Муниципальное Бюджетное
общеобразовательное Учреждение «ДМИТРИЕВОГОРСКАЯ СОШ» МЕЛЕНКОВСКОГО РАЙОНА вЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
2012 ГОД
2012 ГОД
2023г.
2012 ГОД
Содержание работы:
1.Условия возникновения и становления опыта с.3-5
2.Актуальность и перспективность педагогического опыта с.6 – 7
3.Ведущая педагогическая идея с.8
4.Теоретическая база опыта с.9-10
5.Новизна опыта с.11
6.Технология опыта с.12-23
7.Адресная направленность с.24
8.Список литературы с.25
9.Приложение с.26-38
1.Условия возникновения и становления опыта.
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
МБОУ «Дмитриевогорская СОШ» Меленковского района, Владимирской области – образовательное учреждение, где процесс обучения проводится как на общеобразовательном, так и на профильном уровнях. Преподавание русского языка и литературы ведётся на базовом уровне, что соответствует требованиям общеобразовательных программ.
Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа работает в условиях социокультурного комплекса (СКК) на базе муниципального образования «Дмитриевогорское сельское поселение», участником которого она является. В селе сегодня идет диалог и сотворчество между всеми участниками СКК во имя будущего села и детей. Ведь какими бы знаниями ни обладал выпускник школы, прежде всего он должен стать человеком с нравственным взглядом на взаимоотношения между людьми, природой, окружающей средой в самом широком смысле слова. Историю Отечества, малой Родины, народную культуру, народные традиции коллектив социальных партнеров сделал эффективным средством воспитания детей. Человеческие отношения – самый важный предмет в обширной учебной программе жизни. И задача коллектива взрослых - выстроить эти отношения в совместной деятельности социальных партнеров в работе мастерских, как одной из технологий формирования жизнеспособной личности.
Сегодня школа в сельской местности – это не только образовательное учреждение, это основа культурного центра России, будущий просветительский потенциал стран, это определяющий фактор сельского уклада жизни. Подтверждением этих слов является поговорка, созданная сельскими жителями: «Село без школы - все равно, что церковь без креста». Село развивается тогда, когда есть хорошая школа, а значит, и страна в целом будет процветать.
Образовательный процесс в современном мире должен идти в ногу со временем. Сегодня, в век ИКТ, научно-технических открытий, педагог не должен ждать особых случаев, а постоянно, без проповедей и моралей, активно и инициативно вести ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, конкретному участию в творении, созидании и формированию своей собственной личности. Я прекрасно пониманию, что новые жизненные требования обязывают нас, педагогов, искать, использовать в своей практике новые методы, технологии в обучении подрастающего поколения.
С введением ФГОС, новых педагогических технологий в образовательный процесс учитель переходит от процесса обучения к процессу учения, в ходе которого ученик самостоятельно, под чутким руководством педагога-Мастера, приобретает необходимые ему знания. [1]
В настоящее время в образовании применяется много новых технологий. Они постоянно совершенствуются. В своей педагогической практике на уроках русского языка и литературы я применяю технологию педагогических мастерских. Особенно использование данной технологии эффективно на уроках развития речи, уроках обобщения и повторения.
Данная технология широко применяется не только в России, но и за рубежом, так как соответствует всем современным требованиям жизни.
Данный опыт «Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы» возник в связи с внедрением в образовательный процесс программы «Одарённые дети».
В начале работы над темой опыта была сформулирована гипотеза: «Повышению творческой активности личности должно способствовать осуществление комплексного подхода».
Поэтому в 2022-2023 учебном году мною было проведено исследование, в котором приняли участие ребята из 5 класса, их родители и педагоги, работающие в данном классе. Все методы исследования: опрос, анкетирование, тестирование были направлены на выявление уровня обученности и творческой активности обучающихся. Диагностика по методике Е. Торренса привела к следующим результатам:
Критерий | Коэффициент |
Чувство новизны | 0,8 |
Критичность | 0,5 |
Способность преобразовать структуру объекта | 0,4 |
Направленность на творчество | 0,8 |
Изучение интеллектуальной лабильности мной было проведено в виде теста. По итогам тестирования было обнаружено, что из 24 тестируемых только 15 человек, а это составляет 63%, имеют высокую лабильность, хороший уровень обученности.
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что формировать творческую активность обучающихся необходимо через образовательную технологию: «Педагогические мастерские».
Это и позволило сформулировать тему моего педагогического опыта: «Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы».
2. Актуальность и перспективность педагогического опыта.
«Хочешь быть умным, научись разумно
спрашивать, внимательно слушать,
спокойно отвечать и переставать говорить,
когда нечего больше сказать»
И. Лафатер – мыслитель 18 века
С введением ФГОС нового поколения значение различных форм преподавания существенно возрастает. Необходимость повышения качества обученности и уровня воспитанности личности являются приоритетными в современном обществе. В результате современного образовательного процесса формируется свободно-мыслящая личность, готовая к самообразованию, к постоянному повышению интеллектуального уровня, теоритических и практических навыков профессионального образования. [4]
Применение разнообразных образовательных технологий в учебном процессе проводятся педагогами для того, чтобы воспитать творческую, активную личность, умеющую легко и свободно адаптироваться в условиях современного мира. Педагоги на практике координируют шаги обучающегося к самовоспитанию, саморазвитию, конкретному участию в творении, созидании и формированию своей собственной личности.
В настоящее время одной из основных проблем образования является самореализация школьников. Поэтому в современном педагогическом пространстве создаются такие образовательные условия, которые способствуют полному раскрытию творческих способностей детей и их реализации в жизни.
Современная образовательная технология «Педагогические мастерские» широко применяется в разных странах мира. Так как в основе данной технологии заключены следующие принципы – это воспитание творческой, свободной, самостоятельной личности. [2]
В нашей стране технологию «Педагогические мастерские» применили в 1990 году педагоги Санкт-Петербургского государственного университета, которые смогли на практике успешно адаптировать данную технологию.
Следовательно, применение данной образовательной методики на занятиях филологического цикла наиболее актуально и перспективно в условиях современного развития школьника.
3. Ведущая педагогическая идея.
«Смысл жизни в творчестве.
А если только повторять и
репродуцировать, то человечество
вымрет, как вымерли мамонты».
Д.И.Менделеев.
Педагогическая наука, в частности технология «Педагогические мастерские» не дают точных рецептов образования и воспитания, но показывают кратчайшие направления поиска верных путей формирования творческой и активной личности, предостерегают от ошибочных подходов и решений. Формируют и развивают культуру педагогического мышления, учат анализировать и синтезировать, видеть ребенка и себя диалектически, в динамике и противоречиях. Знание теории образования и воспитания – это та основа, владея которой педагог-мастер создает свою индивидуальную творческую программу воспитания свободного ребёнка, проявляющего свои максимальные возможности в образовании, творчестве. [9]
Для того чтобы научные знания превращались в мастерские умения, необходим высокий уровень общей культуры педагога. Наука утверждает: личность формируется, прежде всего, двумя факторами – условиями жизни и деятельностью. Но вся жизнь школьника и его деятельность освещены личностью учителя. Все слагаемые образовательного и воспитательного процесса каждым конкретным ребенком воспринимаются через учителя. Именно он – режиссер, художник, исполнитель, критик и судья своего творения, своего искусства, увлеченный, страстный и ищущий Мастер, готовый в любую минуту помочь ребёнку.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в применении технологии «Педагогические мастерские» на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса: учить детей мыслить самостоятельно, учить опыту общения, расширять общекультурный кругозор, развивать творческие и познавательные способности учащихся.
4.Теоретическая база опыта.
Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и
через свободу.
Н. Бердяев
Успешное продвижение вперед в области образования невозможно без учёта сложившегося опыта работы школ, без применения новых педагогических технологий. Использование лучших традиционных форм обучения, сформировавшихся в школах, сумевших найти эффективные формы в организации образовательного процесса учащихся, помогают педагогам в поиске новых педагогических технологий. Применение новых технологий основывается на взаимосвязи образовательного процесса с требованиями современных условий жизни. Деятельность каждого учителя сопряжена с творческим подходом. Педагог как верный друг и наставник, прежде всего, пробуждает в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого в настоящее время недостаточно пересказать ученикам материал из учебника или заставить их выучить все имеющиеся в нём правила.
Применение нетрадиционных форм обучения, а в частности технологии «Педагогических мастерских» позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание.
О нетрадиционных формах обучения впервые заговорили учёные-педагоги в первой половине двадцатого века. Своей основной задачей они видели воспитание свободной личности, всесторонне развитой, готовой к любым неожиданностям.
Первые педагогические мастерские возникли во Франции. У их истоков стояли в то время психологи и педагоги: Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они выступили против традиционных форм образовательного процесса того времени, показав преимущества новых форм обучения на практике. Однако, доказав преимущества нетрадиционных форм обучения, они полностью не отвергали учения своих предшественников, а наоборот опирались на труды: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Макаренко, Корчака, Бакле и других широко известных педагогов и психологов. [5]
Они утверждали, что погружение в мир знаний должно происходить только при активном участии ребёнка, так как данные ему природные способности приведут его к творчеству.
В конце XX века, в Марселе состоялась встреча представителей «Французской группы нового образования», на которой были представлены определяющие критерии новой технологии «Педагогические мастерские». Они включали в себя следующее:
- отрицание традиционных форм обучения;
- обучающийся должен сам строить свои знания, раскрывая при этом свой внутренний потенциал;
- ученик сам координирует свои шаги к самовоспитанию, саморазвитию, конкретному участию в творении, созидании и формированию своей собственной личности.
В нашей стране эта новая педагогическая технология была представлена в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. Данная технология заинтересовала известных преподавателей Санкт-Петербургского педагогического университета. Которые в дальнейшем под руководством Мухиной И.А. смогли внедрить и адаптировать эту технологию в российский школьный образовательный процесс. [7]
В настоящее время технология «Педагогические мастерские» нашла своё широкое применение, как в России, так и за рубежом.
5. Новизна опыта.
Анализируя современный педагогический процесс, где преподаватель оказывается на высоте своего предназначения, нетрудно увидеть, что всех педагогов-мастеров объединяет любовь к детям. Это фундаментальное, основополагающее и ничем не заменимое и не компенсируемое качество. Именно оно и порождает внимание к школьникам, выражающееся у учителей-мастеров в постоянном, никогда не прекращающемся изучении личности ребенка, особенностей его формирования и развития. Без знания личности школьника невозможно точно выбрать средства, которые бы кратчайшим путем привели к успеху в образовании и воспитании. Только постоянно и зорко наблюдая, советуясь с коллегами, раздумывая, докапываясь до первопричин успехов и затруднений, продвижений в образовании ребенка, можно найти в нём сильное, положительное, ту так необходимую педагогу-мастеру, но нередко глубоко спрятанную «точку опоры», на которой можно построить платформу взаимопонимания, доверия, правильного гармоничного воспитания. [6]
Новизна опыта состоит в усовершенствовании традиционных методов обучения, а использование технологии мастерских позволяет осуществлять личностно - ориентированный подход к обучению, придаёт новую окраску педагогическому общению, способствует повышению мотивации обучающихся и самореализации выпускника.
6. Технология опыта.
Мастерство тому даётся,
Кто весь делу отдаётся.
«Педагогическая мастерская» как технология располагает богатейшими возможностями для формирования творческой и познавательной активности обучающихся, их сознания и мировоззрения.
«Мастерская» на сегодняшний день одна из самых актуальных форм педагогического образования. Существует множество понятий и определений «мастерских», но более точно, на мой взгляд, оно раскрыто Монаховым В. М.: "педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя".[7]
Как в оркестре невозможно, чтоб один из музыкантов сфальшивил, так и в образовательном процессе нельзя, чтобы педагог и дети работали не в унисон друг с другом. Здесь от учителя требуется особая педагогическая инструментовка, знание всей партитуры – стратегии образования и воспитания, отличное владение инструментом – классным коллективом. Чтобы в «мастерских» работа шла так же грамотно, красиво и слаженно, как в хорошем оркестре, каждый педагог должен знать своё место и роль в этом общем деле.
Самое сложное для педагога-мастера – это развитие творческих и познавательных способностей всего классного коллектива. Школьная жизнь управляется учебными программами, планами, инструкциями, она запрограммирована на все 11 лет обучения, так как в работе школы необходима стабильность. Но стабильность и монотонность не одно и то же. Однообразие приводит к скуке. Каждому, а тем более ребёнку, необходима радость познания и свобода творчества. И именно «мастерские» наполняют жизнь детей приятными ожиданиями, у них появляется стимул к полезной деятельности.
Мастера-педагоги в своей работе используют различные способы обучения:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
При индивидуальном способе обучения на первое место ставится личность обучающегося, который самостоятельно решает появившуюся проблему, сам находит пути её решения, непонятные формулировки материала выносит на обсуждение в коллективе, самоопределяется с организацией процесса познания. Свою образовательную деятельность ученик может осуществлять по индивидуальному плану, заранее составленным педагогом-мастером. [8]
Не менее интересен парный способ, где обучающиеся находятся в постоянном творческо-познавательном диалоге. В результате такого диалога дети пополняют багаж своих знаний, которые потом успешно применяют на практике. Состав пар педагог-мастер может оставлять постоянным или менять в зависимости от сложившейся ситуации.
Особое место в технологии «мастерских» занимает работа в группах. Такой способ обучения Мастер применяет, когда уже произошло индивидуальное понимание проблемы, созданы наработки в их решении и обсуждены в паре. И только после этого начинает свою деятельность групповой способ, в котором анализируется, корректируется, реализуется ранее намеченный план. В этом момент педагогу-мастеру приходится принимать решения в условиях полноты полученной информации, в считанные минуты, а иногда и секунды, когда класс, ребёнок замер и ждёт его реакции, на полученную информацию. И тут мастер проявляет ещё одно качество – слагаемое педагогического мастерства: способность принять единственное правильное решение.
Таким образом, мастерская как педагогическая технология помогает у обучающихся выявить и реализовать на практике индивидуальные творческие способности. При этом цель мастера не дать готовую информацию, а создать условия необходимые для совместной деятельности.
Использование разнообразных форм обучения даёт возможность педагогу-мастеру интереснее преподавать, вводя учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания.
Технология «Педагогические мастерские» состоит из следующих этапов, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Первый этап – это индукция. На данном этапе педагог-мастер создаёт необходимые условия для мотивации творческой активности обучающихся с исследовательским подходом. Для выполнения этой проблемы мастер использует так называемые индукторы (индикаторы), которые помогают в решении поставленной задачи.
Первоочередной задачей мастера на данном этапе является как можно больше найти разнообразных индукторов, которые заинтересуют детей в осознанном поиске решения проблемы. Это могут быть задания, направленные на определение частей речи, выполнение сопоставительного анализа лирических произведений, решение лингвистических задач. В роли индикатора могут выступать: звуки, загадки, картины и мелодии, миниатюры, пословицы и многое другое. Обучаемый должен осознать необходимость данного вопроса, почувствовать потребность в нахождении новых, ранее неизвестных путей его решения, показав при этом свою индивидуальность. Однако мастер при выборе индикаторов должен учитывать тему мастерской, возраст обучаемых, их индивидуальность, восприятие. Но всё это будет бессмысленным, если педагог-мастер не будет смотреть на поставленную проблему глазами детей.
Данный этап является основным, базовым, так как определяет успех всей мастерской, мотивирует учеников на активную творческую деятельность.
Второй этап – это самоконструкция. На этом этапе необходимо перейти от чувств и эмоций к практической деятельности. Мастер формирует у детей желание самостоятельно находить решение проблемы. А обучающиеся, применяя свои знания, умения, навыки, жизненный опыт реализуют это на практике. Здесь важно педагогу не навредить ученику в проявлении его индивидуальности. Самостоятельно выполнив задание, учащиеся сообщают свои пути решения проблемы, а мастер фиксирует все предложенные варианты ответов, не разделяя их на правильные и неправильные.
Третий этап – социоконструкция, на котором осуществляется работа в парах. Пары создаются на основе одинаковых точек зрения решения проблемы. Такая работа позволяет сравнить свои пути решения проблемы с напарником и в результате найти правильные ответы. Ученики на данном этапе имеют право самостоятельно формировать себе пару, мастер так же может быть выбран ребёнком как участник пары. Все идеи озвучиваются и записываются.
Четвёртый этап – социализация. На данном этапе выдвинутые гипотезы рассматриваются уже не индивидуально и в парах, а в группах не более пяти человек. Работа в группах осуществляется на демократических принципах. Результатом такой деятельности является создание совместного проекта. Мастер наблюдает за сохранением толерантных отношений в работе группы. Коллективное сотворчество способствует накоплению необходимых знаний, составляющих личный опыт, и формируют осознание преимущества групповой работы.
Пятый этап – это афиширование. Сущность этого этапа заключается в представлении участниками групп результатов своих работ в виде стихотворений, кластеров и презентаций, разнообразных проектов и в других формах. Главное в этом процессе – принятие оптимально верного результата группового опыта.
Шестой этап – это разрыв. На этом этапе ученик приходит к выводу, что существует несколько различных способов решения поставленной перед ним проблемы. Для нахождения верного варианта ответа ему необходим дополнительный материал для более детального изучения вопроса. Разрыв подразумевает появление внутренних противоречий, которые приводят ученика как бы к психологическому конфликту между появившимися у него новыми знаниями. Роль мастера при этом сводится к тому, чтобы предоставить ребятам авторитетную информацию из научных источников.
Таким образом, ученики имеют возможность сравнить свои результаты, полученные в ходе работы мастерской, с научными наработками. И всё это в итоге приводит к дальнейшим исследованиям.
На заключительном седьмом этапе – рефлексии необходимо разбудить в ученике положительные эмоции, как результат проделанной работы. Мастер при этом даёт возможность каждому продемонстрировать свои достижения, а так же поделиться со всеми информацией, которая стала для него наиболее значимой.
Обращение педагога к эмоциональному состоянию обучающихся позволяет ему сохранить интерес к заключительному этапу мастерской с учётом уже новых индивидуальных возможностей детей. Этого своего рода анализ достигнутого успеха.
Все перечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» уменьшают количество сложных проблем, поставленных мастером перед ребятами, сокращают трудности восприятия нового материала, приводят к грамотному решению, способствуют повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, развивают индивидуальные познавательные и творческие способности учащихся.
Огромное значение при организации педагогически грамотного учебного процесса Мастерской играет важный инструмент – слово учителя. У педагога-мастера слово всегда должно быть весомым. Мудрое и доброе слово всегда доставляет радость. Грубое, бестактное может привести к неудаче. Словом можно оживить процесс общения или повергнуть в смятение, вдохновить на труд и рассеять сомнения.
Научить ребят разбираться в сложных жизненных коллизиях, самостоятельно находить правильные решения, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, самовоспитываться – вот то к чему должен вести мастер.
Целенаправленное, систематическое использование технологии «Педагогические мастерские» на уроках русского языка и литературы побуждает ребят к самостоятельному творческому мышлению, сознательному усвоению знаний, позволяет учащимся развивать и воплощать свои интересы, помогает найти правильные решения.
Безусловно, проведение мастерской требует большой подготовительной работы, которая позволяет расширять возможности урочной организации обучения.
Но как бы ни был сложен учительский труд, нет более интересной, более захватывающей и более важной работы на Земле, чем творение личности.
7. Адресная направленность.
В рассматриваемом педагогическом опыте мною были предложены теоретические и практические материалы, которые направлены на формирование активной творческой и познавательной деятельности обучающихся. Высоких результатов в этом направлении можно достигнуть, через применение в образовательном процессе технологии «Педагогические мастерские».
Данный опыт наиболее эффективно можно использовать на уроках филологического направления в школах, профессиональных колледжах и высших учебных заведениях.
Список литературы:
1. Атутов, П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов. – М: Педагогика, 1996.-№2.- 12-18с.
2.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М: Просвещение, 1989. – 388 с.
3.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1986.
4. Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителю / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Основы профессионального мастерства.- М: Просвещение, 2001 - 98 c.
5. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В.Кларин.- М.: Просвещение, 1989. – 402 с.
6. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки / Т.П Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. – М: Учитель, 2013. – 208 с.
7. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А Соловьева. - М.: Феникс, 2004. – 384 с.
8. Николаева, Л.С. Использование нетрадиционных форм занятий / Л.С. Николаева, Л.И. Лесных. – М: Специалист, №2. 1992. – 221 c.
9. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко. – М: НИИ школьных технологий, 2015. – 192 с.
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Учебный год | Русский язык | Литература |
Школьный уровень | Муниципальный уровень | Школьный уровень | Муниципальный уровень |
2020-2021 | 15 | 5 | 17 | 9 |
2021-2022 | 20 | 8 | 23 | 12 |
2022-2023 | 30 | 15 | 35 | 15 |
Приложение № 2.
Интегрированная мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь» (литература, 5 класс)
Ход урока:
I этап – индуктор (подготовительный)
Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
-А кто из вас любит дождь?
- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?
На доске заранее подготовлена таблица:
Зрительные образы краски звуки запахи
Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку (1и 2).
-Я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей таблице (презентация: слайды 2-10)
(Заполняют 2и 3 колонки)
II этап – самоконструкция.
-Мы сейчас создали с вами наш коллективный весенний дождь, который богат разнообразными зрительными образами, разноцветными красками, а также запахами и звуками.
-А теперь прослушайте стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь».
(слайд 12 - чтение стихотворения учителем)
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?
-Какое настроение передаёт поэт читателям?
- Сегодня у нас необычный урок – это урок-мастерская, и даже не одна, а целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать. Каждая мастерская получила своё задание. А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.
На работу отводится 10-12 минут, а сопровождать её будет замечательное произведение известного композитора Ф.Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов!
(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских и звучит мелодия «Вальс дождя» - слайд 12).
III- этап – социализация (создание группового (индивидуального) творческого продукта).
Задания для мастерских:
1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
Анализ стихотворения:
1. В каком году написано стихотворение?__________________________
2. К какой лирике оно относится, почему?______________________
3. В какие цвета окрашена картина? __________________________
4. Какими словами они переданы?
Светло, блещет, солнце – жёлто-золотой цвет.__________________
5.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса_____________________________________________________________
6. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста.
7. Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?
8. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?
Золотой пыли;
Душистым мёдом;
Свежим листьям
И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса
Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Художественная мастерская:
1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».
2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».
3.Творческая мастерская:
1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).
2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).
4.Проектная мастерская:
Используя предложенные фотоматериалы, создать проект - презентацию стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»
IV этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участникам мастерской).
V этап – афиширование.
Анализ стихотворения, сочинения, стихотворения, рисунки учащихся
VI этап – разрыв.
Исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.
VII этап – рефлексия.
Заполнение диагностической карты:
Диагностическая карта:
1.Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Добился (лась) ли я поставленной цели?______________________________
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?___________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке
В себе________________________________________________________
В тексте_______________________________________________________
В своих товарищах______________________________________________
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок
_____________________________
Домашнее задание:
1.Выучить стихотворение наизусть.
2. Презентация одного слова.
Темы: «Капля», «Дождь», «Лужица» (на выбор учащихся).
Приложение №3
Типы мастерских (классификация И.А. Мухиной):
1. По составу участников: только для учащихся; только для педагогов; для взрослых и детей.
2. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма (Материалы из опыта работы 1); мастерские построения знаний (Материалы из опыта работы 3); мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций (Материалы из опыта работы 2).
3. По временной продолжительности процесса: «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд); «длительного действия» (может продолжаться неделю или даже несколько месяцев).
28