СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему: «Физические упражнения как средство реабилитации студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему: «Физические упражнения как средство реабилитации студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата»»

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации





МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему: «Физические упражнения как средство реабилитации студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата»













Выполнил:Петров С.В.,

преподаватель физической культуры

































2021 г.

ВВЕДЕНИЕ



Уровень заболеваемости в студенческой среде постоянно растет. Заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, зрительного аппарата и желудочно-кишечного тракта имеет каждый пятый молодой человек. Студенческая молодежь, имеющая хронические заболевания, освобождается от занятий по физическому воспитанию. Однако дозированные физические нагрузки для таких студентов могут оказать неоценимую услугу в плане поддержания их здоровья, физической и умственной работоспособности. Одним из приемлемых вариантов правильно подобранной физической нагрузки (в рамках учебного процесса) может стать использование такого метода, как лечебная физическая культура (ЛФК).

Есть некоторые особенности применения этого метода реабилитации в условиях высшей школы, а именно: – на занятиях одновременно присутствуют студенты с различными заболеваниями, в связи с чем применяются универсальные комплексы, разработанные преподавателями ЛФК; – у части студентов имеется по две (31%), а иногда и по три патологии, требующие коррекции с помощью лечебной гимнастики; – подавляющее большинство таких студентов в школах были освобождены и не имеют практических навыков техники выполнения того или иного упражнения; – группы смешанные, девушки и юноши занимаются вместе; – эмоциональный компонент, доверительные отношения, акцент на успехах студента. В данном учебном пособии представлены основные понятия ЛФК, адаптированные для понимания студентов вузов немедицинского и нефизкультурного профилей. Даны рекомендации к занятиям ЛФК студентам с заболеваниями различных систем. Уделено внимание мерам профилактического характера. Также представлены примерные комплексы упражнений, которые студенты могут использовать самостоятельно.

















  1. Средства лечебной физкультуры

Основными средствами ЛФК, использующимися в вузе, являются:

– физические упражнения;

– естественные факторы природы;

– двигательный режим.

Для достижения оптимального эффекта от занятий физическими упражнениями необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся студентов: пол, состояние здоровья, физическое развитие, уровень физической подготовки.

Физические упражнения

Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения – сочетание естественных для человека движений, разделенных на элементы. Оказывают влияние не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя развить некоторые двигательные качества: силу, быстроту, координацию, ловкость. Существует несколько классификаций упражнений. Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Например, упражнения для мышц туловища.

Специальные упражнения оказывают избирательное действие на определенные части опорно-двигательного аппарата. Например, упражнения на стопу при плоскостопии.

По анатомическому признаку выделяют упражнения для мелких (кисть, стопа, лицо), средних (шея, предплечье, голень, плечо) и крупных (туловище, конечности) мышечных групп. По признаку активности упражнения могут быть активными (выполняются самим больным), пассивными (выполняются инструктором ЛФК при волевом усилии больного), активно-пассивными.

По принципу использования гимнастических предметов, снарядов и тренажеров – упражнения с предметами (гимнастическая палка, резиновый и теннисный мячи, гантели, скакалки, фитболы) и без них; упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка). Упражнения на тренажерах позволяют точно дозировать нагрузку и развивать необходимые физические качества: выносливость, силу мышц, координацию. Для тренировки сердечнососудистой системы применяются велотренажеры (ножные и ручные), гребные тренажеры, эллипсоиды, беговая дорожка, степперы различных модификаций.

По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяются на динамические (изотонические) и статические (изометрические). При выполнении динамического упражнения происходит последовательное чередование сокращения и расслабления, т.е. приведение в движение суставов конечностей или туловища. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе. Степень напряжения мышц дозируется за счет рычага и скорости выполнения упражнения. При выполнении статического упражнения мышцы сокращаются, но не изменяют своей длины. Например, удержание определенное время поднятой ноги.

По видовому признаку и характеру упражнений выделяют следующие группы: коррегирующие, на координацию движений и в равновесии, дыхательные, на расслабление мышц, ритмопластические.

Корригирующие упражнения (движения туловища, конечностей или отдельных сегментов тела) рассчитаны на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.). Важным компонентом является правильное исходное положение, обусловливающее строго локальное воздействие, оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания.

Упражнения на координацию движений и в равновесии используются для тренировки вестибулярного аппарата. Выполняются в следующих исходных положениях: основная стойка, стоя на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и открытыми глазами, с предметами и без них.

Дыхательные упражнения влияют на функцию внешнего дыхания за счет укрепления мышц, участвующих в дыхании, а также для снижения физической нагрузки во время и после занятий физическими упражнениями. Кроме того, благотворно влияют на функцию сердечно-сосудистой системы, стимулируют обменные и пищеварительные процессы. В основном используются динамические дыхательные (с участием вспомогательных мышц, за счет движения конечностей и туловища) и статические (углубленное ритмичное дыхание без движения рук, ног или туловища) упражнения.

Упражнения на расслабление мышц могут иметь как общий, так и местный характер. При их выполнении сознательно снижается тонус различных групп мышц. Например, легкие потряхивания рук и стоп, свободное падение рук.

Упражнения на растягивание мышц (стретчинг) применяются для увеличения эластичности мышечно-связочного аппарата, способствуют восстановлению работоспособности мышц после нагрузки. Ритмопластические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, с заданным ритмом.

Спортивно-прикладные упражнения. Использование этого вида упражнений должно проводиться под строгим контролем функционального состояния организма, особенно сердечно-сосудистой системы (контроль пульса, артериального давления) и для достаточно тренированных студентов. К спортивно-прикладным упражнениям относятся дозированные: ходьба, бег, прыжки, гребля, плавание, катание на велосипеде, коньках, лыжах и др. Применение таких упражнений способствует восстановлению поврежденного органа и организма в целом, воспитывает у больных сознательное отношение к занятиям ЛФК и уверенность в своих силах. Использование ритмичного чередования напряжения и расслабления мышц приводит к улучшению крово- и лимфообращения, дыхания, обмена веществ, развитию силы мышц, скорости двигательных реакций, координации движений, улучшению подвижности в суставах.











  1. Комплексы ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата



Примерный комплекс упражнений, применяемых для укрепления мышц спины:

  1. И.п. – лежа на животе, прямые руки вверху.

1 – подъем правой ноги и левой руки;

2 – и.п.;

3 – подъем левой ноги и правой руки;

4 – и.п.

  1. И.п. – лежа на животе, прямые руки вверху.

Прогнувшись, подъем одновременно двух рук, ноги лежат на полу.

3. И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Подъем прямых ног вверх, прогнувшись.

4. И.п. – лежа на животе, руки прямые вверху. Прогнувшись, подъем одновременно двух рук и двух ног.

5. И.п. – лежа на животе, руки прямые вверху. Прогнувшись, соединить две руки за спиной.

6. И.п. – то же. Поочередное поднимание прямых ног, не поднимая таза от пола.

7. И.п. то же. Приподнимание обеих ног с удержанием их до 8– 10 счетов.

8. И.п. то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п.

9. И.п. – лежа на животе, руки за головой в замок. Прогнувшись, выполнять пружинистые движения корпуса вверх.

10. И.п. – лежа на животе, руки в стороны. Прогнувшись, выполнять круговые движения руками вперед, назад.

11. И.п. – лежа на животе. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам.

12. И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга:

1 – поднять правую ногу;

2 – присоединить левую;

3–6 – держать;

7 – опустить правую;

8 – опустить левую.


13. И.п. – лежа на животе, прямые руки вверху. Выполнение руками и ногами движений как при плавании брассом.

14. И.п. – упор, стоя на коленях. Поднять правую руку вперед, левую ногу отвести назад, держать 8–10 счетов. То же выполнить, поднимая левую руку и отводя правую ногу назад. 15. И.п. – лежа на животе, упор на предплечьях. Опираясь на предплечья и пальцы ног, поднять туловище параллельно полу и держать 8–10 счетов.


Примерный комплекс упражнений, применяемых для укрепления мышц брюшного пресса:

1. И.п. – лежа на спине, руки за головой, ноги, согнутые в коленных суставах, стоят на полу. Частичный подъем корпуса.

2. И.п. – лежа на спине, руки вверху, ноги согнуты на полу. Полный подъем корпуса, руки вперед.

3. И.п. – лежа на спине, правая нога согнута, стоит на полу, левая стопа на правом колене, правая рука за головой. Тянуться правым локтем к левому колену. То же в другую сторону. 4. И.п. – лежа на спине, ноги прямые, руки под ягодицы. Подъем прямых ног до угла 90.

5. И.п. – лежа на спине, ноги прямые, руки под ягодицы. Подъем коленей к груди.

6. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты вверх, руки за головой. Частичный подъем корпуса. 7. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты вправо, руки за головой. Частичный подъем корпуса. 8. И.п. – лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль корпуса. Подтягивать колени и плечи одновременно.

9. И.п. – лежа на спине, ноги прямые вверх, руки под ягодицы. Отрывать таз от пола.

10. И.п. – лежа на спине, ноги прямые вверх, правая рука за головой. Тянуться левой рукой к левой ноге, затем правой рукой к правой ноге. Затем двумя руками к двум ногам.

11. И.п. – лежа на спине, ноги прямые вверх, руки за головой.

1 – сед в группировке;

2 – и.п. (10–12 раз).

12. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, стопы на полу, руки за головой. Полный подъем корпуса с поворотом вправо, влево.

13. И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Сгибая колени к груди, выпрямлять поочередно вправо и влево (пола ногами не касаться).

14. И.п. – лежа на спине, ноги прямые, руки вверху. Выполнять «Складной ножик».

15. И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Работа прямых ног вверх, вниз – поочередно (ноги пола не касаются).

16. И.п. – упор сидя сзади, ноги прямые вверх. Выполнять «Ножницы» (ноги пола не касаются).

17. И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Согнуть обе ноги, выпрямить вверх, снова согнуть и медленно опустить в и.п.

18. И.п. – лежа на спине, руки за головой, поочередно сгибать и разгибать ноги («велосипед»).


Примерный комплекс общеукрепляющих упражнений для профилактики остеохондроза:

1. И.п. – лежа на спине, руки под головой. Надавливание головой на руки (темп медленный) – выдох. Вернуться в и.п. – вдох.

2. И.п. то же, руки на поясе. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях.

3. И.п. то же, руки на поясе, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Прогнуться, поднимая таз – выдох. Вернуться в и.п. – вдох.

4. И.п. то же. Согнуть ноги и прижать колени к животу, обхватить их руками, голову к коленям – выдох. Вернуться в и.п. – вдох.

5. И.п. то же, руки в стороны. Мах правой ногой, левой рукой достать до правой стопы. То же другой ногой и рукой.

6. И.п. то же, руки на поясе. Поднять прямые ноги до угла 90° – выдох. Вернуться в и.п. – вдох.

7. И.п. то же, руки за голову. Левая нога и рука в сторону – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. То же другой ногой и рукой.

8. И.п. – лежа на животе, гимнастическая палка на лопатках. Прямые ноги, голову и плечи поднять, прогнуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох.

9. И.п. – упор, стоя на коленях. Округлить спину – вдох. Прогнуть спину – выдох.

10. И.п. то же. Выпрямляя правую ногу назад – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. То же левой ногой.

11. И.п. – стойка на коленях, руки на поясе. Правая нога вперед, взяться руками за правую стопу – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. То же левой ногой.

12. И.п. то же. Левая нога в сторону – вернуться в и.п. То же правой ногой. Дыхание произвольное.

13. И.п. – о.с. Присесть, поднимая пятки от опоры, руки вперед – выдох. Вернуться в и.п. – вдох.

14. И.п. то же. Мах левой ногой влево, руки вверх, вернуться в и.п. То же правой ногой. Дыхание произвольное.

15. И.п. – стоя, палка вверху. Правая нога вперед на носок, палка на лопатки, вернуться в и.п. – вдох. То же с левой ноги.

16. И.п. то же. Палка на грудь – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. Палка на лопатки, вернуться в и.п.

17. И.п. – о.с. Мах левой ногой назад, палка вверх – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. То же правой ногой.

18. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклон вперед, коснуться правой рукой левой стопы, левая рука в сторону – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. Затем наклон к правой ноге.

Примерный комплекс упражнений, применяемых при остеоартрозе и остеохондрозе коленных суставов:

  1. И.п. – лежа на спине, ноги прямые.

1–2 правая сгибается в коленном суставе до максимума, стопа при этом скользит по

коврику.

3 – нога сгибается в тазобедренном суставе и руками прижимается к туловищу

(спинуот пола не отрывать).

4–5 удерживать ногу.

6 – опустить стопу на пол.

7–8 – выпрямить ногу в и.п.

То же на другую ногу. Повторить 10–15 раз.

2. И.п. – лежа на спине, ноги согнутые, стоят на полу. Подтянуть согнутую в коленном суставе ногу к груди, удержать 5–6 секунд, вернуться в и.п. То же на другую ногу. Повторить по 10 раз.

3. И.п. – лежа на спине. Прямая нога отрывается от пола на высоту 20–30 см и удерживается 10 с. То же на другую ногу. Повторить 20–30 раз.

4. И.п. – сидя на высоком стуле. Поболтать ногами с умеренной амплитудой.

5. И.п. – сидя на стуле. Поднять прямую ногу и удержать ее 3 с параллельно полу. Стопа при этом находится под прямым углом к голени. То же на другую ногу. Повторить по 10 раз.

6. И.п. – о.с., ягодицы прижаты к опоре, колени чуть согнуты и разведены в стороны. Не сгибая спины, наклоняться вперед и возвращаться в и.п.


Примерный комплекс упражнений, применяемых при остеоартрозе и остеохондрозе тазобедренных суставов:

1. И.п. – лежа на спине, согнутые ноги стоят на полу. Сведение и разведение бедер, постепенно увеличивая амплитуду движений (10–15 раз).

2. И.п. – лежа на спине. Упражнение «ножницы»: ноги прямые, правая отрывается от пола и отводится из стороны в сторону с максимальной амплитудой. То же на другую ногу. Повторить 10 раз.

3. И.п. – лежа на спине. Правую прямую ногу поднять от пола на максимально возможную высоту, вернуться в и.п. То же на другую ногу. Повторить 10 раз.

4. И.п. – лежа на спине. Правую согнутую ногу подтянуть к груди, затем отвести в сторону и вернуться в и.п. То же на другую ногу. Повторить 10 раз.

5. И.п. – сидя на стуле. Наклоняясь вперед, постараться коснуться руками пальцев ног, вернуться в и.п. Повторить 10 раз.

Примерный комплекс упражнений, применяемых при плечелопаточномпериартрозе: 1. И.п. – сидя на стуле, спина прижата к спинке стула. Руки свободно вдоль туловища. Круговые движения предплечьями вперед – назад. Повторить по 10 раз.

2. И.п. – сидя на стуле, спина прижата к спинке стула. Сгибание рук в локтевых суставах. Повторить 10 раз.

3. И.п. – сидя на стуле, спина прижата к спинке стула. Поднимать и опускать плечи (прятать голову в плечи). Повторить 10 раз.

4. И.п. то же. Руки «в замок», лежат на коленях. Сгибая руки, положить кисти на правое, левое плечо. Повторить по 10 раз.

5. И.п. то же. Руки «в замок», лежат на коленях. Вытягивать руки ладонями наружу вперед – вниз, вперед – вверх.

6. И.п. то же. Правая рука стоит на поясе, левая свисает свободно вниз, выполняя круговые движения в одну и другую стороны. Повторить по 10 раз.


Примерный комплекс упражнений, применяемых при плечелопаточномпериартрозе, с гимнастической палкой:

1. И.п. – сидя на стуле, спина прижата к спинке стула. Палку взять хватом сверху. Сгибая руки в локтевых суставах, поднять гимнастическую палку к груди и опустить в и.п. Повторить 10 раз.

2. И.п. то же. Палку взять хватом снизу. Сгибая руки в локтевых суставах, поднять гимнастическую палку к груди и опустить в и.п. Повторить 10 раз.

3. И.п. то же. Гимнастическая палка стоит вертикально между коленей. Перехватывая кистями, поднимать палку верхи возвращаться в и.п. Повторить 10 раз.

4. И.п. то же. Прямыми руками поднять гимнастическую палку вверх. Опускать палку вправо, влево. Повторить по 10 раз.

5. И.п. то же. Держать палку за концы, поочередно выпрямлять руки в стороны, «пилить шею». Повторить по 10 раз.




Комплексы ЛФК для профилактики и лечения плоскостопия


Примерный комплекс упражнений при плоскостопии:

1. И.п. – лежа на спине, поочередное и одновременное оттягивание пальцев ног, приподнимая и опуская наружный край стопы.

2. И.п. – лежа на спине, согнутые ноги стоят на полу; разведение пяток в стороны.

3. И.п. – лежа на спине, скольжение стопой правой ноги по голени левой, то же на другую ногу.

4. И.п. – лежа на спине, согнутые ноги стоят на полу; поочередное и одновременное приподнимание пяток.

5. И.п. – упор сидя сзади, приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев.

6. И.п. то же, подъем стопами ног мяча вверх.

7. И.п. – упор сидя сзади, согнутые ноги стоя на полу; захват пальцами ног матерчатого коврика.

8. И.п. то же, захватывание пальцами ног какого-либо предмета и поднимание его.

9. И.п. то же, максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола.

10. И.п. – упор сидя сзади, ноги стоят на наружном крае стопы; разведение коленей с максимальным сгибанием пальцев.

11. И.п. – о.с., подъем на носки с упором на наружные края стоп.

12. И.п. – о.с., повороты корпуса при фиксированных стопах.

13. И.п. – упражнение «ласточка» с последующим поворотом корпуса в строну опорной ноги.

14. И.п. – стоя на гимнастической палке, полуприседания и приседания с выносом рук вперед или в стороны.

15. И.п. – стойка ноги врозь, захват пальцами ног предметов и поднимание их.


Упражнения без опоры на стопу сидя или лежа:

1.Разогнуть стопу как можно более, сгибать и разгибать пальцы.

2. Согнув стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы.

3. В среднем положении стопы сгибать и разгибать пальцы с акцентом на большой палец, а затем на мизинец, стремясь изогнуть стопу «пропеллером». Это упражнение особенно важно при деформации поперечного свода.

4. В среднем положении стопы согнуть пальцы, держать 6–8 с, затем распрямить пальцы, разведя их в стороны.


Упражнения с опорой на стопу стоя:И.п. – о.с., руки свободно вдоль тела.

1. И.п. – о.с., «гусеница» вперед. Сгибая пальцы и стопу, двигаться вперед (без толчка).

2. «Гусеница» назад. Подтянуть пальцы к себе и изогнуть стопу, слегка наклониться вперед и перенести вес тела на переднюю часть стопы. Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами, продвинуться назад. Это упражнение более сложное, чем предыдущее. Один раз в неделю необходимо проводить контрольный тест: на сколько метров вперед и назад каждый занимающийся продвинется «гусеницей» за 20 с. Отличными показателями этого теста являются такие: 3 м при движении вперед, 2 м – назад.

3. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носки одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

4. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

5. Стопы параллельно. Перекат на наружные края стоп и обратно.

6. Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук. 7. Стопы параллельно, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

8. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельно, полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

9. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди, полуприседания и приседания.

10. Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в и.п. 11. Стоя на набивном мяче. Приседания с движениями рук.


Упражнения, выполняемые в движении:

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба на внешней стороне стопы.

4. Ходьба на внутренней стороне стопы.

5. Ходьба на носках полусогнутых ног.

6. Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи.

7. Ходьба перекатом с пятки на носок.

8. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.


Упражнения для профилактики плоскостопия:

1. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Поднять носки стоп и опустить. Темп средний, дыхание свободное.

2. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Поднять пятки и опустить. Темп средний, дыхание свободное.

3. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Развести носки ног в стороны и свести, не поднимая стоп от пола.

4. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Развести пятки и свести, не поднимая стоп от пола.

5. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Одновременно поднять носок правой ноги и пятку левой, и наоборот.

6. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Не поднимая стоп от пола, одновременно развести носки в стороны, затем пятки, передвигая ноги таким образом на 6–8 счетов.

7. И.п. – Сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Под стопами гимнастическая палка. Прокатывать палку стопами от носков до пяток и обратно в течение 1 мин. Прокатывая, стараться, чтобы палка была плотно прижата подошвой стопы.

8. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Под стопами гимнастическая палка. Развести стопы (стараясь не поднимать стопы от палки) и свести.

9. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Под стопами резиновый мяч. Прокатить мяч от носков до пяток и обратно в течение 1 мин. Стопы плотно прижаты к мячу.

10. И.п. – сидя, ноги согнуты, стопы на полу. Подогнуть пальцы и, не отрываясь от пола, передвинуть пятки вперед и обратно.

11. И.п. – о.с., ходьба на месте с подогнутыми пальцами 15– 20 с. Затем с подогнутыми пальцами ходьба на внешней стороне стопы 15–20 с. Разогнуть пальцы, ходьба на пятках 15–20 с и на носках 15–20 с. Закончить упражнение ходьбой на месте на полной стопе 10–20 с.

12. И.п. – сидя на полу, ноги прямые. Круговые движения в голеностопном суставе одной ногой вправо, влево. То же левой ногой.

13. И.п. – сидя, ноги прямые. Растирать подошву тыльной поверхностью стопы от пальцев до голеностопного сустава сначала правой ногой, затем левой.

14. И.п. – сидя на полу, производить массирующие поглаживания от голеностопного сустава да пальцев ног.


Примерный комплекс упражнений при плоскостопии (по В.П. Илларионову):

1. И.п. – стоя или сидя, разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

2. И.п. то же, скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев ног.

3. И.п. то же, сдавливание стопами резинового мяча.

4. И.п. то же, прокатывание гимнастической палки стопами вперед, назад.

5. И.п. – стоя на одном конце гимнастической палки, ходьба по палке приставными шагами вправо, влево.

6. И.п. – стоя на одном конце гимнастической палки, ходьба «елочкой» вперед, назад (носки вовнутрь, наружу).

7. Ходьба по бруску с наклонными плоскостями.

8. Ходьба по ребристой доске.

9. Ходьба на носках вверх, вниз по наклонной плоскости.

10. Ходьба по поролоновому матрацу.

11. Ходьба по массажному коврику.







Используемая литература:

Капилевич Л.В., Радаева С.В., Лим М.С. К 20 Лечебная физическая культура : учебное пособие для студентов нефизкультурных специальностей. – Томск : Томский государственный университет, 2011. – 116 с.

Интернет-ресурсы

Заболевания сердечно-сосудистой системы. URL: http://www.cardioportal.ru/

ЛФК и массаж. URL: http://physiotherapy.narod2.ru/

Московские центры В.И. Дикуля. URL:

http://www.dikul.net/Encyclopedia/enc/yes/eid/3/index.html

Болезни спины. URL: http://spinet.ru/osteoh/angriga.php