Методы и формы взаимодействия детского сада и семьи для подготовки
ребёнка к школе
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется навыками чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.
Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ребенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.
Наряду с игрой ребенок должен знакомиться со сказкой. Значительный вклад в психическое развитие вносят также продуктивные виды деятельности :рисование, лепка, аппликация, конструирование ,тетрализованная деятельность и др.
В нашем детском саду составляется перспективный план работы с родителями будущих первоклассников, куда обязательно входят родительские собрания (1раз в квартал),семинары-практикумы, консультации для родителей, оформляются папки-передвижки.
Тематика консультаций и родительских собраний разнообразна и, как правило, посвящена работе с родителями по подготовке детей к школе , например: « Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник. Какие мы родители. Свободное время семьи для художественного творчества. Готовим руку к письму.» и многое др.
Индивидуальные мероприятия: анкетирование, тестирование ; диалоги на различные темы: просвещение родителей в области педагогики и детской психологии ,изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения к нему, выбирают наиболее удачные конструкции.
Анализ родителями поведения ребенка, помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения: в выставках совместных работ родителей и детей; конкурсах.
Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий).
Игровое взаимодействие родителей и детей. В различных игровых формах деятельности (рисование, лепка, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открыли такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем.
Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку.
Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, усилению эффективности организованного воспитания и обучения детей коррекционной группы, правильному выбору родителями программы обучения и воспитания ребенка в школе.
Если родитель не желает сотрудничать с педагогами , то и у ребёнка проявляется неподготовленность к школьному обучению в том, что:
ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;
имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
проявляет мало инициативы, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:
Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представление ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).
Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на занятии, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
Цель развития ребенка на этапе дошкольного детства очертить основные возрастные характеристики: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, ответственность, произвольность, образ «Я» и др.
Именно на направления развития ребенка физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и ориентирована вся работа дошкольного учреждения с родителями будущих первоклассников.