетов) рефлексия.

11

Оборудование для проведения исследования

Орфоэпический словарь, материал для составления памяток – буклетов «Говорите грамотно!».

12

Продукт исследования

Памятки - буклеты «Говорите грамотно!» со словами, в которых наиболее часто делаются ошибки в ударении.

13

Перспектива исследования

Создание условий для формирования понимания, почему важно ставить ударение в словах.

14

Используемые источники

Интернет-ресурсы, орфоэпический словарь.

    1. . Паспорт исследования №2 « Кристально чистая вода»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Кристально-чистая вода»

2

Актуальность исследования

В наше время всё меньше чистой воды. Водоёмы загрязняются из-за отдыхающих на пляжах людей, выбросов заводов и других факторов.

Я со своей семьёй и друзьями часто ходим в походы. Иногда мы уходим надолго, и питьевая вода заканчивается. Вокруг есть реки, озёра и ручьи, но вода в них грязная. Хотелось бы найти самый эффективный способ очистки воды.

3

Проблема исследования

Как очистить воду в походе?

4

Объект исследования

Вода

4.1

Предмет исследования

Способы очистки воды

5

Цель исследования

Для учителя: сформировать у обучающегося исследовательские умения посредством включения в исследовательскую деятельность.

Для ученика: выявить самый эффективный способ очистки воды в походных условиях.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Изучить проблему загрязнения воды.

2.Изучить способы очистки воды.

3.Выделить способы очистки воды, применимые в походных условиях.

4.Провести эксперимент.

5.Сделать вывод, на основе проведенного эксперимента, о самом эффективном способе очистке воды.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что самый эффективный способ очистки воды – это кипячение.

8

Методы исследования

Анализ литературы, эксперимент, анализ и обобщение

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно (окр.мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: Изучить проблему загрязнения воды.

2. Теоретический: Изучить способы очистки воды; Выделить способы очистки воды, применимые в походных условиях.

3. Практический: проведение эксперимента

4. Аналитический: анализ полученных данных

5. Презентационный: представление памятки для туристов «кристально-чистая»

6. Рефлексивный: проведение самоанализа

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить самый эффективный способ очистки воды в походных условиях.

Ход исследования:

1.Способ «Угольный фильтр»

2.Способ «Испарение из влажной листвы»

3. Способ «Кипячение»

В ёмкость для кипячения наливается грязная вода. И над ёмкостью натягивается полиэтилен, таким образом, чтобы пар скатывался по полиэтилену в ёмкость для чистой воды.

4. Способ «Капиллярность воды»

12

Оборудование для проведения исследования

Грязная вода из рек, стаканчики, ёмкость для нагревания воды, полиэтилен, камень, угольный фильтр, бинт

13

Продукт исследования

Памятка для туристов «кристально-чистая»

14

Перспектива исследования

Применение на практике, поход в туристические клубы для раздачи информации.

15

Используемые источники

  1. https://surviva.ru/vyzhivanie/tips-vyzhivanie/17-sposobov-ochistki-vody-v-prirodnyh-usloviyah-kak-profiltrovat-i-obezzarazit-vodu-v-pohode?utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F

  2. https://www.barrier.ru/encyclopedia/ochistka-pitevoy-vody/



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

(Г.К. Селевко)

Место проектной деятельности в современном начальном образовании

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании.

Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий.

Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Показатели готовности учащихся к проектной деятельности

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Виды проектов :

По комплексности можно выделить два типа проектов:

  • Монопроекты

  • Межпредметные проекты

По характеру контактов между участниками:

      • внутриклассными;

      • внутришкольными;

      • региональными;

      • межрегиональными;

      • международными.

По продолжительности:

  • Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Требования к проекту:

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности :

  • Выбор формы продукта проектной деятельности.

  • Презентация проектов.

Отличие проектов от исследования :

  • Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

  • Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Сравнительная таблица:


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

только работа в группе, в паре

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация




5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт


6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

не предсказуем


реальный продукт, который можно представить другим


7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

-рефлексировать

-целеполагать

-планировать

-моделировать

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

большой объём разнородного материала предоставляет учитель

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс

Подростковая школа









    1. Проектная задача №1

Паспорт проектной задачи « В гости к нам идет Весна!»

Тип проектной задачи

межпредметная (окружающий мир литературное чтение ) , одновозрастная

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проектная задача может использоваться в качестве обобщения и закрепления знаний учащихся 1-го класса в конце третьей четверти.

Дидактические цели проектной задачи


1. Обобщение и систематизация учащимися знаний по теме «В гости к нам идет Весна!»

2. Формирование навыков учебного сотрудничества учащихся.

3. Работа над формированием действия контроля и оценки.

Воспитание самостоятельности и способности организовывать рабочее место.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


-использование детьми предметных знаний в нестандартных ситуациях;

- работа со справочным материалом;

- соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала;

- высказывание собственной точки зрения;

- публичное выступление;

- работать в группе

- умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

- умение работать со справочным материалом, выделять из него необходимую информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решению данной задачи;

- коммуникативные умения при работе в малой разновозрастной группе и их влияние на конечный результат.

Планируемые результаты


Показ навыков усвоения предметного материала «Окружающий мир»

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях

Умение создавать конечный «продукт»

Составленные страницы к журналу «В гости к нам идет весна!»

владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

- умение действовать согласно инструкции;

Проектный продукт

Страницы для журнала о времени года весна

Критерии оценивания


При подведении итогов работы оценивается: (0-2)

- правильность выполнения отдельных заданий;

-получение конечного продукта ;

-проявление навыков сотрудничества


    1. Проектная задача №2 , составитель данной проектной задачи : Угайнова Наталья, студентка группы 21П-7.


Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, окружающий мир, литературное чтение) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится во 2 классе, 4 четверть

Дидактические цели проектной задачи

1. Комплексное использование освоенных языковых и естественнонаучных способов действий в модельной ситуации.

2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

Окружающий мир:

− умение определять растения, грибы и насекомых с помощью

атласа - определителя и других справочных материалов;

− знание объектов природы, за которыми можно наблюдать летом.

Русский язык:

-умение правильно написать названия растений.

Литературное чтение:

-умение работать с разными видами текстовых заданий (загадки,

ребусы);

- умение создавать собственный текст для презентации конечного

«продукта».

Метапредметные:

- работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

− работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию;

− умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемые результаты

Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создавать конечный «продукт».

Проектный продукт

Составленный рассказ по своей картине «Впереди лето!»

Критерии оценивания

Оценивается:

- представление в разных формах и разных частях работы содержательный материал;

- правильность выполнения предметных заданий;

- продуктивность взаимодействия обучающихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при создании конечного продукта.

- создание иллюстративного материала.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ :


В заключении хочется отметить, что данные виды работ возможно и кажутся сложными в организации, у учителя действительно могут возникнуть сложности, но они очень важны для формирования метапредметных результатов у учащихся начальных классов, а также развитию их познавательного интереса. После проведения представленных работ можно заметить какая разница будет между учениками до использования данных видов работ и после. А также данные виды работ являются эффективными средствами для достижения конкретных метапредметных результатов обновленного ФГОС НОО, а точнее базовых исследовательских действий.















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1.[https://cyclowiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5]

2. [Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С. 132.]

3. [Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf ]

4. (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ ]