Методика подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям
Несмотря на сравнительные успехи наших спортсменов на ответственных соревнованиях, в том числе и по борьбе дзюдо, существует на данный момент целый ряд несовершенств при подготовке спортсменов, в том числе и в подведении их к мировым стартам. Чем обусловлены успехи нашей сборной команды в мировом спорте, так, видимо, только тем, что из многочисленного состава спортсменов нашей большой страны всегда можно выбрать лучшего на данный момент спортсмена и поручить ему представлять Россию на соревнованиях. И если еще в спорте высших достижений, где путем многолетнего отбора уже давно определились лидеры, так называемые первые и вторые номера в команде, то среди юных спортсменов, ротация кадров является расхожей практикой.
Но самое главное, отсутствует система обучения спортсмена-юниора, будущего лидера. Отсутствие системы теоретической подготовки, внедряемой в молодого спортсмена с юных лет, приводит к тому, что, становясь взрослым, в нем не проявляются способности к использованию теоретических знаний, полученных еще в юные годы, а проявляется лишь неумение пользоваться той скудной теоретической терминологией, которую юный спортсмен впитывает в себя в ходе тренировок. Такая ситуация приводит к тому, что растет и подрастает целое поколение, которое являет собой неграмотных спортсменов, спортсменов, ставших чемпионами не в ходе закономерного своего роста и развития, а по стечению удачных обстоятельств или благодаря недюжинной природной силе или другим природным данным, каковых, к сожалению, в последние годы крайне мало и становится все меньше и меньше год от года. Такие спортсмены впоследствии становятся тренерами и повторяют печальную участь своих преподавателей. Целью данной работы является описание существующей ныне системы подготовки юных борцов, ее основных ошибок и методов их коррекции.
Психологическая подготовленность и психологическая зрелость как к соревнованиям, так и к жизни вообще, была, есть и будет основной частью успешного выступления на соревнованиях, особенно крупного международного масштаба. Мотивация представлять свою страну на ответственных соревнованиях и защищать ее спортивную честь – это наивысшая степень доверия к спортсмену, которую он всеми силами стремился оправдать и выложиться на все сто и более процентов, для отстаивания самых первых позиций для своей родины.
Ответственность в настоящее время является искаженным понятием того первоначального слова, даже более того, понятия, которое было заложено в него изначально.
В такой ситуации, понимая все сложности и психологической составляющей процесса становления спортсмена, и вывода его во взрослую сборную команду страны, роль тренера-наставника становится настолько огромной и важной, что ее значение даже сложно преувеличить.
Чаще всего ошибки допускаются в следующих категориях этапности спортивной тренировки:
1. Режим питания
2. Сгонка веса
3. Смена весовой категории
4. Режим тренировок
5. Режим отдыха и восстановления
6. Специальная физическая подготовленность
7. Психологическая подготовленность
8. Умение настроиться на борьбу
9. Система стимулирующих факторов
10. Идеалы и идеологические ценности
11. Умение прогнозировать ситуации
12. Система восстановительных мероприятий
13. Введение новых методов тренировочной работы
14. Преемственность в деятельности тренера
15. Фармакологическая перегруженность
16. Перетренированность
17. Срыв адаптации и травмы
18. Отсутствие теоретической базы и подготовленности.
Смена весовой категории – это непростая задача, которая должна решаться по мере соответствия друг другу многих антропометрических, физиологических, физических и адаптационных и психологических факторов. Смену весовой категории спортсмену нужно осуществлять при соответствии роста спортсмена, соотношению мышечной и жировой ткани в пользу большего количества мышечной ткани, чем жировой, по результатам ростовесового индекса, индекса массы тела, результатов денситометрии и результатов исследования состава тела. При условии, что масса тела не соответствует той весовой категории, в которой спортсмену бороться привычнее, и превышает ее, встает вопрос либо о смене весовой категории в сторону повышения, либо о дальнейшей сгонке веса, что не всегда возможно в силу того, что организм растет и набирает массу сам по себе.
Поскольку спортсмены-юниоры в силу возраста занимаются не только спортивной деятельностью, но еще обучаются в школе, часто приходится наблюдать ситуацию, что тренеры, в том числе и личные, пытаются использовать все возможности и все, возможно, свободное от занятий в школе время юниора и загружают его тренировочными нагрузками в объеме, явно превышающем нормативы и физиологические возможности данного спортсмена. Такой нерациональный подход к тренировочной деятельности чреват перетренированностью и срывом адаптации, что часто приходится отмечать у юных спортсменов.
Система подготовки юных дзюдоистов к ответственным соревнованиям имеет ряд несовершенств, даже в настоящее время, даже при введении в нее методов усовершенствования и оптимизации. Однако, создать идеальную во всех смыслах систему подготовки, наверное, не представляется возможным, поэтому, прежде всего, необходимо понять нынешнюю систему изнутри, познать ее организационные и правовые основы, изучить слабые места и все возможные недочеты, которые, уже зная их и понимая их, устранять и нивелировать, внося корректировки ситуационно, по возможности планово и планомерно. А также необходимо выявить все сильные стороны существующей ныне системы подготовки юных дзюдоистов и, используя все лучшие ее качества и свойства, методично вести юного спортсмена к победам на международных соревнованиях, выводя нашу страну в мировые лидеры.