КГКП « Детская музыкальная школа Уланского района» п.К.Кайсенова
Методический доклад на тему:
“Слуховой метод обучения в классе скрипки”
Подготовила Александрова Татьяна Сергеевна
Преподаватель по классу скрипки
Усть-Каменогорск 2020
Слуховой метод обучения в классе скрипки.
Музыкально-слуховыми представлениями называют способность представлять вне реального звучания отдельные звуки.мелодию, музыкальный отрывок, гармоническое сочетание звуков.
Возникновение слуховых представлений может происходить пассивно (непроизвольно) а активно (по воле исполнителя). Активный процесс всегда повышает остроту восприятия музыки, делает возникающие представления более отчетливыми.
Нужно уже на первом году обучения привлечь ученика к музыкальным впечатлениям, научит ь вслушиваться в музыку вызвать у учащегося эмоциональный отклик, соответствующий настроению и характеру проигрываемой или пропеваемой песенки. Песни нужно подобрать так, чтобы они контрастировали друг с другом. Чтобы одна была напевной, другая плясовой ибо определению характера песни очень помогает метод сравнений. Для начала хороши, например, такие песенки как «Ёлочка » Бекмана (мажор), Р.н.п. «Во поле береза стояла» (минор) и т.д.
Одновременно нужно вводить в обиход ученика чисто музыкальные понятия, например упражняться в нахождении тоники. Следует познакомить ученика с понятиями «мажор» «минор». Создать у ученика представление о высоких и низких звуках, об интервалах (широких и узких) и о движении мелодии вверх и вниз. Помогают первичному развитию слуха поиски заданного звука.
С первого же урока нужно начать петь и «подстраиваться» к заданному звуку, который играет или поет педагог.
Нередко бывает, что ученик не может найти и спеть заданный звук, а упорно поет (гудит) «свой» звукТогда педагогу нужно начать петь или играть ту ноту, которую интонирует ученик. И обратить внимание последнего на то,что звуки сливаются. Затем спеть (или сыграть) звук, расходящийся со звуком издаваемым учеником и добиться того, чтобы ученик услышал, что звуки расходяться (ссорятся).
От внимания педагога не должна ускользать выразительная сторона исполнения — акцентировка, напевность и протяжность, темповое разнообразие песен.
Пение песенок каждый раз от новой тоники активизирует слуховое представление.
Параллельно с работой над развитием музыкального слуха должна идти выработка элементарных игровых навыков (постановка и звукоизвлечение).
Активному формированию музыкально-слуховых представлений способствует подбирание по слуху сначала звуков, попевок, а затем песенок.
На этом этапе надлежит провести «прилаживание» к смычку и начать (с помощью педагога) упражнения звукоизвлечения на струнах «ре» и «ми». Первые же постановочные движения нужно связать со звучанием, многократно подчеркивая что и как нужно сделать, чтобы звук был красивым и приятным. Педагог должен кропотливо и настойчиво искать наиболее удобное для ученика положение при игре на инструменте, воспитывать свободу, непринужденность и легкость движений , естественность позы.
Объяснение записи нот лучше провести, показывая , как записываются уже знакомые ученику по пению и подбиранию на скрипке звуки и при активном участии ученика. Затем объяснить длительность и протяженность звуков.
Когда ученик усвоит название нот и их аппликатуру нужно предложить ему, называя ноты и поднимая или загибая соответствующий палец, спеть песенки. (Ноты нужно называть соответственно записи, а петь можно в той тесситуре, которой ученик в данное время владеет). Тем самым устанавливаются первые слухо-моторные связи. Хочется подчеркнуть, насколько важно, чтобы нотная грамота не была усвоена абстрактно, вне связи со звучанием, что тормозит образованию активных музыкально-слуховых представлений, развитию внутреннего слуха.
Подбирая мелодию щипком на инструменте, ребенок создает материальную опору для слуховых представлений, слух приучается «опираться» на мышечное действие, что в свою очередь укрепляет функции самого слуха.
Мышление в любом виде в конечном итоге проявляется в мышечном движении, так считал великий русский физиолог И.М. Сеченов.
По мере усвоения песен и их нотного обозначения нужно расширять знания нот, доведя до диапозона от «ля» первой октавы до «ми» второй октавы.
Когда ученик будет петь тетрахорд (который содержала знакомая ученику песенка), называя ноты, можно переходить к внутреннему пению (про себя). Сделать это лучше всего приемом игры «Угадайка». Ученику дается тональная настройка, он должен спеть вслух тонику, затем про себя следующий звук (угадать его), а потом спеть его вслух. После каждого правильного ответа, поощряя и ободряя ученика, можно постепенно усложнить задание - попросить спеть про себя две ноты, весь тетрахорд или фразу в песне и «открыть тонику» и т.д.
Эта игра очень нравится учащимся и вызывает у них большую активность.
Как видим, на начальной стадии обучения методика работы сводится к тому, чтобы у ученика последовательно образовались следующие связи: восприятие песни, её запоминание, переработка восприятия «в уме» слуховые представления, воспроизведение песни, первичные игровые навыки и последующий слуховой контроль.
При этом педагог должен исправлять интонационные и ритмические неточности, корректировать качество пропевания и добиваться выразительности исполнения.
Большое значение в восприятии слуха имеет выразительность исполнения, передача настроения песни, её характера. Вызывая у ученика эмоциональное отношение к исполняемой мелодии, мы усиливаем воздействие на него музыки, способствуем активному формированию музыкально-слуховых представлений, осмысленному отношению к пению, а в дальнейшем к игровому процессу.
Уже на первом этапе обучения бывает нетрудно перейти к сольфеджированию без помощи педагога (т.е. Без поддержки). Это ещё больше активизирует формирование слуховых представлений. Подготавливается ученик к такому действию следующим способом: вначале нужно на скрипке дать тональную настройку и сыграть исходный звук песни. Ученик должен повторить самостоятельно этот звук и дальше петь, глядя в ноты и называя каждый звук. Это же упражнение можно повторить при пении арпеджированного трезвучия или других последовательностей в пределах одной октавы. Для закрепления рефлекса: нота — внутреннее представление звука — движение вначале обучения следует петь и играть больше по нотам, хотя начинающему легче играть с подсказкой педагога или на память.
Наряду с формированием звуко-высотного компонента музыкально-слуховых представлений, неразрывно с ним и так же настойчиво должна проводиться работа по воспитанию музыкального ритма.
На начальном этапе обучения здесь можно выделить две основные задачи:
а) развитие чувства акцента. Ощущение сильной доли;
б) правильное распределение смычка.
Эти задачи переплетаются и дополняют друг друга, но имеют так же и самостоятельное значение. Плохое распределение смычка неизбежно отражается на ритме.
Развитию чувства ритма помогают такие упражнения: во время работы над песней, проиграв её и объяснив ученику её ритмическую структуру, полезно предложить ученику вместе с пением дирижировать двумя руками. «Протягивать» рукой каждую долю (как-бы играя смычком), прохлопывать ритм во время пения по нотам про себя. Ребята очень любят так же, когда им загадывают песенку, которую они должны определить по ритмическому рисунку. Ещё интересней, когда они задают такую загадку педагогу. Здесь ритм продуцируется во внутреннем пении и реализуется в хлопке.
Следует заметить, что громкое отсчитывание долей такта (учеником или педагогом) не помогает, а уводит от успешного воспитания музыкального ритма. Ученик не ощущает, не вслушивается и не «распределяет» мелодию во времени, а старается «уложить» своё исполнение в сетку тактирования, закономерность которой он не чувствует. Пользоваться счетом можно и даже необходимо, но лишь периодически как вспомогательным средством, разъясняющим ту или иную ритмическую группировку.
По мере продвижения ученика новый нотный материал нужно изучать с ним не только с помощью подбирания на слух,но и путем разбора, чтения нот с листа. Приступить к чтению нотного текста рекомендуется только тогда, когда педагог будет уверен, что у ученика созданы музыкально-слуховые представления и такие навыки, как пение про себя, способность удерживать заданную тональность, умение правильно ощутить ритмическую протяжённость каждой ноты. Для проверки насколько правильно ученик поёт про себя, нужно предложить петь выборочно ноты вслух.
Прежде чем приступить к разбору нового материала педагог объясняет ученику характер мелодии, сообщает сведения игрового и теоретического характера, указывает, какие приемы лучше всего применять для исполнения пьесы и т.д. При этом можно остановиться на какой-либо одной детали, затем перейти к другой, третьей. При разборе изучение нотного материала не связано с необходимостью сквозного проигрывания произведения в надлежащем темпе. Однако, прежде чем переходить к подобному разбору, необходимо проиграть ученику мелодию, чтобы у него составилось о ней представление. Более того — задача педагога заключается в том,чтобы «перевести» нотный текст в звуковой образ, который должен быть закреплён сознанием ученика, причем настолько твердо, чтобы при последующем исполнении игровые навыки из внутреннего представления о музыке. Такая работа хорошо подготавливает учащегося к чтению нот с листа. Этот навык является также одним из важных в процессе музыкального воспитания учащегося. Ценность его заключается в том, что чтение с листа мобилизует внимание и волевые качества учащегося, способствует активизации слуховых представлений, помогает связать игровые движения со звучанием.
Для развития навыков чтения с листа начинать следует с песен, знакомых ученику по фактуре и требующих применения неусвоенных или игровых приемов.
Прежде чем приступить к чтению, нужно предложить ученику провести общий обзор песни, определить её тональность и метр, структуру, направление мелодии, повторяемость в тексте, изменение кадансов в среднем и в конце фраз и т.д. Затем педагогу надлежит дать тональную настройку и попросить ученика спеть про себя весь текст (или часть его); следует объяснить, что останавливаться во время игры не нужно, а ошибки при чтении пропустить,с тем, чтобы исправить их при повторном проигрывании.
Владение навыком чтения нот с листа предоставляет играющему много преимуществ, важнейшее из которых состоит в том, что он может самостоятельно знакомиться с большим количеством музыкальной литературы, расширять свой музыкальный кругозор.
Одним из самых трудоемких разделов обучения игре на скрипке является работа над интонацией. При слуховом методе работы над интонацией педагог должен добиваться, чтобы ученик сам прокорректировал интонацию и определил сомнительные ноты. Обычно это делается следующим образом: в случае нечистой интонации следует остановить ученика и попросить его пропеть мотив или фразу, включающую нечистый звук, и только, когда внимательно вслушиваясь, ученик услышит нужную высоту звука, добьется точного слухового представления, можно опять перейти к игре на инструменте, следя уже за тем,чтобы у ученика сохранился ясный слуховой образ, который и вызовет активный слуховой контроль.
Кроме того, следует помочь ученику указав, какими техническими приёмами исправить интонацию (подвинуть палец,или несколько переместить руку, или заменить аппликатуру, уточнить ладовую настройку и т.д.). Конечно проверка интонации с пропевание нот отнимает больше времени, является методом более сложным, нежели замечания «выше», «ниже». Но это только на первом этапе обучения. В дальнейшем, по мере развития слуха и слуховой активности ученика роль педагога в исправлении интонации становится все меньше. Ученик начинает исправлять неточные ноты сам, ибо ощущает малейшее несоответствие между сыгранной нотой и той, которая звучит в его внутреннем представлении.
Когда ученик овладеет элементарными движениями пальцев и ведением смычка, можно более широко пользоваться подбиранием по слуху (в удобной тональности) и транспонированием.
Методика этой работы следующая: ученику надо дать ладовую настройку в виде аккорда или арпеджированного трезвучия по которой ученик должен найти на скрипке тонику, а затем подобрать знакомую песню. Возникающие при этом «потери» музыкальной нити надлежит восстанавливать путем пропевания. Для облегчения подбирания можно вначале проводить щипком. Выучить песенку (пьесу) по нотам, затем подбирать её в другой тональности. Записать выученную раннее песню (на уроке или дома). Транспонировать знакомую песенку.
Усвоение позиций должно быть на основе музыкально- слуховых представлений о мелодии, тональности.
Не менее важна слуховая активность для изучения штрихов и других более сложных исполнительских навыков. Объяснив штрих легато, нужно направить вниманиеученика на то, чтобы один звук плавно соединялся с другим, а самое главное — необходимо, чтобы ученик услышал эту плавность. В отношении штриха мартле следует указать что он энергичный, колючий, т.е. Дать ему представление о характере штриха.
Воспитание слуха, совершенствование музыкальных способностей ученика - главнейшая задача педагога.
Дальнейшая работа должна идти по пути совершенствования внутреннего слуха и музыкального воображения учащихся в тесной связи с развитием музыкальности и выразительности исполнения.