ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЫБОРГСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА»
Методические указания по выполнению
экономической части дипломного проекта
для специальности: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Выборг- 2018 г.
Организация – разработчик ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
Разработчик: Кошелева С.В.., преподаватель специальных дисциплин.
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
Зам. директора по УР заседании ПЦК по направлению
_____________ (Воронова Н.С.) подготовки 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»
«__»__________ 20___г. Протокол № ___ от «___»________ 20__ г.
Председатель ПЦК _____________
(____________________)
Оглавление
1. Рекомендации по написанию экономической части дипломного проекта 4
2. Основная часть 6
3. Расчёт экономической эффективности 9
реконструкции зоны текущего ремонта (ТР) 9
4. Расчет сметы затрат и себестоимости технического обслуживания 13
5. Расчет эффективности мероприятий по внедрению новой техники и разработки устройств (приспособлений) 20
6. Расчёт себестоимости и экономической целесообразности восстановления детали разработанным технологическим процессом 24
Список литературы 29
1. Рекомендации по написанию экономической части дипломного проекта Экономическая часть дипломного проекта содержит экономическое обоснование проектных предложений и составляет 10-15% от объема пояснительной записки.
В зависимости от содержания темы, а также от того, какой раздел дипломного проекта (научное исследование, проектная часть, технологическая разработка или конструкционные решения) является ведущим, будут складываться конкретные особенности экономического обоснования.
В дипломном проекте разрабатывается определённое техническое мероприятие, которое должно иметь экономическое обоснование.
Экономическое обоснование такого мероприятия должно содержать расчеты, которые показывают, что благодаря его внедрению снизится себестоимость того или иного производственного процесса или, в связи с улучшением качества увеличиться долговечность агрегата, узла или деталей и их ходимость, что в свою очередь снизит себестоимость перевозок.
При разработке данного проекта необходимо рассчитать:
- расчет себестоимости технического обслуживания;
- показатели экономической эффективности реконструкции зоны ТР.
- расчет затрат проектирование нового участка на СТО и его возможной окупаемости;
- расчет эффективности мероприятий по внедрению новой техники;
- расчет себестоимости экономической целесообразности восстановления деталей;
-
На основании этих расчетов делается вывод о целесообразности реального использования тех или иных проектных разработок.
Для разработки проекта цеха, участка или его реконструкции в период преддипломной практики необходимо собрать информацию, отражающую технико-экономические показатели существующего (базового) предприятия и его подразделений.
Экономическая эффективность реконструкции, оценочные показатели и нормативные данные определяются в соответствии с действующими методиками.
При разработке технологических процессов обоснование целесообразности выбранного способа (варианта) должно осуществляться с позиций:
снижения трудоемкости;
роста производительности труда рабочих и экономии (высвобождения) рабочей силы;
интенсификации режимов работы и оборудования;
повышения коэффициента сменности и т.д.
При расчете экономической эффективности решения сравниваемые варианты, рациональный и базовый, должны быть сопоставимы по всем показателям (времени, производительности труда и т.д.)
Если в дипломном проекте предполагается разработка конструкции специального оборудования (комплекта приспособлений) необходимо оценить:
При этом рост производительности, предлагаемой в дипломном проекте конструкции должен опережать увеличение ее стоимости.
В связи с этим, во время преддипломной практики должны быть собраны данные о том, как и с какими показателями, выполняется технологический процесс без проектируемого специального оборудования. Экономическая эффективность должна быть рассчитана с учетом этих данных.
В экономической части дипломного проекта должна быть изложена методика и специфика расчета экономической эффективности проекта, указаны все необходимые для выводов показатели и формулы их расчетов. Как правило, наиболее востребованными оказываются трудовые, стоимостные показатели, срок окупаемости проекта.
Результаты расчета показателей экономической эффективности проекта необходимо представить в форме таблиц, графиков, повышающих наглядность восприятия.
Выбор расчета и его использование в связи с темой дипломного проект
2. Основная часть В каждом дипломном проекте разрабатывается определённое техническое мероприятие, которое должно иметь экономическое обоснование.
Экономическое обоснование такого мероприятия должно содержать расчёты, которые показывают, что благодаря его внедрению снизится себестоимость того или иного производственного процесса или, в связи с улучшением качества увеличится долговечность агрегата, узла или деталей и их ресурсов, что в свою очередь снизит себестоимость перевозок.
В конструкторской части дипломного проекта могут быть приняты различного рода устройства и приспособления необходимые для демонтажно-монтажных, разборочно-сборочных и других работ. Это могут быть съёмники различного назначения, динамометрические ключи, устройства и приспособления, шпилько - и гайковерты, и другие. Выбранное устройство (приспособление) должно соответствовать объекту проектирования иметь логическое (экономическое) обоснование
Сметы затрат.
Себестоимость материальных затрат производственного подразделения АТП представляет собой денежное выражение всех затрат на выполнение запланированного объёма работы.
Определение затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькуляцией себестоимости.
При калькулированные себестоимости, все затраты в зависимости от их характера и целевого назначения распределяются по статьям.
2.1. Статья сырьё и материалы - Сн
Стоимость материальных затрат определяется на основе цен приобретения материальных ресурсов без учёта НДС и количества израсходованных материальных ресурсов.
Наименование материала | Оптовая цена | Израсходовано | Сумма, (2х3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
2.2. Покупные изделия и полуфабрикаты - Сиз.
Затраты формируются за счёт фактически приобретённых деталей, узлов, полуфабрикатов.
2.3. Заработная плата - Зп
Заработная плата рабочих, занятых по изготовлению приспособлений, деталей и т.д.
Заработная плата основная:
ЗПосн = Сч × ФРВ (1.1)
где:
Сч - часовая тарифная ставка рабочего (руб);
ФРВ - фактически отработанное время на выполнение данной работы (час).
Заработная плата дополнительная берётся от 8 до 10% от основной заработной платы.
Премия составит до 30% от заработной платы.
ЗПдоп = ЗПосн умноженная на % от дополнительной заработной платы и делённая на 100%.
Заработная плата общая:
ЗПобщ = ЗПосн + ЗПдоп (1.2)
2.4. Отчисления во внебюджетные фонды (30 %). Оф
2.5. Амортизация оборудования.
Определяется на основании действующих норм на данном предприятии.
Ам = Соб×Нам (руб) (1.4)
где:
Соб - стоимость оборудования (руб);
Нам - норма амортизационных отчислений – 0,1 (замена через 10лет)
2.6. Электроэнергия -Сэ
Расходы на электроэнергию включают в себя затраты на освещение и на работу электрических двигателей оборудования.
Время изготовления продукции электроэнергии на освещение, кВт ч:
QЭЭ = QЭосв + QЭобор = ΣРу×ФРВ×Кз / Кпс×Кпд (1.6)
где:
Ру - суммарная установленная мощность электроприемников (определяется по паспортным данным электрооборудования – ламп освещения, электродвигателей и т. п.), кВт ч;
ФРВ - действительный фонд рабочего времени на изготовление изделия (оказания услуги) оборудования, ч;
Кз - коэффициент загрузки оборудования (0,6-0,9);
Кпс - коэффициент, учитывающий потери в сети (0,92-0,95);
Кпд - коэффициент, учитывающий потери в двигателе (0,85-0,9).
Общая сумма затрат на электроэнергию, руб.;
Сэл = Цквт×(QЭосв + QЭобор) = Цквт×QЭЭ, (1.7)
где: Цквт - стоимость 1 кВт час, (руб.).
на 01.12.2018 год для предприятий -4,5 рубля стоимость 1 кВт час.
2.7. Затраты на водоснабжение.
Применять 10% от расхода электроэнергии.
2.8. Затраты на отопление Сотпл определяют по укрупнённым нормативам из расчёта стоимости на 1 м2 площади.
Применять около 20% от расхода электроэнергии в зимнее время года.
2.9. Прочие расходы.
Их планируют в размере 20% от суммы вышеперечисленных накладных расходов. Все полученные результаты сводятся в таблицу:
Смета затрат на производство (изготовление)
Таблица №
Экономические элементы затрат | Норма расходов | Цена за единицу | Сумма |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого себестоимость | | | |
3. Расчёт экономической эффективности реконструкции зоны текущего ремонта (ТР) В результате реконструкции зоны ТР за счёт применения современного технологического оборудования и оснастки, рациональной расстановки оборудования, улучшения труда рабочих предполагается повышение производительности и качества выполняемых работ. В результате ожидается снижение трудоёмкости выполняемых работ, сокращение числа отказов узлов и агрегатов и систем, увеличение ресурса их работы. Появляется возможность выполнения отдельных работ по заявкам индивидуальных владельцев автотранспортных средств.
1. Расчёт затрат на проведение реконструкции
В сумму единовременных затрат на реконструкцию зоны ТР входят затраты на оборудование и инвентарь, затраты на проведение монтажных и электротехнических работ и прочие расходы.
Таблица - Расчёт затрат на дополнительное оборудование зоны ТР
Наименование оборудования | Количество, шт | Стоимость, руб |
единицы | Общая |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Итого: (З об.) | | | |
Единовременные затраты на оборудование определяются по формуле
Зобор = Зоб ×Ктз, (1.1)
где:
Ктз - коэффициент, учитывающий транспортно заготовительные расходы, Ктз = 1,1.
Для ввода оборудования в действие потребуются монтажные и электротехнические работы.
Принять 10-20 % от стоимости приобретаемого оборудования.
Таблица - Смета расходов на монтаж оборудования
Вид работ | Разряд рабочих | Часовая тарифная ставка, руб | Трудоемкость, чел\ч | Общая сумма, руб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Итого затрат: | | | | |
Общие затраты на оборудование с монтажом
Собщ = Зобор + Змонт (1.2)
Прочие расходы составляют 40% от затрат на оборудование с монтажом.
Спроч = Собщ × 0,4 (1.3)
Общие единовременные затраты на реконструкцию зоны ТО и ТР
Зобщ = Собщ + Спроч (1.4)
2. Расчёт изменения текущих расходов
После реконструкции зоны ТО и ТР текущие расходы изменяются ввиду увеличения потребляемой силовой энергии. (Дополнительная установленная мощность - Nэл). Стоимость дополнительной силовой электроэнергии определяется по формуле:
Зэл.сил = Nэл × Тф.о.× η × Цквт.ч
где:
Тф.о - годовой фонд времени работы оборудования, Тф.о(ФРВ) = 1820 ч;
η - коэффициент загрузки оборудования, η = 0,1-0,5;
Изменение затрат на амортизацию, на полное восстановление оборудования (при норме На= 10 %)
Изменение затрат
А = На × Зобщ (2.1)
Зобщ = Собщ + Спроч (2.2)
Изменение затрат на ТО и ремонт оборудования (норма На принимается равной 3,5%):
ЗТОиР = 0,035 × Зобщ (2.3)
Изменение затрат на прочие расходы:
Зпр= О,1 × Зобщ (2.4)
Общее увеличение расходов на реконструкцию:
Зтек = Зэл.сил+ А+ ЗТОиР+ Зпр (2.5)
3. Расчёт годовой экономии от реконструкции зоны ТО и ТР.
3.1. Экономия от снижения трудоёмкости работ ТР.
За счёт высокого качества работ ТР предполагается снижение трудоёмкости текущего ремонта на 4-5% в год. Экономия от снижения трудоёмкости ТР определяется произведением часовой тарифной ставки рабочего с учётом поправочных коэффициентов (Счас) и количества сэкономленных часов работы, то есть условная экономия фонда оплаты труда составляет
ЭФЗП = Фзп *0,05 (3.1)
3.2. Экономия от производства работ для сторонних организаций и частных лиц в АТП ( для СТО не применяется)
Эта экономия достигается в результатевозможного выполнения в реконструируемой зоне ТО ряда профилактических контрольно-диагностических работ по автомобилям, принадлежащим сторонним организациям и индивидуальным владельцам транспортных средств.
Расчёт возможного дополнительного дохода от производства таких работ приведён в таблице.
Расчёт дополнительных возможностей дохода зоны ТО и ТР ( брать свой перечень работ)
Виды выполняемых работ | Годовая программа | Стоимость, руб. |
Одного вида работ | Общая |
1.ТО-1 в полном объёме | | | |
2. ТО — 2 в полном объёме | | | |
3. Проверка и регулировка системы зажигания | | | |
4. Проверка и регулировка системы питания | | | |
5. Замена масла в двигателе с промывкой системы смазки | | | |
И т.д | | | |
Принимая 0,78 руб. затрат на один рубль дохода, определяем условную дополнительную прибыль, которая составит
Эр = 0,20×Ддоп
Общая экономия от реконструкции зоны ТО и ТР
Эобщ= ЭФЗП + Эр
3.3 Годовой экономический эффект Э г.э.
Определяется по формуле (Ен=0,15):
Эг.э. = Эобщ - Зтек - Зобщ × Ен (руб) ( 3.3)
3.4 Экономическая эффективность капитальных вложений
Эф = Эприв / Зобщ (3.4)
3.5 Срок окупаемости капитальных вложений
ТОК = Зобщ / Эг.э. (3.5)
Экономические показатели эффективности реконструкции зоны ТО приведены в таблице:
Таблица. Показатели реконструкции зоны ТО и ТР
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
1. Капитальные вложения (затраты) | Руб. | |
2. Изменение текущих расходов | Руб. | |
3. Предполагаемая годовая экономия | Руб | |
4. Годовой экономический эффект | Руб. | |
5. Экономическая эффективность | Руб. | |
6. Срок окупаемости капитальных вложений | лет | |
4. Расчет сметы затрат и себестоимости технического обслуживания
Смета затрат при выполнении ТО включает в себя основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих с начислениями на социальное страхование, затраты на запасные части, материалы и накладные расходы.
1. Основная и дополнительная заработная плата
В зависимости от выбранной системы оплаты труда и премирования, основной фонд заработной платы включает в себя повремённую или сдельную заработную плату, доплаты, надбавки и премии, выплачиваемые из фонда заработной платы.
Повремённый фонд заработной платы определяют на основании данных о численности ремонтных рабочих подразделения Сч, плановом фонде рабочего времени одного рабочего ФРВ и часовой тарифной ставке Nр:
ФЗПпов = Сч ×ФРВ×Nр (1.1)
Nр= 250 руб.-4 разряд,
200 руб. -3 разряд
При сдельной системе оплаты труда фонд заработной платы определяют в зависимости от объёма работы.
ФЗПсд = Ср×Z (1.2)
где:
Ср - сдельная расценка за единицу работы, руб.
Z - объем работы.
Если объектом проектирования является участок диагностирования, и предусмотрено выполнение диагностических работ инженерно-техническими работниками (техниками-диагностиками), то их ФЗП:
ФЗПитр = Сч×ФРВ×Nитр (1.3)
В соответствии с установленными показателями премирования на данном предприятии ремонтным рабочим планируют премию, начисляемую из фонда заработной платы. Размер премии может быть до 30%.
Основной фонд заработной платы:
ФЗПосн = ФЗПпов(сд)+ПРФЗП (1.6)
где: ПРФЗП - премии из фонда заработной платы.
Дополнительный фонд заработной платы определяют в процентном соотношении к основному фонду заработной платы от 8 до 10%.
ФЗПдоп = ФЗПосн × %допл /100% (1.7)
Общий фонд заработной платы
ФЗПобщ = ФЗПосн + ФЗПдоп (1.8)
Размер начисления на социальное страхование 30 %
Нсоц.стр = ФЗПср.к × 0,30 (1.10)
Расчёт фонда заработной платы ремонтных рабочих на ТО
Таблица - Расчет фонда заработной платы ремонтных рабочих на ТО
Наименование затрат | Сумма затрат, руб |
1. Повременный(сдельный) фонд заработной платы | |
2. Доплата за руководство бригадой | |
З.Доплата за работу в ночное время | |
4. Премии из фонда заработной платы | |
5. Основной фонд заработной платы | |
6. Дополнительный фонд заработной платы | |
7. Общий фонд заработной платы | |
8. Фонд заработной платы | |
9. Начисление на социальное страхование | |
10. Итого затрат | |
2. Затраты на запасные части и материалы для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Расчёт затрат на материалы и запасные части ведётся в соответствии с нормами затрат, установленными по маркам автомобилей на ТО
Змат = Нзм × Lобщ /1000 (2.1)
где:
Нзм - норма затрат на материалы по данным ТО на 1000 км пробега;
Lобщ - общий пробег автомобилей, км.
ТО-1 -30 час.
ТО-2-120 час.
Затраты на запасные части, руб.
Ззч = Нззч× Lобщ /1000 (2.2)
Аналогично определяют затраты на материалы для ремонта, необходимые для выполнения ТР автомобилей.
Расход материалов на ТО определяют по нормативам, установленным на одно воздействие по маркам автомобилей:
РМ = Нм × NТО (2.3)
где:
Нм - норма затрат на материалы на одно ТО, руб.
NТО - запланированное число ТО.
При наличии норм расхода материалов и запасных частей по участкам (отделениям) расчёт ведут по этим нормативам. Для диагностических станций, специализированных постов по замене агрегатов, расход запасных частей и расходных материалов не планируют.
3. Накладные расходы
В эту статью включают расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, общецеховые расходы. Смету накладных расходов составляют на основе действующих нормативов в следующем порядке.
Амортизацию здания Азд рассчитывают на основании норм амортизационных отчислений, принятых на данном АТП.
По производственным зданиям в зависимости от их конструкции общая норма амортизационных отчислений составляет 2,4 - 4,7% от балансовой стоимости.
Амортизацию оборудования определяют на основании норм амортизационных отчислений, как правило составит 10% от стоимости.(10 лет). Расчёт выполняют табличным способом.
Таблица - Расчёт амортизации оборудования
Наименование оборудования | Количество единиц | Цена за единицу, руб | Стоимость оборудования, руб | Норма амортизации, % | Сумма амортизации, руб |
| | | | | |
Итого: | | | | | |
Затраты на текущий ремонт здания Зтр.зд определяют на основании нормы на ТР здания, установленной в размере 1,5-3% от его стоимости.
Затраты на текущий ремонт оборудования Стр.об рассчитывают по нормам затрат на ТР оборудования, составляющим 3-7% от его стоимости.
Расходы на электроэнергию включают в себя затраты на освещение и на работу электродвигателей. Методику расчёта смотреть (раздел 2)
Затраты на водоснабжение включают затраты на производственные, бытовые и прочие нужды. Методику расчёта см. смотреть (раздел 2)
Затраты на отопление смотреть ( раздел 2)
Все результаты расчёта накладных расходов сводят в таблицу.
Таблица - Накладные расходы
№ п\п | Статьи расходов | Сумма расходов, руб. |
1. | Амортизация зданий | |
2. | Текущий ремонт зданий | |
3. | Электроэнергия | |
4, | Водоснабжение | |
5. | Отопление и т.д. | |
| Итого прочие накладные расходы (2% от итого) | |
Калькуляция себестоимости
Она составляется для того, чтобы определить величину затрат на одно техническое обслуживание или на 1000 км пробега при выполнении текущего ремонта и диагностических работ.
Таким образом, калькулирование себестоимости - это исчисление затрат по статьям на единицу продукции. При выполнении работ по ТО и ТР единицами продукции (единицами калькуляции) могут быть одно техническое воздействие (ТО-1, ТО-2, ЕО) или 1000 км пробега.
Результаты расчёта по указанным статьям вносят в таблицу и определяют общую сумму затрат по объекту проектирования.
Таблица - Смета затрат и калькуляция себестоимости работ
Статьи затрат | Затраты, руб. |
всего | На N (1000 км) пробега (на одно ТО) | В % к итогу |
1. Фонд заработной платы общей с начислениями на социальное страхование | | | |
2. Затраты на запасные части | | | |
3 .Затраты на материалы | | | |
4. Накладные расходы | | | |
Итого | | | |
Для установления себестоимости работ затраты по каждой статье делят на общий годовой пробег в тыс. км (для работ по ТР и диагностике) или на годовое количество технических воздействий (для работ по ТО), а затем суммируют.
Накат (пробега) на одно ТО берется из расчета:
Автомобили: ТО-1 4000 :5000 км
ТО-2 12000:15000 км
Трактора: ТО- 1 125 час.
ТО-2 500 час
ТО-3 1000 час
Иномарки обслуживаются по состоянию,
Проектирование участка
При проектировании участка предлагается рассчитать основные технико-экономические показатели деятельности участка. Для этого предлагается произвести расчёт стоимости 1 нормо-часа.
Таблица. Расчет стоимости 1 нормо-часа работы одного производственного рабочего
Наименование статей затрат | Формула для расчёта | Сумма затрат, руб. |
Основная заработная плата производственных рабочих | Зо = Счср * Кдоп | |
Дополнительная заработная плата | Зд = Зо * 0,15 | |
Единый социальный налог | ЕН = (Зо+Зд) * 0,3 | |
Производственная себестоимость | Спр = Зо + Зд + ЕН | |
Коммерческие расходы | Вп = Спр * 0,03 | |
Полная себестоимость | Сполн = Спр + Вп | |
Прибыль | П = Сполн * 0,15 | |
Стоимость одного норм часа | СТ1н-ч = Сполн + П | |
В статью «Основная заработная плата производственных рабочих» включается: оплата труда за выполнение операций и работ по оказанию услуг по нормам и расценкам; заработная плата производственных рабочих-повременщиков, непосредственно занятых в производственном процессе;
Счср – средняя часовая тарифная ставка производственных рабочих, 120 руб.;
Кдоп – коэффициент доплат до часового фонда заработной платы.
К доплатам до часового фонда заработной платы относятся: выплаты стимулирующего характера (премии, надбавки); выплаты компенсирующего характера (за работу в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий, за работу в тяжёлых, вредных условиях труда); выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда.
Рекомендуется при проектировании коэффициент принять равным 2,5.
Расчет производственных площадей
1. Расчет площадей помещений постов обслуживания и ремонта автомобилей
Площадь помещений, в которых располагаются посты обслуживания и ремонта, ориентировочно рассчитывается по формуле:
F= Lа×Х×Ко, (1)
где:
F - площадь помещений, в которых располагаются посты обслуживания и ремонта, кв.м.;
Х - число постов в зоне обслуживания;
Ко - коэффициент плотности расстановки постов (Ко = 4…5, при поточном методе обслуживания; Ко = 5…7, при обслуживании на отдельных постах).
Площадь помещения по площади занимаемого оборудования рассчитывается по формуле:
Fц - площадь цеха, кв.м. 15-20% от общей площади.
Расчет площадей складов принять 10% от производственных площадей.
Расчёт плановой прибыли участка по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта
Плановая прибыль проектируемого участка рассчитывается исходя из прибыли на 1-го нормо-часа и планового эффективного фонда рабочего времени одного производственного рабочего. Баланс рабочего времени устанавливает среднее количество часов, которое рабочий должен отработать в течение планового периода.
Таблица: Баланс рабочего времени на 1 производственного рабочего на 201…г
Показатели | Ед. изм | План на 201__ год | % к номинальному фонду рабочего времени |
1. Календарный фонд времени | Дни | 365 | |
2. Количество нерабочих дней, всего в том числе а) праздничных б) выходных | Дни | 112
11 101 | |
3. Номинальный фонд времени (за минусом выходных и праздничных) (п.1.-п.2.) | Дни | 253 | 100 |
4. Невыходы на работу, всего | Дни | 34 | 13,44 |
в том числе: | | | |
-очередные отпуска и дополнительные | | 28 | 11,07 |
5. Эффективный фонд рабочего времени (число рабочих дней в году), (п.3.-п.4.) | Дни | 219 | _ |
6. Внутрисменные потери рабочего времени | Час | 0,1 | _ |
7. Средняя продолжительность рабочего дня (с учётом внутрисменных потерь) | Час | 7,9 | _ |
8. Эффективный (полезный) фонд рабочего времени, (п.5.*п.7.) | Час | 1730,1 | |
Пробщ = Пр × ФЭ (5),
где:
Пр – прибыль предприятия за 1 нормо-час работы;
ФЭ – эффективный фонд рабочего времени на планируемый год (из баланса рабочего времени), час.
В соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятия и организаций» налог на прибыль составляет 20%.
Величина налога на прибыль определяется по формуле:
Ппр = Пробщ × 0,20. (6)
Величина чистой прибыли, связанной с деятельностью одного производственного рабочего определяется:
Пч = Пробщ – Ппр (7)
Сумму чистой прибыли, связанной с деятельностью всего участка можно определить следующим образом:
Пчобщ = Пч × Чпрр (8)
- Расчет эффективности мероприятий по внедрению новой техники и разработки устройств (приспособлений)
Раздел содержит расчет экономической эффективности предлагаемых организационно-технологических мероприятий и разработанного устройства, т.е. два расчета - по технологической и конструкторской части проекта.
По технологической части требуется в приближенном варианте рассчитать себестоимость обслуживания или ремонта объекта (изделия) на спроектированном или реконструируемом предприятии (участке) и сравнить её с себестоимостью на действующем предприятии. Ориентируясь на производственную программу, определяется годовая экономия от снижения себестоимости.
При внедрении разработанной конструкции экономический эффект может быть получен за счет:
- повышения производительности;
- экономии энергоносителей;
- снижения затрат труда; -
- повышения надежности;
- повышения качества продукции;
- улучшения условий труда;
- улучшения экологической обстановки.
Годовой экономический эффект от эксплуатации новой или модернизированной машины (устройства) определяется по формуле:
Эг =[(Пуд.б - Пуд.н) + Д] × В, (1)
где:
Пуд.б; Пуд.н - приведенные затраты соответственно по базовой (сравниваемой) и новой машине на единицу продукции;
Д - дополнительный экономический эффект, например, от улучшений условий труда;
В - годовой объём производства продукции с помощью новой машины.
Приведенные затраты по новой машине представляют собой сумму удельных эксплуатационных затрат и нормативной прибыли:
Пуд.н. = Суд.н + Е×Куд, (2)
где:
Суд.н - удельные (прямые) эксплуатационные затраты в рублях на единицу продукции;
Е - коэффициент эффективности капитальных вложений (для простых видов оборудования и приспособлений при сроке окупаемости 1.5 года Е=0,67, для модернизированного ремонтно-технологического оборудования Е=0,ЗЗ);
Куд - удельные капиталовложения в рублях на единицу продукции по новой машине:
Куд = Бн / Тн×Мн, (3)
где:
Бн - цена новой машины (определяется по калькуляции на её изготовление);
Тн - годовая загрузка новой машины в часах;
Мн - производительность новой машины за час эксплуатационного времени.
Мн - стоимость 1 часа работы
Производительность новой машины за час эксплуатационного времени
№ п/п | Наименование услуги | ПАЗ | КАМАЗ | ГАЗ | Трактор МТЗ ДТ_75 |
1. | ВИД топлива и цена | А-92 43 руб. | ДТ 48 руб, | А-80 | ДТ |
2. | Заработная плата в час ( основная з/п, премия, доп. з/п, отчисления 30%) | | | | |
3. | Хозяйственные расходы (ГСМ) из расчета 50 км/ч. Расходы на коммунальные услуги и ремонт машин | 32/100км | 28/100км | 36/100км | 6л/час |
4. | Амортизация 10% в год от стоимости автомобиля | | | | |
5. | Накладные расходы 20% | | | | |
6. | Итого стоимость часа работы | | | | |
Приведенные затраты по базовой машине равны удельным эксплуатационным затратам по этой машине:
Пуд.б = Суд.б. (4)
Удельные эксплуатационные затраты для новой и базовой машины определяются по следующему выражению:
Суд. = З+А+Рк+Рт+Э, (5)
где:
З - заработная плата обслуживающего персонала;
А - затраты на реновацию (замену) машины;
Рк - затраты на капитальный ремонт;
Рт - затраты на текущий ремонт и планово-предупредительное техническое обслуживание;
Э - затраты на энергоноситель (электроэнергию, дизельное топливо, бензин).
Заработная плата обслуживающего персонала на единицу продукции:
З = Ч/М, (6)
где:
Ч - часовая заработная плата с учетом налога ( руб);
М - часовая производительность (объем выпускаемой продукции за час).
Отчисления по машине:
А + Рк + Рт = Б(а1 + а2 + а3)/ Т×М×100%, (8)
где:
а1; а2; аЗ - процент отчислений соответственно на реновацию, капитальный ремонт, текущий ремонт и обслуживание машины (для контрольно-испытательных стендов, гидравлических и пневматических участков: а1=12,3; а2=3,9; а3=4,0; для приспособлений и ремонтных стендов: а1=19,0; а2=4,2; а3=3,5).
Затраты на энергоноситель:
Э = Рэ×Цэ /М, (9)
где:
Рэ - часовой расход энергоносителя;
Цэ - цена единицы энергоносителя;
М - часовая производительность (объем выпускаемой продукции за час).
Дополнительный экономический эффект рассчитывается по специальным методикам в случае, если тема проекта связана с безопасностью жизнедеятельности человека и экологией.
Результаты расчетов сводятся в таблицу, в которую также заносятся технические и эксплуатационные показатели.
Пример таблицы
Таблица 8.1 Ведомость нового технологического оборудования.
Наименование оборудования | Кол-во | Тип, модель | Краткая техническая характеристика | Стоимость единицы оборудования, руб | Площадь |
Единицы оборудования, кв.м. | Общая площадь, кв.м. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Стенд для текущего ремонта передних и задних мостов автомобилей ЗиЛ | 3 | 2153 | Стационарный, 1,12×0,82 м. | 8500,0 | 0,92 | 2,76 |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
- Расчёт себестоимости и экономической целесообразности восстановления детали разработанным технологическим процессом
Условия экономической эффективности способа восстановления:
Св ≤ Кр * Сн, (1)
где Св—стоимость восстановленной детали, руб.;
Кр—коэффициент ресурсности (Кр=0,75.. .0,9).
Сн—стоимость новой детали, руб.
Рассчитываем себестоимость восстановления:
Св = Зр + Зд + Зс + Зн + См, (2)
где Зр—заплата рабочих, руб.
Зр = Зо + Зд + Зс, (3)
где Зо—основная заплата, руб.
Зд—дополнительная зарплата, руб.
Зс—отчисление в фонд социального страхования от общей суммы, руб.
Зо = Т * to , (4)
где tо—время на выполнение операций, ч;
Т—часовая тарифная вставка, руб. (120-150 руб. зависит от разряда)
Зд = 0,1 Зо, (5)
Зс = 0,3* (Зо + Зд), (6)
Рассчитываем зарплату (общую) привлеченных рабочих:
—тарифная ставка - руб/ч;
Общая заработная плата составляет:
Определяем накладные расходы которые составляют 40% от заработной платы:
Зн = 0,4* Зр (7)
Определяем затраты на материалы
На восстановление дефектов необходимо - кг материала, стоимость 1 тоны материала:
См= млн. руб.
См = Скг * m (8)
где Скг — стоимость одного килограмма, руб;
m — вес необходимого материала, кг.
Подставив данные в формулу определяем себестоимость восстановленной детали.
Таблица Расчет основной зарплаты (Спр)
Наименование операции | Норма времени | Разряд работы | Часовая тарифная ставка | Основная зарплата, руб. |
Наплавочная | | | | |
И.т.д | | | | |
Затраты на электроэнергию:
Cээ = tнапл.×W0×Цэ, ( 9)
где tнапл. – время наплавки, ч;
Wo - мощность оборудования, кВт;
Цэ - цена электроэнергии, руб/кВт×ч.
Затраты на основную заработную плату:
Со.з/п = tн ×Тчас× кдопл × кпр ,(10)
где tн – норма времени на операцию;
Тчас – часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда (часовая тарифная ставка 1 разряда – 21,148 рублей, тарифный коэффициент слесаря 5 разряда – 2,12);
кдопл – коэффициент доплат;
кпр – коэффициент премий.
Тчас = 21,148 × 2,12 = 44,83 руб.
Затраты на дополнительную заработную плату:
Сд.з/п = Со.з/п.× кдоп., (11)
где кдоп = 0,1 – коэффициент дополнительной заработной платы.
Отчисления на социальные нужды:
Со.с.н. = (Со. з/п. + Сд.з/п.)×0,267. (12)
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:
Соб = Сст.ч ×tмаш /кв.н., (13)
где Сст ч – стоимость станко-часа;
tмаш – машинное время;
кв.н. – коэффициент выполнения норм.
Сст ч = SЗоб /Фд ×кисп (14)
где Зоб – затраты по оборудованию;
Фд – действительный фонд времени работы оборудования за год;
кисп = 0,8 – коэффициент использования оборудования.
Фд=Др×tсм×nсм, (15)
где Др – количество рабочих дней;
tсм – продолжительность смены;
nсм – количество смен.
Суммарные затраты по оборудованию:
SЗоб = Сам + СТР + Стр, (16)
где Сам – амортизационные отчисления по оборудованию;
СТР – расходы по текущему ремонту оборудования;
Стр – расходы на транспортные операции.
Амортизационные отчисления по оборудованию:
Сам = Цо6ор/ Тспи, (17)
где Цо6ор - цена оборудования;
Тспи - срок полезного использования оборудования.
Расходы по текущему ремонту оборудования:
СТР= (0,04 ÷ 0,1)×Цо6ор ,(18)
где Цобор - цена оборудования.
Экономическую целесообразность восстановления детали можно определить по коэффициенту эффективности Кэ, который можно выразить через коэффициент ресурсности Кр, стоимость новой Сн и себестоимость отремонтированной детали Св.
Определяем по формуле:
Кэ = (Сн * Кр) / Св, (19)
где Кр — коэффициент ресурсности (износостойкости от 0,75-0,9);
Св — цена восстановленной детали, руб.
Сн — цена новой детали, руб.
Если Кэ ≥ 1, то ремонт детали данным способом целесообразен.
Таблица Калькуляция затрат по ремонту детали.
Статья затрат | Сумма затрат, руб |
Основная зарплата | |
Дополнительная зарплата | |
Начисление на основную и дополнительную зарплату | |
Затраты на ремонтные материалы | |
Цеховые расходы (электричество, отопление, водоснабжение, амортизация0 | |
Вывод: Даются сведения о положительном, либо отрицательном результате экономической целесообразности восстановления детали.
Определение годового экономического эффекта от внедрения разработки.
Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии:
Эг = (Сн – Сп) * N, (20)
где Сп—планируемая себестоимость капитального ремонта изделия, руб;
Сп = 1,1* Св (21)
N—планируемая программа ремонта, шт.
Список литературы Аринин Е.Н., Коновалов С.И., Баженов Ю.В. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. пособ. 2-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 314 с.
Бачурин А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособ. 1-е изд. М.: Академия, 2001. 270 с.
Будрин А.Г., Кононова Г.А. Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособ. 3-е изд. М.: Академия, 2008. 319 с.
Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособ. 3-е изд. М.: Академия, 2006. 480 с.
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2015.
. Методические рекомендации к курсовой работе по курсу «Экономика отрасли». САТК, 20
Журавлев П.В., Банников С.А., Черкашин Г.М. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности: учеб. пособ. 2-е изд. М.: Экзамен, 2008. 542 с.
Н.П. Котерова Экономика организации: учебник для СПО /-10-е изд.,-М.: Издательский центр «Академия», 2017г. -288с.
И.С. Туревский «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)». М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М». 2013.
А.Е.Карлик, М.Л. Шухгальтер «Экономика предприятия». М., «ИНФРА-М». 2004.
М.В. Светлов техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование: учебно-методическое пособие/-3-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2013-320с.
Хаматнурова Е.Н. Экономическая компетентность педагога профессионального обучения: теория, эмпирика, практика. Пермь.: ПГТУ, 2011. 232 с.
Яговкин А.И. Организация производства технического обслуживания и ремонта машин: учеб. пособ. М.: Академия, 2008. 373 с.
Жуков С.А. Природный газ - моторное топливо XXI века / Промышленность сегодня. 2009. № 2. С. 12.
Милешкин К.И. Газ как альтернатива бензину: плюсы и минусы установки ГБО / За рулем. 2014. № 6. С. 22.
Владыкин А.А., Чурсина Ю.А. Финансовый анализ как инструмент эффективного управления бизнес-процессами в хозяйствующих субъектах //
31