СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию УУД младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) , позволяет реализовать основные требования, предъявляемые ФГОС НОО к образовательным результатам: личностным, предметным и метапредметным. Индивидуальный образовательный маршрут планируется с учетом индивидуальных особенностей учащегося (особенности развития психических процессов, способностей, склонностей, интересов, темперамента, характера, уровень усвоения образовательной программы). К таким учащимся можно отнести учащихся как с ослабленными темпами развития так и с опережающими; с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; одаренных детей и детей с ОВЗ.

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью. Проектирование ИОМ в системе начального общего образования является необходимостью которая в полной мере позволяет педагогу и учащимся реализовать планы, потребности, удовлетворить интересы. Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося».

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию УУД младших школьников»»












Методическое пособие


Индивидуальный образовательный маршрут по развитию УУД младших школьников



Разработчик: Петрова Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»














Ульяновск, 2024


Реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) , позволяет реализовать основные требования, предъявляемые ФГОС НОО к образовательным результатам: личностным, предметным и метапредметным. Индивидуальный образовательный маршрут планируется с учетом индивидуальных особенностей учащегося (особенности развития психических процессов, способностей, склонностей, интересов, темперамента, характера, уровень усвоения образовательной программы). К таким учащимся можно отнести учащихся как с ослабленными темпами развития так и с опережающими; с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; одаренных детей и детей с ОВЗ.

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью. Проектирование ИОМ в системе начального общего образования является необходимостью которая в полной мере позволяет педагогу и учащимся реализовать планы, потребности, удовлетворить интересы. Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося».

Индивидуальный образовательный маршрут может быть: коротким или длинным, в зависимости от того кому предназначен маршрут. К примеру, у слабого ученика он может быть рассчитан на весь учебный год, а для сильного достаточно нескольких недель или месяцев. ИОМ обязательно должен реализовываться через различные формы организации деятельности учащихся: занятие в классе; групповые или индивидуальные занятия (в зависимости от количества учащихся); самостоятельная работа по изучению материала; домашняя работа. Такие формы деятельности проводится как в рамках внеурочной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы на уроках.

Структура ИОМ которой мы придерживались при разработке ИОМ.

  • целевой (постановка целей, определение задач);

  • содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ОУ);

  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий);

  • самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • оформление маршрутного листа.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть включен как в учебную, так и внеурочную деятельность младшего школьника. При этом еще на стадии планирования идет активное взаимодействие педагога и ученика. Приоритетом при этом является интерес со стороны ребенка или группы детей в происходящем и непосредственное включенность его или их в построение карты маршрута. ИОМ может являться средством для формирования и коррекции метапредметных результатов, а в частности регулятивных универсальных учебных действий способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, а так же это те результаты, которые являются основой для развития личности, так как включают в себя: целеполагание. Результатом нашего исследования стали разработанные и реализованные ИОМ по коррекции таких универсальных учебных действий (УУД) как коммуникативные и регулятивные.

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию УУД

ученика 1 класса

УМК «Школа России»

Цель: ликвидация пробелов в знаниях по предмету математика.

Тема: «Сложение однозначных и дву­значных чисел в пределах 20».

Ученик должен научиться:

- читать, записывать, сравнивать и упоря­дочивать числа в пределах 20;

- выполнять устно и письменно сложение и соответствующие случаи вычитания:

- однозначных чисел, когда результат сложения не превышает числа 10 (на уровне навыка);

- однозначных чисел в пределах 20 с пе­реходом в другой разряд;

- круглых десятков, когда результат сло­жения - двузначное число;

- двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд;

- двузначных чисел и круглых десятков. ОУУН

ЛичностныеУУД: положительное от­ношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.

Регулятивные УУД: понимать и удержи­вать цель задания: использовать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией; выполнять действия проверки.

Познавательные УУД: понимать прочи­танное; находить в учебнике математики нужные сведения; выявлять непонятные сло­ва, спрашивать об их значении; выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, груп­пировки с учётом указанных критериев, ис­пользовать освоенные условные знаки; вы­полнять задание различными способами.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассни­ков, соблюдать основные правила общения на уроке.

Планируемые результаты:

- моделировать состав числа 10, исполь­зуя предметные, графические, символиче­ские модели;

- записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью;

- выявлять сходство и различие одно­значных и двузначных чисел, содержащих одинаковое количество единиц и десятков;

- записывать двузначное число по его названию;

- выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели.

Способы работы:

- индивидуальные задания;

- организация парной и групповой работы;

- работа с консультантами;

- выбор индивидуального домашнего за­дания.

Сроки: ноябрь-декабрь 2022 г.

Форма контроля: текущий, итоговый (тетрадь «Математика. Тетрадь для прове­рочных работ», контрольная работа № 2, базовый уровень).

Отметка о выполнении. В 1 классе от­метки за контрольные не выставляются, фиксируется количество верно выполненных заданий, определяется уровень выполнения (высокий - выполнено от 95% до 100% зада­ний, выше среднего - от 75% до 94%, сред­ний - от 74% до 50%, низкий - менее 50%).

Цель ИОМ: создание условий для успеш­ного индивидуального развития ребенка.

Задачи:

- создать ситуацию успеха;

- способствовать вовлечению в совмест­ный поиск форм работы;

- ликвидировать пробелы в обучении ма­тематике по теме «Сложение однозначных и двузначных чисел в пределах 20».






Этапы


Результаты диагностик.

Примечания

Уточнения

Диагностика

Анализ

Восприятие:

Типичные трудности: невнима­тельно слушает, отвлекается Причины трудностей: индивиду­ально-типологические особенно­сти, низкий уровень развития про­извольности, низкий уровень кон­центрации и устойчивости внима­ния и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность Типичные трудности: не соблю­дает правил поведения в школе. Не может самостоятельно выпол­нить работу (в том числе домаш­нюю). Нет интереса к учению. Причины трудностей: не сформи­рована внутренняя позиция школьника, возможны трудности в семье, стрессовое состояние

Тулуз-Пьерон. Методика «Уро­вень развития регуляторных спо­собностей (произвольного компо­нента»).

Проба на внимание (поиск разли­чий в изображениях). Задания для коррекции: графиче­ские диктанты. Упражнения на развитие концентрации и устойчи­вости внимания. Включать в груп­повую и парную работу, консуль­тационную деятельность. Задания для коррекции: включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Работа по алгоритму. Умение ра­ботать с учебником. Выскажи свою точку зрения, сравни с точ­кой зрения других ребят. Рефлек­сия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей

Проектирование

Парная и групповая работа на уроке

Кружок на ВД «Занимательная

математика»

Работа с консультантами

Индивидуальные консультации с учителем

Комбинированное домашнее задание

Потребности - интеллектуальное направление

Планируемый результат - умение записывать и выполнять действия с двузначными числами без пере­хода и с переходом через разряд

Организация

Учебный план. Расписание занятий. На месяц.

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПЯТ

ВД Кружок

Инд.

Инд.

ВД Кружок

Инд.

«Занима-

консульт.

консульт.

«Занима-

консульт.

тельная ма-



тельная ма-


тематика»



тематика»





Мониторинг

Оценка реализации ИОМ

Коррекция ИОМ

Успешное выполнение базового уровня тематической к./р.









План поэтапной реализации ИОМ

Наименование этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1

Пути решения проблемы: ликвидации

пробелов в знаниях

обучающихся проболевших, длительное

время, не увеличивая

учебную нагрузку

1. Формулировка пробле-

мы и нахождение пути её решения путем анализа

информационных источников

2. Разработка и проведе

ние диагностики и тести­рования

Участие обучающихся в диагностике и тестировании







2.

Разработка модели

Индивидуального образовательного маршрута

1. Отбор содержания ма-

териала по теме

2. Создание системы занятий (урок, кружок на ВД «Занимательная матема­тика», инд. занятия кон­сультанты)

3. Организовать самосто­ятельную работу обучаю­щегося на занятиях, ис­пользуя индивидуальные карточки, дифференциро­ванное домашнее задание.

4. Использовать разные формы работы (индивиду­альная, парная, групповая, игровая)

Организация комплекса занятий:

1. На уроках выполняет индивидуальные, дифференци­рованные задания, работая в парах и группах

2. Во время индивидуальных консультаций с учителем выполняет домашние зада­ния под руководством учи­теля (по необходимости) и самостоятельно (с объясне­нием)

3. На занятиях ВД кружка «Занимательная математи­ка» в игровой форме разви­вается интерес к учебе




3

Реализация ИОМ

Ежедневная работа учите­ля по реализации ИОМ Наблюдения эмоциональ­ного и физического состо­яния ученика

Самооценка школьника

4.

Рефлексия

1. Контроль, коррекция, анализ - результатов ра­боты по ИОМ.

Оформление странички в портфолио достижений обу­чающегося





Содержание


Сроки выполнения задач (ориентировочно)

Задачи

Содержание (какие задания помогут решить задачи)

Оценка результатов (что получилось, на каком уровне

10.11. -работа

с консультантами

Знать состав числа 10

Индивидуальные карточ­ки - тренажёры. Выполнение индивиду­альных заданий:

- заполни пропуски;

- засели домики;

- игра «Морское путеше­ствие»

- Я не уверен в знаниях состава числа 10

- Я знаю состав числа 10

11,12.11 уроки, консульта­ции с учителем

Записывать двузначное число в виде десятков и единиц

Консультация учителя Работа с предметной мо­делью в паре с сильным учеником

Индивидуальные карточ­ки - тренажёры Игра «Космическое пу­тешествие»

- Я не умею записывать двузначное число

- Я затрудняюсь

- Я умею...

13. 11- кружок

«Занимательная

математика»

Выявлять сходство и различие од­нозначных и двузначных чисел, содер­жащих оди­наковое коли­чество единиц и десятков.

Работа в группе Игра «Домино»

- Я затрудняюсь нахо­дить сходство и различие

- Я умею.

17. 11- кружок

«Занимательная

математика»

Записывать двузначное число по его названию

Индивидуальные карточ­ки - тренажёры Работа в паре. Игра «Со­ставь число»

- Я затрудняюсь записы­вать двузначное число по его названию

- Я умею.

20,21.11 уроки, консульта­ции с учителем

Наблюдать изменение в записи «круг­лого» дву­значного чис­ла при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц)

Консультация учителя. Работа с числовым лучом в паре

Работа с иллюстратив­ным материалом в паре

- Я затрудняюсь увели­чивать (уменьшать) круг­лое число на несколько единиц

- Я умею.

23,24,25,26.11 уроки, работа

с консультантом

Группировать

числа, поль-

зуясь переме-стительным свойством сложения

Консультация ученика

Индивидуальные карточ-

ки - тренажёры Работа в паре Игра «Домино»

- Я знаю переместитель-

ное свойство сложения и

умею его применять.

05.12 кружок

«Занимательная

математика»

Увеличивать

(уменьшать)

любое дву­значное чис­ло на 1

Работа в группе: игра

«Продолжи цепочку»,

«Передай ход»

- Я умею увеличивать

(уменьшать) любое дву-

значное число на 1

07,08,09,10,11.12

уроки,

консультанты

Записывать

любое двузначное число в виде суммы

разрядных слагаемых.

Консультация ученика

Работа по образцу, без

образца (в паре), самостоятельно

- Я умею записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых

15.12

урок, работа в паре

Располагать

данные двузначные числа в порядке возрастания

(убывания)

Работа с иллюстративным материалом в паре

Карточки - тренажёры

- Я умею располагать

данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания)

17.12 -

кружок «Весёлая

математика»

18.12 -

кружок «Весёлая

математика»

Моделировать

ситуацию,

данную в ви-

де текста

Записывать

равенства,

соответству­ющие данным рисункам

Работа в группе: «Со-

ставь задачу по схеме»,

«Составь схему к задаче»

Игра «Добавь данные»

Консультация учителя

Работа с карточками -

тренажёрами. Игра «Цепочка»

- Я затрудняюсь модели-

ровать ситуацию, данную

в виде текста

- Я умею моделировать ситуацию, данную в виде текста

- Я умею записывать равенства, соответствующие данным рисункам