СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический диалог

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический диалог»


Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №28»






Методический диалог




«Обеспечение успешности учащихся в учебной деятельности»











Подготовила:

Романкова Елена Евгеньевна,

учитель географии, специалист первой квалификационной категории






Луганск, 2021

Обеспечение успешности учащихся в учебной деятельности.

Уклад современной школы призван воплотить конституционное право всех
детей на получение образования, мотивировать их на получение образования и жизненную карьеру и воплощается под девизом: « Школа - для всех».

Многое изменилось в образовании. Много говорят о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа».

«У каждого ребенка, - утверждал В. А. Сухомлинский, - мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей». А для этого считаю, нужно создать условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать свой умение учиться.

Нужно заинтересовать детей на уроке. Не только поставить цель перед детьми, но и указать путь к этой цели, создать ситуацию успеха – вот нехитрые «открытия» каждого учителя.

 И передо мной, как и пред многими учителями, которые начали работать с учащимися по ФГОС 2 поколения в 5 классе стал вопрос: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят?». 

Актуальность опыта

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма  -   серьезная проблема школы.

Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

И каким же образом это сделать? В педагогической литературе, оказалось, трудно найти целостный набор средств, приемов и методов который позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

 Обнаружилось противоречие между необходимостью выработки единого комплекса методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся, и недостаточной целостной разработанностью практического инструментария для  создания ситуации успеха как одного из средств повышения мотивации  к учению.

Ведущая педагогическая идея опыта  - создавать для учащихся 5,6 класса  такие ситуации, которые способствуют достижению и переживанию  успеха, и, как результат, повышению   мотивации к учебной деятельности.

Работа над опытом охватывает период с сентября  2015года по май  2017 года.

Теоретическая база опыта

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда, какой бы ни был огурец, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

А.С.Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности.

 В.А.Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «школу радости».

В педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех мотивирует школьника к учению.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет доктор педагогических наук А.С. Белкин.  Он убежден: если ребенка лишить веры в себя, вряд ли можно надеяться на его «светлое будущее». Одно непродуманное  слово, один неосторожный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

 Новизна опыта состоит в

·           изучении теоретических основ создания ситуации успеха в учебной деятельности школьников как средства повышения мотивации к учению;

·           классификации и описании практического инструментария, который может использоваться учителем для  создания ситуации успеха.

Технология опыта

 Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации к учению у учащихся 5-6 классов.

Достижение    поставленной цели    предполагает решение следующих задач:

·       создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников;

·       классификация и описание практического инструментария, который может использоваться учителем для  создания ситуации успеха;

 Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Естественными должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя.

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать упражнение, с которым он справится наилучшим образом.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.

Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Некоторые обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.

 Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Использование проектного метода в обучении школьников

Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники работают над следующими проектами: «Басни И.А. Крылова», «Иллюстрирование стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» и т.д.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

·           развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;

·           воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;

·           повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;

·           построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

  Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.

 Существует несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания

Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Прием «Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Прием «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

Прием «Сопереживание».

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Прием «Следуй за нами»»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Прием «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

Прием «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

Прием «Заражение»

«Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

Радость познания есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

Прием «Эврика»

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Прием «Горизонт»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций 

1.      Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2.      Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей.

3.      Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4.      Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5.      Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6.      Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

7.      Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали.

Наше кредо с вами – Творчество, а – это результат труда и усилий педагога и самого ребенка. Деятельность учителя – всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. Дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что-то затягивает, увлекает. Используя на уроках различные виды познавательной деятельности, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка. ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ - ТАКИМИ СРАЗУ НЕ РОЖДАЮТСЯ. В ЛЮБОМ ИЗ НИХ ЗАРЫТ ТАЛАНТ - ЛИШЬ СТОИТ ТОЛЬКО ПОКОПАТЬСЯ. Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте. Обеспечивайте успешность ученика в учебном процессе.