Организация мотивации, постановки учебной задачи, планирование достижения цели Поиск способа решения учебной задачи Конкретизация и применение способа решения учебной задачи Контроль за процессом и результатом освоения способа Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности | -Задачи на осознание эмоционально-чувственного опыта – Задачи на осознание познавательного отношения – Какие чувства возникают при выполнении трудных заданий? Как ты себе помогаешь сохранить хорошее рабочее настроение? Как снять усталость, как сохранить работоспособность? Какие чувства испытали, когда родилась идея? - Задачи на развитие и осознание способов эмоциональной регуляции - Как я настраиваюсь на работу? Как я поднимаю настроение себе и родным, коллегам? Каковы способы сделать своё учение интересным? Как помочь себе запомнить?... Придумай подарок, который поможет тебе…, но который нельзя купить?...Упражнение на снятие усталости под музыку… Задачи на развитие отношения к самому себе, чувства достоинства - заполни таблицу соревнования… веди дневник, упражнение «я прощаю себе…», позитивный пересказ истории, которая расстроила.. | Задачи на узнавание цели – подчеркни над какой из данных целей (вопросов, проблем) мы (ты) сейчас работаем…, кто может сказать, какую из этих проблем мы сейчас решаем… Задачи на воспроизведение цели – кто помнит, над каким вопросом мы работали на прошлом уроке(домашнем задании), Сформулируй вопрос (цель), решение которого мы ищем… Задачи на выбор цели – какую из этих целей ты выбираешь(больше соотвествует твоему вопросу, ожиданию)Какая из этих целей соответствует этому способу действия? Выпиши из всех предложенных действий действия, которые приведут к цели….. -Задачи на анализ практической ситуации и синтез содержащейся в ней проблемы в виде вопроса-цели – на какой вопрос мы будем искать ответ? Реши задачу. На какой вопрос надо найти ответ, чтобы решать такие задачи. Как схематически изобразить суть этого (этих) вопросов? Учебные диалоги- выбрать позицию с которой согласен.. Построение моделей обсуждаемых ситуаций. Задания ловушки – с недостаточными или избыточными данными. Какой цели можно достичь, выполняя это задание? Нужны ли человеку цели? Зачем?... Задачи на порождение и оформление множественности смыслов – определи вошла ли твоя цель в общую. Почему ты так думаешь? Попробуй обосновать, что эта цель может быть достигнута при выполнении этих заданий. Продолжи предложения: хочу научиться…., понять…., придумать способ как…. Кто понял, почему вопросы объединены в такие группы…. С какой целью авторы включили это задание или этот текст… Как мы будем проверять, достигнуты ли цели? Как измениться цель, если в условие задачи добавить, убрать…. | Задание на внешнюю мотивацию -дидактические игры, подводящие вопросы учителя; -Задания на создание мотивации самостоятельного поиска интересной информации – Подготовь рассказ для класса о…придумай, подбери задания по теме для…Выбери задание, которое хочешь выполнить… Задания на развитие мотивации способов учения – Какие цели ставишь перед собой, выполняя такие задания? Как ты сможешь найти ответ на этот вопрос? Задания на развитие мотивов сотрудничества с одноклассниками – Как будем выполнять это задание: каждый попробует сам или в группе или все вместе? Какую работу в группе(паре) ты готов или хочешь выполнять? Чья позиция из группы тебе ближе? Какой вопрос возник и кому ты его адресуешь? Как лучше организовать работу над…? Какие правила нам удалось соблюдать в группе? …. | | -задачи, требующие усвоения способа решения (способа достижения цели) – задачи на воспроизведение способа – выполни действие по образцу, отметь какой из способов соответствует этой задаче, расскажи, как ты понял объяснение в учебнике, выполни задание, объясняя каждое действие… расскажи, как будешь действовать, знаком сообщи говорящему своё отношение к его действию …. Задачи, требующие построения и схематизации способа – предположим, что…, представь, что…. Какой вывод можно сделать?...Кто понял, какая идея, мысль, предложена в это схеме? Как показать в схеме условия задачи?...Можно ли в другой форме представить модель?... Задачи, требующие понимание способа решения задачи (достижения цели) – Персонаж все делал как учили и все-таки ошибся, почему так произошло?... Составьте перечень ошибок, которые можно совершить, как их избежать, покажи в схеме действия причину ошибки… Прочитай оглавление (план) и попробуй предположить что будем изучать… придумай вопросы к тексту заголовка… Составь свою точку зрения… как она изменилась после прочтения текста… Задачи на конкретизацию, синтез и обобщение попробуй разобраться в таблице, изобрази паучок понятий , составь задания для товарища по тем… придумай задание ловушку… Задачи на контроль и оценивание своих действий по достижению цели, рефлексии - задания с неверными ответами, задачи не имеющие решения, задачи с недостающими данными, изложи содержание темы в другой логической последовательности, в другом жанре, занеси меру продвижения к цели в свою таблицу, дневник… Что помогает понять тебе текст , одноклассника… Какие вопросы ты задаешь, чтобы проверить, правильно ли ты понял другого? Что узнал нового? У меня хорошо получается… (закончи предложение)…. | Задачи, требующие планирования действий по достижению учебной цели Задачи на узнавание, воспроизведение плана выполнения действий – какой из этих планов поможет нам достичь (найти ответ на вопрос) цели? Кто помнит на каком этапе мы остановились? Что мы планировали сделать на следующем шаге? По какому плану выполняем?.... Задачи, требующие сравнения, выявления соотношения между целью, планом, средствами на конкретизацию плана достижения цели – Какой цели могут достичь школьники, работая по этому плану? Дополни, измени план, сколько времени потребуется…, с чего начем, что будем делать на первом шаге, что на втором?.... Задачи, требующие изменения плана при изменении условий - по переносу известных способов планирования в новые условия – Представь, что на уроке не будет учителя, изменится ли твой план? Сравни свои реальные действия и составленным заранее планом, что надо изменить в плане или деятельности? Задачи, требующие понимания планирования совместных действий – Как распределим роли в паре, группе, чтобы…? Как организуем работу: что будем делать с начала, что потом? Кто за что будет отвечать? Как быстрее (качественнее, в срок…) выполнить работу? Как договориться об общем решении? Каких знаний нам не хватает? У кого и как спросить об этом?... Задачи, требующие контроля и оценки собственных способов планирования – какой план лучше, как определим? Как определим, что выполнили этот этап, ступень? Что нам помогло? Что стоит в плане изменить?... |