СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на тему:"Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте развития компетенций XXIв."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической работе  раскрывается понятие "читательская грамотность". Рассмотрены  приёмы технологии критического мышления для формирования читательской компетенции учащихся начальной школы на примере произведения  В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница".

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар на тему:"Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте развития компетенций XXIв."»

Докладчик:

Головина Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ Маслянинской СОШ №1


Методический семинар: «Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте развития компетенций XXI в.»

Тема: «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

Сл1.-Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что наша встреча будет интересной и полезной.

-Я хочу поделиться своим опытом по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

СЛ.2-Современное общество выдвигает первостепенную задачу по формированию у подрастающего поколения устойчивого интереса к чтению. Именно литературное чтение позволяет развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность.

-Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Именно здесь происходит обучение различным видам речевой деятельности: дети учатся читать, писать, говорить и слушать.

Основным навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе просто необходимо уметь работать с разными видами информации и развивать читательские умения.

СЛ 3Существует 4 вида читательских умений. Они представлены на слайде.

СЛ4. Развивать чит.грамотность помогают педагогические технологии:

  1. Технология продуктивного чтения

  2. Технология развивающего обучения

  3. Технология развития критического мышления

  4. Технология проблемного обучения

  5. Технология проектов

-В своей практике, для формирования чит.грамотности я активно использую на уроках лит чтения приёмы технологии критического мышления.

-Сейчас необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить и применить.

СЛ5-Данная технология предполагает использование на уроках трёх этапов-стадий: вызова, осмысления, рефлексии.

1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной теме.

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

СЛ 6 -Теперь перейдём к практическому применению.

Приведу примеры приёмов развития критического мышления на уроке литературного чтения. Недавно мы изучили произведение В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

СЛ 7 1 этап - вызов.

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.

1.1.Приём «Корзина идей».

Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме. На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки исправляются, корректируются по мере освоения новой информации.

На слайде представлен результат работы с этим приёмом.

Пример: Напишите, что вы знаете об утках? Напишите, что знаете о лягушках? (метапредметная связь – дикие животные, среда обитания …)

Сл 8

1.2. Приём «Верите ли вы…»

Этот приём может быть представлен на уроке в разных вариантах.

Учитель предлагает детям на карточках вопросы или утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите знак «+», если не согласны, то пишут знак «-«.

Я провожу этот приём в виде поднятия сигнальных карточек зелёного и красного цвета. Или вместо карточек можно использовать, например, цветные карандаши.

Приём «Верите ли вы».

  1. Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

  2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?

  3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?

  4. Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?

  5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?

  6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

  7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?


Эти приёмы способствуют развитию 2 вида читательских умений (Интерпретация информации, когда она дана не в явном виде. Нужно распознать общую идею или тему, о чём пойдет речь в произведении?)

СЛ9 2 этап - осмысление.

На этом этапе  учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя активные методы чтения.

Например, делают «пометки на полях» по мере изучения нового материала или заполняют таблицу, используя

2.1. Приём «Знаю-Хочу знать-Узнал»

ЗНАЮ

Хочу знать

Узнал

Лягушка живёт на болоте.

Лягушка зелёная, …болотного цвета. Она квакает.

Утки улетают осенью на юг.

Что произошло с лягушкой после падения?

Почему утки не съели лягушку?

Почему она путешественница?

Узнал больше о литературной сказке, её особенности.


СЛ 10 2.2. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах.

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие развёрнутого ответа.

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Тонкие вопросы:

однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

1.Где сидела лягушка?

2.С кем путешествовала лягушка?

3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками?

4.Чем лягушка прицепилась к прутику?

5.Куда упала путешественница?


1.Почему лягушка решила отправиться в дальние края?

2.Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

3.Почему лягушка просила лететь уток пониже?

4.Почему не состоялось путешествие лягушки?

5.Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?

СЛ 11 2.3. Приём "Концептуальная таблица".

Этот приём лучше организовать при работе в парах. Учитель задаёт вопрос.

С какой басней можно сравнить произведение В. М. Гаршина?

В данном случае сравнивали произведения «Лягушка-путешественница» и «Ворона и лисица». Общей сравнительной линией стало хвастовство героев произведений.


Линия сравнения

Произведение

В. М. Гаршина

Произведение

И. А. Крылова

Название

«Лягушка- путешественница»

«Ворона и Лисица»


Жанр




Каким языком написано произведение?



Главные герои




Можно ли прочитать по ролям?



Почему пострадали главные герои?







Линия сравнения

Произведение

В. М. Гаршина

Произведение

И. А. Крылова

Название

«Лягушка- путешественница»


«Ворона и Лисица»

Жанр

Литературная сказка

Басня

Каким языком написано произведение?

Прозаическим

Поэтическим

Главные герои

Лягушка, утки

Ворона, лисица

Можно ли прочитать по ролям?

Да

Да

Почему пострадали главные герои?

Лягушка пострадала, из-за любви к похвалам, из-за своего хвастовства.

Ворона пострадала из-за любви к похвалам.

Эти приёмы способствуют развитию всех видов читательских умений.

СЛ 12 3 этап - рефлексия.

На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.

Очень хорошо работает

3.1. Приём «Синквейн».

Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.

Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.

Пример синквейна представлен на слайде:

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия

5. Путешественница.

Этот приём развивает 2 и 3 виды читательских умений.

СЛ 13. Итог работы. Применяя приёмы ТКМ, я могу отметить некоторые преимущества:

  • учащиеся становятся более внимательными к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • расширяется их словарный запас (стали лучше писать изложения и сочинения);

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • повышает интерес к чтению (стали больше читать, повысилась норма техники чтения, ведутся читательские дневники).

-Я очень сжато и  коротко рассказала о  стадиях урока. Конечно, можно использовать технологию КМ и на других уроках, там где нет художественных текстов.

СЛ 14. -Коллеги, спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.


Ссылка на Презентацию к семинару: https://disk.yandex.ru/i/6EBEmyllHQAflw