Сообщение
к выступлению на районном МО
Активные формы преподавания
литературы в старших классах
(на примере изучения
творчества И. Бунина в 11 классе)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Синьковская СШ
Никитина Екатерина Александровна
Смоленск 2016
В Концепции модернизации российского образования чётко обозначено, что цель современной общеобразовательной школы состоит не только в формировании у школьников знаний, умений и навыков, сколько в создании условий для развития их личности, воспитания у них коммуникативных способностей, умения и стремления к самостоятельному освоению новых знаний. Поэтому возникает необходимость использования активных форм преподавания уроков русского языка и литературы. Основной темой по самообразованию является «Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы», ведущей темой двух последних лет является «Активные формы преподавания литературы в старших классах (на примере изучения творчества И. Бунина в 11 классе)»
Активные методы и активная форма преподавания тесно между собой связаны и задают особый тип урока преподавания - инновационный урок. Ведущими активными формами преподавания литературы в старших классах считают лекцию и семинар.
Как же сделать лекцию и семинар в старших классах активными формами? Для меня этот вопрос прояснился после изучения методической литературы по вопросу эффективности преподавания в старших классах и сборника для практикующих учителей Р.И. Альбетковой «Активные формы преподавания литературы в старших классах».
Современному старшекласснику И.А. Бунин интересен как художник слова, поэтому учителю приходится обстоятельно подбирать тот материал из биографии, который в полной мере отражает общественные и гражданские тенденции, эстетические идеалы эпохи, формирующие мировоззрение писателя, характер его образного видения, жанровые предпочтения, творческие цели, художественный метод и стиль.
В практике работы в 11 классе был использован вариант урока изучения биографии И.А. Бунина в форме лекции - биографического очерка «Россией изгнанный или хранитель Отечества?».
Такой вариант проведения создаёт возможность раскрыть во всей полноте историю жизни и творчества И.А. Бунина при минимальной часовой нагрузке; призван создать живой образ писателя, однако сопряжён с серьёзной самостоятельной подготовкой старшеклассников по рекомендованным информационным источникам.
При изучении темы любви в творчестве И.А. Бунина в 11 классе МБОУ Синьковская СШ в 2013 учебном году проводился урок-семинар (разновидность семинара - развёрнутые выступления обучающихся по заранее поставленным вопросам и обсуждение как самих проблем, так и выступлений).
Итак, к уроку-семинару «Тема любви в рассказах И.А. Бунина» старшеклассники готовятся по заранее предложенным вопросам и заданиям.
Первая группа заданий и вопросов призвана осветить общие положения к теме.
Любовь в жизни И.А. Бунина.
Тема любви в творчестве И.А. Бунина.
«Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию». Прокомментируйте это утверждение В.Ф. Ходасевича, используя конкретные примеры из текстов писателя.
Вторая группа заданий и вопросов направлена на обстоятельную работу над текстом рассказа «Грамматика любви» и самостоятельное изучение предоставленной статьи А. Блюма «Грамматика любви».
Третья группа заданий и вопросов направлена на обстоятельную работу над текстом рассказа «Лёгкое дыхание» и изучение предоставленных учителем фрагментов статьи Каплан И. Е. «В чём смысл рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание».
Четвёртая группа заданий и вопросов направлена на обстоятельную работу над текстом рассказа «Чистый понедельник» (ответственный ученик самостоятельно изучает статью «Криптография любви. Рассказ И. Бунина "Чистый понедельник" / Ю. Е. Полтавец).
Назовите и поясните церковные праздники, встречающиеся в рассказе.
Сопоставьте главных героев: внешний вид, внешние проявления, интересы, круг чтения. Определите основные средства.
Проанализируйте «предметную изобразительность» бунинского текста.
Пятая группа заданий и вопросов направлена на обстоятельную работу над текстом рассказа «Солнечный удар» и изучение предоставленных фрагментов статьи Михайловой М.В.
В 11 классе целесообразно во втором полугодии провести интегрированный урок русского языка и литературы по теме: «Повторение синтаксиса и пунктуации на материале рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
Данный тип урока будет многофункционален: во-первых, для обучающихся в полной мере изъясняется роль синтаксиса и пунктуации в раскрытии темы и идеи художественного произведения; во-вторых, старшеклассниками будет продемонстрирована роль знаков препинания в раскрытии мыслей и чувств автора; в-третьих, для современных школьников станет понятна специфика курса словесности: единство литературы и русского языка всегда существовало.
Обратимся к схематическому плану проводимого интегрированного занятия.
Диапазон осуществляемой работы.
1) Слово. 2) Словосочетание. 3) Осложнение простого предложения. 4) Сложносочиненное предложение (ССП). 5) Сложноподчиненное предложение (СПП). 6) Бессоюзное сложное предложение (БСП). 7) Знаки препинания в конце предложения.
Примеры заданий
I. Задание по группам.
1. Определить роль точек, многоточия, вопросительных и восклицательных знаков в раскрытии темы и идеи рассказа.
3. Найти в тексте диалог, объяснить содержание диалога и указать связь с заголовком рассказа «Антоновские яблоки».
II. Коллективные задание.
Задание №1. Выписать из текста словосочетания, связанные с заглавием рассказа И. Бунина. Определить тип подчинительной связи. Вывод после задания: все эти словосочетания передают красоту осени и тоску не только героев рассказа, но и самого автора.
Задание №3. Найти предложения с осложнением. (Вставные конструкции, однородные члены предложения, вставные конструкции). Составить схемы предложений.
Задание №4. Определить роль односоставных предложений.
Задание №5. Найти предложения с причастными и деепричастными оборотами, определить их роль в тексте.
Задание №7. Определить роль БСП. Какими чувствами пронизано данное предложение?
История изучения лирических произведений И.А. Бунина в старшей школе, анализ современных программ литературного образования с точки зрения изучения лирики И.А. Бунина, доказывают, что отобранные в современных программах (программы под редакцией В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, И.Н. Сухих, В.В. Агеносова, Г.В. Москвина) для обязательного изучения произведения не предоставляют возможности постепенного формирования представлений о личности и поэтическом творчестве И.А. Бунина в сознании обучающихся.
Проанализировав учебно-методические материалы, стало очевидным, что в школьном преподавании не сложилась система анализа поэтического наследия И.А. Бунина с точки зрения своеобразия его стиля. Это обстоятельство побудило попытаться найти подходы к активному преподаванию лирики на уроках литературе в 11 классе, создать условия для более глубокого осмысления старшеклассниками идейно-художественного богатства поэтического наследия И. А. Бунина. В связи с неимением времени на основательное изучение философской лирики И.А. Бунина в 11 классе компактной формой проведения занятия, стимулирующее активную самостоятельность обучающихся, является урок- поэтический семинар с элементами сопоставительного анализа.
Сопоставительный анализ следующих тематических групп имеет место как для проведения на уроке – семинаре, так и существует вариант включения данных тематических групп в элективный предмет в 11 классе, который будет посвящён поэтике творчества И.А. Бунина.
Тематическая группа №1. Сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Моя душа мрачна…» со стихотворением И. А. Бунина «Душа моя печальна…» и роль переводного стихотворения Байрона «Еврейская мелодия».
Тематическая группа №2. Анализ рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» со стихотворением И.А. Бунина «Свет незакатный».
Тематическая группа №3. Мотивы пушкинских стихов в лирике И. Бунина. Сопоставительный анализ стихотворения И. А. Бунина «Подражание Пушкину». Стихотворение И. А. Бунина «Игроки» как эпилог к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Тематическая группа №4. Написание сочинения-«пейзажной миниатюры»: «Три ночи» по стихотворениям И.А. Бунина «Ночь», Ф.И. Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла», А.А. Фета «На стоге сена ночью южной».
В завершении исследовательской работы были разработаны и предъявлены и иные приоритетные направления и занятия по изучению творчества И.А. Бунина в 11 классе, которые, безусловно, можно использовать для организации результативного урока литературы в современной школе, соблюдая последние образовательные тенденции.