
Офтальмотреннаж
(методическое пособие для родителей и педагогов)

Глаза - это окно в мир.
Давайте признаемся себе честно: слишком часто наши детишки видят сквозь эти окна не очень-то красивые картинки. Но разум, управляющий телом, хитер. Он говорит: «Не грусти, малыш, сейчас мы посмотрим на смешных уродов в телеящике, потом поубиваем вампиров и чудовищ в компьютере и забудем о разных неприятностях!» И тогда ребенок оказывается в положении человека, который заклеил свои окна интересными картинками, чтобы не видеть скучные дома на улице. Дома-то он видеть перестал, но навсегда лишил себя солнечного света.
Что-то похожее происходит, когда ни компьютер, ни телевизор не могут отвлечь ребенка от его неприятностей. Он, конечно, не заклеивает окна, но начинает плохо видеть. Противные хулиганы и обидчики вдруг расплываются в серое пятно и уже не страшат. От недоброго учителю остается только голос, а это уже легче вытерпеть.
Но одними неприятностями дело не исчерпывается. Бывает, что умный, добрый, сильный папа становится идеалом, и, казалось бы лучшего желать не надо. Но этот идеал даже под душ становится в очках, даже маму целует, одной рукой придерживая очки. И ребенок подсознательно воздействует на свое зрение, чтобы стать похожим на папу
Что тут посоветовать? Прежде всего растите ребенка оптимистом тому, кто умеет радоваться жизни, нет нужды отворачиваться от нее. Затем начинайте улучшать свое зрение вместе с ребенком. Когда ребенок поймет, что вы стремитесь избавиться от очков, он, как это теперь говорится, изменит свою систему ценностей.
И наконец, не забывайте перед каждым упражнением настраивать ребенка на приближение к победе. Помогите мальчику представить как он метко стреляет в тире, а девочка вышивает всем на зависть затейливые узоры, как вы вместе идете в парк и там вместе рассматриваете птиц, которые расселись на самых верхушках деревьев.
Запомните главное - вы не пытаетесь вернуть зрение, вы возвращаете его наверняка.
Цель данных упражнений – дать отдых глазам и расслабить глазные мышцы. Кроме того, воображаемые движения глаз эффективно влияют на печень и желудочные протоки.
Комплекс упражнений по развитию королевского зрения для будущих королевичей и королевн
1. Весёлая бабочка.
Поморгать, похлопать веками так же легко, как машет крыльями бабочка, когда она с первыми лучами солнца взлетает над цветком. Представь себе, как рада солнцу эта бабочка и улыбнись.
2. Всё прекрасно.
Растереть ладони так сильно, что бы они горели. Растирать следует, держа ладони на уровне солнечного сплетения.
Н
е переставая растирать, поднесите ладони к глазам и положите их друг на друга так, что бы основания мизинцев были вместе. Ладони сложатся чашечкой, и эту чашку нужно положить себе на лицо, а основания мизинцев должны попасть на переносицу. Затем убедиться, что ресницы не касаются ладоней, и закрыть глаза.
Затем постараться вызвать ощущение, что из середины разогретых ладоней тепло и сила идут прямо в глаза.
Представьте себе, что мускулы, которые держат глаза, обвисли без сил. Чтобы этот этап расслабления получился как можно лучше, нужно опустить плечи, разжать зубы и не прижимать язык ни к зубам, ни к щекам, ни к нёбу. Теперь глаза окружены густой темнотой.
Представь, что далеко-далеко от тебя едет машина, или велосипедист, или просто идет человек. Воображаемое расстояние должно быть таким, на котором тебе наяву уже не рассмотреть предмет как следует. Теперь представь себе, что ты видишь все до мельчайших подробностей. Потом нужно вообразить, что этот предмет приблизился и оказался рядом, потом снова отодвинуть его далеко.
Теперь опусти руки, но глаза не открывай. Представь, что тебя овевает приятный летний ветерок, а ты паришь над высоким берегом реки. Рядом с тобой блестят покрытые росой листья деревьев, и солнце встает из-за дальнего леса. Как хорошо!
Теперь спокойно, без спешки, открой глаза. Подойди к окну и посмотри на какой-нибудь дом, который стоит подальше. Ты видишь на этом доме какие-то пятна, трещинки, непонятные цветочки появились на занавесках в окнах ... Но ведь еще вчера этого не было!
3. «Моё личное солнышко».
К
ак и в упражнении «Все прекрасно» - разотри ладони, чтобы они стали горячими. Спина должна быть выпрямлена, а голова гордо поднята.
Теперь закрой глаза, а указательный и средний пальцы обеих рук направь себе прямо в глаза. Не нужно касаться пальцами глаз, но расстояние от кончиков пальцев до глаз должно быть совсем маленьким.
Т
еперь сосредоточься и ощути, как прямо в глаза струится приятное тепло. Тепло наполняет глаза, согревает их.
Не опускай руки. Вместо среднего и указательного пальцев поднеси к глазам согнутые большие. Пусть они отдадут глазам свое тепло. Обязательно постарайся почувствовать, как струя тепла наполняет глаза, как они набираются сил. Голову держи прямо.
4. «Орлиный взор»
П
риучайте ребенка смотреть на солнце, не моргая, двумя глазами сразу. Смотреть, пока не появятся слезы.
Выполнять это упражнение можно только на восходе или на закате, когда в поле зрения останется лишь половина солнечного диска. Смотреть на солнце в зените нельзя ни в коем случае. Первую неделю это упражнение выполняется по 30 секунд в день. Вторую неделю оно длится целую минуту. Время тренировки доводится до пяти минут и дальше не увеличивается.
5. «Раз – день, два – ночь».
Найдите на улице место, где четко видна граница света и тени. Пусть ребенок встанет так, чтобы тень легла на половину его лица. И пусть он расставит ноги шире плеч.
Т
еперь ему следует делать легкие повороты головой, чтобы лицо то попадало в тень, то за солнце. Чтобы задать ровный неторопливый ритм упражнения, повторяйте: «Раз - день, два - ночь». Малыш не должен задерживать лицо на солнечной стороне даже с закрытыми глазами. Длительность упражнения вырастает от одной минуты до десяти. После окончания этого упражнения обязательно выполнить упражнение «Все прекрасно». оно должно продолжаться в два раза дольше, чем чередование света и тьмы.
6. «Солнечный танец»
Э
то упражнение напоминает танец. Поворот вправо, поворот влево, а солнышко светит сквозь веки.
Для следующего упражнения тень не нужна, выполнять его можно либо до 11 часов утра, либо после 15 часов.
Пусть ребенок встанет поудобнее и начнёт делать легкие повороты корпуса. Если он носит очки, их следует снять, как и во время предыдущих упражнений. Голова приподнята так, чтобы солнце светило ребёнку под брови на веки.
Начинаются большие повороты туловища вправо, при повороте левая пятка отрывается от земли, ее как бы увлекают движения корпуса. Голова поворачивается тоже. Подобным же образом при поворотах влево от земли отрывается правая пятка. Следите, чтобы ребенок не раскачивался из стороны в сторону. Чередование неторопливых, ритмичных движений в сочетании с ласковым солнечным теплом должны вызвать глубокое расслабление. Нарастание времени, в течение которого выполняется упражнение, такое же, как ранее. После окончания этого упражнения следует провести расслабление «Все прекрасно».
7. «Поклонись солнышку»
Снова ваш ребенок стоит на залитом солнцем дворе. Стоит устойчиво, надежно. Пусть он прикроет один глаз ладонью, но при этом не жмурится. Большие повороты туловища продолжаются. Наклонив голову, ребенок рассматривает землю у ног и как можно чаще моргает обоими глазами.
З
атем он подставляет лицо солнцу, и повторяется все то же самое. Моргать обоими глазами надо как можно чаще. И наконец, все то же самое проделывается с прикрытым ладонью другим глазом. По завершении - снова расслабление «Все прекрасно».
В
ажное замечание - это упражнение нельзя делать, когда солнце в зените.
8. «На самой макушке».
Г
олова держится прямо. Глаза надо поднимать кверху, словно пытаясь взглянуть на солнце сквозь макушку.
9. «Глаза-ныряльщики».
С
мотри вниз, как будто ты хочешь заглянуть в свое горло.
10. «Шмыг-шмыг!»
Посмотри вправо, посмотри влево. Очень важно мысленно продолжать движение глаз даже тогда, когда движение больше невозможно.
11. «Веселый мотылек!»
Д
вигай глазами в следующем порядке: сначала в нижний левый угол, потом наискосок в верхний правый угол, потом резко вниз - в нижний правый. Из нижнего правого угла наискось - в верхний левый. Теперь те же самые движения, но в другом порядке: нижний правый угол - верхний левый угол - нижний левый угол - верхний правый угол.
Внимание! Чтобы глаза отдохнули, следует поморгать.
1
2. «Чудо-восьмерка!»
Представить себе, что в воздухе висит восьмерка, и ее кто-то уронил на бок. Глаза должны плавно двигаться по ее контуру. Несколько раз в одну сторону и несколько раз в другую.
13. «Волшебное упражнение!»
Скоси глаза и посмотри на кончик носа. Поставь перед собой палец и смотри на него, не отводя глаз, а сам придвигай его к кончику носа. Когда глаза сойдутся, посмотри вперед, без напряжения, легко. И тут же, не переводя взгляда, постараться заметить хотя бы какие-то предметы справа и слева. Это и есть боковое зрение.
Чтобы выполнять это важное упражнение уверенно и четко, повторим еще раз, что нужно делать.
- смотреть на кончик носа.
- смотреть вперед.
- смотреть в стороны, не переводя взгляда.
- смотреть на переносицу.
- смотреть вперед.
- смотреть в стороны, не переводя взгляда.
- смотреть между бровями.
- смотреть вперед.
· Смотреть в стороны, не переводя взгляда. Каждую тройку движений делать по 7 -8 раз.
14. «Я пиратов не боюсь»
Поднеси к кончику носа указательные пальцы и, медленно отодвигая их от носа, разводи в стороны. Правый глаз, не отрываясь, следит за правым пальцем, левый - за левым, боковое зрение расширяется.
1
5. «Золотой циферблат»
А теперь вообрази, что в воздухе висят часы из золота, а на золотом сияющем циферблате числа от 1 до 12. Теперь медленно переводи взгляд от одной цифры к другой и каждую цифру рассматривай как следует. Пройди циферблат от 1 до 12, и в обратную сторону от 12 до 1.
Когда пройдешь циферблат туда и обратно, обойди все цифры с закрытыми глазами.
Физкультурные минутки для снятия утомления с глаз.
Дождик
Капля первая упала — кап!
Дети сверху пальцем показывают траекторию её движения.
И вторая прибежала — кап!
То же самое.
Мы на небо посмотрели,
Смотрят вверх.
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица.
Вытирают лицо руками.
Мы их вытирали.
Туфли — посмотрите -
Мокрыми вдруг стали.
Показывают руками на ноги и смотрят вниз.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
Выполняются движения плечами.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
Дети приседают.
Жук
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Дети складывают ладони рук под углом — крыша «домика».
Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел,
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.
Жук наш приземлился,
Направление движения вниз и приседание.
Жужжа, закружился: ж-ж-ж-ж.
Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Поочередно протягивают руки и смотрят на них.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
Поднимают руки вверх и смотрят на них.
На носочки мы привстали -
Но жука мы не достали.
Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх
Хлопнем вместе -
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопки над головой,
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж-ж.
Имитируют полет жука.
Прогулка по зимнему лесу
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа — березка в шубке стоит,
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
Слева на нас елка глядит.
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные, движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед — «волк ищет добычу».
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
Тише, тише
Как на горке — снег, снег,
Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
И под горкой — снег, снег,
Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
И на елке — снег, снег,
Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.
И под елкой — снег, снег.
Опустить руки и посмотреть на них.
А под снегом спит медведь.
Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»).
Тише, тише. Не шуметь!
Приложить указательный палец корту («тс-с-с»).
Самолет
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Дети смотрят вверх, ведя пальцем за пролетающим самолетом.
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Посмотрел.
Отводят попеременно руки и прослеживают взором.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взором.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
Приподнимаются на носочки, имитация полета.