СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика разработки технологической карты урока географии, в соответствии с требованиями фгос ооо

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом образовательной цели, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятие, согласовать действия преподавателя и учеников, организовать самостоятельную деятельность учащихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методика разработки технологической карты урока географии, в соответствии с требованиями фгос ооо»

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ГЕОГРАФИИ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО

Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование  универсальных  учебных  действий обучающихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованиями может  помочь  технологическая  карта  урока.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы учебного занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и на отдельных его этапах. Составляя конструктор урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на  достижение результата.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих компетенций, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании этапов занятия и отслеживанием предполагаемых образовательных результатов учебной деятельности. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость информации.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом образовательной цели, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятие, согласовать действия преподавателя и учеников, организовать самостоятельную деятельность учащихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Структура технологической карты представлена в виде таблицы, где в начале дается традиционная «шапка», в которой уместно прописать предмет, класс, тему урока, дату,тип урока, УМК, актуальность использования средств ИКТ . Далее цели и задачи урока, универсальные учебные действия, вид используемого на уроке ИКТ, аппаратное обеспечение и организационная структура урока (этапы урока).

Этапы урока:

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания;

3. Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности

4. Изучение нового материала. Теоретическая часть;

5. Практическая часть (первичная проверка понимания изученного);

6. Закрепление пройденного материала;

7. Домашнее задание;

8. Рефлексия.

Данный вид технологической карты урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:

- Этап организации учебного занятия;

- Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;

- Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);

- Этап подведения итогов учебного занятия;

- Рефлексия.

Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.

Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом на каждом из этапов в отдельности.

Проверка домашнего задания

Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.

Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.


Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока .

После этого дается задание творческого или проблемного характера. Таким образом, учащиеся ставят перед собой учебную задачу и готовы к учебно-познавательной деятельности. Современный  урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный подход.


Изучение нового материала. Теоретическая часть

На протяжении всего урока необходимо помнить, что любой ученик при пассивном восприятии учебного материала не может развиваться. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, побуждающих к  действию учеников.

Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и отрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторения объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.


Практический. Первичная проверка понимания нового материала.


На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.


Закрепление пройденного материала. Обобщение и систематизация.

Этот этап может быть организован в виде фронтального опроса, а при технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе - метод управляемая самостоятельная работа. Слабые ученики для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу). Ученики другой группы могут выполнять незначительное количество заданий другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.



Домашнее задание. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

Технологическая карта позволит учителю:
  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

ПРИМЕР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предмет, класс

География, 6 класс.

Тема урока

Дата

Географические координаты (широта, долгота).


Тип урока

комбинированный

Учебно-методический комплекс

Учебник «География начальный курс» 6 класс Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., § 12,13; Атлас с комплектом контурных карт.

Актуальность использования средств ИКТ

Использование средств ИКТ для активации познавательной деятельности. Использование дополнительных источников информации (схемы, перфокарты, рисунки). Использование тематической презентации.

Цель урока

Знакомство с географической широтой, долготой и способами их определения.





Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Научить определять географическую широту и долготу.

Сформировать понятие географические координаты.

Развивать навыки работы с картографическим материалом.

Формирование коммуникативной культуры. Воспитание уважительного отношения в классном коллективе.

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Формировать умения работать с информацией

Формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, умение аргументировать свое мнение

Формировать умения управления действиями, слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу

Формирование способности к самоопределению, развивать чувства сопереживания, уважительного отношения к иному мнению

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

1С: Образовательная коллекция. География 6-10 классы.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

мультимедийный проектор, компьютер, программные средства

Образовательные ресурсы Интернет

Использование сайтов

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1

Организационный этап

Цель

Подготовка к активной и сознательной работе на уроке; знакомство с планом урока

Длительность этапа

2 минуты

Основные виды деятельности преподавателя

Обеспечивает благоприятный настрой. Психологическая подготовка к общению.

Деятельность учащихся

Настраиваются на работу.

ЭТАП 2

Проверка знаний учащихся

Цель

Развитие логического мышления, формирование устной речи. Формирование навыков работы с картографическим материалом.

Длительность этапа

6 минут

Основные виды деятельности преподавателя

Организация, контроль, коррекция

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы по теме «Градусная сеть. Параллели и меридианы»

Прогнозируемый результат

Быстрая проверка опорных знаний.

ЭТАП 3

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Цель

Обеспечить деятельность по совместной формулировке целей урока.

Длительность этапа

2 минуты

Основные виды деятельности преподавателя

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает, консультирует.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

ЭТАП 4

Изучение нового материала. Теоретическая часть.

Цель

Научить определить географическую широту и долготу. Знакомство с географическими координатами.

Длительность этапа

18 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Получение дополнительной текстовой и иллюстративной информации.

Деятельность учащихся

Отвечаю на вопросы. Делают записи в тетрадях.

Основные виды деятельности преподавателя

Обеспечить глубокое и полное усвоение нового материала


Прогнозируемый результат

Верное определение географической широты, долготы, координат.

ЭТАП 5

Практический

Цель

Первичная проверка понимания изученного. Формирование навыков работы с географической картой.

Длительность этапа

8 мин

Деятельность учащихся

Работают с картами атласа. Перфокартами.

Основные виды деятельности преподавателя

Осуществлять руководство деятельностью учащихся;

Прогнозируемый результат

Верное выполнение предложенных заданий

ЭТАП 6

Закрепление пройденного материала

Цель

Обеспечить использование полученных знаний при решении учебных задач

Длительность этапа

4 мин

Деятельность учащихся

Решение поставленных учебных задач

Основные виды деятельности преподавателя

Коррекция

Прогнозируемый результат

Верное выполнение предложенных заданий

ЭТАП 7

Домашнее задание

Цель

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Длительность этапа

2 мин

Деятельность учащихся

Записывают в дневник: прочитать § 12,13.выполнить задание (вопрос) 3 на стр 34,

Основные виды деятельности преподавателя

Поясняет домашнее задание

ЭТАП 8

Рефлексия.

Цель

Подведение итогов и оценка работы учащихся

Длительность этапа

3 минуты

Деятельность учащихся

Осмысление результатов своей работы. Самооценка деятельности.

Основные виды деятельности преподавателя

Подводит итоги урока, выставляет оценки.









Список использованной литературы:

         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

         Примерная основная образовательная программа основного общего образования

         Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

         Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

         Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

         Примерная основная образовательная программа начального общего образования

  • Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года



9