СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по осуществлению контрольно-оценочной деятельности педагога в учреждении дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые методические рекомендации составлены на основе изученного опыта контрольно-оценочной деятельности педагогов дополнительного образования, а также результатов проведенного исследования «Анализ контрольно-оценочной деятельности педагогов в учреждениях дополнительного образования детей». Цель: помощь студентам, получающим специальность педагог дополнительного образования в вопросах проведения контрольно-оценочной деятельности обучающихся в дополнительном образовании, а также педагогам, которые сталкиваются с трудностями или ищут эффективные методы контрольно-оценочной деятельности на занятиях в рамках дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по осуществлению контрольно-оценочной деятельности педагога в учреждении дополнительного образования»

Использование форм, методов контроля и оценки, форм фиксации оценивания достижений обучающихся в практике педагога дополнительного образования


Анализ анкет педагогов дополнительного образования выявил интересные тенденции в подходах к оценке достижений обучающихся. Рекомендации ниже направлены на оптимизацию системы оценивания и повышения эффективности процесса обучения.

Некоторые формы контроля в дополнительном образовании:

  • Анкетирование. Опрос в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

  • Викторина. Совокупность не менее десяти вопросов (устных или письменных) по определённой тематике, на которые необходимо дать краткие и ёмкие ответы.

  • Выставка. Форма итогового контроля, которая определяет уровень мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов.

  • Защита проекта. Обучающийся представляет разработанный проект в коротком докладе (7–10 минут).

  • Наблюдение. Позволяет педагогу получить полные данные об обучающемся: уровень его знаний, умений по предмету, отношение к обучению и другое.

  • Олимпиада. Форма итогового контроля, которая проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей.

  • Опрос. Устный и письменный, позволяет не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

  • Соревнование. Учебные, познавательные конкурсы, которые основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции.

  • Тестирование. Система заданий возрастающей трудности, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Методы контроля в дополнительном образовании могут включать:

  • Педагогическое наблюдение.

  • Педагогический анализ результатов: анкетирование, тестирование, зачёты, опросы, выполнение диагностических заданий, участие в мероприятиях и другое.

  • Решение задач поискового характера.

  • Активность обучающихся на занятиях.

Педагог самостоятельно определяет виды и формы контроля, целесообразность его проведения в зависимости от специфики дополнительной общеобразовательной программы. 

Методические рекомендации по использованию форм и методов контроля в дополнительном образовании:

  • Определить образовательную цель. Нужно ответить на вопросы: что будут выявлять и оценивать, как будут отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей, какие показатели воспитанности будут отслеживать.

  • Разработать систему контроля. Она должна включать пакет диагностических методик: описание форм различных этапов контроля (предварительного, текущего, тематического и итогового), инструкции и методические рекомендации по их применению.

  • Использовать разнообразные формы контроля. Это обеспечит выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повысит интерес учащихся к его проведению и результатам. Некоторые формы контроля: анкетирование, викторина, выставка, защита проекта, наблюдение, олимпиада, собеседование и другие.

  • Использовать оптимальные формы контроля. Они должны быть оптимальными по затратам материалов, сил и времени педагога. Важно применять простые и ёмкие показатели, сбор данных по которым не будет слишком обременительным.

  • Проводить контроль систематически. Его нужно осуществлять на всех этапах процесса обучения, сочетать с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

Методические рекомендации по использованию форм и методов оценки учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:

  • Разработать критерии освоения программ на каждом этапе обучения. Они будут служить «стандартом» для диагностики достижений учащихся в конце учебного года или всего срока обучения. Критерии должны включать предметные результаты (знания, умения и навыки), метапредметные результаты (учебные действия) и личностные результаты.

  • Использовать технологию оценки уровня компетентности учащегося. Она позволяет определять уровень компетентности учащегося (высокий, средний, низкий).

  • Отслеживать динамику личностного развития детей по таким направлениям, как организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные свойства личности (самооценка, интерес к занятиям, творческий потенциал), поведенческие характеристики (тип сотрудничества, конфликтность).

  • Использовать разнообразные формы и методы оценки. Они зависят от возраста обучающихся, направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы. Некоторые из них: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные занятия, практические работы, зачёты, выставки, отчётные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад и другие.

  • Фиксировать результаты. С помощью таблиц, карт развития ребёнка, дневников наблюдения, карт самооценки учащихся и оценки компетентности учащегося педагогом и других инструментов.

  • Делать оценку интересной и увлекательной для обучающихся. Это могут быть игра, конкурс мастерства, викторина и другие.

  • Подбирать формы диагностики. Так, чтобы обучающийся видел свой «рост», ступени своего развития, ему было очевидно, что он продвинулся в своём развитии. 

Некоторые формы фиксации учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании: протоколы аттестации учащихся; творческая книжка; портфолио; табель умений; книга личных достижений; лестница успехов; значки, грамоты.

Методические рекомендации по использованию форм фиксации учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:

  • Учитывать разнообразие форм. Подходы и методики оценивания и фиксирования достижений обучающихся в дополнительном образовании зависят от возраста обучающихся, направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.

  • Продумать форму оценки. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «плохо» или «хорошо».

  • Использовать портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определённый период его обучения. При работе с портфолио обучающийся осознаёт, как происходит процесс обучения, оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение.

  • Применять систему рейтинга. Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые.

  • Использовать различные нецифровые формы оценивания. Это может быть вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звёзды, конфеты, открытки и пр.).

  • Учитывать принцип добровольности. Учащийся сам решает, какие документы и материалы он помещает в папку личных достижений.

  • Соблюдать принцип профильности. Из общей массы имеющихся материалов и документов отбирают ту часть, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).

Выбор форм фиксации зависит от направленности программы, её профиля и содержания предмета изучения. Также в дополнительном образовании дети могут предъявлять свои достижения в различных формах: на персональных выставках, стендах авторских работ, творческих конкурсах, ярмарках, фестивалях, концертах, публичных защитах, презентациях и других мероприятиях.


Организация и проведение фронтальной, групповой, и индивидуальной формы контроля учебных достижений обучающихся


Анализ ответов педагогов дополнительного образования на вопрос о применении фронтальной, групповой и индивидуальной форм контроля позволяет выявить наиболее часто используемые подходы и, соответственно, сформулировать рекомендации по их оптимизации.

  1. Рекомендации к использованию индивидуального контроля учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:

⦁ Разработка индивидуальных планов обучения, задач, тестов и заданий, адаптированных к потребностям и способностям каждого учащегося. Применение гибких критериев оценки, учитывающих индивидуальные достижения и трудности. Важно использовать эту форму контроля не только для диагностики, но и для обратной связи, направленной на развитие каждого ученика.

⦁ Проводить корректирующие мероприятия для заполнения пробелов. Необходимо определить, какие темы или навыки вызывают затруднения у отдельных учащихся и разработать индивидуальные планы поддержки.

⦁ Использовать индивидуальный контроль как инструмент для оценки индивидуального творческого подхода, креативности и самостоятельности мышления. Например: подробные отзывы на проекты, работы, высказывания.

  1. Рекомендации к использованию группового контроля учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:

⦁ Планировать групповые занятия с учетом повторения, обобщения и систематизации материала. Это позволяет учащимся связывать отдельные знания в целостную картину и углублять понимание изучаемого материала.

⦁ Организовывать групповые дискуссии, мозговые штурмы, различные задания, где учащиеся могут сравнивать и анализировать различные методы решения задач.

⦁ Подбирать задачи, стимулирующие обсуждение и анализ различных подходов к решению. Создавать условия для сотрудничества и обмена идеями.

  1. Рекомендации к использованию фронтального контроля учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:

⦁ Использовать разнообразные методы фронтального контроля – опрос, блиц-опросы, тесты, короткие задания, которые проверяют общее понимание темы.

⦁ Использовать фронтальный опрос для выявления пробелов в знаниях, которые могут помешать усвоению нового материала. Проведение диагностических опросов или тестов для оценки готовности группы к усвоению следующей темы.

Проводить мониторинг эффективности применения каждой формы контроля, анализируя результаты обучения учащихся. Педагогам стоит экспериментировать с различными методиками, чтобы улучшить процесс обучения.


Пути решения проблем педагога дополнительного образования при осуществлении контрольно-оценочной деятельности


Анализ ответов педагогов дополнительного образования выявил ряд проблем в контрольно-оценочной деятельности, а также показал активное использование ИКТ. Рекомендации ниже направлены на решение выявленных проблем и повышение эффективности процесса обучения.

  1. Проблема субъективизма оценивания учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:

  • Разработать и применять четкие, объективные критерии оценки достижений обучающихся по различным формам работы. Критерии должны быть прозрачными, доступными и понятными для всех участников.

  • Использовать различные методы оценки, например, портфолио, самооценку, взаимооценку, где возможно.

  • Проходить обучение методам объективного оценивания, проведения корректных оценочных мероприятий. Использование инструментальных средств для оценки, например, тестирование.

  1. Проблема необязательности посещения в дополнительном образовании.

Проблема непосредственно влияет на эффективность контрольно-оценочной деятельности в данном виде образовательной деятельности.

  • Вводить своевременную и информативную рекламную кампанию, чтобы родители и обучающиеся осознавали ценность и преимущества дополнительного образования.

  • Разрабатывать индивидуальные траектории обучения, учитывающие интересы и потребности каждого участника, чтобы повысить их заинтересованность и вовлеченность.

  • Внедрять систему поощрений и мотивационных программ, таких как награды, сертификаты, дополнительные блага, стимулирующие регулярное посещение.

  • Создавать комфортную и дружественную атмосферу на занятиях, чтобы обучение было интересно и приятно, что способствует формированию ответственности за посещение.

  • Вовлекать родителей в процесс, регулярно информируя их о прогрессе и поощряя контроль посещаемости дома.

  • Внедрять гибкий график или сообщения напоминаний о предстоящих занятиях для повышения удобства и ответственности участников.

  • Проводить мониторинг и обратную связь, выявляя причины пропусков и работая над их устранением.

  • Внедрять элементы геймификации, вовлекая обучающихся в игровые активности, чтобы сделать посещение более привлекательным.

  • Оказывать поддержку и консультирование по вопросам мотивации и трудностей, связанных с посещением.

  • Закреплять значимость дополнительного образования через участие в конкурсах, выставках, мероприятиях, для повышения внутренней мотивации обучающихся.

Для повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности необходимо рассматривать возможность внедрения мер, стимулирующих обязательное или более мотивированное участие участников в дополнительных образовательных программах. Это обеспечит более точную и объективную оценку результатов, а также повысит качество и результативность системы дополнительного образования в целом.

  1. Проблема введения электронного журнала в дополнительном образовании:

Рассмотрев основные аспекты проблемы, автор предлагает пути их решения:

  • Ознакомьтесь с нормативными документами, регламентирующими использование электронных журналов в ДО (`государственные стандарты, методические рекомендации`).

  • Узнайте специфические требования вашего учреждения или региональных органов управления образованием.

  • Пройдите обучение по работе с выбранной системой электронного журнала.

  • Посетите семинары, вебинары или курсы для педагогов по внедрению электронных технологий в образование.

  • Начинайте вводить данные по группам и ученикам поэтапно.

  • Используйте подготовленные шаблоны для облегчения заполнения журналов.

  • Регулярно обновляйте информацию и проверяйте корректность данных.