Методические основы занятий на тренажерах для детей с ОВЗ
и детей-инвалидов
Слайд 1
Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для лиц с ОВЗ и инвалидов физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.
Слайд 2
В свете новых приоритетов образовательной политики - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является важнейшей задачей образования (ФГОС).
В Стандарте учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Для осуществления физкультурного образования необходимо создать условия, определить средства, обеспечивающие его качество.
Слайд 3
В Федеральном законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введены такие понятия:
дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ММПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий;
инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы. К данной категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном образовательном пространстве.
Слайд 4
Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.
Слайд 5
Можно выделить следующие задачи коррекции
Своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ОО;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей физического и (или) психического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического комиссии);
Разработка и реализация индивидуальных адаптированных программ и планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни.
Слайд 6
Перед нами стоит выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Одним из средств решения поставленных задач является использование тренажеров. Применение тренажеров как способа физической и социальной реабилитации лиц с ослабленным здоровьем известна давно. Но только в последнее время это направление стало вновь привлекать практиков.
Современные тренажеры:
Могут использоваться:
при НОДА,
во время гимнастики как после дневного сна, так и утром,
в самостоятельной деятельности.
Слайд 7
Основная ЦЕЛЬ во время занятий на тренажерах:
Создание условий для физического развития и своевременной коррекции нарушений у детей с ОВЗ
ЗАДАЧИ
Тренировать все системы и функции организма.
Укрепить мышечный корсет, увеличить подвижность суставов, выработать правильную осанку.
Развивать общую выносливость и физические качества детей.
Способствовать овладению определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.
Слайд 8
Занятия строятся на следующих принципах
Регулярность занятий (1 – 2 раза в неделю).
Систематичность и последовательность использования упражнений.
3.Чередование упражнений с отдыхом.
Индивидуальный подход к методике и дозировке с учетом особенностей патологии и общего состояния здоровья.
Сознательное и активное участие самого ребенка.
Слайд 9
Методика использования тренажеров разного вида предполагает следующее:
Допуск к занятиям только после определения состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности;
Определение оптимального объема физической нагрузки и ее распределение с учетом не только состояния здоровья детей, но и уровня их физической подготовленности.
Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом не только вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.
Активизация мыслительной и двигательной деятельности путем использования различных игровых методов и приемов.
Создание таких условий, которые способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно-волевых качеств.
Слайд 10
С детьми занятия по физической культуре целесообразно проводить с использованием тренажеров, как простейшего, так и сложного устройства. Это позволит овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног.
Тренажеры простейшего типа
Гимнастический ролик
Диск здоровья
Детские гантели, гири
Коврик массажный
Детский эспандер
Массажер «Колибри»
Малый мяч – массажер
Большой мяч – массажер
Резиновое кольцо
Гимнастические мячи
Слайд 11
Тренажеры сложного устройства:
Велотренажер
Мини-твист
Мини – степпер
Мини – батут
Силовой тренажер
Наездник
Беговая дорожка
Скамья
Тяга верхняя
Тяга нижняя
Жим ногами
Брусья опорные
Слайд 12
Структура занятий с использованием тренажеров простейшего типа традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.
Вводная часть – разминка (5 – 7 минут), целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег (1.5-3 минуты), подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве
Основная часть – (18-20 минут) начинается с выполнения со всеми детьми одновременно комплекса общеразвивающих упражнений с простейшими тренажерами, которые требуют силы, ловкости, выносливости, быстроты действий.
На этапе разучивания комплекса упражнений с тренажерами не следует концентрировать внимание на согласованности действий и четкости их выполнения. Музыкальное сопровождение не дается. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе.
На занятии следует планировать не более 7-10 упражнений с простейшими тренажерами из разных исходных положений. Каждое повторяется 3-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений. Освоенный комплекс может проводиться под музыку.
Основная часть занятия предусматривает обучение детей основным движениям. После выполнения комплекса упражнений с простейшими тренажерами даются упражнения в основных видах движений и одно игровое, подобранное с учетом уровня двигательной активности детей.
Заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия, как правило, включают спокойную ходьбу с дыхательными и релаксационными упражнениями или малоподвижную игру.
Слайд 13
Занятия с тренажерами сложного устройства требуют тщательного продумывания их содержания и столь же тщательной организации. Занятия состоят из трех частей.
Первая часть – разминка (не более 3 минут). Включает ходьбу в разном темпе, постепенно переходящую в бег (1,5 – 2 минуты). Заканчивается дыхательными упражнениями и спокойной ходьбой.
Основная часть (20-25 минут) включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.
После выполнения общеразвивающих упражнений дети приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий. Упражнения на тренажерах выполняют подгруппами (5 – 7 детей), составленными с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Через минуту работы на тренажере дети 30 – 40 секунд отдыхают: выполняют упражнения на расслабление мышц, на дыхание, делают самомассаж в положении сидя на ковре с помощью массажных мячей и других массажеров.
Общая длительность работы на одном тренажере составляет 3 – 5 минут (с учетом времени отдыха) – в зависимости от функциональных возможностей детей, а также от количества тренажеров.
Заключительная часть (3 – 4 минуты) включает комплекс упражнений на расслабление мышц и снятие утомления
Слайд 14
Абсолютными противопоказаниями для занятий с использованием тренажеров являются:
- Хронические и острые заболевания почек, органов дыхания.
- Большинство пороков сердца, значительная близорукость с изменением глазного дна.
Слайд 15
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Образовательная деятельность с использованием тренажеров способствуют:
обновлению содержания физкультурно – оздоровительной работы.
удовлетворению естественных потребностей детей в движении.
развитию интерес к различным видам и формам двигательной активности, стремлению к физическому самосовершенствованию, формированию осознанное отношение к выполнению двигательных заданий и мотивации к движению.
благотворному влияют на физиологические функции организма, обогащают двигательный опыт ребенка.
формированию стойкой привычки к занятиям физкультурой и спортом.
7