СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, формы, средства обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы, формы, средства обучения, применяемые в детском саду

Просмотр содержимого документа
«Методы, формы, средства обучения»

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства


В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы в ДОУ является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие формы и методы организации деятельности воспитанников:

Формы:

  • Непосредственно образовательная деятельность (доминантные, традиционные,  интегрированные, тематические). Игровая ситуация, чтение, мастерская, экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.  Нестандартные формы проведения занятий – занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, конкурсы, занятия - квесты, лаборатории, экскурсии, целевые прогулки, викторины, использование игровых обучающих ситуаций, проблемных ситуаций, эвристические беседы.

  • Двигательная деятельность: подвижные игры, игровые упражнения, спортивные соревнования, динамические паузы, физкультурные праздники, досуги, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность.

  • Игровая деятельность (включает все виды игр).

  • Продуктивная деятельность (творческие мастерские, изготовление панно, коллажей, выставки, конкурсы творческих работ, оформление группы творческими работами детей).

  • Проектная деятельность (исследовательская работа, творческие проекты, ролево – игровое проектирование, информационно – практико – ориентированные проекты).

  • Коммуникативная деятельность (беседы, ситуативный разговор, анализ конкретных ситуаций, театрализованные игры, представления,  видеофильмы о правилах этикета).

  • Исследовательская деятельность (наблюдение, опыты и экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, проекты)

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

Методы обучения дошкольников:

  • проблемно-поисковый метод. На занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет значима для ребенка. Именно это помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

  • исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «проб и ошибок»;

  • метод экспериментирования; Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

  • интегрированный метод. Он помогает  развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

Обучение  организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

  • побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность; проблемные и игровые обучающие ситуации;

  • проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

  • развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

  • задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

  • учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. (оценка, рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

В результате использования метода у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять  задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);

  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

  • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети.

  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

  • метод «проектов». Метод проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги.   Использую разнообразие видов проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости  каждого в коллективе.

Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

Большинство детей умеют вести диалог со взрослыми  и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей  называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.

Средства обучения:

Дидактические материалы;

Наглядные средства;

Технические средства обучения.

Сюда входят:

  • Упражнения, карты-схемы, картотеки игр, картотеки презентаций, картотеки  к занятиям, художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки), слайды, мультфильмы; мультимедийные презентации,  печатные (журналы, методическая литература)

Также;

  • демонстрационные и раздаточные;

  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

  • естественные и искусственные;

  • реальные и виртуальные;

  • игровой (игры, игрушки);

  • коммуникативной (дидактический материал);

  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);

  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Для организации деятельности воспитанников используется информационно-ресурсное обеспечение образовательного  процесса – совокупность технологических средств, информации и коммуникационных технологий: компьютер, мультимедийные проекторы.






НОД с применением современных образовательных технологий


















Сотрудничество с музеем Природы "Природа и животные Байкала"













Проектная деятельность











Проект "Бессмертный полк"















Экспериментальная деятельность "Рисование на песке"


























Праздники в детском саду















Мы играем



















Творческая деятельность
















___________________________________________

Для  того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.

Развивающая среда группы представлена по центрам:

Активный сектор состоит из:

центра «Сюжетно – ролевых игр»

центра  конструирования «Архитектор» (крупный конструктор)

Рабочий сектор  состоит из:

центра  познавательно-исследовательской деятельности «Наука и природа»

центра моторики

центра продуктивной и творческой деятельности «Моё творчество»

речевого  центра «Веселый язычок»

центра безопасности

центра  «Мир математики»

Спокойный сектор состоит из:

центра  уединения «Посидим в тишине»

центра природы «Юный эколог»

краеведческого центра «Моя Родина»

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.