СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое портфолио

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое портфолио учителя русского языка и литературы Ляшковой Г.Н.

Просмотр содержимого документа
«Методическое портфолио»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

297493, Российская Федерация, Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Заозерное,

ул. Аллея Дружбы, 91,

тел. (3 6569) 2-23-48, E-mail: [email protected]







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО

Ляшковой Галины Николаевны,

учителя русского языка и литературы







Евпатория, 2018







1. ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О. учителя: Ляшкова Галина Николаевна

Дата рождения: 20.06.1977

Стаж работы по специальности: 23 года

Образование: высшее

Окончил, год: Ровенский государственный университет, 2002 г., ФГАО КФУ

им. В.И. Вернадского, магистратура, 2017 г.

Специальность: филология

Категория (разряд): высшая







2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учебный год

Название темы


2017-2018

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».



3. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

Наименование организации

Полученный документ

Название курса

Дата прохождения

Количество часов

Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»

Удостоверение о повышении квалификации

«Концептуальные положения и методы реализации системы воспитательной работы в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС».

2014 год

44 часа

Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»

Удостоверение о повышении квалификации

«Концептуальные положения и методы построения образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС»

2014 год

42 часа

АНО ДПО ИОЦПКИП «Мой университет», г. Петрозаводск

Удостоверение о повышении квалификации

«Активные методы обучения»

2014 год

20 часов

АНО ДПО ИОЦПКИП «Мой университет», г. Петрозаводск

Удостоверение о повышении квалификации

«Технология интерактивного обучения»,

2014 год

20 часов

АНО ДПО ИОЦПКИП «Мой университет», г. Петрозаводск

Удостоверение о повышении квалификации

«Технология целеполагания»

2014 год

16 часов

ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

Удостоверение о повышении квалификации

«Современные педагогические технологии: новации в обучении русскому языку как неродному»

2015 год

72 часа

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»

Удостоверение о повышении квалификации

«ФГОС начального образования: актуальные проблемы и пути их реализации»








2016 год

72 часа

АНО ДПО ИОЦПКИП «Мой университет», г. Петрозаводск

Удостоверение о повышении квалификации

«Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС»

2016 год

108 часов

ФГБОУ ВО «БГПУ» им. М. Акмуллы, г.Уфа,

Удостоверение о повышении квалификации

«Интернет-пространство и сетевые сервисы в работе современного педагога. Создание авторского сайта педагога-практика и дистанционное управление компетенциями обучающихся»

2016 год

32 часа

ФГБОУ ВО «БГПУ» им. М. Акмуллы, г.Уфа,

Удостоверение о повышении квалификации

«Интерактивная доска как основной инструмент визуализации образовательного контента и проектирования урока с позиции формирования УУД в рамках требований ФГОС»

2017 год

36 часов

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»

Удостоверение о повышении квалификации

«Проектирование и реализация адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ»

2018 год

18 часов

ООО «Высшая школа делового администрирования», г. Екатеринбург

Удостоверение о повышении квалификации

«Оказание первой помощи»

2018 год

72 часа



4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ, ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Дата

Где опубликовано

(место выступления)

Название

2015

Курсы повышения квалификации «Современные педагогические технологии: новации в обучении русскому языку как неродному», г. Евпатория

Использование народных сказок в обучении русскому языку как неродному.

Открытый урок в рамках проведения недели педагогического мастерства в МБОУ «ЗСШ».

«Ю. Ермолаев «Лучший друг»»

(конспект урока и презентация на сайте https://multiurok.ru/)

Научная конференция молодых исследователей КФУ им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь

«Статья А.И. Германовича «Заметки о морфологии междометий русского языка: словообразование от междометий»»

2016

Международная научно-практическая конференция «Диалог культур: лингвокультурологическая база гуманитарного образования»

Выступление с докладом «Эмотивная лексика в романе Л.Н. Толстого «Воскресенье»»

Открытый урок в рамках проведения недели педагогического мастерства в МБОУ «ЗСШ»

«А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»» (конспект урока и презентация на сайте https://multiurok.ru/)

Международная научно-практическая конференция «Наука: прошлое, настоящее, будущее», КФУ им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

«Культурные концепты в лингвокультурологической парадигме» (доклад, статья)

2017

Образовательная площадка «МультиУрок»

https://multiurok.ru/

Проект внеурочной деятельности. Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой"»

Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир по русскому языку".

Презентация к уроку внеклассного чтения на тему "Великая Отечественная война".

Презентация "С чего начинается Родина"

2018

Открытый урок в рамках проведения недели педагогического мастерства в МБОУ «ЗСШ»

"О чем может рассказать имя", 5 класс

Образовательная площадка «МультиУрок»

https://multiurok.ru/uchitel-105/files/?&publish=1



Акция "Читающий автобус" приуроченная к празднованию международного дня грамотности.

Материалы по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения по направлению 2019 года

Конспект урока с презентацией по родному русскому языку "О чем может рассказать имя", 5 класс


5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


Педсовет, совещание, заседание МО

Тема выступления

Дата

выступления

1

Выступление на МО учителей начальной школы

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

2015

2

Выступление на педагогическом совете школы

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

2016


3

Выступление на методическом семинаре школы в рамках проведения недели педагогического мастерства

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время.

2017

4

Выступление на педагогическом совете школы

Использование элементов интерактивных методик и технологий для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

2018


6. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ


Учебный год

Название кружка, факультатива, мероприятия


2015-2016

Внеурочная деятельность «Театральные подмостки».


Мероприятия в рамках предметной недели.

Проект внеурочной деятельности «Прощание с Азбукой»

Мероприятия, посвященные Дню родного языка (выпуск стенгазет, инсценирование сказок А.С.Пушкина).

Мероприятие, посвященное 71 годовщине Великой Победы.

2016-2017

Мероприятия в рамках предметной недели русского языка и литературы. Конкурс инсценировок «Угадай сказку», конкурс «Лучшее стихотворение», внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир по русскому языку", конкурс стенгазет.

Внеклассное мероприятие, посвященное 190- летию со дня рождения русского писателя, публициста, критика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Мероприятия, посвященные Дню родного языка (выпуск стенгазет, инсценирование сказок А.С.Пушкина)

Мероприятия, посвященные дню святого Николая

Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности. Конкурс презентация учащихся, стенгазет классов на тему «Русская письменность».

2017-2018

Мероприятия в рамках предметной недели русского языка и литературы (Викторина «Знаток русского языка», литературная гостиная с Татьяной Дрокиной, конкурс стенгазет, квест по литературе).

Литературная композиция «Красною кистью рябина зажглась», посвященная 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

Выставка произведений «Успенский и его друзья», викторина «Крокодил Гена и все, все, все», посвященная

Мероприятия, посвященные дню святого Николая

Внеклассное мероприятие, посвященное 150-летию со дня рождения русского советского писателя Максима Горького.

Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности

2018-2019

Акция «Читающий автобус», приуроченная к празднованию Международного дня грамотности.

Конкурс стихов, посвященный Есенинскому празднику поэзии (3 октября)

Конкурс чтецов «Крым в сердце моем».

9 сентября – 190 лет со дня рождения великого русского писателя, публициста и мыслителя Льва Николаевича Толстого


9 ноября – 200 лет со дня рождения русского писателя, поэта, драматурга Ивана Сергеевича Тургенева (1818 -1883)



7. УСПЕВАЕМОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ.


Русский язык

год

% кач.

успеваемость

средний балл

2015-2016

59 %

3,4

2016-2017

61 %

3,5

2017-2018

65 %

3.7







Литература

год

% кач.

средний балл

2015-2016

71 %

4

2016-2017

68 %

3,9

2017-2018

73 %

4.1







8. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (КОНКУРСЫ, ОЛИМПИАДЫ).


Дата

Тип мероприятия

Класс

Кол. учеников

Призовые места, фамилии учеников

Уровень

2015-2016

Всероссийская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе

2

3

Кравчук Лилия, победитель в номинации «литературное чтение»

Муниципальный

Конкурс рисунков и плакатов «Дети Крыма против фашизма»

2

9

Рожанский Никита, победитель

Республиканский

Международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку «Пишу и читаю правильно»

2

6

Боголепова З., Кравчук Л. – победители, Салапура Н.- призер.

Всероссийский

Международный природоведческий конкурс «Колосок»

2

16

Победители: Ахтырко А, Боголепова З., Бондарчук Н, Каминская В, Комарова Е, Лобанов Т., Салапура Н., Тагиров А

Призеры: Остымчук А., Толоковская В.

Международныйй

Международная олимпиада по русскому языку проекта «Новый урок»

2

6

Победители: Боголепова З., Каминская В, Комарова Е, Призеры:

Салапура Н.

Международный


Международный конкурс по русскому языку «Кириллица»

7,9

12

Победители: Салапура А., Ляшкова И., Синицын А., призеры: Деркач Е., Твердохлеб В.

Всероссийский

2016-2017

Республиканский конкурс «Сердце, отданное людям: И.К.Айвазовский», посвященный 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского

8

2

Салапура А.- призер.

Муниципальный

ХII Всекрымский творческий конкурс «Язык – душа народа»

11

5

Ляшков А.- призер

Муниципальный

Всероссийская ученическая олимпиада по русскому языку

8

2

Саларура А, - призер

Муниципальный

Всероссийская ученическая олимпиада по литературе

8

2

Пальченко В. - призер

Муниципальный

Конкурс юных поэтов и ораторов

8

1

Вишникина А. - победитель

Муниципальный

Международная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

6

8

Победители: Каримжанова Ф., Ляшкова И., Синицын А., Твердожлеб В.

Муниципальный

2017-2018

Республиканский патриотический конкурс «Ради жизни на Земле»

7

4

Ляшкова И. – победитель.

Муниципальный

Международный конкурс по русскому языку «Кириллица»



Победители: Каримжанова Ф., Ляшкова И., Синицын А., призеры: Деркач Е., Твердохлеб В.

Всероссийский

Городской конкурс чтецов «Живое слово поэзии»

8

3

Участник 1 этапа республиканского конкурса

Муниципальный

2018-2019

Всероссийский конкурс творческих работ «Вместе ярче»

5

3

Ужахова Камила – победитель.

Муниципальный

Республиканский конкурс-фестиваль детского творчества «Крым в сердце моем»

8

1

Ляшкова Ирина – победитель.

Муниципальный




9. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА-9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учебный год

Класс

Количество выбравших предмет

Средний балл

2017-2018

9

32

3,5



РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА-9 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учебный год

Класс

Количество выбравших предмет

Средний балл

2017-2018

9

2

4


10. САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он,

конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Аркадий Тимофеевич Аверченко.

Каждый ребенок уникален и талантлив. Это целый мир нереализованных возможностей. А это значит, что передо мной стоят задачи – увидеть в ученике талант, обеспечить развитие его индивидуальных творческих способностей, формировать в нем устойчивый интерес к творческой деятельности. Чтобы наполнить мир чувств учеников красками, радостью и светом, я должна быть им другом, единомышленником, только тогда своим примером смогу научить бережно, умело обращаться со словом, видеть красоту русского языка и гордиться его уникальностью. А это важнейшая задача учителя-словесника.

Я, Ляшкова Галина Николаевна, 20.06.1977 года рождения. В МБОУ «ЗСШ» работаю с 1998 года. Первое мое специальное образование – Дубновское педагогическое училище, дошкольное отделение. Уже работая в школе, в 2002 году я закончила Ровенский государственный университет, работала по специальности учителем украинского языка и литературы, с 2014 по 2016 год - учителем начальных классов. А в 2017 году на «отлично» защитила магистерскую диссертацию ФГАО КФУ им. В.И. Вернадского и получила диплом учителя русского языка и литературы.

С марта 2014 года имею высшую квалификационную категорию. Стаж работы 23 года.

Методическая проблема нашей школы: «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя», а тема воспитательной работы: «Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе».

Моя цель - на уроках русского языка и литературы постараться сформировать в ученике творческую личность с волевым характером. Будущий полноправный гражданин своей страны должен уметь отвечать за свои поступки, постоянно стремиться познать нравственное и духовное устройство мира. Для этого я стараюсь совершенствовать свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство, применяю современные подходы к организации образовательной деятельности, использую технологию проблемного обучения, игровые технологии, технологию личностно ориентированного обучения, так как использование этих технологий направленно на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.

Мы живем в современном мире, в котором есть свои ценности, высокие цели. Есть одна ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности. И для учителя, воспитателя очень важно понимать, в чем же она состоит. По моему мнению, такой высшей ценностью является свобода - свобода воспитания, свобода мышления, свобода выбора.

Мое кредо: «Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...» (С. Л. Соловейчик).

Симон Львович Соловейчик — российский публицист, педагог и философ, методика воспитания которого мне очень близка, сказал: «Свобода — это и цель, и дорога». А ведь действительно, для учителя важно вступить на эту дорогу, идти по ней и не вести за собой учеников, а идти с ними рядом.

Плодотворным обучение и воспитание может только в тандеме. Ученики должны чувствовать себя свободно на уроке, хорошо владеть информацией, не бояться отвечать, выражать свои мысли. Поэтому я определила следующую тему самообразования «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

В основе организации обучения лежат принципы, в своей совокупности определяемые формулой «в коллективе и через коллектив». Эти принципы обеспечивают сознательное и целенаправленное управление процессами общения в группе.

В своей работе использую принцип личностного общения, в ходе которого в группе учеников происходит обмен личностно значимой информацией и создаются условия для реализации личностных возможностей каждого обучаемого. Личностное общение — это качественно новый уровень обучающего общения, на котором учащиеся обмениваются своими идеями, взглядами и т.д. Это способствует более полному раскрытию личностного потенциала учащихся, создает благоприятные возможности для мотивированного овладения учебным материалом. Конечно, такой уровень общения не сразу достигается в группе. Чтобы с первых уроков вывести учащихся на уровень такого общения, надо стремится установить между собой и учащимися отношения взаимного доверия, открытости, доброжелательности, поддержки, терпимости. Уже на начальном этапе закладывается база равнопартнерских отношений. Это предполагает проявление личностной направленности к другому человеку, внимания и интереса к нему, развивает умение представлять учебный материал и управлять процессом общения в группе. Успешность организации личностного общения во многом зависит от характера учебного материала. Он представляется, как правило, в форме текста-полилога, являющегося как бы сценарием небольшой пьесы, отражающей актуальные для учащихся ситуации общения. Проработка текста, разыгрывание по ролям и обсуждение его содержания составляют суть работы на уровне личностного общения.

   В этом году я работаю в 5, 8, 10,11 классах. Дети разные. Одни хотя учиться, другие – «присутствуют» на уроке. А мне нужно подготовить их к итоговому собеседованию в 9 классе, итоговому сочинению в 11 классе.

Поэтому целью моей работы в 2018 – 2019 учебном году стало совершенствование уровня педагогического мастерства в организации работы с разноуровневым контингентом детей, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Дать учащимся качественное образование по русскому языку и литературе через внедрение разноуровнего содержания образования;

2. Обеспечить сочетание в образовательном процессе репродуктивных и творческих методов обучения; привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

3. Шире использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения, а именно методы и приёмы технологии развития критического мышления;

4. Активно внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

5. Создать на своих уроках ситуацию успешности для каждого учащегося, раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого. обучающегося.

6. Продолжать работу с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам.

7. Развивать и укреплять интерес к предмету.

На уроках стараюсь активизировать деятельность слабоуспевающих учащихся, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным, использую дифференцированный подход на уроке, в выполнении учениками домашнего задания. К урокам создаю дидактический материал, применяю игровые технологии, индивидуальные, творческие задания.

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма, которое зависит от устной речи учащих, правильного построения предложений, монологического высказывания, ведения диалога. На уроках литературы развиваю навыки анализа художественного текста через создание характеристик литературных героев, составление опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам.

Для достижения качественных результатов акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую разнообразные формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой, тестирование. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно спланировать урок, в котором реализовывалась какая - то одна конкретная технология, тем более, что преподавание русского языка и литературы – это всегда полилог. Поэтому в своей работе я применяю разные технологии, но результативными и необходимыми для качественного образования детей считаю следующие: технологию проектного обучения, технологии дифференцированного, развивающего и проблемного обучения, технологию критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы, информационно-коммуникационные технологии и игровые, для отдыха и смены деятельности не забываю о физкультминутках.

Игровые технологии я использую в основном в 5 классе. Так как данный этап является переходным в жизни детей: из начальной школы они попадают в среднюю, знакомятся с новыми учителями, новыми предметами. Моя задача – сделать этот переход безболезненным для их ранимых маленьких душ, продолжить сказку обучения начальной школы игровыми моментами.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.

Для реализации программы используется учебное пособие для общеобразовательных организаций / Русский родной язык: 5 класс / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» для 5 класса направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества, через знакомство с литературным наследием Крыма, изучение произведений, созданных крымскими поэтами и писателями, углубление представлений учащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Обучение русскому языку в 8 классе веду по программе, составленной в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). – М.: «Просвещение», 2016 г.

Для реализации программы используется учебник «Русский язык. 8 класс». Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2014.

Рабочие программы по русскому языку для 10-11 классов составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын).

Для реализации программ используется учебник «Русский язык. 10-11 класс», авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014.

Рабочие программы по литературе для обучающихся 10-11 классов созданы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд.5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.:«Русское слово», 2009.

Для реализации программ используются учебники для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений в двух частях: «Литература» под редакцией С.А. Зинин, В.И. Сахаров. Издательство «Русское слово», 2014.

Но для полного изучения предмета недостаточно одного учебника. Мы живем в мире высоких технологий, есть все возможности использования ИКТ в процессе обучения. Урок с использованием мультимедийной презентацией, видеоматериалами оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, мотивирует школьников к дальнейшей познавательной деятельности. По электронной почте переписываюсь со своими учениками, обмениваюсь полезной информацией по подготовке к урокам, к сочинению, ГИА. Просматриваю информацию на сайтах, образовательных серверах, веду поиск методической литературы и необходимых материалов к урокам в сети Интернет. Помощь в этом оказывают сетевые профессиональные сообщества:

- Интернет урок ( https://interneturok.ru)

- Интернет-педсовет (http://pedsovet.org)

- Открытый класс (http://openclas.ru)

- Цифровые образовательные ресурсы (http://school-collection.edu.ru/)

- Нуми Ру (http://numi.ru)

- Педагогическая газета (http://pedgazeta.ru)

Имею личный сайт в социальной сети Образовательная площадка «МультиУрок»

https://multiurok.ru/uchitel-105, где я опубликовала методические разработки уроков.

Изучаю новинки методической литературы, материалы журналов "Русский язык в школе", "Литература в школе", газеты "Первое сентября" и др. Участвую в дистанционных мастер-классах, образовательных семинарах, вебинарах по предмету. (Научно-практический семинар «Проблемы использования существующих грамматик, справочников, словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации», методический форум-семинар «Классика и современность в школе 21 века: роль чтения в жизни современного молодого поколения», и др.).

В последнее время я со своими учениками вышла на дистанционные олимпиады и конкурсы, что позволяет стимулировать развитие мышления и интеллекта, а также на равных (и сильным, и посредственным ученикам) развивать познавательную деятельность с целью получения новых знаний, развития навыков эффективного поиска и обработке информации. Особо результативными для моих учеников являются Всероссийские дистанционные олимпиады по русскому языку и литературе «Олимпус», международные олимпиады проекта «Инфоурок», международного конкурса по русскому языку "КИРИЛЛИЦА". Дети отмечены дипломами победителей и призёров. Кроме этого, участвуем в различных Всероссийских, областных, муниципальных творческих конкурсах и достигаем высоких результатов. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствуют неуспевающие по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету имеет положительную динамику.

Важным компонентом, необходимым для управления качеством образовательного процесса является контроль знаний. При устной работе основной формой является опрос, вопрос друг другу, составление викторины, интересные факты о писателе, высказывание личного мнения об изученном материале.

При выполнении письменных работ использую такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

Важной частью анализа изученного материала является работа над ошибками после контрольной работы. Для каждого ученика я подготовила папку с основными орфоргаммами, пунктограммами. Такую работу можно выполнять как индивидуально, так и в паре. Для объединения в пары учитываю при этом психологический комфорт, где каждый ученик выступает «учителем» для другого ученика.

Эффективным методом оценки деятельности учащихся - тематическое тестирование, т.к. способствует развитию навыков работы с тестом, что актуально для качественной подготовки к ГИА (ОГЭ). Для этого использую демоверсии КИМов ЕГЭ, ОГЭ, ученики сами составляют задания в формате ОГЭ, ЕГЭ.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сказать, что на наших уроках всегда царит взаимопонимание, доверие, поддержка. Учащиеся не боятся отвечать, уважают мнение друг друга. С удовольствием участвуют в классных и внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. И я с уверенностью могу сказать, что за время работы в школе мне удалось реализовать принцип сотрудничества на уроке, где ученики являются моими помощниками. Значит, мой предмет их заинтересовал, я могу поддерживать на уроках познавательный интерес и самостоятельную умственную активность учащихся. Мои уроки часто связаны с уроками музыки, искусства, истории, а это межпредметные связи, которые вызывают большой интерес к изучению других предметов, вызывают желание заняться учебно-исследовательской деятельностью. В наше время учащиеся часто привязаны к компьютеру. Поэтому с большим удовольствием делают презентации к урокам, а с целью подготовки к ГИА решают задания ЕГЭ, ОГЭ.

Учатся ребята у меня, а я учусь у них. Так в общении проходит наш увлекательный учебный процесс. И я надеюсь, что моя деятельность принесёт результаты: повысится качество обученности, средний балл на итоговой аттестации; увеличится число обучающихся, охваченных внеклассной работой.