© 2022, Кошелев Илья Олегович 320 3
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО междисциплинарному курсу
МДК.02.01. Организация и технология проверки электрооборудования.
для профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
г. Владимир, 20___
РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом ФКП образовательного учреждения № 46
Протокол №____ от "___"__________20__ г.
Председатель Педагогического совета _____________ /______________/
| Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) на основании Положения об организации самостоятельной работы в ФКП образовательном учреждении
|
СОГЛАСОВАНО
______________________
"___" ____________20__ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
филиала № 6 ФКП образовательного учреждения № 46
Протокол №____ от "___" __________20__ г.
Председатель МК: ____________/Львов В.Ю./
Автор: преподаватель филиала № 6 ФКП образовательного учреждения № 46, высшей квалификационной категории, И.О. Кошелев "___" ____________20__ г.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2. Пояснительная записка 3. Самостоятельная работа№ 1 Решение проблемной задачи. 4. Самостоятельная работа № 2. Решение проблемной задачи. 5. Самостоятельная работа № 3. Решение проблемной задачи. 6. Самостоятельная работа № 4.Решение проблемной задачи. 7. Самостоятельная работа № 5.Решение проблемной задачи. 8. Самостоятельная работа № 6.Решение проблемной задачи. 9. Самостоятельная работа № 7.Выполнение расчетов. 10. Самостоятельная работа № 8.Выполнение расчетов. 11. Самостоятельная работа № 9. Выполнение расчетов. 12. Самостоятельная работа № 10.Решение проблемной задачи. 13. Самостоятельная работа № 11.Заполнение кроссворда. 14. Самостоятельная работа № 12.Решение проблемной задачи. 15. Самостоятельная работа № 13.Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Ответить на вопросы). 16. Самостоятельная работа № 14.Решение проблемной задачи. 17. Самостоятельная работа № 15.Составление схемы. 18. Самостоятельная работа № 16.Выполнение расчетов. 19. Самостоятельная работа № 17.Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Ответить на тестирование). 4. Заключение |
| 3 4 –7 8– 10 11 – 14 15 – 16 17 – 19 20 – 22 23 – 25 26 – 27 28 – 29 30 – 31 32 – 34 35 – 38 39 – 41 42 – 43 44 – 47 48 – 50 51 – 54 55 – 56 57 |
1. Введение
В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение (п. 7.1. федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – ФГОС СПО). ФГОС СПО регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки обучающихся как по циклам дисциплин (профессиональных модулей – ПМ), так и в целом по обязательной
и вариативной частям ППКРС.
Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа обучающихся (СРО) не только способствует эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие. Личностный смысл самостоятельной работы будущего специалиста заключается не столько в усвоении информации по дисциплинам учебного плана, сколько в формировании через её посредство целостной структуры будущей профессиональной деятельности, в её предметном и социальном аспекте. Знания и умения должны выступать для обучающихсяне самоцелью, а одним из важнейших средств его развития, как личности и как профессионала.
Целью СРО является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, содействует оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, развитию их познавательной активности, готовности и потребности в саморазвитии.
Задачами СРО являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений обучающихся, углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей
к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
2. Пояснительная записка.
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине предназначены для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по МДК 02.01. Организация и технология проверки электрооборудования.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК. 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под напряжением инженерно – технического персонала.
ПК. 2.3. Настраивать и регулировать контрольно – измерительные приборы и инструменты.
В результате выполнения самостоятельных работ по МДК 02.01. Проверка и наладка электрооборудованияобучающиеся должны:
уметь:
- выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;
- проводить электрические измерения;
- снимать показания приборов;
- проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям.
знать:
- общую классификацию измерительных приборов;
- схемы включения приборов в электрическую цепь;
- документацию на техническое обслуживание приборов;
- систему эксплуатации и проверки приборов;
- общие правила технического обслуживания измерительных приборов.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень видов самостоятельной работы
Номер и наименование темы | Наименование (содержание) самостоятельной работы | Кол-во час | Коды формируемых компетенций | Форма контроля | Сроки (№ недели) |
1.1. Лабораторно-практическая работа | Решение проблемной задачи.(СР № 1) (Оформление отчетов ЛПЗ, ответы на контрольные вопросы) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 23 |
1.2. Лабораторно-практическая работа №2. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами. | Решение проблемной задачи.(СР № 2) (Оформление отчетов ЛПЗ, ответы на контрольные вопросы) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 23 |
1.3. Лабораторно-практическая работа №3. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранения в светильниках с лампами ДРЛ. | Решение проблемной задачи.(СР № 3) (Оформление отчетов ЛПЗ, ответы на контрольные вопросы) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 24 |
1.4. Лабораторно-практическая работа №4. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ. | Решение проблемной задачи.(СР № 4) (Оформление отчетов ЛПЗ, ответы на контрольные вопросы) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 24 |
1.5. Лабораторно-практическая работа | Решение проблемной задачи.(СР № 5) (Оформление отчетов ЛПЗ, ответы на контрольные вопросы) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 24 |
Тема 2. 2.2. Техническое обслуживание и ремонт магнитных пускателей. | Решение проблемной задачи.(СР № 6) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 24 |
Тема 2. 2.3. Техническое обслуживание и ремонт электротеплового реле. | Выполнение расчетов.(СР № 7) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление выполненных расчетов на контроль преподавателю. | 24 |
Тема 2. 2.4. Техническое обслуживание и ремонт автоматических выключателей. | Выполнение расчетов. | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление выполненных расчетов на контроль преподавателю. | 25 |
Тема 2. 2.5. Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. | Выполнение расчетов. | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление выполненных расчетов на контроль преподавателю. | 25 |
Тема 2. 2.6. Техническое обслуживание и ремонт пакетных выключателей и кнопок управления. | Решение проблемной задачи. | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответа на контроль преподавателю. | 25 |
Тема 2. 2.7. Контрольная работа по теме: «Наладка защитных и пускорегулирующих аппаратов». | Выполнение практического задания репродуктивного типа (заполнить кроссворд) (СР № 11) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление заполненного кроссворда на контроль преподавателю. | 25 |
Тема 3. 3.2. Типовые схемы автоматизации управления и пуска электродвигателей. | Решение проблемной задачи. | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответов на контроль преподавателю. | 25 |
Тема 3. 3.3. Неуправляемые полупроводниковые выпрямители. | Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Ответить на вопросы). | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответов на контроль преподавателю. | 25 |
Тема 3. 3.4. Типовые схемы торможения электродвигателей. | Решение проблемной задачи.(СР № 14) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответов на контроль преподавателю. | 26 |
Тема 3. 3.5. Схема управления электроталью, тельфером, кран-балкой. | Составление схемы. | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответов на контроль преподавателю. | 26 |
Тема 3. 3.8. Схемы соединения обмоток двигателя в звезду и треугольник. | Выполнение расчетов. | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответов на контроль преподавателю. | 27 |
Тема 3. 3.12. Экзамен в форме контрольной работы по МДК 02.01. «Организация и технология проверки электрооборудования» | Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Ответить на тестирование) | 3 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3. | Предоставление ответов на контроль преподавателю. | 27 |
Самостоятельная работа № 1
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №1. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами накаливания.
Текст задания:
Заполнить нижеприведенную таблицу.
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Срабатывает автомат при включении освещения. |
|
|
Освещение не работает даже при включенном автоматическом выключателе. |
|
|
Лампа исправна, но не светит. |
|
|
Лампа накаливания не выворачивается из патрона. |
|
|
Баллон лопнул, а цоколь остался в патроне. |
|
|
Эталоны ответов:
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Срабатывает автомат при включении освещения. | - Проверить замыкание на корпус светильника. - Проверить замыкание контактов в патроне. - Проверить замыкание электропроводки в светильнике. | - При помощи тестера в режиме проверки сопротивления проверить замыкание на корпус, в электропроводке и в патроне. |
Освещение не работает даже при включенном автоматическом выключателе. | Обрыв цепи автоматического выключателя. | - Обесточить электрическую цепь общим автоматическим выключателем и при помощи тестера проверить целостность цепи. Произвести замену автоматического выключателя. |
Лампа исправна, но не светит. | - Отсутствие напряжения. - Лампа не касается контактов в патроне. | - При помощи тестера проверить наличие напряжения. - Если контакты отогнуты, то при помощи отвертки подогнуть их. - Если контакты обгорели или отломились, то заменить патрон. |
Лампа накаливания не выворачивается из патрона. | - Лампа накаливания часто не выворачиваются из патрона из-за того, что их изначально с усилием завернули не по резьбе, либо заржавел цоколь, либо приварился центральный контакт. | - Обесточить электросеть, обмотать колбу в несколько слоев толстой тряпкой, чтобы не порезать руку, если колба лопнет, и попытаться вывернуть лампу. - В итоге лампа или выворачивается, или у нее срывается баллон, а цоколь остается в патроне. |
Баллон лопнул, а цоколь остался в патроне. | -//- | - Для выворачивания цоколя из патрона прибегнуть к помощи пассатижей. Край цоколя, выступающий из патрона, захватить пассатижами и, придерживая патрон рукой, вывернуть цоколь, вращая его против часовой стрелки. |
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 2
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №2. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с люминесцентными лампами.
Текст задания:
Заполнить нижеприведенную таблицу.
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Срабатывает защита при включении светильника. |
|
|
Лампа не зажигается. |
|
|
Лампа не зажигается, на концах лампы видно белое свечение. |
|
|
Лампа не зажигается, концы лампы светятся. |
|
|
Лампа мигает, но не зажигается, имеется свечение на одном конце. |
|
|
При включении лампы на ее концах наблюдается оранжевое свечение, через некоторое время свечение исчезает и лампа не зажигается. |
|
|
Лампа попеременно зажигается и гаснет. |
|
|
При включении лампы перегорают спирали ее электродов. |
|
|
Лампа зажигается, но через несколько часов работы появляется почернение ее концов. |
|
|
Лампа зажигается, при ее горении начинается вращение разрядного шнура и проявляются перемещающиеся спиральные и змеевидные полосы. |
|
|
Эталоны ответов:
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Срабатывает защита при включении светильника. | - Пробой компенсирующего конденсатора на входе светильника. - Замыкание цепи. | - Заменить конденсатор. - Проверить напряжение на контактах патронов и стартера. - Заменить лампу на исправную, проверив целостность спиралей лампы. |
Лампа не зажигается. | - На патроне светильника со стороны питающей сети нет напряжения. - Низкое напряжение сети. | Проверить индикатором или тестером наличие и значение напряжения питания. |
Лампа не зажигается, на концах лампы видно белое свечение. | - Плохой контакт между штырьками лампы и контактами патрона или между штырьками стартера и контактами держателя стартера. - Неисправность лампы, обрыв или перегорание спиралей. - Неисправность стартера. - Неисправность в электрической схеме светильника. - Неисправен дроссель. | - Пошевелить в стороны лампу и стартер. - Установить заведомо исправную лампу. - Если отсутствует свечение на стартере заменить его. - Проверить все соединения в электрической схеме. - Если обрыва проводов, нарушения контактных соединений и ошибок в электрической схеме не обнаружено, то, неисправен дроссель. |
Лампа не зажигается, концы лампы светятся. | - Неисправен стартер. | Заменить стартер. |
Лампа мигает, но не зажигается, имеется свечение на одном конце. | - Ошибка в электрической схеме. 2. Замыкание в электрической цепи или патроне, которое может закорачивать лампу. - Замыкание выводов электродов лампы. | - Лампы вынуть и вставить, поменять местами концы. Если светиться ранее несветящийся электрод, то лампа исправна. - Если свечение лампы отсутствует на том же конце лампы, проверить, если ли замыкание в патроне со стороны несветящегося электрода. - Если замыкание не обнаружено, проверить схему соединения. - Заменить лампу. |
При включении лампы на ее концах наблюдается оранжевое свечение, через некоторое время свечение исчезает и лампа не зажигается. | - Неисправна лампа, в лампу попал воздух. | - Необходимо заменить лампу. |
Лампа попеременно зажигается и гаснет. | Неисправность лампы. | Заменить лампу. |
При включении лампы перегорают спирали ее электродов. | - Неисправность дросселя (нарушено изоляция или межвитковое замыкание в обмотке). - В электрической схеме имеется замыкание на корпус. | - Проверить электрическую схему. - Проверить изоляцию проводов. - Проверить в электрической схеме замыкание на корпус светильника. |
Лампа зажигается, но через несколько часов работы появляется почернение ее концов. | - Замыкание на корпус светильника в электрической схеме. - Неисправность дросселя. | - Проверить замыкание на дроссель. - Проверить величину пускового и рабочего тока тестером. Если они превосходят нормальные, то необходимо заменить дроссель. |
Лампа зажигается, при ее горении начинается вращение разрядного шнура и проявляются перемещающиеся спиральные и змеевидные полосы. | - Неисправна лампа. - Сильные колебания напряжения сети. - Плохой контакт в соединениях. - Лампа охватывает магнитные силовые линии рассеяния дросселя. | - Необходимо заменить лампу. - Проверить напряжения сети. - Проверить контактные соединения. - Заменить дроссель. |
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 3
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №3. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДРЛ.
Текст задания:
Запишите основные конструктивные элементы лампы ДРЛ.
Каковы достоинства и недостатки лампы ДРЛ.
Часто встречающиеся неисправности в светильниках с лампами ДРЛ и методы их устранения.
Эталоны ответов:
Лампа состоит из:
1-Колба
2-Цоколь
3-Кварцевая горелка
4-Основной электрод
5-Дополнительный электрод
6-Токоограничительный резистор.
Достоинства лампы – дает яркий свет, близкий к белому; большой срок службы (10000 часов); изготавливается из тугоплавкого и химически стойкого стекла.
Недостатки лампы – при уменьшении напряжения питания меньше чем на 80% лампа не зажигается, а горящая потухнет; при горении лапа сильно нагревается; Перед повторным зажиганием лампа должна остыть; необходимо использовать дорогое и габаритное пускорегулирующую аппаратуру.
Основные неисправности, встречающиеся в светильниках с лампами ДРЛ.
- Плохое соединение лампы с патроном (необходимо подгибать центральный контакт патрона лампы)
- Скачки напряжения в сети (при скачках напряжения в сети, лампа отключается и пока она не остынет, заново она не загорится)
- Частое включение и отключение лампы (на некоторых лампах производитель в инструкции указывает угол их установки к горизонту, если этот угол не выдерживать, то лампа либо будет так работать, либо очень быстро перегорит)
- Мигание лампы из-за неправильного подобранного дросселя (как и в предыдущем варианте лампа будет мигать из-за неправильного подобранного дросселя. Ток на лампе будет больше, вследствие этого будет увеличивать температура в кварцевой горелке, а из-за последнего возрастет и давление. Напряжения сети будет недостаточным для поддержания горения дуги. В этом случае нужно заменить дроссель.)
- Лампа не зажигается (заменить импульсное зажигающее устройство).
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 4
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №4. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДНаТ.
Текст задания:
Запишите основные конструктивные элементы лампы ДНаТ.
Каковы достоинства и недостатки лампы ДНаТ.
Часто встречающиеся неисправности в светильниках с лампами ДНаТ и методы их устранения.
Эталоны ответов:
Лампа состоит из:
Достоинства – нашли широкое применение в уличном освещении; работают в широком диапазоне температур (от-60 до +50);Они совершенно не чувствительны к расположению к горизонту. Их стабильная и мощная светоотдача очень благоприятно действует на рост растений в теплицах.
Недостатки – довольно чувствительны к перепадам напряжения и для того чтобы прослужили действительно долго, необходимо обеспечить подачу электричестваа к ним с колебаниями напряжения не более 5-10%; Наличие пускорегулирующей аппаратуры; Высокая температура работы.
Основные неисправности, встречающиеся в светильниках с лампами ДНаТ.
- Плохое соединение лампы с патроном (необходимо подгибать центральный контакт патрона лампы)
- Скачки напряжения в сети (при скачках напряжения в сети, лампа отключается и пока она не остынет, заново она не загорится)
- Частое включение и отключение лампы (на некоторых лампах производитель в инструкции указывает угол их установки к горизонту, если этот угол не выдерживать, то лампа либо будет так работать, либо очень быстро перегорит)
- Мигание лампы из-за неправильного подобранного дросселя (как и в предыдущем варианте лампа будет мигать из-за неправильного подобранного дросселя. Ток на лампе будет больше, вследствие этого будет увеличивать температура в кварцевой горелке, а из-за последнего возрастет и давление. Напряжения сети будет недостаточным для поддержания горения дуги. В этом случае нужно заменить дроссель.)
- Лампа не зажигается (заменить импульсное зажигающее устройство).
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 5
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №5. Нахождение неисправностей.
Текст задания:
Найдите и устраните неисправности на принципиальной схеме №1.
Найдите и устраните неисправности на принципиальной схеме №2.
Эталоны ответов:
Схема №1.
Схема №2.
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 6
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Техническое обслуживание и ремонт магнитных пускателей.
Текст задания:
Заполнить нижеприведенную таблицу по программе технического обслуживания магнитных пускателей.
Вид работ | Последовательность проведения работ |
Внешний осмотр. |
|
Ревизия механической части. |
|
Зачистка контактов. |
|
Проверка сопротивления изоляции. |
|
Катушка магнитного пускателя. |
|
Повышенный гул при работе магнитного пускателя. |
|
Эталоны ответов:
Вид работ | Последовательность проведения работ |
Внешний осмотр. | Внешний осмотр на предмет повреждений и сколов корпуса, а также удаления загрязнений (причем не только с поверхности корпуса, но и с поверхности сердечника электромагнита). Сколы и повреждения корпуса возникают не только вследствие ударов и падений, но и по причине длительного воздействия вибраций, обусловленных работой изношенной сети переменного тока и браком в монтаже пускателя, а также его собственными дефектами. Если повреждения корпуса привели к тому, что пускатель невозможно надежно закрепить, или его контакты не могут свободно замыкаться\размыкаться, то иного выхода, чем замена корпуса или пускателя, просто не остается. |
Ревизия механической части. | Проверке подвергается рабочая пружина, обеспечивающая разрыв контактов. Она должна быть достаточно жесткой, витки не должны сблизиться. Проверяется ход якоря пускателя относительно корпуса: необходимо, чтобы отсутствовали всякие заклинивания и затруднения при движении. Проверка хода осуществляется замыканием контактов «от руки». При наличии механических заклиниваний можно прибегнуть к смазке или шлифовке трущихся частей. |
Зачистка контактов. | Данная мера, от которой лучше воздержаться при проведении технического обслуживания исправных магнитных пускателей. Высокопроводящий слой подвижных и неподвижных контактов относительно тонок, поэтому, если при каждом обслуживании тереть по нему надфилем, то пускатель скоро выйдет из строя. Надфиль потребуется лишь в том случае, если на контактах имеются явные следы нагара или оплавления. Наждачная бумага для зачистки контактов исключается категорически. |
Проверка сопротивления изоляции. | Если пускатель содержит в составе корпуса металлические детали, или находится в металлическом кожухе, то необходимо убедиться в отсутствии цепи между этими частями, подлежащими заземлению, и силовыми контактами. Для всех пускателей в целом необходимо проверить отсутствие замыканий между отдельными силовыми полюсами. Сопротивление изоляции нормируется не менее 0,5 Мом. |
Катушка магнитного пускателя. | Тщательному осмотру подвергается катушка. Трещины на каркасе, повреждения, нагар и оплавление изоляции – все это верные признаки существенных проблем. Катушку с такими признаками лучше заменить. |
Повышенный гул при работе магнитного пускателя. | Данная проблема чаще всего возникает при перекосе сердечника, при недостаточном уровне напряжения в сети, или подобрана слишком сильная возвратная пружина. Все эти факторы приводят к тому, что якорь при замыкании недостаточно плотно прилегает к сердечнику. Следствием будет больший ток катушки из-за меньшего ее индуктивного сопротивления, а также подгорание силовых контактов. |
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 7
Наименование: Выполнение расчетов.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Техническое обслуживание и ремонт электротеплового реле.
Текст задания:
Произвести расчет и выбрать необходимое по току электротепловое реле.
Электродвигатель мощностью 4200 Вт, работает в сети 380 В, КПД – 0,88, коэффициент мощности – 0,85.
Эталоны ответов:
Находим активную мощность. ;
Находим ток потребляемый электродвигателем; ;
Выбираем подходящее реле с учетом коэффициента.
Алгоритм выполнения задания:
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
2. Ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление выполненного расчета преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся верно решил задачу.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся в задаче совершил не значительную ошибку.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 8
Наименование: Выполнение расчетов.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Техническое обслуживание и ремонт автоматических выключателей.
Текст задания:
1. Произвести расчет вводного автоматического выключателя для дома. Напряжения сети – 380 В, расчетная мощность – 80 кВт, коэффициент мощности – 0,84.
Эталоны ответов:
1. Чтобы выбрать номинал автоматического выключателя считаем номинал тока нагрузки данной электросети:
2. Чтобы избежать ложное срабатывание автомата защиты, номинальный ток автомата защиты (ток срабатывания теплового расцепителя) следует выбрать на 10 % больше планируемого тока нагрузки:
Алгоритм выполнения задания:
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
2. Ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление выполненного расчета преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся решил правильно задачу.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся решил задачу с не значительной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 9
Наименование: Выполнение расчетов.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Техническое обслуживание и ремонт предохранителей.
Текст задания:
1. Произвести расчет защитного оборудования для электродвигателя по приведенным параметрам. U – 380/220 В; P – 7,5 кВт; cos – 0,85; К.П.Д. - 0,88.
Двигателям с легким пуском считаются двигатели вентиляторов, насосов, металлорежущих станков и т.п., пуск которых заканчивается за 3-5 с, пускаются эти двигатели редко, менее 15 раз в 1 час.
К двигателям с тяжелым пуском относятся двигатели подъемных кранов, центрифуг, шаровых мельниц, пуск которых продолжается более 10 с, а также двигатели, которые пускаются очень часто – более 15 раз в 1 ч.
Эталоны ответов:
1. Находим активную мощность. ;
Находим ток потребляемый электродвигателем; ;
Зная ток двигателя по таблице находим сечение провода и подбираем марку провода.
Ток пусковой больше тока номинального в 5 – 7 раз.
Находим ток плавкой вставки предохранителя; ;
- это коэффициент, учитывающий степень тяжести запуска электродвигателя.
=от 1,6 до 2 - при частом включении; тяжелом запуске.
= 2,5 - при нечастом включении; легком запуске.
Предохранитель выбираем по расчетному току плавкой вставки или ближайшей к расчетному, но не меньше расчетного.
Алгоритм выполнения задания:
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
2. Ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление выполненного расчета преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся правильно решил задачу.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся решил задачу с не значительной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 10
Наименование: Решение проблемной задачи
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Техническое обслуживание и ремонт пакетных выключателей и кнопок управления.
Текст задания:
1. Найдите и устраните неисправности на принципиальной схеме №1.
2. Найдите и устраните неисправности на принципиальной схеме №2.
Эталоны ответов:
1. Схема №1.
2. Схема №2.
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 11
Наименование: заполнение кроссворда.
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7.
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема:Контрольная работа по теме: «Наладка защитных и пускорегулирующих аппаратов».
Текст задания:
Заполнить кроссворд.
Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. Комбинированный электромагнитный аппарат предназначенный для включения, отключения и переключения нагрузки, а также для ее защиты от перегрузки по току.2. Их используют для дистанционного управления магнитных пускателей.
3. Как называется трансформатор для осуществления развязки первичной и вторичной цепи?
4. Как называется развязка предназначенная для передачи электричества или какой-либо энергии без проводов?
5. Ручной аппарат предназначенный для отключения электрических цепей с большими токами.
6. Как называется нейтраль трансформатор или генератора, не присоединённая к заземляющему устройству или присоединенная через большое сопротивление?
7. Как называется выключатель, состоящий из плоских скользящих контактов? 8. Элемент, при помощи которого осуществляют регулирование тока в цепи?
По вертикали:
1. Как называется нейтраль трансформатора или генератора, присоединенная непосредственного к заземляющему устройству?2. Как называется электропроводка которая прокладывается по поверхности стен?
3. Проводящая часть или совокупность соединенных между собой проводящих частей, находящихся в электрическом контакте с землей4. Как называется электропроводка которая прокладывается внутри стен?
5. Как называется устройство в которое входят заземляющие электроды и заземляющие проводники?
6. Как называется торможение электродвигателей при помощи постоянного тока?
7. Радиоэлемент который пропускает ток только в одном направлении?
8. Торможение двигателей при помощи закорачивания обмоток?
9. Как называется заземлитель, который специально выполняемый для цепей заземления.
10. Как называется заземлитель, проводящая часть которого находится в электрическом контакте с землей непосредственно или через промежуточную проводящую среду, используемая для целей заземления?
Эталоны ответов:
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2. Заполнить кроссворд;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление кроссворда на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с четырьмя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 12
Наименование: решение проблемной задачи.
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Типовые схемы автоматизации управления и пуска электродвигателей.
Текст задания:
1. Выявить и устранить неисправность в схеме № 1.
2. Выявить и устранить неисправность на схеме №2.
Эталоны ответов:
1. Схема № 1.
2. Схема №2.
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2. Ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с четырьмя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 13
Наименование: выполнение практического задания репродуктивного типа. (Ответить на вопросы).
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Неуправляемые полупроводниковые выпрямители.
Текст задания:
1. Что такое диод, принцип его работы, каково его назначение?
2. Нарисуйте однофазный двухполупериодный диодный мост.
3. Нарисуйте трехфазный диодный мост.
Эталоны ответов:
1. Диод – двухэлектродный электронный компонент, обладающий различной электрической проводимостью в зависимостиот полярности приложенного к диоду напряжения. При прямой подаче полярности диод открыт и свободно проводит электрический ток, а при обратной полярности диод не проводит электрический ток. Диодны нашли широкое приминение в радиотехнике, самое распространенное их применение это сборка в виде моста, для выпрямления переменного тока в постоянный.
2. Однополупериодный однофазный диодный мост.
3. Трехфазный диодный мост.
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2.Ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 14
Наименование: решение проблемной задачи.
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7.
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Типовые схемы торможения электродвигателей.
Текст задания:
1. Выявить и устранить неисправность в схеме № 1.
2. Выявить и устранить неисправность на схеме №2.
Эталоны ответов:
1. Схема № 1.
2. Схема №2.
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2.Ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с четырьмя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 15
Наименование: составление схемы.
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7.
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Схема управления электроталью, тельфером, кран-балкой.
Текст задания:
1. Составить схему управления козловым краном.
Эталоны ответов:
1.
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2. Составить схему;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся составил схему правильно.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся составил схему правильно, но есть не значительные замечания.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся совершил ошибку, но при помощи преподавателя он ее устранил.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 16
Наименование: Выполнение расчетов.
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7.
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Схемы соединения обмоток двигателя в звезду и треугольник.
Текст задания:
1. Рассчитать пусковой и рабочий конденсатор для трехфазного электродвигателя мощностью 4500 Вт и коэффициентом мощности 0,85, который будет включаться в однофазную сеть напряжением 220 В. (На шильдике электродвигателя есть обозначение 220/380).
Нарисуйте схему включения обмоток вместе с данными конденсаторами.
2. Рассчитать пусковой и рабочий конденсатор для трехфазного электродвигателя мощностью 5100 Вти коэффициентом мощности 0,85, который будет включаться в однофазную сеть напряжением 220 В. (На шильдике электродвигателя есть обозначение 127/220).
Нарисуйте схему включения обмоток вместе с данными конденсаторами.
Эталоны ответов:
1. Сперва находим ток потребления электродвигателя для трехфазной цепи.
Данный электродвигатель необходимо собрать по схеме треугольник, значит:
- Емкость рабочего конденсатора:
- Емкость пускового конденсатора:
2. Сперва находим ток потребления электродвигателя для трехфазной цепи.
Сперва находим ток потребления электродвигателя для трехфазной цепи.
Данный электродвигатель необходимо собрать по схеме звезда, значит:
- Емкость рабочего конденсатора:
- Емкость пускового конденсатора:
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2. Составить схему и ответить на вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся решил задачи правильно.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся решил задачи правильно, но есть не значительные замечания.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся совершил ошибку, но при помощи преподавателя он ее устранил.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 17
Наименование: Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Ответить на тестирование).
Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Схемы соединения обмоток двигателя в звезду и треугольник.
Текст задания:
1. В лампах накаливания используют материал для изготовления нити накала:
А) фехраль.
Б) нихром.
В) молибден.
2. Назначение ртути в люминесцентных лампах?
А) для лучшей проводимости электрического тока.
Б) чтобы самостоятельно не разбирали и не ремонтировали.
В) для создания ультрафиолета.
3. Импульсное зажигающее устройство применяют для:
А) двухэлектродной лампы ДРЛ.
Б) не применяют в схеме запуска лампы ДРЛ
В) для четырех электродной лампы ДРЛ.
4. Газ какого металла используют в кварцевой горелке лампы ДНаТ?
А) ниобий.
Б) галий.
В) натрий.
5. Чем запрещено чистить контактные пятки пускорегулирующих аппаратов?
А) надфилем.
Б) ножом.
В) наждачной бумагой.
6. Как называется изгибающийся контакт в электротепловом реле?
А) биметаллический.
Б) ферротехнический.
В) парамагнитный.
7. О чем говорит категория автоматического выключателя?
А) нет такого понятия.
Б) о его чувствительности и времени срабатывания.
В) о его максимальном токе и напряжении.
8. Какой материал испускает углекислый газ при контакте с электрической дугой?
А) эбонит.
Б) фибра.
В) текстолит.
9. Пакетный выключатель служит для:
А) включения, отключения и переключения.
Б) пуска, остановки и защиты от токов короткого замыкания.
В) служит только для защиты от токов короткого замыкания и токов перегрузки.
10. Назначение кварцевого песка в защитной аппаратуре?
А) в качестве индикатора срабатывания защитного устройтсва.
Б) в качестве изоляции плавкой вставки от корпуса.
В) в качестве гашения электрической дуги.
Эталоны ответов:
1 – В
2 – В
3 – А
4 – В
5 – В
6 –А
7 –Б
8 – Б
9 – А
10 – В
Алгоритм выполнения.
1. Изучить информацию по теме; провести системный анализ;
2.Ответитьна вопросы;
3. Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов на контроль преподавателю.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся решил задачи правильно.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся решил задачи правильно, но есть не значительные замечания.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся совершил ошибку, но при помощи преподавателя он ее устранил.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
4. Заключение
Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы. Педагогическая деятельность преподавателей должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся на основе системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-методического материала. Использование разработанных методических указаний позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ФКП образовательном учреждении № 46, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих
и профессиональных компетенций.
Список рекомендуемой литературы
1.Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6