МКУДОД
« Нижнегорская детская школа искусств »
Методический доклад на тему:
«Работа над звукоизвлечением
на начальном этапе обучения в классе гитары»
Подготовил
преподаватель народного отдела
Сафонов А. А.
2019г.
Внешне хорошее исполнение выглядит так, будто происходит безо
всяких усилий. С одной стороны, это абсолютно верно. С другой - это на
столько обманчиво, что ошибка обнаруживается при первой же попытке
объяснить причину. Одно из самых распространённых заблуждений касается
релаксации.
Ценность релаксации - это одна из тех истин, которые принимаются на
веру, без доказательств. В общем смысле релаксация означает свободу от
скованности, зажатости, дискомфорта. Например, при сидении на стуле,
релаксация - это отсутствие болевых ощущений и скованности корпуса. Когда
мы наблюдаем за выступлением крупных мастеров, мы отмечаем, что их
искусство выражается в спонтанном проявлении энергии и вдохновения, и
воспринимаем это как продукт раскованности сознания и организма. Здесь
уместна фраза виолончелиста Герхарда Манела: «Раскованнось - это скорее
не причина, а следствие правильной формы движения». А правильные
игровые движения рождают качественное, управляемое звучание
инструмента.
Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя не
только приведение аппарата в рабочее состояние, но приобретение основ
исполнительской техники на инструменте, и получение базовых знаний по
музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминолонией и
применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа
ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки
инструмента.
Зачастую первые уроки играют решающую роль в дальнейшем
успешном развитии ребёнка. «Учение на фоне забавы» - очень важный
момент для учащихся в возрасте 4 - 6 лет. Необходимо в игровой форме
донести до ребёнка навыки, позволяющие полноценно использовать
возможности инструмента. И тут мы снова возвращаемся к релаксации. Руки
должны быть постоянно в состоянии динамического расслабления. Это
означает, что они должны быть свободны от чрезмерного напряжения. В то
же время, они должны быть готовы играть немедленно. Затем они должны
освобождаться или расслабляться так же быстро. Для того чтобы всё это
получалось, руки нужно держать как можно более естественно, сохраняя
благоприятный угол по отношению к струнам.
Для максимального результата, запястья обеих рук должны быть
естественно прямыми (относительно руки), и не напряжены в таком
положении. Это очень важный момент, так как чтобы пальцы работали
правильно, комфортно и в течение длительных периодов времени, сухожилия
должны как можно более свободно двигаться во все стороны (подобно
кабелям) внутри кистевого туннеля. Слишком сильный изгиб запястья
затрудняет движение сухожилий, и может, в конечном счёте, причинить
непоправимый вред.
Правая рука извлекает звук. Хотя качество тона (звука) определяют обе
руки, видом и громкостью тона управляет, прежде всего правая рука.
Вот основные составляющие, которые влияют на получение
качественного звука:
Длина и форма ногтей.
Выбор «удара» - триандо или апояндо.
Положение руки и угол пальцев по отношению к струнам.
Как кончик пальца и ноготь подходят к струне.
Как кончик пальца и ноготь установлен на струне.
Давление пальца на струну.
Высвобождение кончика пальца и ногтя со струны.
Каждая из этих составляющих влияет на все остальные. Одна из них
определяет то, что происходит потом. Например, выбор триандо или апояндо
определит положение руки ученика, и поэтому угол пальцев по отношению к
струне. Это затем определит, как палец подходит к струне, и соответственно,
как палец в конечном счёте, установлен на струне. Все они способствуют
уверенному положению пальцев на струне и способности применять
соответствующий нажим: а нажим неизбежно влияет на то, как успешно
можно будет выполнить различные части удара (касания струны, извлекая
звук определённого характера - тембра).
Очень важно донести до ученика важность использования ногтей в
извлечении звука при игре на гитаре. Использование ногтей делает гитару
полноценным, ярким концертным инструментом. Про форму ногтей написано
немало в «гитарной» литературе, поэтому подобрать её будет не сложно.
Начинать освоение звукоизвлечения правой рукой, освоив посадку и
постановку рук, исключающие зажатость и излишнее напряжение, стоит с
приёма тирандо. Это исключит ряд возможных пороков постанвки правой
руки, поможет ученику на практике ощутить и применить релаксацию в
звукоизвлечении. Так, положение спины должно быть естественным, прямым,
без сутулости.
Следующим этапом будет освоение тембров, которые можно услышать,
меняя положение пальцев всей руки по отношению к струне.
Важно так же то, как кончик пальца и ноготь подходят к струне - это
также влияет на тембр.
В общем, следует сразу приучать ученика извлекать звук на гитаре «со
струны», то есть не ударом с замахом, а как бы толкая струну, заранее
подготовив палец. Движение пальца должно начинаться от первой фаланги,
используя все суставы. Это позволяет контролировать тембр и динамику,
сделать звучание инструмента более ярким, предвидеть и заранее готовить
желаемый звук, управлять им.
Все эти нюансы следует отрабатывать на простейших упражнениях на
открытых струнах, постепенно увеличивая сложность. Параллельно ученику
следует играть несложные пьесы, в которых будут применяться изученные
навыки, чтобы он понимал, для чего нужны упражнения.
Так постепенно усложняя нагрузку, нужно развивать
самостоятельность возможностей правой руки. Как только ученик сможет её
контролировать, играя без лишнего напряжения, следует начинать
использовать левую руку.
Прижатие струн левой рукой следует осуществлять тоже, используя
навыки релаксации. Прижатие струн должно происходить за счёт веса руки, а
не давления большого пальца, чтобы избежать перенапряжения большого
пальца и зажатия мышц кисти. Поэтому освоение левой руки следует
начинать с лёгких гаммообразных упражнений и пьес, которые позволяют
ученику использовать вес руки для прижатия струн. Это могут быть
упражнения типа «Лесенка» или «Паук» из школы Скотта Теннонта,
одноголосные пьесы и этюды из сборника В. Калинина и т. п..