Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учениками с помощью специально составленного учителем диалога. В словосочетании «проблемный-диалог», первое слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть пройдены два компонента: первый – это постановка проблемы и второй компонент-поиск решения. Постановка учебной проблемы является этапом формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что ученики осуществляют постановку проблемы и поиск ее решения совместно с учителем, в специально организованном учителем диалоге.
На уроках с применением проблемно-диалогической технологии, учитель, в первую очередь, помогает учащимся определить проблему, вызывая интерес к новому материалу и бескорыстную мотивацию к обучению. После чего, с помощью побуждающего или подводящего диалога, учитель, организует самостоятельную работу школьников. Побуждающий диалог характеризуется отдельными стимулирующими репликами. На этапе постановки проблемы ученики осознают противоречие и формулируют проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний методом проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы ученики формулируют тему. На этапе поиска решения выстраивают цепочку логических умозаключений, которые ведут к открытию новому знанию. Таким образом, усвоение и понимание материала происходит намного эффективнее, чем при традиционном обучении, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Технология проблемно-диалогического обучения рассматривает методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения учебной проблемы. Можно выделить три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Смысл последнего состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса с помощью применения одного из мотивирующих способов. Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий, это -создания проблемной ситуации, побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждения к формулированию учебной проблемы, принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Остановимся на характеристике приведенных выше педагогических действий: создать проблемную ситуацию - значит создать ситуацию противоречия, столкновение с которым вызовет у учащихся эмоциональную реакцию либо удивление, либо затруднение. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, которые стимулируют учащихся на осознание противоречия. На этом этапе производится выдвижение гипотез. Выдвижение гипотезы означает высказывание предположения, истинность или ложность которого, устанавливается посредством проверки. Гипотеза, которая после проверки оказалась истинной, называется решающей, гипотезы, не прошедшие проверку являются ошибочными. Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Такой диалог начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло настроить учащихся на работу, и решающая гипотеза не была высказана, учитель подсказывает решающую гипотезу. Подсказка - намек на искомое знание - каждый раз придумывается заново. Если она не срабатывает, учитель завершает диалог
сообщением решающей гипотезы. Во втором действии учитель принимает выдвигаемые учениками гипотезы. При побуждающем диалоге существует опасность оценить высказываемые учениками предположения, т.е. либо отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет»), либо похвалить за решающую («молодец», «верно»). Следует помнить, что учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла, поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально нейтрально.
На этапе побуждения к формулированию учебной проблемы у учащихся возникает необходимость проверки гипотез. Действием для проверки гипотезы является приведении аргумента в защиту решающей гипотезы («это так, потому что») или контраргумента против ошибочной («это не так, потому что»). Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. Если проверка гипотезы устная, то аргументацией служит рассуждение. При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатывает, делается подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае, учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. При практической проверке диалог стимулирует учащихся к выработке конкретного плана действий, моделирование которого свидетельствует об уровне сформированности их регулятивных универсальных учебных действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка учителя намекает на план. Если подсказка неэффективна, то план действий в готовом виде предлагает сам учитель. Следующее действие - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Оно позволяет учащимся на основе выбранной проблемы индивидуально подойти к ее решению: отобрать необходимые вербальные средства. информационные ресурсы, определить способ выполнения действий и выделить способы фиксирования результатов. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже
имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.
Следующий метод постановки учебной проблемы- это подводящий к теме диалог. Данный метод постановки учебной проблемы намного проще, чем побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог характеризуется системой (логическую цепочку) посильных школьнику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить различные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить либо выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение и обобщение).
Наиболее простым методом постановки учебной проблемы является сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть данного метода состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса с помощью применения одного из двух мотивирующих приёмов.
Таким образом, существует всего три основных метода постановки учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.