ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на учебных занятиях по истории
Колесников А.А.
Образование - непрерывный и динамичный процесс, который построен на формировании межличностных отношений среди обучающихся, развитию комплекса знаний по различным направлениям и на умение применять полученные знания в жизни. При этом необходимо осознавать, что ведущую роль в ней играет учитель, так как на нем стоит одна из задач – заинтересовать и обучить ученика.
Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.
Особо актуален вопрос использования информационно-коммуникативных технологий на уроках истории, так как историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами и художественными образами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. И применения данной технологии способна привести к серьезным результатам освоения учебного материала обучающимися.
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Информатизация общества сопровождается бурным внедрением электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности. И одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. От школы общество ждет модель выпускника (в соответствии с ФГОС второго поколения) с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем.
Актуальность заключается в том, что надо научить обучающихся самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать, осваивать новые технологии. На уроке очень важна обратная связь как продукт анализа, рефлексии и наблюдения. Обратная связь может сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости обучающихся и поставленной целью образования. Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание обучающихся на должном уровне.
Одним из методов закрепления полученных знаний является их проверка на уроке. Помимо традиционных методов закрепления изученной темы я использую различные Интернет- сервисы: в частности, https://coreapp.ai/ - платформа которая позволяет создавать образовательные материалы онлайн, делиться ими с обучающимися, отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения.
На данном сервисе можно разместить все то, что преподаватели обычно применяют на уроках: видеофайл, презентацию, Word - документ, аудиозапись, картинки и фотографии. В конструкторе есть возможность сделать задания разных типов: упражнение с открытым ответом, задание на заполнение пробелов или распределение информации, тест, опрос, задание с запрограммированным ответом. Есть возможность вставить интерактивное задание из Lerningapp.
На данной платформе все материалы находятся в одном месте, можно делить уроки по темам, проследить, кто из обучающихся, сколько времени провел за изучением того или иного урока, проверить домашнее задание. Преподаватель может оставить комментарий на каждое задание. На данной платформе можно создавать тестовые задания для закрепления изученного материала на уроке, высылать студентам домашние задания.
Сегодня в практику обучения постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. Поэтому естественным для педагога действием является сознательное включение мобильных устройств, обучающихся в образовательный процесс. Смартфон может верным помощником на уроке. Стоит отметить другой интернет-ресурс – Online Test Pad. Это бесплатный онлайн-ресурс для создания тестов, опросов и кроссвордов, а также уроков и целых обучающих курсов. В Online Test Pad можно следить за дисциплиной: задать период выполнения теста, ограничение по количеству прохождений, запрет на копирование вопросов и автоматическое завершение теста при попытке открыть сторонний сайт. Так ученики не смогут подсмотреть ответы.
Сервис ведёт статистику успехов в целом и по вопросам. В дальнейшем легко провести работу над ошибками и закрепление: можно компилировать новый тест из сложных вопросов. При этом заданные параметры у вопросов сохранятся, а вы сэкономите время. Необходимо отметить, что такой вид работы нравиться обучающимся, это не только проверка знаний, но и некий соревновательный процесс: тот, кто больше набрал баллов, тот лучше знает тему урока.
. Такие возможности дают различные Интернет - сервисы онлайн-тестов и викторин. Они помогают вовлечь в тему обучения, закрепить изученное, проверить усвоенные знания и выявить пробелы, получить обратную связь. Таким сервисом является MyQuiz на который можно зайти с телефона. Это отличный способ задействовать смартфоны и планшеты обучающихся на уроке. Эта платформа позволяет создавать тесты и викторины, а затем приглашать участников и запускать интерактив. Создателям тестов доступны несколько видов вопросов: открытые, с несколькими вариантами ответов, со множественным выбором, вопросы-голосования. Есть даже формат, в котором на вопрос нужно ответить рисунком. Обучающиеся в реальном времени видят свои результаты ответов, система подсчёта очков балльная. По умолчанию баллы начисляются участникам по такому принципу: за каждый правильный ответ игрок получает по 5 баллов. За неверные ответы игроки не получают баллы.
Таким образом, современные цифровые инструменты и сервисы предоставляют новые возможности для реализации активного вовлечения в обучение, способствует мобилизации творческих сил обучающихся. Применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
1. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 2019. – 220 с.
2. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2019. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ (Дата обращения 20.05.2024)