Полностью исключить в работе персонала профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. В каждой компании должна быть разработана и реализована программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников
Просмотр содержимого документа
«Методы и формы профилактики эмоционального выгорания»
Методы и формы профилактики эмоционального выгорания Практическая часть
Подготовил: педагог-психолог
М.А. Кригер
- Полностью исключить в работе персонала профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно.
- Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.
- В каждой компании должна быть разработана и реализована программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников
- Это можно сделать, если предложить пятиуровневую модель функционирования психики взрослого и работающего человека.
- Самый верхний уровень –это духовность. Это ценности человека, его понимание смысла жизни и работы, отношение к миру, людям, самому себе.
- Второй уровень составляют рациональность и мыслительная деятельность: размышления, умозаключения, рефлексия, анализ, выводы
- Третий уровень –это эмоциональная сфера, чувства, переживания и эмоции.
- Четвертый уровень составляет бессознательное
- Пятый уровень-это психофизиология или состояние физического здоровья
ПЯТИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ
Духовность
Рациональность
Эмоции
Бессознательное
Психофизиология
- Для поддержания функционирования первого уровня психической модели рекомендуются упражнения из области экзистенциальной и рациональной терапии.
- Для взрослого человека проблема ценностей и смысла жизни является чрезвычайно актуальной.
- Желательно, чтобы в своём обычном существовании взрослый человек периодически задавал себе следующие вопросы:
- Ради чего сегодня утром я встал с постели?
- Ради чего я живу?
- В чем заключается смысл моей жизни?
- Кто Я?
- Кем я хотел быть?
- Кем я стал?
- Зачем я работаю?
- В чем заключается смысл моей работы – для компании, для сотрудников, для меня самого?
- Любимым ли делом я занимаюсь?
Упражнение «Кто Я?»
Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь.
1.Я…
2.Я…
3.Я…
4. Я…
- Посмотрите, как и кем вы себя представляете
- На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»?
- Что вам мешало?
- Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения
- Нерешённый вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают человека внутреннего духовного стержня, на который нанизываются все другие жизненные смыслы.
- Если человек живёт без осознания смысла своего своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчёмности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Т.е. он становится уязвим к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.
- Психотерапевт В. Франкл, ученик З. Фрейда и М. Адлера, который в 1942г. попал в концентрационный лагерь и провел там три года свои переживания в этот период описал в статье «Психолог в концентрационном лагере».
- В Франкл считал, что в судьбе каждого человека, кроме его личных, сугубо индивидуальных смыслов, присутствует также сверхсмысл, не зависящий от его воли и сознания и данный ему свыше.
- Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создаёт внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всём заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования.
- Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.
- Определяя смысл своей жизни, человек может испытать внутреннее противоречие между те что ему хочется, и тем, что он должен делать.
- Упражнение «Добрый волшебник» поможет поразмышлять на эту тему и сделать для себя важные выводы
Упражнение «Добрый волшебник»
Представьте, что добрый волшебник может выполнить любое ваше желание.
- Если бы он пообещал перевоплотить вас на время в какое-нибудь животное, то какое животное вы бы выбрали? Почему вы выбрали именно это животное?
- Если бы добрый волшебник мог выполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали? Перечислите свои желания на листке бумаги.
- Если бы добрый волшебник на время мог наделить вас экстрасенсорными способностями читать мысли другого человека, то мысли кого вам захотелось «считать» в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?
- Если бы он пообещал вас переместить в другое время и другую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?
Упражнение «Продумайте свои жизненные планы»
- Составьте план своей жизни на предстоящий год. Ответьте на ниже приведённый ряд вопросов.
- Каковы ваши три самые главные цели в этом году?
- Что вы можете делать, чтобы достичь этих целей?
- Что вы уже делаете, чтобы реализовать эти цели?
- Какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь и работа после достижения этих целей?
- Как вы себя будете чувствовать после достижения этих целей?
- Кто будет рядом с вами после того, как вы достигнете своих целей?
ПРАВИЛА ЗАБОТЫ О СЕБЕ
- Газета «Комсомольская правда» написала об интересном открытии, сделанном американскими нейробиологами.
- «10-летние исследования специалистов, которыми руководил профессор психологии, директор лаборатории нейробиологии эмоций Университета города Мэдисон показали, что счастье находится в левом полушарии мозга. Такие замечательные свойства, как умение радоваться жизни, оптимизм, бодрость и надежда хранятся в левом полушарии мозга.
- В правом же содержаться грусть, разочарования и сожаления. Поэтому у всех пессимистов и скептиков доминирует правое полушарие, а у оптимистов левое. И для ученых это открытие было неожиданным.
- Ведь в последние 50 лет психологи самых разных направлений сосредоточили все свое внимание на угнетённых состояниях сознания: депрессиях, фобиях, унынии. Но вдруг столкнулись с необычной проблемой: пациент, которого по всем статьям излечили от депрессии, по прежнему не был в состоянии ощутить радость жизни, потому что не умел этого делать. И чтобы узнать причины, по которым люди способны ощущать удовлетворённость жизнью, в последнее время внимание исследователей многих стран направленно именно на счастливых людей.
- Почему на одни и те же ситуации люди реагируют по –разному? Один человек не ломается под ударами судьбы, в то время как другой из-за какой-нибудь ерунды готов впасть в депрессию. Оказалась, что вопреки природе можно воспитать в себе оптимиста.
- Это подтверждают опыты, которые проводились на несчастных добровольцах (активность зоны удовольствия мозга которых была недостаточной)
- В течение месяца добровольцев попросили выполнять задания, стимулирующие ощущение счастья. Для этого они:
- Каждый день делились с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью;
- Делали физические упражнения по 20 минут в день;
- По 2 минуты в день улыбались себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья»;
- По 10 минут в день проводили аутотренинг полной релаксации
- На третьей неделе они каждый день по 30 минут занимались любимым делом
- На четвертой неделе каждый вечер ходили на танцы
- В итоге после повторного сканирования мозга добровольцев, оказалось, что характер мозговой активности поразительно изменился: кривая функции счастья резко поползла вверх.
- Таким образом, тренируя свой мозг, даже обречённому неудачнику можно превратиться в счастливого человека.
1.БЫТЬ В СЕБЕ ИЛИ БЫТЬ В ТЕЛЕ
- Когда мы чувствуем себя, своё тело, его границы, то спокойнее реагируем на происходящее вокруг. Становимся более устойчивыми.
Техника «Опора»
Цель: снижение напряжения, повышение уверенности в своих силах
Делаем глубокий вдох- считаем до 10-медленно выдыхаем. Повторяем 4-5 раз.
В процессе дыхания обращаем внимание на свои стопы- это наша опора и то, что даёт нам устойчивость, позволяет крепко стоять на земле.
2.Эмоциональная река
- Эмоции играют в нашей жизни важную сигнальную роль.
- Эмоции показывают нам наши уязвимые места и тогда мы злимся, раздражаемся, боимся.
- Эмоции показывают нам приятные моменты и тогда мы радуемся, интересуемся, успокаиваемся.
- Уловить сигналы в течении дня мы не всегда можем. А если не можем понять сигналы, то как можем ими управлять?
Техника «Три вопроса»
Цель: саморегуляция эмоционального состояния, раскрытие зоны роста
- Что происходит здесь и сейчас?
- Зачем я собираюсь сейчас это сделать?
- Что даст действие, которое я собираюсь сейчас совершить?
3. Я молодец!
- Признание своих «маленьких побед» позволит иначе относиться к себе, другим, своей работе.
- Сколько раз вы сегодня себя похвалили и за что?
4. Сундук ресурса
- Каждый день нас что-то наполняет.
- Только не всегда мы можем обращать на это внимание. Например, прогулка по улице, красивая картинка, мелодия, чай в тишине. Именно такие нюансы влияют на настроение, помогают восполнить силы, не дают выгореть
Техника «Что меня радует»
В течение дня замечать, что вас радует, на чём останавливается внимание.
В течении месяца у вас может накопиться от 50 способов такого наполнения. А чем больше способов, тем нам легче и быстрее восстановиться.
Что вас сегодня подзарядило?
Какие у вас есть способы заботы о себе?
Выписать каждый способ на отдельный листочек и поместить все листочки на ватман
Для того, чтобы быть счастливым, необходимы всего две вещи: заниматься любимым делом и помогать людям
(Плачидо Доминго)
Рекомендуемая литература
- Веденеева Варя «52 недели для наблюдения за собой»
- Сигитова Екатерина «Рецепт счастья»
- Суним Гемин «Любовь к несовершенству»
- Настольная книга воспитателя. Новосибирск, 2020
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб, Речь, 2012.
- Управление персоналом: российский опыт. Н. Самоукина. – СПб., Питер, 2003
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!