СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Знаменитые женщины России" для мариинских девичьих классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Знаменитые женщины России" для мариинских девичьих классов»

«Знаменитые женщины России»

Методические материалы по русскому языку

(для учащихся мариинских девичьих классов)



Лидия Андреевна Русланова, певица


1 )Есть люди, которых по праву называют достоянием своей страны. 2)Таким человеком была Лидия Андреевна Русланова – знаменитая советская певица, исполнявшая русские народные песни. 3) Ее талант был востребован всегда, а в суровые годы войны он стал просто необходимым. 4) В составе концертной бригады певица четыре года работала для победы. 5) Песни в исполнении Руслановой поднимали воинский дух бойцов, заставляли их еще беспощаднее громить врага. 6) Ее песни были настоящим олицетворением русской души – широкой, раздольной, щедрой, безудержной в веселье и в ненависти к врагу. 7) Когда советские войска вошли в Берлин, Русланова пела у Рейхстага. 8) Творчество этой певицы иностранцы называют эталоном русского фольклора. 9) Самыми известными песнями Лидии Андреевны были знаменитые «Валенки, валенки», «Катюша», «На улице дождик».


Задания

  1. Определите основную мысль текста

  2. Выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне слова________________________________________________________

  3. Среди предложений 1-5 найдите действительное причастие прошедшего времени и выпишите его ____________________________

  4. Среди предложений 3-6 найдите слово (а), правописание которого (ых)определяется правилом: «на конце приставки пишется С, если корень начинается с глух. согл.»; выпишите это (и) слово (а) _____________________

  5. Среди предложений 1-4 найдите ССП и выпишите его номер ________

  6. Найдите предложения с однородными членами, выпишите их номера __________________________________________

  7. Выпишите номера сложноподчиненных предложений ______________



Коонен Алиса Георгиевна, актриса

1)В великолепной актрисе русского театра Алисе Коонен, ровеснице Чаплина и Ахматовой, не было ни грамма русской крови. 2)Вплоть до 1934 г. она являлась подданной бельгийского королевства. 3)Тем не менее всю свою жизнь она посвятила России. 4)Детство Алиса Коонен, биография которой будет представлена в этой статье, родилась в 1889 году, 17 октября, в Москве. 5)Ее отец, Георгий Коонен, был бельгийцем. 6)А ее мама – творческая натура - была из состоятельной польской семьи, которая была против того, чтобы девушка вышла за бедного бельгийца – судебного служащего. 7)И тогда та пошла против воли родителей. 8)В итоге семья от нее отвернулась, посчитав это позором. 9)В день, когда родилась Алиса, у них не было денег даже на покупку ваты, необходимой для родов. 10)И роженице пришлось заложить крестильный крестик. 11)Яркие воспоминания детства: еще совсем маленькой девочкой Алиса проявляла творческие способности и была очень артистичной.12) Самые яркие воспоминания о детстве нашли место в ее автобиографической книге “Алиса Коонен: страницы жизни”. 13)Ее семья была очень бедной, у них не было возможности организовывать у себя рождественскую елку. 14) Однако Алиса была очень дружелюбной и веселой, поэтому с ней было интересно общаться более богатым соседским девочкам, которые приглашали ее на свои домашние праздники.15) Алиса всюду оказывалась в центре внимания, выступала, читала стихи, проделывала всякие пируэты, а затем кланялась, “собирая” всеобщие аплодисменты…16) Далее было посещение драматического театра. 17) И это, можно сказать, было самым ярким воспоминанием ее детства. Она была словно загипнотизирована сценой и несколько дней ходила под впечатлением…

Задания

1.Определите тип речи (докажите)

2. Среди предложений 1-5 найдите такое, в котором есть обособленное приложение. Выпишите его номер_______________

3. Среди предложений 3-7 найдите такое, в котором есть придаточное определительное, уточняющее обстоятельство. Выпишите его номер_______

4. Среди предложений 5-10 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Выпишите его номер_______

5. Среди предложений 6-9 найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Выпишите его номер________

6. Среди предложений 10-15 найдите такое, в котором есть несогласованное приложение. Выпишите его номер________

7. Среди предложений 10-16 найдите БСП. Выпишите их номера________

8. Из предложения 14 выпишите словосочетания с различными типами связи:_______________________________________________________________________________________________________________________________

9. Среди предложений 13-17 найдите предложение (я) с однородными членами. Выпишите его (их) номер (а)_______

10. Среди предложений 13-17 найдите предложение (я) с вводным словом. Выпишите его (их) номер (а)________









































Виноградова Мария Ивановна, ткачиха



Одна из за­ч..­на­тель­ниц ви­но­гра­дов­ско­го дви­же­ния (ста­ха­нов­ско­го дви­же­ния мно­го­ста­ноч­ниц в тек­стиль­ной пр..­мыш­ле(н,н­н)о­сти).

Ро­ди­лась в де­ревне Дол­ма­ти­ха Ви­чуг­ско­го рай­о­на Ива­нов­ской об­ла­сти.

Тка..чи­хой стала в 14 лет. В 1927 году на её фаб­ри­к.. стали уст..­нав­ли­вать ткац­кие стан­ки(ав­то­ма­ты) си­сте­мы «нортроп». Осва­..­вать новое об..­ру­до­ва­ние до­ве­ри­ли м..­ло..дым тк..­чи­хам в том числе Марии Ви­но­гра­до­вой. С 1935 года тк..­чи­ха стала пе­ре­хо­дить на по­вы­ше(н,н­н)ое упл..т­не­ние. С ок­тяб­ря 1935 года тк..­чи­хи Ви­но­гра­до­вы (однофамильцы) ..б­слу­ж..­ва­ли сна­ча­л.. 100 стан­ков затем 144 стан­ков а с но­яб­ря 1935 по июль 1936 года — 216 стан­ков. В ян­ва­ре 1936 года Марии Ви­но­гра­до­вой вру­чи­ли пер­вый орден Ле­ни­на. В том же году она по­сту­пи­ла в мос­ков­скую Про­ма­ка­де­мию где учи­лась до 1941 года. В 1938 году Ви­но­гра­до­вы на фаб­ри­ке имени Но­ги­на уст..­но­ви­ли новый ми­ро­вой ре­корд (об­слу­жи­ва­ние 284 стан­ков) ко­то­рый через н..сколь­ко ме­ся­цев был по­вто­рё(н,нн) и на про­тя­же­ни.. 18 лет яв­лял­ся нор­мой для дру­гих тка­чих Е. Под­соб­ля­е­вой Л. Боль­ша­ко­вой Л. Мар­фи­ной (в три смены).



Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

















Марина Михайловна Раскова –

летчица-штурман, Герой Советского Союза.


Уча..ствовала в уст..новлении рекорда по дальности бе(с,з)пр..рывного полета на самолете АНТ-37 («Россия»). К..мандир первого женского авиаполка «Ночные ведьмы».


Во время (в,В)еликой (о,О)течественной войны плеч..м к плечу с мужчинами ср..жались храбрые женщины п..став..вшие долг перед Родиной выше собстве(н,нн)ой жизни. Одной из таких героинь стала летчица(штурман) Марина Раскова возглавившая в..здушное с..пр..тивление авиац..и з..хват..иков.

Лично знакомая с Иосифом Сталиным «Ночная ведьма» д..билась разр..шения на с..здание чисто женских авиаотрядов. Безграничная храбр..сть и пред..(н,нн)ость Марины были высоко оцене(н,нн)ы советским народом л..г..ндарная летчица п..лучила звание (г,Г)ероя (с,С)оветского (с,С)оюза и любовь ми(л,лл)ионов соотечестве(н,нн)иков.




Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.